Динамически подобная модель аэродинамической поверхности

Изобретение относится к области авиационной техники и касается, в частности, экспериментальных исследований аэроупругости летательных аппаратов в аэродинамических трубах (АДТ) с помощью динамически подобных отсечно-балочных моделей отъемной части крыла. Динамически подобная модель аэродинамической поверхности содержит силовой сердечник и отсеки, имеющие внутренние полости, внешняя поверхность которых геометрически подобна форме моделируемой аэродинамической поверхности, передающих аэродинамические нагрузки на силовой сердечник, при этом отсеки выполнены из низкомодульного материала с образованием моделируемой аэродинамической поверхности, внутри отсеков выполнены внутренние полости со съемными крышками для размещения сменных грузов и оборудования, локальные площадки для крепления крышек к отсеку, отсеки содержат Х-образные нервюры с площадкой крепления к силовому сердечнику в центральной части нервюры и диагональными ребрами переменной толщины, идущими от указанной площадки крепления к углам отсека. Техническим результатом является повышение точности моделирования массово-инерционных характеристик отъемной части крыла, упрощение конструкции, уменьшение доли «ручного» труда. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники и касается, в частности, экспериментальных исследований аэроупругости летательных аппаратов в аэродинамических трубах (АДТ) с помощью динамически подобных отсечно-балочных моделей отъемной части крыла (аэродинамической поверхности).

Известна конструкция динамически подобной модели крыла и способ ее изготовления (см. Р.Л.Бисплингхофф, Х.Эшли, Р.Л.Халфмен. Аэроупругость. М., ИЛ, 1958, рис. 12, стр. 640-641). Модель состоит из лонжерона (силового сердечника), расположенного вдоль оси жесткости крыла или оперения, с прикрепленными жесткими отсеками, создающими заданные обводы (профиль) модели. Достоинством такой конструкции является малая плотность материалов (бальза, липа и т.д.) и их податливость к обработке, что обеспечивает малый вес отсека, отсутствие щелей присущих отсечно-балочным конструкциям за счет тонкой резиновой обшивки, а недостатками являются низкие модули упругости и пределы прочности применяемых материалов, необходимость увеличения жесткости за счет покрытия слоем стекловолокна, выпучивание резиновой обшивки при испытаниях в аэродинамической трубе, сложность прогнозирования массово-инерционных характеристик из-за использования клея в качестве крепежа, а также сложная конструкция каркаса отсека с множеством элементов и высокая доля «ручного» труда.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является конструкция динамически подобной модели крыла и способ ее изготовления (см. Н.В. Альхимович, Л.С.Попов. Моделирование флаттера самолета в аэродинамических трубах. Труды ЦАГИ №623, 1947, рис. 3-12 стр. 11-15). Модель состоит из лонжерона (силового сердечника), преимущественно металлического, расположенного вдоль оси жесткости крыла или оперения, с прикрепленными в одной точке жесткими отсеками, создающими заданные обводы (профиль) модели и представляющими пространственные фермы, образованные фанерными нервюрами, тонкими сосновыми распорками, стрингерами и бальзовыми бобышками, в свою очередь обтянутые ткаными материалами или неткаными на основе целлюлозных волокон (пергамин, калька и т.д.). Достоинством такой конструкции является применение авиационной фанеры при создании формообразующих нервюр, что придает отсекам достаточную жесткость, а недостатком является сложная конструкция каркаса отсека с множеством элементов, сложность прогнозирования массово-инерционных характеристик из-за использования клея в качестве крепежа и высокая доля «ручного» труда.

Задачей и техническим результатом является повышение точности моделирования массово-инерционных характеристик отъемной части крыла (аэродинамической поверхности), упрощение конструкции, уменьшение доли «ручного» труда и снижение стоимости изготовления модели.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что динамически подобная модель аэродинамической поверхности, содержит силовой сердечник и отсеки, имеющие внутренние полости, внешняя поверхность которых геометрически подобна форме моделируемой аэродинамической поверхности, передающих аэродинамические нагрузки на силовой сердечник, при этом отсеки выполнены из низкомодульного материала с образованием моделируемой аэродинамической поверхности, внутри отсеков выполнены внутренние полости со съемными крышками для размещения сменных грузов и оборудования, локальные площадки для крепления крышек к отсеку, отсеки содержат Х-образные нервюры с площадкой крепления к силовому сердечнику в центральной части нервюры и диагональными ребрами переменной толщины, идущими от указанной площадки крепления к углам отсека, при этом геометрические размеры элементов Х-образной нервюры определены с учетом заданных массово-инерционных характеристик отсека.

Технический результат также достигается тем, что в динамически подобной модели аэродинамической поверхности отсеки и крышки выполнены монолитными

Технический результат также достигается тем, что в динамически подобной модели аэродинамической поверхности сменные грузы размещены в индивидуальных внутренних полостях и закреплены винтами.

Технический результат также достигается тем, что в динамически подобной модели аэродинамической поверхности отсеки выполнены с возможностью размещения внутримодельных трасс, систем управления модели и измерительных средств.

Технический результат также достигается тем, что в динамически подобной модели аэродинамической поверхности локальные площадки разнесены по размаху и хорде отсека.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемой динамически подобной модели аэродинамической поверхности в собранном виде.

На фиг. 2 представлено поперечное сечение типового отсека вдоль хорды в зоне расположения сменных грузов, моделирующих топливо.

На фиг. 3 представлено поперечное сечение типового отсека в плоскости

хорд.

В динамически подобной модели аэродинамической поверхности, содержащей силовой сердечник 1, отсеки с внутренними полостями (не менее пяти) 2, передающие аэродинамические нагрузки на силовой сердечник 1, сменные грузы 5, имитирующие топливо, весовые имитаторы двигателей, внутримодельные трассы, элементы системы управления модели и другие технические и измерительные средства (на фигурах не показаны), и представляющей в сборе единую конструкцию замкнутой аэродинамической формы, отсеки 2 выполнены в виде полых тонкостенных элементов выполненных в виде части аэродинамического профиля, имеющего вытянутую форму вдоль потока, скругленную к потоку переднюю и острую заднюю кромки, включающих всю нижнюю, а также верхнюю поверхность носика протяженностью не более 15-20% местной хорды и верхнюю поверхность хвостика протяженностью не более 20-30% местной хорды аэродинамической поверхности (например, противоположную, правую боковую поверхность носика киля протяженностью не более 15-20% местной хорды киля и правую боковую поверхность хвостика протяженностью не более 20-30%) местной хорды киля) и съемных тонкостенных крышек протяженностью 5-20% (протяженность элементов уменьшается от комеля к кончику пропорционально местной хорде) от полуразмаха аэродинамической поверхности и образованных рассечением плоскостями, перпендикулярными оси жесткости силового сердечника 1, при этом между отсеками 2 обеспечивается технологический зазор, гарантирующий исключение их взаимного контакта отсеков 2 при колебаниях с заданной амплитудой. При этом в отсеке 2 выполнены разнесенные по размаху и хорде локальные площадки для крепления крышки 4, которая изготовлена в виде верхней части аэродинамической поверхности. Хорда крышки 4 составляет не менее 50-65% местной хорды, а размах крышки 4 совпадает с размахом отсека 2.

Узлы навески 9 отсеков 2 располагаются не далее 5% от центра тяжести по размаху отсека 2 перпендикулярно потоку. Х-образные нервюры отсеков 2, состоящие из узла навески 9 отсеков 2 на силовой сердечник и стенок 8, перпендикулярных плоскости хорд и направленных по диагоналям от узла навески 9 к внешним углам отсека 2, разделены на секции различной толщины, параметры которых определяются расчетным способом.

Для проведения в рамках одной модели поисковых параметрических исследований (на этапе проектных решений при разработке летательного аппарата) по оптимальному распределению конструкционного веса в аэродинамической поверхности или последовательности выработки топлива в полете из баков крыла для исключения опасности возникновения флаттера в полете, достигается установкой сменных грузов 5, моделирующих топливо, при помощи крепежных элементов 7 в цилиндрических или призматических трубках 6, оси которых расположены по нормали к плоскости хорд и ограниченных верхней и нижней поверхностями крыла и закрытыми крышками полостей сменных грузов 3. Также возможно крепление грузов 5, моделирующих топливо, на силовой сердечник 1.

Проектирование включает теоретический расчет и оптимизацию массово-инерционных характеристик и положения центра тяжести отсека, требуемых по теории подобия, за счет варьирования толщины различных секций нервюр. Каждый отсек и крышки отсеков преимущественно изготавливаются как единое, монолитное тело с минимизацией количества элементов и мест склейки, сварки и т.д.

Изобретение работает следующим образом. Модель аэродинамической поверхности устанавливают в рабочей части аэродинамической трубы, затем все типы датчиков с помощью переходных кабелей подключают к системе сбора и обработки данных, которая измеряет виброускорения, статические и динамические напряжения. Перед испытаниями выполняется контрольная проверка функционирования всех подсистем. Для этого включается внутримодельный силовозбудитель (на фигурах не показан) и определяются в заданном диапазоне частот амплитудно-частотные характеристики модели и регистрируются сигналы с датчиков. Каждый пуск аэродинамической трубы выполняется в соответствии с программой испытаний модели. Пуск выполняется в пошаговом режиме. На заранее заданных фиксированных числах М включается силовозбудитель и в заданном диапазоне частот вынужденных колебаний модели регистрируются сигналы с установленных датчиков. Для уменьшения погрешностей при обработке сигналов включение силовозбудителя и регистрация сигналов с датчиков выполняются несколько раз. Обработка и анализ полученной информации выполняются после окончания испытаний модели в аэродинамической трубе.

Изобретение позволяет реализовать изготовление и испытания динамически подобных моделей в аэродинамических трубах для исследования комплекса проблем аэроупругости. Силовые элементы могут быть оснащены датчиками, трассы к которым прокладываются вдоль силового сердечника модели. На предлагаемой основе может быть изготовлена, как и полная динамически подобная модель летательного аппарата, так и модель отъемной части летательного аппарата, например, крыла. Возможность проведения в рамках одной модели поисковых параметрических исследований (на этапе проектных решений при разработке летательного аппарата) по оптимальному распределению конструкционного веса в аэродинамической поверхности или последовательности выработки топлива из баков крыла для исключения опасности возникновения флаттера достигается установкой сменных грузов, моделирующих топливо, кроме того, в результате снижаются затраты на производственные работы и уменьшается время на подготовку и обслуживание эксперимента в аэродинамической трубе. Изготовлен опытный образец модели, подтвердивший вышеуказанные технические результаты.

1. Динамически подобная модель аэродинамической поверхности, содержащая силовой сердечник и передающие аэродинамические нагрузки на силовой сердечник отсеки, имеющие внутренние полости, внешняя поверхность отсеков геометрически подобна форме моделируемой аэродинамической поверхности, отличающаяся тем, что отсеки выполнены из низкомодульного материала с образованием моделируемой аэродинамической поверхности, внутри отсеков выполнены внутренние полости со съемными крышками для размещения сменных грузов и оборудования, локальные площадки для крепления крышек к отсеку, отсеки содержат Х-образные нервюры с площадкой крепления к силовому сердечнику в центральной части нервюры и диагональными ребрами переменной толщины, идущими от указанной площадки крепления к углам отсека, при этом геометрические размеры элементов Х-образной нервюры определены с учетом заданных массово-инерционных характеристик отсека.

2. Динамически подобная модель аэродинамической поверхности по п. 1, отличающаяся тем, что отсеки и крышки выполнены монолитными.

3. Динамически подобная модель аэродинамической поверхности по п. 1, отличающаяся тем, что сменные грузы размещены в индивидуальных внутренних полостях и закреплены винтами.

4. Динамически подобная модель аэродинамической поверхности по п. 1, отличающаяся тем, что отсеки выполнены с возможностью размещения внутримодельных трасс, систем управления модели и измерительных средств.

5. Динамически подобная модель аэродинамической поверхности по п. 1, отличающаяся тем, что локальные площадки разнесены по размаху и хорде отсека.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной науки и техники и, в частности, к экспериментальным исследованиям на моделях явлений аэроупругости и аэродинамики в аэродинамических трубах (АДТ).

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано для исследования аэродинамических характеристик сверхзвуковых летательных аппаратов в аэродинамических трубах.

Изобретение относится к области малогабаритных струйных генераторов дыма. Дымогенератор содержит испаритель с выходным отверстием для дыма, емкость с дымообразующей жидкостью, устройство подачи дымообразующей жидкости в испаритель, электрический источник питания, датчик контроля температуры испарителя, при этом испаритель состоит из выполненных из электропроводного материала корпуса и трубки испарителя, последовательно подключенных в качестве резистора к электрическому источнику питания, при этом в трубке испарителя установлена нагреваемая вставка из пористого материала, длина которой больше диаметра трубки испарителя.

Изобретение относится к области авиации, к аэродинамическим испытаниям моделей воздухозаборников двухконтурных турбореактивных двигателей (ТРДД), в частности, для исследований, например, условий вихреобразования и попадания посторонних частиц в воздухозаборник двигателя летательного аппарата на стартовых режимах, и других исследованиях при заданных суммарных расходах воздуха через двигатель в условиях внешнего обдува.

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики. Способ основан на внешнетраекторных измерениях параметров пассивного полета объекта в атмосфере, по результатам которых в дискретных точках траектории полета определяют координаты, скорость движения объекта, угол наклона вектора скорости к плоскости местного горизонта, вычисляют ускорение силы притяжения Земли, находят давление атмосферы с использованием других источников.

Изобретение относятся к области экспериментальной аэродинамики, в частности исследований проблем аэроупругости летательных аппаратов. Модель содержит силовой сердечник, который выполнен в виде части профиля, включающей часть верхней и нижней поверхностей, например крыла или горизонтального оперения (часть боковых, например левой и правой, поверхностей киля), по размаху несущей поверхности устанавливаются нервюры, выполненные разрезными и разъемными, преимущественно из термопластичных материалов, жестко связанные с обшивкой, носок разделен на съемные сменяемые секции, подобные секциям механизации передней кромки несущей плоскости натурного объекта, выполнен полым с применением композиционных материалов в виде U-образной оболочки, подкрепленной набором нервюр, хвостик разделен на съемные сменяемые секции, подобные секциям механизации передней кромки несущей плоскости натурного объекта, выполнен полым с применением композиционных материалов в виде V-образной оболочки подкрепленной набором нервюр, сменные грузы, моделирующие топливо, установлены во внутреннем объеме силового сердечника.

Изобретение относится к способу формирования управляющего сигнала по углу крена модели гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА). Для формирования управляющего сигнала для контроля аэродинамической идентичности по числам Рейнольдса траекторий полета модели и натурного изделия ГЛА при проведении опережающих летных исследований аэродинамических характеристик измеряют высоту, скорость полета, углы атаки и крена, температуру, давление, плотность атмосферы, вычисляют скоростной расчетный угол крена определенным образом, корректируют вычисленное значение с учетом рассчитанного определенным образом опережающего сигнала, находят требуемое скорректированное значение угла крена, необходимое при реализации переходного процесса для выхода на траекторию модели.

Изобретение относится к летным испытаниям (ЛИ) моделей летательных аппаратов (ЛА) и непосредственно самих ЛА, а именно к способам определения управляющего сигнала по углу крена модели гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА).

Модель летательного аппарата для исследования влияния струи реактивного двигателя на аэродинамические характеристики летательного аппарата включает закрепленный на боковой державке тонкостенный корпус с кормовым соплом и дренажными отверстиями по наружной поверхности, дренажные трубки, проложенные в боковой державке и соединенные с устройством регистрации давления, систему подачи сжатого воздуха к модельному соплу, состоящую из баллона со сжатым воздухом, воздуховодов, проложенных в боковой державке, и внутренней полости модели.

Изобретение относится к конструкции крупноразмерных аэродинамических моделей летательных аппаратов, применяющихся для испытаний в аэродинамических трубах. Устройство состоит из соединенных между собой сердечников фюзеляжа, крыла с подвижной механизацией, подвижного хвостового оперения с закрепленными на них шпангоутами, продольными элементами и плоскими профилированными элементами, повторяющими внутренний контур обшивки.

Изобретение относится к области обслуживания железнодорожных путей. Согласно способу обнаружения повреждения в опорном блоке железнодорожного пути возбуждают опорный блок (40, 42), затем измеряют вибрационный отклик опорного блока, определяют, по меньшей мере, первую собственную частоту (F1) первой собственной моды опорного блока по измеренному вибрационному отклику, и определяют, по меньшей мере, уровень повреждения опорного блока, по меньшей мере, исходя из упомянутой первой собственной частоты.
Наверх