Способ определения экологической безопасности приборов для смазочно-заправочных операций

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин и их средствам обслуживания, в частности к способам определения экологической безопасности применения средств технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин в полевых условиях. Предложен способ определения экологической безопасности применения приборов для смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин в полевых условиях. Он позволяет учесть все виды обслуживаний (ежесменное и периодические - первое и второе), проводимых в полевых условиях. При этом в качестве основного экологического показателя принят показатель «попадание топливно-смазочных материалов в почву», а за базу сравнения - аналогичные данные, полученные при проведении обслуживаний с применением приборов; оценочным показателем экологической безопасности приборов является коэффициент экологической безопасности. 1 ил.

 

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин и их средствам обслуживания, в частности к способам определения экологической безопасности применения приборов для смазочно-заправочных операций, выполняемых при техническом обслуживании машин, например: автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин в полевых условиях.

Известен способ определения экологической безопасности выполнения смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин (Патент РФ №2545475, B60S 5/00, G01M 15/00, 23.12.2013) [1].

Недостатком этого способа является то, что он мало приспособлен для определения экологической безопасности применения приборов для выполнения смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по экспериментальным данным (Решение о выдаче патента на изобретение по заявке РФ №2016134696/06, G01M 15/00 (2006.01), 24.08.2016) [2]. Названный способ позволяет определять экологическую безопасность в относительных единицах соответствующим коэффициентом, причем на основе сопоставления измеренных величин с нормативными. При этом коэффициент экологической безопасности представлен как величина обратная коэффициенту экологической опасности (Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учеб. пособие для вузов / В.И. Черноиванов [и др.]; под ред. В.И. Черноиванова. - М.: ГОСНИТИ; Челябинск: ЧГАУ, 2003. - 992 с. (С. 840, 841, 865) [3, с. 840, 841, 865].

Недостатком этого способа является то, что он мало приспособлен для определения экологической безопасности применения приборов для смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин.

Задачей изобретения является создание способа определения экологической безопасности применения приборов для смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин в полевых условиях.

Сущность изобретения заключается в следующем. При проведении ежесменного технического обслуживания (ЕТО) машины, первого (ТО-1) и второго (ТО-2) ее периодических обслуживаний осуществляют фиксацию топливно-смазочных материалов на экран, который размещают под прибором для смазочно-заправочных операций, установленным или применяемым на обслуживаемой машине. По полученным данным вычисляют среднюю массу материалов на экране при применении испытываемого прибора в процессе ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний. Затем проводят названные виды обслуживания на той же машине при применении группы аналогичных приборов. По полученным данным также вычисляют среднюю массу материалов на экране при испытании группы аналогичных приборов, в том числе и испытываемого прибора, в процессе ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний. После чего вычисляют коэффициент экологической безопасности применения приборов для смазочно-заправочных операций. При этом учитывают среднюю массу материалов на экране при применении испытываемого прибора в процессе ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний, а также среднюю массу материалов на экране при испытании группы аналогичных приборов, в том числе и испытываемого прибора, в процессе ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний. Кроме того, учитывают периодичность проведения ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний. По вычисленному значению коэффициента экологической безопасности определяют экологическую безопасность каждого прибора для смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин в полевых условиях.

На фиг. показан способ определения экологической безопасности приборов для смазочно-заправочных операций. Для примера на виде сверху изображена на площадке 2, на ней - обслуживаемый трактор 5 с маслозаливной горловиной 4, под которой на основании 1 размещен экран 3. В целом, это рабочее место для определения экологической безопасности какого-либо прибора для смазочно-заправочных операций, например, канистры с заправочной воронкой, установленной в горловину. Такой прибор, например, используют для выполнения операции: проверить уровень и при необходимости долить масло в картер двигателя.

Способ определения экологической безопасности приборов для смазочно-заправочных операций технического обслуживания машин предложен на следующем основании.

Коэффициент экологической безопасности КЭБ [3, с. 840] -

или

где КЭО - коэффициент экологической опасности.

Коэффициент экологической опасности КЭБ [3, с. 865] -

где Ki - коэффициент весомости экологических показателей; LИi - фактически измеренная или экспертно оцененная величина экологического показателя; LДi - допускаемое или нормативное значение экологического показателя (далее - допускаемое).

Принимая во внимание только один экологический показатель «попадание топливно-смазочных. материалов (ТСМ) в почву» (при Ki = 1), уравнение (3) примет вид:

где LИ, LД - измеренное и допускаемое значение экологического показателя.

С учетом (4) уравнение (2) примет вид:

Далее, положим, что

где LИk, LДk соответствуют LИ и LД для k-вида обслуживания; - средняя измеренная масса материалов на экране при применении испытываемого прибора в процессе выполнения k-вида обслуживания; - средняя масса материалов на экране при испытании нескольких (группы) аналогичных приборов, в том числе и испытываемого прибора, в процессе того же вида обслуживания.

Теперь подставим (6) и (7) в (5) и получим

где - коэффициент экологической безопасности применения прибора при выполнения k-вида обслуживания.

Если учесть, что в соответствии с ГОСТ 20793-2009 на местах работы тракторов (в поле) с применением приборов для смазочно-заправочных операций проводят ежесменные (ЕТО), первые (ТО-1) и вторые (ТО-2) периодические обслуживания, то по аналогии с (8) можно записать:

где - коэффициент экологической безопасности применения прибора при ЕТО, ТО-1 и ТО-2; - средняя масса материалов на экране при применении испытываемого прибора в процессе ЕТО, ТО-1 и ТО-2; - средняя масса материалов на экране при испытании группы аналогичных средств в процессе проведения ЕТО, ТО-1 и ТО-2.

Тогда суммарный коэффициент экологической безопасности применения прибора может быть представлен в виде средневзвешенной величины:

где nEO, nT1, nT2 - число ЕТО, ТО-1 и ТО-2, проводимых в летний период полевых работ с применением приборов для смазочно-заправочных операций.

При этом

где τЛ - средняя наработка машин за летний период полевых работ, моточ; τЕО, τТ1, τТ2 - периодичность проведения ЕТО, ТО-1 и ТО-2, моточ.

В завершение подставим (9), (10) и (11), а также (13), (14) и (15) в уравнение (12) и после несложных упрощений получим, наконец, искомое выражение для определения экологической безопасности применения прибора, которое имеет вид:

Пример. Для определения КЭБ проводят испытания трех приборов, один из них - базовый, два других - экспериментальные. При этом были получены следующие средние массы материалов на экране при ЕТО, ТО-1 и ТО-2: по испытываемому прибору - соответственно 4, 5 и 4 г; по первому аналогичному - 3, 6 и 3 г; по второму аналогичному - 3, 3 и 6 г.

Решение. Средняя масса материалов на экране по всем трем приборам (при условии, что число испытаний по каждому прибору одинаково) составила при ЕТО, ТО-1 и ТО-2: 3,3, 4,7 и 4,3. По формуле (16) вычисляют КЭБ по каждому прибору, принимая за общие данные среднюю массу материалов на экране по всем трем приборам, а также периодичность обслуживаний в мото-ч (τЕО = 10, τТ1 = 125 и τТ2 = 500):

по испытываемому прибору -

по первому аналогичному прибору -

по второму аналогичному прибору -

Выполненные вычисления показывают, что наибольшее значение КЭБ, равное 1,11, имеет второй экспериментальный прибор. Ему и следует отдать предпочтение при выборе приборов с учетом экологических показателей.

Таким образом, предложен способ определения экологической безопасности применения приборов для смазочно-заправочных операций при техническом обслуживании машин (относительных коэффициентов экологической безопасности приборов), учитывающий все виды обслуживаний, проводимые в полевых условиях. При этом в качестве сравнительной базы предложено среднее значение показателя, полученное по тем же средствам, по которым производится определение их экологической безопасности.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ

1. Патент РФ №2545475, B60S 5/00, G01M 15/00, 23.12.2013.

2. Решение о выдаче патента на изобретение по заявке РФ №2016134696/06, G01M 15/00 (2006.01), 24.08.2016 - прототип.

3. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учеб. пособие для вузов / В.И. Черноиванов [и др.]; под ред. В.И. Черноиванова. - М.: ГОСНИТИ; Челябинск: ЧГАУ, 2003. - 992 с. (С. 840, 841, 865).

Способ определения экологической безопасности приборов для смазочно-заправочных операций, при котором фиксируют топливно-смазочные материалы на экран по видам обслуживания машины и находят среднюю массу этих материалов на экране, при этом экран размещают под обслуживаемой машиной, отличающийся тем, что фиксацию материалов осуществляют на экран, который размещают под прибором для смазочно-заправочных операций, установленным или применяемым на обслуживаемой машине, по полученным данным вычисляют среднюю массу материалов на экране при применении испытываемого прибора в процессе ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний, затем проводят названные виды обслуживания на той же машине при применении группы аналогичных приборов, по полученным данным также вычисляют среднюю массу материалов на экране при испытании группы аналогичных приборов, в том числе и испытываемого прибора, в процессе ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний, после чего вычисляют коэффициент экологической безопасности применения каждого прибора для смазочно-заправочных операций по формуле

где - средняя масса материалов на экране при применении испытываемого прибора в процессе ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний; - средняя масса материалов на экране при испытании группы аналогичных приборов, в том числе и испытываемого прибора, в процессе ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний; периодичность проведения ежесменного обслуживания, первого и второго периодических обслуживаний.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для испытания электрических ракетных двигателей, в частности к измерителям реактивной тяги. Измеритель реактивной тяги электрического ракетного двигателя содержит рычажный элемент, на одном из концов которого размещена приемная пластина из графита, опорный элемент, тензометрический датчик и комплект средств, обеспечивающий расчет реактивной тяги, где тензометрический датчик одним концом жестко связан с опорным элементом, а другим концом жестко связан с рычажным элементом с образованием в тензометрическом датчике свободной от жесткой связи области, способной к микроскопическому параллельному сдвигу относительно жестко связанных концов тензометрического датчика.

Изобретение относится к области диагностики контура низкого давления (КНД) автомобильного дизеля при отсутствии нормативных и эталонных значений диагностических параметров КНД.

Изобретение относится к области авиационной техники и касается, в частности, экспериментальных установок, предназначенных для исследования термохимической конверсии топлива и аэродинамических характеристик камер сгорания прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД).
Способ эксплуатации технического объекта заключается в том, что проводят техническое обслуживание по наработке и фиксируют величину интенсивности отказов до технического обслуживания.

Изобретение относится к области натурных испытаний в условиях работающей турбомашины. Способ определения осевой силы, действующей на ротор турбомашины в процессе ее работы, включает установку тензодатчиков на элементы опоры ротора, их градуировку, снятие сигнала с тензодатчиков, его запись и обработку.

Изобретение относится к области диагностики топливных систем двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложен способ диагностики системы топливоподачи (СТП) инжекторных ДВС, включающий в себя измерение таких текущих значений диагностических параметров, как текущее давление и производительность топлива в СТП систем дискретного и непрерывного впрыска топлива во впускной тракт, а также текущее давление и производительность топлива в контуре низкого давления (КНД) системы непосредственного впрыска топлива и подачи входящих в СТП и КНД электрических топливных насосов низкого давления, определение расчётных значений указанных параметров в функции от номинальной мощности ДВС, температуры топлива и температуры воздуха на впуске, сопоставление расчётных значений с измеренными текущими значениями и определение технического диагноза СТП и КНД.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к способам испытаний авиационных турбореактивных двигателей (ТРД). В способе предварительно на нескольких экземплярах двигателей во всей эксплуатационной области определяют зависимость величины уровня вибраций корпусов двигателя от величины прокачки масла через гидродемпфер путем изменения уровня давления масла Рм в нагнетающей магистрали.

Изобретение относится к способам исследования и совершенствования непрерывно-детонационных камер сгорания для использования их в авиационном двигателестроении. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного способа, является выявление зоны совместной работы ДФКС и ТРД с требуемыми параметрами.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Стенд для имитационного испытания системы управления беспилотным зерноуборочным комбайном содержит смонтированный на раме блок имитации привода ведущих колес комбайна с электродвигателем, электрическими тормозными и подтормаживающими устройствами, программное обеспечение испытаниями и пульт управления, блоком имитации системы поворота комбайном, включающим насос-дозатор с рулевой колонкой, двухлинейный регулятор расхода масла с электронным пропорциональным управлением, гидроцилиндр, поворотные стойки с рычагами, рулевой тягой и датчиком поворота, блоком имитации подъема и опускания жатки, состоящим из шарнирной поворотной рамки, датчика наклона, гидроцилиндра, электрогидрораспределителя, гидростанцией.

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для износных испытаний образцов автоматов перекоса вертолета. Стенд для износных испытаний включает раму (1) с валом (8), на котором размещен механизм нагружения с упругими элементами.
Наверх