Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока
Изобретение относится к линиям энергоснабжения, расположенным вдоль железнодорожного полотна, для транспортных средств с электротягой. Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока содержит контактную сеть, включающую два контактных провода, тяговые подстанции с трехфазными трансформаторами, тяговый рельс, соединенный с одной из фаз трехфазного трансформатора, электроподвижной состав с устройствами токосъема, установленными на электроподвижном составе, имеющими контактные поверхности и сообщающимися с контактными проводами по контактной поверхности. Устройства токосъема закреплены на электроподвижном составе таким образом, что их контактные поверхности обращены к боковой поверхности контактного провода, обеспечивая ее соприкосновение с контактными проводами по боковым поверхностям контактных проводов. Технический результат заключается в повышении эффективности тягового электроснабжения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроснабжению электрифицированных железных дорог, и может найти применение в системах тягового электроснабжения железных дорог переменного тока.
Известна система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока, выполненная трехфазной и содержащая контактную сеть, включающую два контактных провода, тяговые подстанции с трехфазными трансформаторами, соединенные с трехфазной линией электропередач, тяговый рельс, соединенный с одной из фаз трехфазного трансформатора, электроподвижной состав, содержащий устройства токосъема, установленные на электроподвижном составе и сообщающиеся с контактными проводами по их нижней поверхности [Л. 1].
Описанная в [Л. 1] система электроснабжения железных дорог переменного тока характеризуется относительно невысокой технико-экономической эффективностью тягового электроснабжения.
Изобретением решается задача создания системы электроснабжения железных дорог переменного тока, лишенной отмеченных выше недостатков и характеризующейся повышенной технико-экономической эффективностью тягового электроснабжения.
Для решения поставленной задачи в системе тягового электроснабжения железных дорог переменного тока, содержащей контактную сеть, включающую два контактных провода, тяговые подстанции с трехфазными трансформаторами, тяговый рельс, соединенный с одной из фаз трехфазного трансформатора, электроподвижной состав с устройствами токосъема, установленными на электроподвижном составе, имеющими контактные поверхности и сообщающимися с контактными проводами по контактной поверхности, предложено согласно настоящему изобретению, устройства токосъема закрепить на электроподвижном составе таким образом, что их контактные поверхности обращены к боковой поверхности контактного провода, обеспечивая ее соприкосновение с контактными проводами по боковым поверхностям контактных проводов; кроме того, устройства токосъема могут быть закреплены на электроподвижном составе с возможностью перемещения и отделения от контактных проводов.
Изобретение поясняется на примере выполнения чертежами, на которых представлены: на фиг. 1 - функциональная схема заявляемой системы тягового электроснабжения железных дорог переменного тока; на фиг. 2 - устройство токосъема.
Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока содержит контактную сеть 1, содержащую контактные провода 2, 3.
Тяговые подстанции 4 содержат трехфазные трансформаторы 5, соединенные с трехфазной линией электропередач 6 и имеющие соответственно три фазы: 7, 8, 9.
Провода одной из фаз 9 трехфазного трансформатора 5 соединены с тяговым рельсом 10, а провода двух других фаз 7 и 8 трехфазного трансформатора 5 подключены соответственно к контактным проводам 2 и 3 контактной сети 1.
Система электроснабжения содержит также электроподвижной состав 11, на котором закреплены устройства токосъема 12 и 13, имеющие контактные поверхности 14, обращенные к боковой поверхности 15 контактных проводов 2 и 3.
Устройства токосъема 12 и 13 содержат блок управления (на фиг. 1 и 2 не показаны), обеспечивающие подключение устройств токосъема 12 и 13 к контактным проводам 2 и 3 и, соответственно, отключение их от проводов 2 и 3.
Устройства токосъема 12 и 13 закреплены на электроподвижном составе 11 таким образом, что имеется возможность перемещения этих устройств и отделения их от контактных проводов 2 и 3.
Система электроснабжения железных дорог переменного тока работает следующим образом.
При поднятых устройствах токосъема 12 и 13 движение электроподвижного состава 11 происходит с питанием от трех фаз: 7, 8, 9 трансформатора 5 через два контактных провода 2 и 3 и тяговый рельс 10.
При опущенном одном из устройств токосъема 12 или 13 движение электроподвижного состава 11 происходит с питанием от двух фаз 7 или 8 и 9 трансформатора 5 через контактный провод 2 или 3 и тяговый рельс 10.
Выполнение системы тягового электроснабжения железных дорог переменного тока в соответствии с предлагаемым решением позволит снизить удельный расход электроэнергии на тягу электроподвижного состава, повысив тем самым технико-экономическую эффективность тягового электроснабжения.
В соответствии с заявляемым решением в ООО НПП «Электромаш» разработана техническая документация системы электроснабжения, изготовлен ее опытный образец.
Испытания опытного образца подтвердили его работоспособность и широкие возможности его практического применения в будущем.
Литература:
1. Патент РФ на изобретение №2688194, МПК В60М 3/00, B60L 15/06, опубликован в 2019 г., бюллетень №15.
1. Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока, содержащая контактную сеть, включающую два контактных провода, тяговые подстанции с трехфазными трансформаторами, тяговый рельс, соединенный с одной из фаз трехфазного трансформатора, электроподвижной состав с устройствами токосъема, установленными на электроподвижном составе, имеющими контактные поверхности и сообщающимися с контактными проводами по контактной поверхности, отличающаяся тем, что устройства токосъема закреплены на электроподвижном составе таким образом, что их контактные поверхности обращены к боковой поверхности контактного провода, обеспечивая ее соприкосновение с контактными проводами по боковым поверхностям контактных проводов.
2. Система тягового электроснабжения железных дорог переменного тока по п. 1, отличающаяся тем, что устройства токосъема закреплены на электроподвижном составе с возможностью перемещения и отделения от контактных проводов.