Опора ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к подшипниковым опорам роторов газотурбинных двигателей. Задача по снижению теплового потока в опору ротора газотурбинного двигателя с циркуляционной системой смазки решается опорой, содержащей роликовый подшипник с наружным 1 и внутренним 2 кольцами, между которыми расположены ролики 3. Наружное кольцо 1 роликового подшипника установлено в корпус опоры 4, а внутреннее кольцо смонтировано на валу 5 ротора газотурбинного двигателя. Ролики 3 контактируют своей цилиндрической поверхностью с открытой беговой дорожкой 6 на внутренней поверхности наружного кольца 1 и беговой дорожкой 7 с торцевыми направляющими бортами 8 на наружной стороне внутреннего кольца 2. Во внутреннем кольце 2 рядом с бортами 8 выполнены канавки 9, в которые установлены разрезные уплотнительные графитовые кольца 10, контактирующие с открытой беговой дорожкой 6 на внутренней стороне наружного кольца 1 и торцами 11 канавок 9 внутреннего кольца, и образующие с наружной поверхностью внутреннего кольца 2 и открытой беговой дорожкой 6 на внутренней стороне наружного кольца масляную полость 12. В местах сопряжения беговой дорожки 7 с торцевыми направляющими бортами 8 выполнены проточки 13 с отверстиями 14 подачи масла. Для отвода масла из компактной масляной полости 12 подшипника во внутреннем кольце 2 выполнены радиальные отверстия 15. 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к подшипниковым опорам роторов газотурбинных двигателей.

Подшипниковые опоры роторов современных высокотемпературных газотурбинных авиадвигателей при работе подвергаются воздействию высоких температур со стороны рабочей среды их газовоздушного тракта, а после его останова - от нагретых до высоких температур массивных элементов конструкции, в связи с чем проблема снижения теплового потока в опору является актуальной. Одним из возможных направлений уменьшения подвода тепла в опору является минимизация объема ее масляной полости.

Известна опора ротора газотурбинного двигателя, включающая подшипник с роликами, наружным кольцом, внутренним кольцом и сепаратором. Во внутреннем кольце подшипника выполнена цилиндрическая беговая дорожка с торцевыми направляющими бортами и проточками (канавками для выхода шлифовального круга) по месту их сопряжения, в которых выполнены отверстия подвода масла. Опора имеет в своем составе контактные уплотнения, локализующие масляную полость опоры (Патент РФ №2293193, опубликован 10.02.2007 г.).

Данная опора предназначена для роторов с высокой частотой вращения и рассчитана на использование общепринятой циркуляционной системы смазки. Поэтому она имеет объемную масляную полость для отделения и сбора масла в жидкой фазе с последующим удалением его откачивающим насосом, с соответствующей увеличенной площадью ее поверхности, контактирующей с воздушной средой предмасляной полости, что способствует повышенному теплоподводу в нее. Это является недостатком данной опоры.

Задачей изобретения является снижение теплового потока в опору ротора газотурбинного двигателя с циркуляционной системой смазки путем уменьшения объема ее масляной полости.

Поставленная задача решается тем, что опора газотурбинного двигателя содержит роликовый подшипник с наружным и внутренним кольцами, между которыми расположены цилиндрические ролики, контактирующие своей цилиндрической поверхностью с открытой беговой дорожкой на внутренней поверхности наружного кольца и с беговой дорожкой на наружной стороне внутреннего кольца, имеющей торцевые борта и проточки для выхода шлифовального круга; на наружной стороне внутреннего кольца выполнены канавки, в которые установлены разрезные графитовые кольца, контактирующие с открытой беговой дорожкой на внутренней стороне наружного кольца, и образующие с наружной поверхностью внутреннего кольца и открытой беговой дорожкой на внутренней стороне наружного кольца масляную полость, при этом для подачи в нее масла в проточках по месту сопряжения беговой дорожки с направляющими бортами внутреннего кольца выполнены отверстия, а для отвода масла во внутреннем кольце выполнены радиальные отверстия.

Расположение масляной полости, ограниченной поверхностями разрезных графитовых колец, наружной поверхностью внутреннего кольца и открытой беговой дорожкой на внутренней стороне наружного кольца, непосредственно в подшипнике позволяет минимизировать ее объем при сохранении всех рабочих функций и, соответственно, сократить площади поверхностей, контактирующих с воздушной средой предмасляной полости, что ведет к снижению теплового потока в опору с циркуляционной системой смазки.

На чертеже показана опора ротора в разрезе.

Опора ротора газотурбинного двигателя содержит роликовый подшипник с наружным 1 и внутренним 2 кольцами, между которыми расположены ролики 3. Наружное кольцо 1 роликового подшипника установлено в корпус опоры 4, а внутреннее кольцо смонтировано на валу 5 ротора газотурбинного двигателя. Ролики 3 контактируют своей цилиндрической поверхностью с открытой беговой дорожкой 6 на внутренней поверхности наружного кольца 1 и беговой дорожкой 7 с торцевыми направляющими бортами 8 на наружной стороне внутреннего кольца 2. Во внутреннем кольце 2 рядом с бортами 8 выполнены канавки 9, и в них установлены разрезные уплотнительные графитовые кольца 10, контактирующие с открытой беговой дорожкой 6 на внутренней стороне наружного кольца 1 и торцами 11 канавок 9 внутреннего кольца, и образующие с наружной поверхностью внутреннего кольца 2 и открытой беговой дорожкой 6 на внутренней стороне наружного кольца масляную полость 12. В местах сопряжения беговой дорожки 7 с торцевыми направляющими бортами 8 выполнены проточки 13 (канавки для выхода шлифовального круга) с отверстиями 14 подачи масла. Для отвода масла из компактной масляной полости 12 подшипника во внутреннем кольце 2 выполнены радиальные отверстия 15. Опора имеет воздушную предмасляную полость 16 с избыточным давлением относительно компактной масляной полости 12 подшипника.

При сборке опоры наружное кольцо 1 подшипника монтируют в корпус опоры 4, а его внутреннее кольцо 2 с роликами 3 и разрезными уплотнительными графитовыми кольцами 10 в канавках 9 - на вал ротора 5. Ролики 3 контактируют своей цилиндрической поверхностью с открытой беговой дорожкой 6 на внутренней поверхности наружного кольца 1 и беговой дорожкой 7 с торцевыми направляющими бортами 8 на наружной стороне внутреннего кольца 2.

При работе двигателя осуществляется подвод масла в компактную масляную полость 12 подшипника по отверстиям 14 в проточках 13, а его отвод - через радиальные отверстия 15. Уплотнение компактной масляной полости 12 подшипника осуществляется разрезными графитовыми кольцами 10, контактирующими с открытой цилиндрической беговой дорожкой 6 на внутренней стороне наружного кольца 1 подшипника и с торцами 11 канавок 9 внутреннего кольца 2 под действием сил упругости (при необходимости возможна установка дополнительных упругих элементов) и избыточного давления в предмасляной полости 16 опоры относительно компактной масляной полости 12 подшипника.

Таким образом, расположение компактной масляной полости 12 непосредственно в подшипнике позволяет сократить площади поверхностей, контактирующих с воздушной средой предмасляной полости, что ведет к снижению теплового потока в опору ротора газотурбинного двигателя с циркуляционной системой смазки.

Опора газотурбинного двигателя, характеризующаяся тем, что содержит роликовый подшипник с наружным и внутренним кольцами, между которыми расположены цилиндрические ролики, контактирующие своей цилиндрической поверхностью с открытой беговой дорожкой на внутренней поверхности наружного кольца и с беговой дорожкой на наружной стороне внутреннего кольца, имеющей торцевые борта и проточки для выхода шлифовального круга; на наружной стороне внутреннего кольца выполнены канавки, в которые установлены разрезные графитовые кольца, контактирующие с открытой беговой дорожкой на внутренней стороне наружного кольца и образующие с наружной поверхностью внутреннего кольца и открытой беговой дорожкой на внутренней стороне наружного кольца масляную полость, при этом для подачи в нее масла в проточках по месту сопряжения беговой дорожки с направляющими бортами внутреннего кольца выполнены отверстия, а для отвода масла во внутреннем кольце выполнены радиальные отверстия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному машиностроению, в частности к буксовому подшипниковому узлу. Буксовый подшипниковый узел содержит сдвоенный цилиндрический роликовый подшипник, состоящий из двух неподвижных двубортных наружных и двух вращающихся наружных колец, на внутренней поверхности каждого из которых имеются дорожки качения и осевые направляющие борта, на которые опираются цилиндрические ролики.

Изобретение относится к уплотнительному устройству (14а) на упорном подшипнике качения (10), который состоит из двух вращающихся колец (12, 13), между которыми расположены тела качения (4), причем уплотнительное устройство (14а) уплотняет пространство (16) упорного подшипника качения (10).

Группа изобретений относится к упору подвески для стойки подвески транспортного средства. Упор подвески (10) содержит упорный подшипник (14), снабженный нижней металлической шайбой (20), поворачиваемой относительно верхней металлической шайбы (22), опорную деталь (16) для передачи на нижнюю шайбу (20) усилия пружины (12) и крышку (18), закрывающую собой верхнюю прокладку (22) и совместно с опорной деталью (16) ограничивающую гнездо (15) для подшипника.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорно-радиальным подшипникам, преимущественно используемым в верхней опоре передних стоек автомобилей. Подшипник содержит верхний и нижний пластмассовые кожухи, образующие по внутреннему и наружному диаметрам защитные соединения, с закрепленными в них металлическими кольцами, между которыми размещены шарики.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Автомобильный буфер сжатия содержит верхнюю чашку, нижнюю чашку и тела качения, расположенные между указанными чашками с обеспечением возможности их вращения относительно друг друга.

Изобретение в общем имеет отношение к антифрикционным подшипникам, а более конкретно в соответствии с одним конструктивным вариантом к коническим роликоподшипникам.

Изобретение относится к конструкции уплотнения поддерживающего ролика ленточного транспортера. .

Изобретение относится к подшипникам цапф осей, а более конкретно к усовершенствованному разделителю подшипникового узла, применяемому в конструкции, используемой в железнодорожных товарных вагонах.

Изобретение относится к антифрикционным подшипникам, в частности к подшипникам с коническими роликами. .

Изобретение относится к подшипникам, предназначенным для установки на шейке вала (на цапфе, на конце оси), в частности к усовершенствованным средствам уплотнения подшипниковых узлов для использования в железнодорожном грузовом вагоне.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к узлам опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по повышению газодинамической эффективности компрессора за счет обеспечения стабильных оптимальных значений радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора решается тем, что в передней опоре ротора компрессора, включающей радиально-упорный шариковый подшипник 1, установленный своей наружной обоймой 2 в корпус подшипника 3 корпуса передней опоры 4 с тонкостенной конической диафрагмой 5 и фланцем 6, закрепленным к промежуточному корпусу двигателя 7, корпус передней опоры 4 снабжен соосной ему стяжной втулкой в виде тонкостенной конической диафрагмы 8, закрепленной к корпусу подшипника 3 и к промежуточному корпусу двигателя 7 с обеспечением сжимающего усилия в тонкостенной конической диафрагме 5 корпуса передней опоры.
Наверх