Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока



Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока
Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока
B60L2200/26 - Электрооборудование транспортных средств с электротягой; магнитные подвески или левитационные устройства для транспортных средств; электродинамические тормозные системы для транспортных средств вообще (электромеханические сцепные устройства транспортных средств B60D 1/62; электрические отопительные устройства для транспортных средств B60H; расположение или монтаж электрических силовых установок B60K 1/00; расположение или монтаж трансмиссий с электрической передачей на транспортных средствах B60K 17/12,B60K 17/14; приводы вспомогательных устройств для транспортных средств B60K 25/00 ; размещение сигнальных или осветительных устройств, их установка, крепление или схемы их размещения для транспортных средств вообще B60Q; система управления тормозами транспортных средств

Владельцы патента RU 2729869:

Аржанников Борис Алексеевич (RU)

Изобретение относится к линиям энергоснабжения, расположенным вдоль железнодорожного полотна, для транспортных средств с электротягой. Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока содержит контактную сеть, включающую два контактных провода, тяговые подстанции с трехфазными трансформаторами, тяговый рельс, соединенный с одной из фаз трехфазного трансформатора, электроподвижной состав с устройствами токосъема, установленными на электроподвижном составе, имеющими контактные поверхности и сообщающимися с контактными проводами по контактной поверхности. Устройства токосъема закреплены на электроподвижном составе таким образом, что их контактные поверхности обращены к боковой поверхности контактного провода, обеспечивая ее соприкосновение с контактными проводами по боковым поверхностям контактных проводов. Технический результат заключается в повышении эффективности тягового электроснабжения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроснабжению электрифицированных железных дорог, и может найти применение в системах тягового электроснабжения железных дорог переменного тока.

Известна система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока, выполненная трехфазной и содержащая контактную сеть, включающую два контактных провода, тяговые подстанции с трехфазными трансформаторами, соединенные с трехфазной линией электропередач, тяговый рельс, соединенный с одной из фаз трехфазного трансформатора, электроподвижной состав, содержащий устройства токосъема, установленные на электроподвижном составе и сообщающиеся с контактными проводами по их нижней поверхности [Л. 1].

Описанная в [Л. 1] система электроснабжения железных дорог переменного тока характеризуется относительно невысокой технико-экономической эффективностью тягового электроснабжения.

Изобретением решается задача создания системы электроснабжения железных дорог переменного тока, лишенной отмеченных выше недостатков и характеризующейся повышенной технико-экономической эффективностью тягового электроснабжения.

Для решения поставленной задачи в системе тягового электроснабжения железных дорог переменного тока, содержащей контактную сеть, включающую два контактных провода, тяговые подстанции с трехфазными трансформаторами, тяговый рельс, соединенный с одной из фаз трехфазного трансформатора, электроподвижной состав с устройствами токосъема, установленными на электроподвижном составе, имеющими контактные поверхности и сообщающимися с контактными проводами по контактной поверхности, предложено согласно настоящему изобретению, устройства токосъема закрепить на электроподвижном составе таким образом, что их контактные поверхности обращены к боковой поверхности контактного провода, обеспечивая ее соприкосновение с контактными проводами по боковым поверхностям контактных проводов; кроме того, устройства токосъема могут быть закреплены на электроподвижном составе с возможностью перемещения и отделения от контактных проводов.

Изобретение поясняется на примере выполнения чертежами, на которых представлены: на фиг. 1 - функциональная схема заявляемой системы тягового электроснабжения железных дорог переменного тока; на фиг. 2 - устройство токосъема.

Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока содержит контактную сеть 1, содержащую контактные провода 2, 3.

Тяговые подстанции 4 содержат трехфазные трансформаторы 5, соединенные с трехфазной линией электропередач 6 и имеющие соответственно три фазы: 7, 8, 9.

Провода одной из фаз 9 трехфазного трансформатора 5 соединены с тяговым рельсом 10, а провода двух других фаз 7 и 8 трехфазного трансформатора 5 подключены соответственно к контактным проводам 2 и 3 контактной сети 1.

Система электроснабжения содержит также электроподвижной состав 11, на котором закреплены устройства токосъема 12 и 13, имеющие контактные поверхности 14, обращенные к боковой поверхности 15 контактных проводов 2 и 3.

Устройства токосъема 12 и 13 содержат блок управления (на фиг. 1 и 2 не показаны), обеспечивающие подключение устройств токосъема 12 и 13 к контактным проводам 2 и 3 и, соответственно, отключение их от проводов 2 и 3.

Устройства токосъема 12 и 13 закреплены на электроподвижном составе 11 таким образом, что имеется возможность перемещения этих устройств и отделения их от контактных проводов 2 и 3.

Система электроснабжения железных дорог переменного тока работает следующим образом.

При поднятых устройствах токосъема 12 и 13 движение электроподвижного состава 11 происходит с питанием от трех фаз: 7, 8, 9 трансформатора 5 через два контактных провода 2 и 3 и тяговый рельс 10.

При опущенном одном из устройств токосъема 12 или 13 движение электроподвижного состава 11 происходит с питанием от двух фаз 7 или 8 и 9 трансформатора 5 через контактный провод 2 или 3 и тяговый рельс 10.

Выполнение системы тягового электроснабжения железных дорог переменного тока в соответствии с предлагаемым решением позволит снизить удельный расход электроэнергии на тягу электроподвижного состава, повысив тем самым технико-экономическую эффективность тягового электроснабжения.

В соответствии с заявляемым решением в ООО НПП «Электромаш» разработана техническая документация системы электроснабжения, изготовлен ее опытный образец.

Испытания опытного образца подтвердили его работоспособность и широкие возможности его практического применения в будущем.

Литература:

1. Патент РФ на изобретение №2688194, МПК В60М 3/00, B60L 15/06, опубликован в 2019 г., бюллетень №15.

1. Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока, содержащая контактную сеть, включающую два контактных провода, тяговые подстанции с трехфазными трансформаторами, тяговый рельс, соединенный с одной из фаз трехфазного трансформатора, электроподвижной состав с устройствами токосъема, установленными на электроподвижном составе, имеющими контактные поверхности и сообщающимися с контактными проводами по контактной поверхности, отличающаяся тем, что устройства токосъема закреплены на электроподвижном составе таким образом, что их контактные поверхности обращены к боковой поверхности контактного провода, обеспечивая ее соприкосновение с контактными проводами по боковым поверхностям контактных проводов.

2. Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока по п. 1, отличающаяся тем, что устройства токосъема закреплены на электроподвижном составе с возможностью перемещения и отделения от контактных проводов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроснабжению электрифицированных железных дорог. Контактная сеть содержит размещенный на контактном проводе датчик температуры, соединенный с радиопередатчиком, который с помощью передающей и приемной антенны связан с радиоприемником, подключенным к блоку сравнения и управления.

Изобретение относится к токоприемникам для транспортных средств, а точнее к контролю качества взаимодействия контактного провода и токоприемников. Способ акустической регистрации нарушений токосъема заключается в том, что регистрируют звуковые волны от дуговых, искровых или иных разрядных или тепловых процессов, в том числе перегрузочных искрений, возникающих при нарушениях токосъема.

Изобретение относится к транспортным средствам с электротягой и предназначено для диагностики состояния контактной сети. Устройство измерения параметров контактного провода содержит линейку лазеров и две линейки и видеокамер, установленных с возможностью регистрации отраженного от контактного провода лазерного излучения.
Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при создании высококачественных систем контроля при эксплуатации электрического подвижного состава и контактных сетей электрифицированных железных дорог.

Нарушения токосъема сопровождаются искрением или электрической дугой, которые оказывают на контактный провод различное разрушающее воздействие, степень которого может быть определена по оптическому излучению от нарушения токосъема.

Изобретение относится к средствам мониторинга и контроля состояния контактной сети рельсового транспорта. Система содержит датчики физических параметров подвески, распределенные по крайней мере на одном анкерном участке контактной сети, блок сбора информации, формируемой датчиками, блок обеспечения обработки информации, собранной блоком сбора информации и блок оповещения персонала об аварийной ситуации на участке контактной сети, расположенном на анкерном участке, где блок сбора информации и блок обеспечения обработки информации выполнены подключёнными по цепям питания по крайней мере к одному блоку бесперебойного питания, блок обеспечения обработки информации выполнен бесперебойно подключенным к блоку сбора информации и выполнен обеспечивающим обработку информации таким образом, что по результатам обработки информации, формируемой датчиками, непрерывно формируются решения о гарантированном отсутствии или о возможном наличии аварийной ситуации на анкерном участке, и при формировании решения о возможном наличии аварийной ситуации формируется оповещение о возможности возникновения аварийной ситуации, пересылаемое по сети бесперебойной передачи данных на мобильные устройства оперативного персонала, ответственного за участок контактной сети, на котором расположен анкерный участок.

Группа изобретений относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Система тягового электропитания для высокоскоростного поезда содержит бортовое устройство электропитания, которое содержит бортовую цепь электропитания привода и вспомогательного электропитания, а также бортовую цепь аккумулирования энергии и разряда.

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта. Устройство для нанесения защитного покрытия на контактный провод содержит подъемник с емкостью для жидкости, трубку подвода жидкости и установленный в емкость вал с лопастями, расположенный под углом к оси железнодорожного пути.

Изобретение относится к линиям энергоснабжения, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Способ оптической регистрации нарушений токосъема заключается в следующем.

Группа изобретений относится к диагностике состояния проводной контактной сети. Способ измерения параметров контактного провода заключается в следующем.

Изобретение относится к получению композиционных материалов пропиткой пористого углеграфитового каркаса, обладающих высокой электропроводностью, антифрикционными свойствами, стойкостью в агрессивных средах.
Наверх