Способ развития эмоционально-интеллектуальных навыков детей

Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии. Для развития эмоционально-интеллектуальных навыков проводят индивидуальную диагностику ребенка, выдавая ему задание и фиксируя факт выполнения заданий с оценкой уровня эмоционально-интеллектуального навыка каждого ребенка. Далее осуществляют воздействие на эмоционально-интеллектуальные навыки ребенка путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания. Один раз в триместр проводят оценку результатов обучения и развития ребенка, заключающуюся в: предоставлении заданий в форме опросников и ролевых игр, осуществлении фиксации данных: пульс, температура, сердечный ритм, кожно-гальваническая реакция (КГР) с одного или нескольких сенсорных датчиков, устанавливаемых на ребенке, осуществлении фиксации фото-, видеоматериалов выполнения ребенком заданий, оценке группой экспертов выполнения заданий с использованием фото-, видеоматериалов выполнения ребенком заданий, фиксации результатов заданий в бланках, заполнении родителями и педагогом ребенка оценочных чек-листов на ребенка, обработку результатов данных датчиков, бланков и чек-листов, в результате которой выдаются рекомендации для последующего развития эмоционально-интеллектуальных навыков. Способ ускоряет развитие эмоционально-интеллектуальных навыков детей за счет предварительной оценки уровня эмоционально-интеллектуального навыка ребенка, использования итоговых чек-листов для педагогов и родителей и итоговых занятий для ребенка с использованием носимых сенсорных датчиков для оценки эффективности усвоения программы. 5 з.п. ф-лы, 2 пр.

 

Область техники

Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для развития эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков детей, для повышения уровня социализации детей и эффективности их взаимодействия с окружающими людьми.

Уровень техники

Из уровня техники известен способ развития эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков ребенка PATHS (Promotion Alternative Thinking Strategies), разработанный М.Гринбергом и К. Куше (Greenberg M.T., Kusche C.A. Building social and emotional competence. 2006). Но данная программа рассчитана только на детей от 3-х до 12 лет. И данный способ не включает первоначальной диагностики, итоговых занятий каждого уровня, оценивающих эффективность усвоения программы и не включает специальные методические материалы для занятий родителей с ребенком.

Известна модель эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо (см.: Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press. 2000). Исследователи выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта: распознавание эмоций, использование эмоций в решении задач, понимание эмоций, управление эмоциями. А также программа развития эмоционального интеллекта ребенка (RULER) разработанная на основе данной теоретической модели исследователями М. Бреккетом, Д. Карузо, Р. Штерном (Brackett, M., Caruso, D., & Stern, R. The anchors of emotional intelligence. RULER, 2013). Данная программа рассчитана на детей от 5-и до 14 лет и развивает следующие компоненты:

- распознавание эмоций по лицевой экспрессии или голосу;

- понимание эмоций, причины и последствий разных эмоций;

- называние эмоций словами для эффективной коммуникации;

- выражение эмоций;

- регуляция эмоций для управления мыслями и поведением.

Данная программа не вовлекает родителей в программу развития детей и не подразумевает использование специальных методических материалов для занятий родителей с детьми, также довольно скудна в плане игровых и развивающих техник и практик для развития эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков детей, включает всего 4 базовых техники. Программа не подразумевает использование итоговых чек-листов для педагогов и родителей и итоговых занятий для детей для оценки эффективности усвоения программы.

Наиболее близким техническим решением является способ развития эмоционального интеллекта ребенка см. патент РФ № 2634635 от 02.11.2017. Данный способ содержит выполняемые операции:

- определение показателей развития эмоционального интеллекта ребенка;

- при определении критично низких показателей эмоционального интеллекта ребенка: развитие сенсорных систем ребенка путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания; развитие мотивации к действию с использованием предоставляемых ребенку диалоговых игр, развитие общего логического и научного интеллекта ребенка с использованием развитой мотивации к действиям для решения логических и научных задач; предоставление ребенку квестов с использованием сказочных персонажей с мотивированием ребенка на успешное прохождение квестов в проблемной области;

- и по достижении определенного уровня успешного прохождения квестов фиксацию успешно развитых навыков, требуемых для прохождения квестов. Основное внимание уделяется развитию сенсорных систем ребенка, осуществляемому за счет включения в программу элементов физической активности, творческих поделок и сценарных квестов. Данный способ не предполагает вовлечения родителей, не имеет специализированной программы обучения для педагогов и родителей.

Общим недостатком, указанных способов, является отсутствие предварительной оценки развития эмоционально - интеллектуальных навыков детей для последующего распределение их в группы, ввиду чего затормаживается развитие детей с более развитыми и с менее развитыми навыками, а также использование итоговых чек-листов для педагогов и родителей и итоговых занятий для детей с использованием носимых сенсорных датчиков для оценки эффективности усвоения знаний и навыков программы.

Сущность изобретения

Предлагаемый способ направлен на устранение указанных недостатков.

Задача настоящего изобретения заключается в развитии у детей эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков: осознания и распознавания эмоций, использования эмоций для решения стоящих задач, анализа и понимания причин возникновения эмоций и эмоциональных сценариев, управления эмоциями и своим поведением с целью более легкой адаптации в социуме, улучшения коммуникаций со взрослыми и сверстниками, комплексного гармоничного развития ребенка в современном обществе.

Задача изобретения для родителя заключается в содействии формированию благоприятной семейной атмосферы для эмоционально-интеллектуального развития детей, предоставлении родителям информационной и методической поддержки в сфере развития эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков ребенка.

Задача изобретения для педагога заключается в предоставлении педагогам комплекса научно-прикладных инструментов и технологий развития эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков ребенка.

Технический результат - ускорение развития эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков детей.

Технический результат достигается тем, что способ развития эмоционально-интеллектуальных навыков детей, заключается в:

- формировании группы детей одного возраста,

- проведении индивидуальной диагностики каждого ребенка из группы, путем выдачи ему задания и фиксации факта выполнения заданий с оценкой уровня эмоционально-интеллектуального навыка каждого ребенка по шкале от 1 до 5,

- осуществлении формирования трех подгрупп детей на основе шкалы уровня развития эмоционально-интеллектуальных навыков: от 1-2 баллов - низкий уровень, 3-4 балла - средний уровень, от 5 баллов - высокий уровень,

- осуществлении периодического воздействия на эмоционально-интеллектуальные навыки в каждой подгруппе детей путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания;

- один раз в триместр проведении оценки результатов обучения и развития каждого ребенка в каждой подгруппе, заключающуюся в: предоставлении каждому ребенку заданий в форме опросников и ролевых игр, осуществлении фиксации данных (пульс, температура, сердечный ритм, кожно-гальваническая реакция (КГР)) с одного или нескольких сенсорных датчиков, устанавливаемых на ребенке, осуществлении фиксации фото-, видеоматериалов выполнения ребенком заданий, оценке группой экспертов выполнения заданий детьми с использованием фото-, видеоматериалов выполнения ребенком заданий, фиксации результатов заданий в бланках, заполнении родителями и педагогом ребенка оценочных чек-листов на ребенка, обработку результатов данных датчиков, бланков и чек-листов, в результате которой выдаются рекомендации по распределению детей в подгруппы для последующего развития эмоционально-интеллектуальных навыков.

В процессе реализации способа осуществляется совместно-последовательное участие педагогов, родителей и детей.

Задания с изображением проявлений определенных эмоций, отражают 27 эмоций человека: интерес, ожидание, настороженность, безмятежность, радость, восторг, принятие, доверие, отвращение, тревога, страх, ужас, растерянность, удивление, изумление, грусть, печаль, горе, скука, неудовольствие, отвращение, досада, злость, гнев, смущение, стыд, вину и выдаются для выполнения ребенку сообразно возрасту.

Обработка результатов бланков и чек листов осуществляется автоматически, путем оцифровки сканером результатов бланков и чек листов, и их последующей обработки вычислительным устройством для выдачи рекомендации по распределению детей в подгруппы для последующего развития эмоционально-интеллектуальных навыков.

Выдача рекомендации по распределению детей в подгруппы для последующего развития эмоционально-интеллектуальных навыков осуществляется при использовании принтера, подключенного к вычислительному устройству.

Вычислительное устройство представляет собой сервер или высокопроизводительный компьютер.

Подробное описание изобретения

Предлагаемый способ представляет собой комплексную программу развития эмоционально-интеллектуальных навыков детей (распознавания эмоций, использования эмоций для решения задач, понимания причин появления эмоций, управления своими эмоциями и влияния на эмоции других людей), которая реализуется в совместно-последовательном участии педагогов, родителей и детей от 4 до 17 лет, включает 12 уровней (каждый уровень рассчитан на 1 год обучения). 12 уровней объединяются в 4 возрастные группы (дошкольники, младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки), итого в каждой возрастной группе - по три уровня, которые соответствуют 3 годам обучения:

Дошкольники (4-6 лет)

Уровни программы:

• Уровень 1 - для детей 4-х лет

• Уровень 2 - для детей 5-и лет

• Уровень 3 - для детей 6-и лет

Младшие школьники (7-9 лет)

Уровни программы:

• Уровень 4 - для детей 7-и лет

• Уровень 5 - для детей 8-и лет

• Уровень 6 - для детей 9-и лет

Младшие подростки (10-13 лет)

Уровни программы:

• Уровень 7 - для детей 10-и лет

• Уровень 8 - для детей 11-и лет

• Уровень 9 - для детей 12 и 13-и лет

Старшие подростки (14 - 17 лет)

Уровни программы:

• Уровень 10 - для детей 14-и лет

• Уровень 11 - для детей 15-и лет

• Уровень 12 - для детей 16 и 17-и лет

На этапе освоения программы совместно участвуют в развитии ребенка и педагог и родитель.

В рамках реализации способа предусмотрена программа обучения педагогов, которая содержит научные данные и расширенную информацию по блокам и уровням программы развития детей. Педагог осваивает определенный объем знаний и сдает тесты, при положительном результате сдачи тестов, педагог приступает к реализации программы развития детей.

Педагог, используя сценарий, специальные разработанные методические материалы (карточки, развивающую игру, раскраски, рабочие тетради для ребенка, дневник повелителя эмоций и др.) проводит занятие. По итогам занятия педагог пишет обратную связь по ребенку и задания для совместной домашней работы родителя и ребенка, используя «электронный личный кабинет родителя». Педагог в «электронном личном кабинете родителя» размещает материалы для изучения родителю. Также педагог проводит специальные мастер-классы для родителей, позволяющие родителю более глубоко погрузиться в тему развития эмоционально-интеллектуальных навыков ребенка и продолжить развитие дома.

Родитель изучает материалы, используя специальные разработанные методические материалы (дневник эмоций ребенка, дневник наблюдений родителя и др.) делает с ребенком задания для самостоятельной работы. Тем самым формируется развивающая эмоционально-интеллектуальные навыки атмосфера в семье, родители вместе с ребенком также развивают свои эмоционально-интеллектуальные навыки, создается атмосфера открытия и доверия в семье.

В завершении уровней программы проводятся итоговые занятия, на которых педагог и родитель заполняют итоговый чек-лист на ребенка и фиксируется динамика освоения навыков. Таким образом, осуществляется совместно-последовательное участие педагогов, родителей и детей в реализации способа.

Реализация способа подразумевает несколько этапов

1. Этап диагностики

На каждом возрастном уровне программы, на первом этапе проходит диагностика эмоционально - интеллектуальных навыков детей с помощью заданий, соответствующих возрасту ребенка.

Для диагностики уровня развития эмоционально - интеллектуальных навыков детей от 4 до 9 лет используется разработанный опросник. Опросник заполняется совместно с педагогом, педагог читает задания ребенку, если он еще не умеет читать.

Для диагностики уровня развития эмоционально - интеллектуальных навыков детей с 10 - 17 лет используется, например, адаптированный вариант для русскоязычной выборки теста MSCEIT- MSCEIT YRV (Mayer, J.D., Salovey, P. & Caruso, D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test. Youth Research Version (MSCEIT-YRV), Multi-Health Systems Inc., Canada, 2014), подростковый вариант методики измерения уровня развития эмоционального интеллекта взрослых (MSCEIT V2.0). Ребенок заполняет тест самостоятельно, педагог при этом дает общую инструкцию и отвечает на вопросы ребенка в случае их появления. По итогам заполнения теста, педагог проводит с ребенком беседу.

Фиксируется факт выполнения заданий на бланке, результат диагностики - индивидуальный профиль развития эмоционально-интеллектуальных навыков детей с указанием сильных сторон и зон роста, а также три уровня развития эмоционально-интеллектуальных навыков: от 1-2 баллов - низкий уровень, 3-4 балла - средний уровень, от 5 баллов - высокий уровень развития навыков. На основании результатов диагностики, а также возраста детей формируются группы программы развития.

С учетом результатов диагностики, педагог в индивидуальном порядке делает акценты в программе развития для каждого конкретного ребенка.

2. Этап обучения и развития (освоения программы соответствующего возрастного уровня)

С учетом результата, полученного на этапе 1, осуществляется воздействие на развитие эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков детей путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания.

Задания для детей могут быть в форме работы со специальными карточками с лицами людей разного возраста, которые выражают различные эмоции или с картинками, транслирующими определенный эмоциональный фон; в форме работы с дневником для ежедневной фиксации своих эмоций и причин их появления; в форме прослушивания специально подобранных музыкальных произведений и фиксации своих эмоции в специальных бланках; в форме просмотра видеофрагментов и фиксации эмоций героев, а также причин их возникновения в специальных бланках; в форме проигрывания определенных ситуаций или эмоций и пр.

Задания с изображением проявлений определенных эмоций, отражают 27 эмоций человека: интерес, ожидание, настороженность, безмятежность, радость, восторг, принятие, доверие, отвращение, тревога, страх, ужас, растерянность, удивление, изумление, грусть, печаль, горе, скука, неудовольствие, отвращение, досада, злость, гнев, смущение, стыд, вину. Задания выдаются для выполнения детям согласно возрасту: дошкольники и младшие школьники (8 базовых эмоций: радость, печать, страх, злость, доверие, отвращение, удивление, интерес), младшие и старшие подростки (все 27 эмоций).

Каждое задание направлено на развитие определенного эмоционально-интеллектуального навыка: распознавания эмоций, использования эмоций для решения задач, понимания причин появления эмоций, управления своими эмоциями и влияния на эмоции других людей, а также социальных навыков: взаимодействия в группе, ведения коммуникаций со взрослыми и сверстниками и др.

Все задания объединены в три блока программы:

1. Блок «Эмоционально-когнитивные способности»

2. Блок «Социальные навыки»

3. Блок «Представление о себе»

Данные блоки повторяются на каждом уровне программы, задания блоков соответствуют возрастным особенностям развития ребенка, новообразованиям возраста, ведущей деятельности.

Блок «Эмоционально-когнитивные способности» включает задания и техники, направленные на развитие способностей и навыков: распознавание эмоций, понимание и анализ эмоций, использование эмоций в решении задач, управление эмоциями, а также на развитие когнитивных и психомоторных ф-й.

Блок «Социальные навыки» включает задания и техники на развитие коммуникативных навыков детей, навыков конструктивного общения, решения конфликтных ситуаций, навыков управления своих поведением, следования правилам, конструктивного реагирования на буллинг и др.

Блок «Представление о себе» включает задания и техники на развитие когнитивного компонента - Образа Я, эмоционального компонента - самооценки ребенка и поведенческого компонента - реализации.

Цикличность программы развития эмоционально-интеллектуальных навыков обеспечивается тем, что на каждом новом возрастном уровне как на новом витке спирали развиваются 3 блока способностей. Программа составлена таким образом, что ребенок может начать заниматься со своего возрастного уровня (с 5-и или 10-и лет и т.п.), не зависимо от того, занимался ли он ранее по данной программе или нет. На каждом уровне эффективно могут заниматься и дети, которые учатся последовательно по программе и дети, которые вновь присоединились на соответствующий своему возрасту, уровень. На каждом уровне наполнение программы включает:

• концентрированное повторение изученного материала предыдущих уровней;

• новый материал данного уровня.

Таким образом, осуществляется преемственность знаний, умений и навыков.

3. Этап оценки результатов обучения и развития

С периодичностью 3 раза в учебный год осуществляется оценка результатов обучения и развития. На отчетном занятии детям предъявляются задания в форме опросников и ролевых игр, происходит фото и видеофиксация занятия. Также с помощью одного или нескольких сенсорных датчиков фиксируют данные (пульс, температуру, сердечный ритм, кожно-гальваническую реакцию (КГР)). Дети надевают носимые датчики, которые передают данные в непрерывном режиме на компьютер, после обработки, педагог (а также родитель в мобильном приложении, в своем «личном кабинете родителя») может отслеживать, какие эмоциональные переживания были у ребенка во время выполнения определенного задания, какие задания вызывали волнение и беспокойство ребенка, на сколько ребенок научился справляться со своим эмоциональным состоянием и др. Педагог видит, как те или иные задания влияют на прогресс детей, тем самым в дальнейшем может корректировать индивидуальную программу домашних заданий ребенка.

Несколько экспертов оценивают выполнение заданий детьми по видеозаписи и фиксируют результаты в специальных бланках. Эксперты фиксируют степень проявления определенного навыка ребенком по шкале от 1 до 5.

Также родитель и педагог заполняют специальные чек-листы на ребенка. Педагог фиксирует в чек-листе прогресс в овладении ребенком определенных навыков по шкале от 1 до 5. Родитель фиксирует в чек-листе, на сколько ребенок проявляет в повседневной жизни определенный навык по шкале от 1 до 5.

Обработка результатов бланков и чек-листов осуществляется автоматически, путем оцифровки сканером. Все полученные данные, описанные выше, обрабатываются компьютерной программой, используются в качестве входящих параметров для алгоритмов, основанных на методах машинного обучения.

В результате обработки получаются данные о прогрессе каждого ребенка по итогам триместра, а также рекомендации по распределению детей в группы на следующий уровень развития программы.

4. Этап 4 обучения и развития, усложненный уровень. На основе результатов оценки (этап 3) формируются группы более сложного уровня обучения. Развитие эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков детей происходит за счет изменения уровня сложности предъявляемых заданий и объектов: карточек, музыкальных произведений, видеофрагментов и пр.

Далее следует повторение этапов 2, 3, 4 на новом уровне развития программы.

Осуществление изобретения

Предлагаемый способ развития эмоционально - интеллектуальных навыков прошли уже более 2000 детей в 77 городах России и СНГ, по результатам которого все дети показали значительные улучшения по результатам выполнения итоговых заданий, по оценкам экспертов и по данным оценочных чек-листов на каждого ребенка, которые заполняли родители и педагоги. Прирост в развитии эмоционально - интеллектуальных навыков составил от 10 до 20%.

Конкретные примеры использования

Ниже приведен пример использования предлагаемого способа.

Группа детей 6-7 лет. В группе преобладали дети, которые отличались повышенной возбудимостью, в процессе общения у них часто возникали моменты агрессивного поведения, особенно со сверстниками. Эмоционально-насыщенные реакции у детей возникали по любому незначительному поводу.

Этап 1 диагностика. С группой детей сначала работали в индивидуальном формате (с каждым ребенком отдельно). Ребенку предлагали заполнить опросник со следующими заданиями в соответствии с возрастом, например, бланки с фотографиями людей разных возрастов, выражающих определенные эмоции (из 8-ми базовых), на которых ребенок должен около каждой фотографии наклеить «смайлик» с соответствующей эмоцией; а также картинки с нарисованными ситуациями, по которым ребенка просят рассказать, какие эмоции он видит у героев ситуации и, как он считает, что произошло; также по ситуации ребенка просили выбрать наиболее подходящий способ реагирования и пр. задания.

По результатам заполнения опросника была сформирована общая оценка эмоционально-интеллектуальных навыков, был определен критически низкий показатель развития навыков (зона роста, которую нужно улучшить) для каждого ребенка. Далее по данным индивидуальных оценок детей, были сформированы группы программы обучения с учетом показателей развития эмоционально-интеллектуальных навыков (низкий, средний и высокий) и выявленных общих для данной группы зон роста.

Этап 2 обучение и развитие

С учетом результата, полученного на этапе 1, была сформирована программа с акцентом на развитие критических показателей в развитии навыков для каждой группы. Для данных групп акценты были сделаны на заданиях, направленных на развитие навыков распознавания и управления своими эмоциями, а также на развитие социальных навыков.

Этап 3 оценка результатов обучения и развития

На промежуточном этапе оценки по итогам триместра был зафиксирован прирост в развитии навыков, в частности, в развитии навыка управления своими эмоциями по результатам оценки экспертов. Отчетное занятие проходило в форме ролевых игр и проигрывания ситуаций взаимодействия. Происходила фото и видеофиксация занятия, также фиксировались данные носимых датчиков, которые были надеты на детей и передавали данные в непрерывном режиме на компьютер для последующей обработки.

По данным чек-листов педагогов и родителей, дети стали более коммуникабельными, научились намного лучше распознавать свои эмоции, хорошо выражать и объяснять свою точку зрения, освоили техники управления эмоциями. Родители также отметили, что у детей появилось стремление к конструктивному общению со сверстниками, а также прослеживается положительная динамика в установлении взаимоотношений с ними (с родителями).

По результатам оценки детям было рекомендовано продолжать выполнение упражнений, направленных на развитие навыков, связанных со взаимодействием с другими людьми, заниматься деятельностью, способствующей развитию навыков саморегуляции (ведение дневника эмоций, упражнения на развитие осознанности, арт-терапия и др.).

1. Способ развития эмоционально-интеллектуальных навыков детей, заключающийся в том, что:

- формируют группы детей одного возраста,

- проводят индивидуальную диагностику каждого ребенка из группы, выдавая ему задание и фиксируя факт выполнения заданий с оценкой уровня эмоционально-интеллектуального навыка каждого ребенка по шкале от 1 до 5;

- осуществляют формирование трех подгрупп детей на основе шкалы уровня развития эмоционально-интеллектуальных навыков: от 1-2 баллов – низкий уровень, 3-4 балла – средний уровень, от 5 баллов – высокий уровень;

- осуществляют воздействие на эмоционально-интеллектуальные навыки в каждой подгруппе детей путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания;

- один раз в триместр проводят оценку результатов обучения и развития каждого ребенка в каждой подгруппе, заключающуюся в: предоставлении каждому ребенку заданий в форме опросников и ролевых игр, осуществлении фиксации данных: пульс, температура, сердечный ритм, кожно-гальваническая реакция (КГР) с одного или нескольких сенсорных датчиков, устанавливаемых на ребенке, осуществлении фиксации фото-, видеоматериалов выполнения ребенком заданий, оценке группой экспертов выполнения заданий детьми с использованием фото-, видеоматериалов выполнения ребенком заданий, фиксации результатов заданий в бланках, заполнении родителями и педагогом ребенка оценочных чек-листов на ребенка, обработку результатов данных датчиков, бланков и чек-листов, в результате которой выдаются рекомендации по распределению детей в подгруппы для последующего развития эмоционально-интеллектуальных навыков.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что реализуется в совместно-последовательном участии педагогов, родителей и детей.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что задания с изображением проявлений определенных эмоций отражают 27 эмоций человека: интерес, ожидание, настороженность, безмятежность, радость, восторг, принятие, доверие, отвращение, тревога, страх, ужас, растерянность, удивление, изумление, грусть, печаль, горе, скука, неудовольствие, отвращение, досада, злость, гнев, смущение, стыд, вина, и выдаются для выполнения ребенку сообразно возрасту.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что обработка результатов бланков и чек-листов осуществляется автоматически, путем оцифровки сканером результатов бланков и чек-листов и их последующей обработки вычислительным устройством для выдачи рекомендации по распределению детей в подгруппы для последующего развития эмоционально-интеллектуальных навыков.

5. Способ по п. 2, отличающийся тем, что выдача рекомендации по распределению детей в подгруппы для последующего развития эмоционально-интеллектуальных навыков осуществляется при использовании принтера, подключенного к вычислительному устройству.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что вычислительное устройство представляет собой сервер или высокопроизводительный компьютер.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, в частности к способам немедикаментозного оздоровления организма, и может быть использовано в лечебно-профилактических целях для очищения и восстановления организма, улучшения работоспособности, внешнего вида и продления активного долголетия.
Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии в офтальмохирургии. Предложен способ проведения общей анестезии при витреоретинальных операциях, включающий премедикацию с последующей индукцией в наркоз путем введения гипнотика пропофола и миорелаксанта эсмерона, выполнение интубации трахеи, проведения хирургом субтеноновой анестезии и поддерживающей анестезии.

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской профилактике, психодиагностике и психотерапии, лечебной физкультуре, использованию психотерапевтических техник на основе телесно-ориентированной терапии (ТОП) для оздоровления учащейся молодежи, студентов в течение учебного года, а также в санаторно-курортных условиях.

Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии и интенсивной терапии. Предложен способ профилактики постнаркозной ажитации ингаляцией ксенона.
Изобретение относится к медицине и психологии. Каждый человек в группе в процессе занятий одномоментно воздействует на три основные компоненты своего организма - телесную, психическую и духовную.

Изобретение относится к области спорта, в частности к спортивной экипировке спортсменов, используемой в различных видах единоборств, и может найти применение для психологического воздействия на бойцов армейского рукопашного боя в период тренировки, в целях адаптации к различным раздражителям при непосредственном выполнении физических действий.

Изобретение относится к медицине, а именно к психологии, физиологии и может быть использовано для снижения психологической значимости негативных психоэмоциональных установок и воспоминаний.
Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, курортологии и физиотерапии, и может быть использовано для восстановительного лечения больных с метаболическим синдромом на санаторно-курортном этапе.

Изобретение может быть использовано для эмоциональной стрессовой психотерапии наркоманий. Снимают анозогнозиию к наркотической зависимости.

Изобретение относится к области медицины, а именно к местному обезболиванию в стоматологии, и может быть использовано для выбора типа обезболивания пульпы зуба на нижней челюсти у детей со смешанным прикусом при стоматологическом вмешательстве.
Наверх