Рабочее колесо центробежного насоса с улучшенным кавитационным запасом

Изобретение относится к области насосостроения. Рабочее колесо центробежного насоса содержит основной диск, покрывной диск и расположенные между ними лопатки. Каждая лопатка выполнена в виде изогнутой выпуклой поверхности с началом построения на отрезке от диаметра основного диска до диаметра покрывного диска с разворотом на угол 140-360°. Разворот начинается под углом β1 между кромкой лопатки и касательной к внешней окружности основного диска и заканчивается под углом β2 между другой кромкой лопатки и касательной к внешней окружности, со смещением вдоль оси на величину L. Значения α – угла наклона входной кромки лопасти, должны лежать в диапазоне от 30 до 90°. Изобретение направлено на снижение акустического шума и гидродинамических вибраций ротора насоса, повышение надежности и снижение кавитационного запаса рабочего колеса. 4 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к области насосостроения, а именно к конструкциям рабочих колес центробежных насосов.

Известно рабочее колесо центробежного насоса (см. патент РФ №2661801). У данного насоса величина угла между касательной к выходной кромке лопатки и касательной к окружности рабочего колеса находится в диапазоне от 40° до 90°, а форма лопаток описывается поверхностями второго порядка. Недостатком данного насоса является высокий кавитационный запас и высокие шумы.

Наиболее близким источником информации является патент РФ №2594247 (рабочее колесо промежуточной ступени центробежного насоса). Данное рабочее колесо промежуточной ступени центробежного насоса содержит ведущий диск, покрывной диск и расположенные между ними лопатки, причем покрывной диск снабжен дополнительным уплотнением в виде кольцевого выступа, концентричного внутреннему выступу основного уплотнения, и образующего вместе с основным уплотнением разгрузочную камеру. При этом в плоскости перпендикулярной оси рабочего колеса, линия, соединяющая входную и выходную кромки лопатки рабочего колеса, наклонена к проходящей через выходную кромку лопатки рабочего колеса касательной к наружной окружности рабочего колеса под углом, превышающим на 30°-45° угол выхода лопатки рабочего колеса, а максимальное расстояние от линии, соединяющей входную и выходную кромки лопатки рабочего колеса, до лопатки в направлении, перпендикулярном к указанной выше линии, составляет от 0,15 до 0,25 от длины линии, соединяющей входную и выходную кромки лопатки рабочего колеса. Недостатком данного насоса является высокий кавитационный запас и высокие гидродинамические вибрации ротора.

Предлагаемое рабочее колесо позволяет устранить указанные выше недостатки. Технический результат - существенное снижение акустического шума и гидродинамических вибраций ротора насоса, существенное повышение надежности и снижение кавитационного запаса рабочего колеса.

Технический результат достигается тем, что рабочее колесо центробежного насоса содержит: основной диск, покрывной диск и расположенные между ними лопатки. При этом каждая лопатка выполнена в виде изогнутой выпуклой поверхности, с началом построения на отрезке от диаметра основного диска до диаметра покрывного диска, с разворотом на угол 140-360° (при данных значениях угла происходит максимально плавное «всасывание» жидкости в каналы рабочего колеса без вихреобразования), начиная разворот под углом β1 между кромкой лопатки и касательной к внутренней окружности основного диска и заканчивая разворот под углом β2 между другой кромкой лопатки и касательной к внешней окружности покрывного диска, со смещением вдоль оси на величину L, при этом значения α - угла наклона входной кромки лопасти, должны лежать в диапазоне от 30 до 90°.

Сущность заявленного технического решения поясняется чертежами фиг.1-4, где

Фиг. 1 - Рабочее колесо насоса с минимально-возможным кавитационным запасом, аксонометрический вид;

Фиг. 2 - Профиль лопасти рабочего колеса, вид спереди;

Фиг. 3 - Разрез рабочего колеса по фронтальной плоскости А-А;

Фиг. 4 - Профиль лопасти рабочего колеса, аксонометрический вид.

Главной общей задачей предлагаемого изобретения является создание рабочего колеса центробежного насоса, с улучшенными технико-экономическими характеристиками, конкретно с пониженным акустическим шумом и гидродинамическими вибрациями ротора, повышенной надежностью, высоким ресурсом и минимально-возможным кавитационным запасом рабочего колеса, посредством комплекса объединенных единым изобретательским замыслом конструктивных усовершенствований в его базовых компонентах. Предлагаемая форма лопастей рабочего колеса позволяет «всасывать» жидкость во входную воронку с минимально возможными энергетическими потерями, практически без вихреобразования, т.е. с максимально низким кавитационным запасом.

Предлагаемое изобретение направлено на обеспечение максимального жизненного цикла рабочего колеса и насоса в целом, повышения его КПД, снижение акустического шума и гидродинамических вибрации, а главное - минимизацией кавитационного разрушения рабочего колеса насоса, за счет максимально плавного, безударного натекания жидкости на лопасти рабочего колеса, обеспечивая при этом минимальные вихреобразования в потоке и минимальные гидродинамические вибрации.

На фиг. 1 показано рабочее колесо, состоящее из основного диска 1, покрывного диска 2, лопастей 3.

На фиг. 2 изображен профиль лопасти 3 рабочего колеса - вид спереди. Фигура иллюстрирует построение количества n лопаток 3, толщиной s, с началом построения на отрезке, начинающегося от диаметра D1 основного диска 1 и заканчивающегося на диаметре D2 покрывного диска 2, с разворотом на угол ϕ, при этом значения угла ϕ лежат в диапазоне от 140 до 360°, начиная разворот под углом β1 между кромкой лопатки и касательной к внешней окружности основного диска, значения которого, с целью минимизации потерь от натекания жидкости на входную кромку лопасти рабочего колеса, лежат в диапазоне от 5 до 30° и заканчивая разворот под углом β2 между другой кромкой лопатки и касательной к внешней окружности покрывного диска, выбор значения угла β2, зависит прежде всего от максимального КПД рабочего колеса, и лежит в предпочтительно в диапазоне от 3 до 60°, со смещением вдоль оси на величину L. Построенная данным способом лопасть 3, состоящая из рабочей поверхности kp и тыльной поверхности ks (см. фиг.4), преобразуется в массив лопастей, позволяющий с максимальной эффективностью и с минимально возможными потерями на вихреобразование, т.е с максимально низким кавитационным запасом, подвести жидкость во входную воронку рабочего колеса и далее перевести вдоль профилей mh и ms до диаметра D3 выхода b из рабочего колеса.

На фиг. 3 изображен разрез А-А рабочего колеса по фронтальной плоскости. Фигура иллюстрирует основные размеры рабочего колеса, а так же угол α - наклона входной кромки лопасти 3. Для обеспечения условия минимизации вихреобразования, т.е максимально низкого кавитационного запаса, значения угла α должны лежать в диапазоне от 30 до 90°.

На фиг. 4 изображен аксонометрический вид профиля лопасти 3 рабочего колеса описанного ранее.

Рабочее колесо центробежного насоса, содержащее основной диск, покрывной диск и расположенные между ними лопатки, отличающееся тем, что каждая лопатка выполнена в виде изогнутой выпуклой поверхности, с началом построения на отрезке от диаметра основного диска до диаметра покрывного диска, с разворотом на угол 140-360°, начиная разворот под углом β1 между кромкой лопатки и касательной к внутренней окружности основного диска, и заканчивая разворот под углом β2 между другой кромкой лопатки и касательной к внешней окружности покрывного диска, со смещением вдоль оси на величину L, при этом значения угла α наклона входной кромки лопасти должны лежать в диапазоне от 30 до 90°.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к многоступенчатому горизонтальному центробежному насосу и способу его ремонта. Насос содержит ротор (6, 32), включающий вращательно расположенный вал (6) и множество рабочих колес (32) для подачи текучей среды, и статор (31, 33), содержащий множество корпусов (31) ступеней, расположенных последовательно один за другим по отношению к осевому направлению, определяемому центральной осью (А).

Группа изобретений относится к многоступенчатому горизонтальному центробежному насосу и способу его ремонта. Насос содержит ротор (6, 32), включающий вращательно расположенный вал (6) и множество рабочих колес (32) для подачи текучей среды, и статор (31, 33), содержащий множество корпусов (31) ступеней, расположенных последовательно один за другим по отношению к осевому направлению, определяемому центральной осью (А).

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано в том числе в насосах авиационных и жидкостных ракетных двигателей. Лопаточный насос содержит корпус (1), подвод (2), рабочее колесо (4) с покрывным диском (7), бесконтактное уплотнение (8), расположенное на покрывном диске (7), кольцевую полость (9) на выходе из уплотнения (8).

Изобретение относится к узлу датчика для обнаружения и повреждений подшипников двигателя, и кавитации, а также к способу обнаружения и повреждений подшипников двигателя, и кавитации в насосах.

Изобретение относится к насосостроению. Cпособ отстройки от резонанса системы «вертикальный электронасосный агрегат (ЭНА) - фундамент - входной и выходной трубопроводы» заключается в измерении спектра уровней виброскорости на верхнем подшипнике двигателя ЭНА в горизонтальном направлении и определении собственной частоты fc колебаний системы в Гц.

Изобретение относится к насосостроению. Cпособ отстройки от резонанса системы «вертикальный электронасосный агрегат (ЭНА) - фундамент - входной и выходной трубопроводы» заключается в измерении спектра уровней виброскорости на верхнем подшипнике двигателя ЭНА в горизонтальном направлении и определении собственной частоты fc колебаний системы в Гц.

Предложенное изобретение обеспечивает новую технологию для создания вентиляторов с низким шумом, позволяющую трансформировать любую обычную лопасть в лопасть с низким шумом или сверхнизким шумом при очень низкой стоимости, сохраняя такую же высокую эффективность и окружную скорость концов лопасти, как противоположность всем другим лопастям с низким шумом из уровня техники.

Описано использование балансировочного груза, устанавливаемого в балансировочном отверстии вращающегося компонента, состоящего из цилиндрического корпуса, имеющего желаемый вес.

Изобретение относится к насосному оборудованию, в частности к устройствам для уменьшения кавитации в центробежных насосах. Делитель потока содержит соосно размещенные друг в друге перфорированные стаканы с жестко прикрепленными к их торцевым поверхностям кольцевыми пластинами.

Изобретение относится к насосному оборудованию, в частности к устройствам для уменьшения кавитации в центробежных насосах. Делитель потока содержит соосно размещенные друг в друге перфорированные стаканы с жестко прикрепленными к их торцевым поверхностям кольцевыми пластинами.

Группа изобретений относится к насосам для перекачки загрязненной жидкости, в частности сточных вод с твердыми включениями. Насос содержит крыльчатку (4) и продолжающийся в осевом направлении узел приводного вала.
Наверх