Грузовой экраноплан с управляемой воздушной подушкой и способ его работы

Группа изобретений относится к транспортным средствам на воздушной подушке. Грузовой экраноплан содержит фюзеляж с днищем и отсеками для перевозки стандартных контейнеров и лобовыми стенками для разгрузки контейнеров, крылья, днище фюзеляжа и вентиляторные силовые установки с приводом от ГТД. Под нижней частью крыльев и фюзеляжа эквидистантно им расположены с зазором вставки из пористого материала. Зазоры соединены с вентиляторными силовыми установками. Способ работы грузового экраноплана основан на формировании динамической воздушной подушки путем использования набегающего потока и направленного движения струй под нижними частями крыла. Воздушные подушки на крыльях и фюзеляже формируются за счет выдавливания воздуха от вентиляторных силовых установок с приводом от ГТД через пористый материал в противоположном направлении. Группа изобретений направлена на взлет и посадку экраноплана как с воды, так и с суши. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке, в частности, к экранопланам.

Известны экранопланы, выполненные по схеме «составное крыло», использующие в качестве взлетно-посадочного устройства поддув воздушными струями под крыло.

В качестве аналога можно рассмотреть патент [1] на экраноплан, содержащий фюзеляж, крылья с вертикальными и горизонтальными оперениями, вентиляторные силовые установки с приводом от ГТД и взлетно-посадочное устройство с поплавками и средствами отклонения струи газа под крыло.

Однако струи, направленные под нижнюю часть крыла, не обеспечивают нужный гидродинамический эффект в полной мере.

В качестве аналога можно рассмотреть патент [2] на экраноплан, содержащий фюзеляж, крылья с вертикальными и горизонтальными оперениями, вентиляторные силовые установки с приводом от ГТД и у которого верхняя поверхность кормовой части фюзеляжа оснащена люком, соединенным с фюзеляжем с возможностью его перемещения относительно фюзеляжа.

Но и этот экраноплан не использует возможность управления воздушной подушкой.

В качестве прототипа выбран патент [3] содержащий фюзеляж 1 днищем 2 и отсеками 3 для перевозки стандартных контейнеров 4 и лобовыми стенками 5 для разгрузки контейнеров 4. крыльями 6 днищем 7 фюзеляжа 1 и вентиляторные силовые установки 8 с приводом от ГТД 9,

К особенностям такого экраноплана относится то, что вентиляторные силовые установки снабжены средствами отклонения струй газа, попадающих под нижние части крыльев 6 экраноплана.

К недостаткам такого экраноплана относится то, что он приспособлен только для старта с водной поверхности и не приспособлен для посадки на классические взлетные полосы, существенно снижая возможности загрузки и разгрузки в несколько раз. Динамическая воздушная подушка в таком экраноплане создается только за счет полета на малой высоте и создания статического повышенного давления под нижней частью крыльев, снижения негативного влияния концевых вихрей на крыльях. К недостаткам такого экраноплана относится и неэффективный способ повышения давления статического давления под нижней частью крыльев за счет струй газа. Существенное увеличения количества струй воздуха невозможно без новых идей. Динамическая составляющая давления из-за струи незначительна, а соотношения размера струи с площадью крыла говорит о том, что оптимальным решением является бесконечное количества струй подаваемых под крылья и фюзеляж является способ выдавливая газа через пористые вставки. К недостаткам относится и то, что эта технология распространяется только на нижней частью крыльев, в то время как многократно большая площадь под фюзеляжем формируется только за счет аэродинамического экрана, который формируется только на высоте от 3 до 12 метров. К недостаткам такого экраноплана относится и высокая аварийность при большом волнении. Аэродинамическое качество или совершенность, подтверждающие эффективность и экономичность экраноплана обычно в 2-3 выше, чем у классических летательных аппаратов и достигает до 50-60 только на очень малых высотах, сравнимых с размером хорды крыла. Для современных летательных аппаратов совершенство [т.е. отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению] не выше 20 безразмерных единиц. Особое внимание надо обратить на то, что струи под нижнее крыло формируются в одном напрвлении, а струи через пористые вставки - в противоположном направлении, создавая преимущественно статическое давление под всей нижней поверхностью не только крыльев 6, а всей нижней поверхности днища 2 фюзеляжа 1. Предложенный способ конечно нуждается в экспериментальной проверке при продувке крыла в ЦАГИ.

Этот же патент используется и в качестве прототипа при рассмотрении способа работы экраноплана.

Предлагаемый грузовой экраноплан содержит фюзеляж с днищем и отсеками для перевозки стандартных контейнеров и лобовыми стенками для разгрузки контейнеров, крыльями, днищем, фюзеляжа и вентиляторные силовые установки с приводом от ГТД.

Отличительной особенность предлагаемого грузового экраноплана является то, что под нижней частью крыльев и фюзеляжа эквидистантно им расположены с зазором вставки из пористого материала, причем зазоры соединены с вентиляторными силовыми установками. Другими отличительными признаками можно признать то, что зазоры в крыльях и фюзеляже соединены с вентиляторными силовыми установками независимо друг от друга, и то, что пористые вставки выполнены из нержавеющей стали, а внутри зазора жестко установлены перегородки с отверстиями.

На фиг. 1 схематично изображен предлагаемый грузовой экраноплан, содержащий фюзеляж 1 с днищем 2 и отсеками 3 для перевозки стандартных контейнеров 4 и лобовыми стенками 5 для разгрузки контейнеров 4, крыльями 6, днищем 2 фюзеляжа 1 и вентиляторные силовые установки 8 с приводом от ГТД 9. Под цифрой 12 условно показана динамическая воздушная подушка. Под нижней частью крыльев 6 и фюзеляжа 1 эквидистантно им расположены с зазором 10 вставки из пористого материала 11, причем зазоры 10 соединены с вентиляторными силовыми установками 8. Другими отличительными признаками можно признать то, что зазоры 10 в крыльях 6 и фюзеляже 2 соединены с вентиляторными силовыми установками 8 независимо друг от друга, и то, что пористые вставки 11 выполнены из нержавеющей стали, а внутри зазора 10 жестко установлены перегородки 13 с отверстиями 14.

На фиг. 2 изображено отдельно фюзеляж 1 с днищем 2 и отсеками 3 для перевозки стандартных контейнеров 4 и лобовыми стенками 5 для разгрузки контейнеров 4, крыльями 6 днищем 2 фюзеляжа 1 и вентиляторные силовые установки 8 с приводом от ГТД 9.

На фиг. 3 изображено отдельно поперечное сечение крыла 6, у которого зазоры 10 соединены с вентиляторными силовыми установками 8, пористые вставки 11 выполнены из нержавеющей стали, а внутри зазора 10 жестко установлены перегородки 13 с отверстиями 14.

Поскольку зазоры 10 в крыльях 6 и фюзеляже 2 соединены с вентиляторными силовыми установками 8 независимо друг от друга, то при полете свыше 1000 метров эффективное регулирование направлением полета может осуществляться перераспределением подачи воздуха через пористые вставки 11 между левым и правым крыльями 6.

Выполнение пористых вставок 11 из нержавеющей стали особенно важно при старте с поверхности воды и избежания коррозии ввиду прямого контакта с морской водой.

Выполнение внутри зазоров 10 жестко установленных перегородки 13 с отверстиями 14 позволяет перераспределить воздушные потоки по всей внутренней площади крыла и обеспечит нужную прочность крыльев 6.

Работает предлагаемый грузовой экраноплан следующим образом. При погрузочно-разгрузочных работах лобовые стенки 5 опущены и выполняют роль грузового трапа. На фиг. 2 эта позиция изображена в виде штрихпунктирных линий. После загрузки стандартными контейнерами 4 лобовые стенки 5 переводятся в рабочее положение и фиксируются защелками, которые на рис. 2 не показаны. Фиксация рабочего положения выведена на пульт управления. Операция очень важная, поскольку взлет с поверхности воды может сопровождаться нежелательным заполнением грузовых отсеков водой. Движение лобовых стенок 5 реализуется с помощью гидравлического привода.

Взлет и посадка экраноплана с воды и суши мало отличимы. При старте с воды нужен набор поплавков - скегов {на рис. не показаны}. При старте с классического аэродрома на суше часть воздушного потока от вентиляторных силовых установок 8 с приводом от ГТД 9 направляется через пористые вставки 11 под фюзеляж 2 и крылья 6, а часть на разбег и формирование динамической газовой подушки. После взлета и набора определенной высоты соотношение потоков перераспределяется между стартовыми и маршевыми силовыми установками 8.

Основная часть грузов, доставляемых по «шелковому пути» из Китая в другие страны, доставляются морем, по причине дешевизны перевозки.

Основной недостаток такой перевозки - медленный процесс. Перевозка классическими летательными аппаратами быстра, но существенно дороже. Предлагаемый грузовой экраноплан может занять промежуточное положение, которое никем не занято. В этом заинтересован прежде всего Китай, как мировой экономический лидер, и получить финансирование на реализацию такого проекта можно получить в банковских структурах КНР. Такой грузовой экраноплан может быть востребован и при замене контейнеров 4 на нечто интересное для МО РФ. В прессе есть информация, что РФ восстанавливает производство экранопланов для этой цели. Заманчивым вариантом можно признать переброску таким экранопланом грузов надо льдами северного морского пути.

Достоинством такого грузового экраноплана является то, что после взлета с любого аэродрома, водного или сухопутного, он благодаря формированию воздушной подушки на новых принципах может летать на несколько метров выше любой волны или ледяного тороса. Для практической разработки такого аппарата нужны турбореактивные двигатели с усиленной степенью двухконтурности или вентиляторные силовые установки 8 с приводом от ГТД 9. Межконтинентальные перелеты могут базироваться как при старте с воды, так и при старте и посадке на сухопутных аэродромах, что существенно упрощает погрузку- разгрузку контейнеров 4 типа М-2 ULD размерами 3,0×3,4×25,5 м. Отдельно отметим, что производство труб и пластин из пористой нержавеющей стали давно освоено промышленностью России и Казахстана и пока имеет проблемы только с реализаций этого товара.

Патентная информация, принятая во внимание:

1. Патент РФ №2286268 на Экраноплан

2. Патент РФ №2471660 на Экраноплан

3. Статья «Монстр на экране» Журнал «Популярная механика», май 2017 года, май 2017 года, с. 38-39. Копия статьи прилагается.

1. Грузовой экраноплан, содержащий фюзеляж с днищем и отсеками для перевозки стандартных контейнеров и лобовыми стенками для разгрузки контейнеров, крылья, днище фюзеляжа и вентиляторные силовые установки (8) с приводом от ГТД, отличающийся тем, что под нижней частью крыльев и фюзеляжа эквидистантно им расположены с зазором (10) вставки из пористого материала, которые расположены эквидистантно с зазором (10) под нижней частью крыльев и фюзеляжа, причем зазоры (10) соединены с упомянутыми вентиляторными силовыми установками (8).

2. Грузовой экраноплан по п. 1, отличающийся тем, что упомянутые зазоры (10) в крыльях и фюзеляже соединены с упомянутыми установками (8) независимо друг от друга.

3. Грузовой экраноплан по п.1, отличающийся тем, что пористые вставки выполнены из нержавеющей стали.

4. Грузовой экраноплан по п. 1, отличающийся тем, что внутри каждого упомянутого зазора (10) жестко установлены перегородки с отверстиями.

5. Способ работы грузового экраноплана, основанный на формировании динамической воздушной подушки путем использования набегающего потока и направленного движения струй под нижними частями крыла, отличающийся тем, что воздушная подушка на крыльях и фюзеляже формируется за счет выдавливания воздуха от вентиляторных силовых установок с приводом от ГТД через пористый материал в противоположном направлении.



 

Похожие патенты:

Экранолёт // 2729114
Изобретение относится к летательным аппаратам. Экранолет содержит центроплан с консолями крыла, двухбалочное хвостовое оперение с килями и одним стабилизатором, взлетно-посадочное устройство.

Изобретение относится к области воздушного транспорта, в частности к конструкциям транспортных средств, использующих в процессе полета экранопланный и самолетный режимы.

Группа изобретений относится к области авиации. Летательный аппарат типа летающее крыло содержит фюзеляж, крыло и турбореактивный двигатель.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке. Амфибийный транспортный аппарат для эвакуации пострадавших в ЧС регионального масштаба содержит фюзеляж, грузовую кабину с транспортно-такелажным оборудованием, помещение для размещения эвакуированных в ЧС.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и может использоваться круглогодично в условиях полного бездорожья, в бассейнах рек, включая реки, не имеющие гарантированных глубин судового хода, а также для ликвидации последствий других чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке с аэродинамической разгрузкой, в частности к летательным аппаратам на динамической воздушной подушке.

Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам на воздушной подушке. Амфибийный транспортный аппарат для эвакуации пострадавших в ЧС регионального масштаба, содержащий фюзеляж, грузовую кабину с транспортно-такелажным оборудованием, помещение для размещения эвакуированных в ЧС, которое выполнено в виде одного помещения или в виде отдельных кают амфибийно-воздушного судна, каждая из которых представляет собой металлический штампосварной каркас.

Изобретение относится к авиации и касается самолетов с шасси на воздушной подушке (СШВП). СШВП содержит фюзеляж, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, силовую установку, содержащую двигатель, соединенный с воздушным винтом, шасси на воздушной подушке (ВП), оснащенное вентилятором, воздуховодом, соединенным с камерой ВП, дроссельные заслонки, установленные в воздуховоде и оснащенные приводом их поворота.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и может быть использовано для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Амфибийный транспортный аппарат снабжен пространственной упругодемпфирующей рамной конструкцией, связывающей фюзеляж с платформой и состоящей из верхней упругой рамы, плотно и жестко облегающей фюзеляж, и нижней упругой рамы, плотно и жестко облегающей платформу по ее наружному контуру, обращенному к фюзеляжу.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке. Амфибийный транспортный аппарат для эвакуации пострадавших в ЧС, содержащий фюзеляж, грузовую кабину с транспортно-такелажным оборудованием, помещение для размещения эвакуированных в ЧС, в верхней части которого размещен акустический потолок.
Наверх