Топливо маловязкое судовое

Изобретение описывает топливо маловязкое судовое, содержащее в различных соотношениях смесь утяжеленных среднедистиллятных фракций первичной и вторичной переработки нефти: утяжеленное дизельное топливо, полученное при атмосферной перегонке нефти (222-368°С), - 0-61 мас.%, легкий газойль каталитического крекинга (175-300°С) - 30-12 мас.%, легкий газойль замедленного коксования (258-401°С) - 0-2 мас.%, продукты вакуумной перегонки мазута: утяжеленное дизельное топливо (264-400°С) - 70-20 мас.%, легкий вакуумный дистиллят (287-418°С) - 0-5 мас.%, отличающееся тем, что оно содержит 70-88 мас.% утяжеленных фракций с температурой конца кипения 368-418°С и низкомолекулярный полиэтилен в виде 20 мас.% раствора в дизельном летнем топливе, при этом соотношение утяжеленных фракций к низкомолекулярному полиэтилену составляет 88-70:0,1-0,01 мас.%. Технический результат: получение топлива маловязкого судового, удовлетворяющего требованиям ТУ 38.101567-2014, в состав которого вовлечен высокий процент утяжеленных продуктов первичной и вторичной переработки нефти, без применения диспергирующих и депрессорно-диспергирующих присадок. 3 табл.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности, к получению углеводородных топливных композиций на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано в качестве топлива для высокооборотных и среднеоборотных судовых двигателей.

Одним из крупнотоннажных продуктов нефтепереработки является топливо маловязкое судовое, требования, к качеству которого определены в ТУ 38.101567-2014. Отличительной особенностью топлива маловязкого судового (далее ТМС) является высокие плотность, вязкость и температура вспышки, при достаточно низкой температуре застывания - не выше минус 10°С. С учетом данных требований существует значительное количество композиций для производства ТМС, где в качестве компонентов используются различные дистиллятные фракции процессов первичной и вторичной переработки нефти. Для улучшения эксплуатационных показателей в ТМС вводятся присадки различного назначения. С точки зрения экономической эффективности в ТМС необходимо вовлекать: максимальное количество тяжелых фракций нефтепереработки, которые являются компонентами топочных мазутов, и минимальные количества дизельных фракций, которые могут вовлекаться в приготовление товарных дизельных топлив, и дорогостоящих компонентов.

Известен способ получения судового маловязкого топлива (RU №2570647, МПК C10G 55/08, C10G 7/00, C10L 1/04, опубликовано: 10.12.2015 Бюл. №34), включающий в себя прямогонную дизельную фракцию, выкипающую в пределах от 180 до 360°С (ПДФ); легкий газойль каталитического крекинга (ЛГКК), выкипающий в пределах от 180 до 360°С; легкий газойль замедленного коксования (ЛГЗК), выкипающий в пределах от 180 до 360°С в их массовом соотношении 30-50% (ПДФ):10-50% (ЛГЗК), 20-60% (ЛГКК) с добавлением в полученное топливо депрессорной присадки ВЭС, представляющей собой сополимер этилена с винилацетатом, в количестве от 0,10 до 0,50% мас.

Общими признаками аналога и предлагаемого изобретения является то, что в состав топлива маловязкого судового вовлекаются среднедистиллятные продукты процессов первичной и вторичной переработки (каталитического крекинга и коксования) нефти.

Недостатком аналога является вовлечение в состав топлива только дизельных фракций, выкипающих до 360°С (прямогонных и вторичного происхождения), а также снижающей температуру застывания товарной депрессорной присадки ВЭС. Это приводит к увеличению себестоимости топлива и отвлечению ценных нефтяных фракций, вовлекаемых в производство дорогостоящих дизельных топлив.

Наиболее близким по технической сущности решением (прототипом) является судовое маловязкое топливо, раскрытое в патенте на изобретение «Способ получения экологически чистого судового маловязкого топлива» (RU №25968 68, МПК C10L 1/04, C10L 1/08, C10G 69/02, C10L 1/18, опубликовано: 10.09.2016 Бюл. №25), состоящее из гидроочищенного дизельного топлива 216-358°С, гидроочищенного вакуумного газойля 325-548°С и легкого газойля каталитического крекинга 219-357°С в соотношении 75-83:2-6:15-19% соответственно, а также депрессорно-диспергирующей присадки в концентрации 0,06% мас.

Общим признаком заявляемого изобретения и прототипа является то, что в состав топлива маловязкого судового в широком ассортименте вовлекаются среднедистиллятные продукты процессов первичной и вторичной переработки нефти и продукты, получаемые при вакуумной перегонке мазута.

Недостатки прототипа, по сравнению с предлагаемым изобретением заключаются в низком процентном вовлечении тяжелых фракций вторичной переработки нефти (2-6%), высоком процентном вовлечении в состав топлива дорогостоящих дизельных фракций (Т к.к. до 358°С) и применении товарной депрессорно-диспергирующей присадки, что экономически неэффективно.

Цель изобретения - разработка состава топлива маловязкого судового (ТМС), с вовлечением утяжеленных продуктов процессов первичной и вторичной переработки нефти, а также побочных продуктов нефтехимии, отвечающего требованиям ТУ 38.101567-2014 и технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (TP ТС 013/2011) с поправками от 1 января 2020 года.

Технический результат заключается получении топлива маловязкого судового, удовлетворяющего требованиям ТУ 38.101567-2014, в состав которого вовлечен высокий процент утяжеленных продуктов первичной и вторичной переработки нефти, без применения диспергирующих и депрессорно-диспергирующих присадок.

Указанный технический результат достигается тем, что топливо маловязкое судовое, которое может быть использовано в качестве топлива для высокооборотных и среднеоборотных судовых двигателей, содержит смесь утяжеленных среднедистиллятных фракций первичной и вторичной переработки нефти и продуктов, получаемых при вакуумной перегонке мазута, согласно изобретению, оно содержит 70-88 мас. % утяжеленных фракций, выкипающих до температуры 370-420°С, и 0,01 - 0,1 мас. % побочного продукта нефтехимии (отхода производства полиэтилена высокого давления) - низкомолекулярного полиэтилена.

Для доказательства технического результата были составлены 2 базовые основы (БО-1 и БО-2), Состав базовых основ (БО), физико-химические и эксплуатационные характеристики компонентов, используемых для приготовления базовых основ ТМС приведены в таблице 1.

В качестве компонентов в базовые основы БО-1 и БО-2 входили среднедистиллятные утяжеленные продукты процессов первичной и вторичной переработки нефти и продукты, получаемые при вакуумной перегонке мазута:

1. Утяжеленное дизельное топливо, получаемое при вакуумной перегонке мазута - УДТ ВПМ (фракция 264-400°С).

2. Легкий вакуумный дистиллят, получаемый при вакуумной перегонке мазута - ЛВД (фракция 287-418°С).

3. Утяжеленное дизельное топливо, полученное при атмосферной перегонке нефти - УДТ АП (фракция 222-368°С).

4. Легкий газойль каталитического крекинга - ЛГКК (фракция 175-300°С).

5. Легкий газойль замедленного коксования - ЛГЗК (фракция 258-401°С).

Базовые основы БО-1 и БО-2 содержат, соответственно, 70 и 88% мас. утяжеленных фракций.

Низкомолекулярный полиэтилен (НМПЭ), используемый в составе ТМС в качестве добавки к базовым основам имел следующие характеристики: плотность (при 20°С) - 882,3 кг/м3, динамическая вязкость расплава - 65 мПа*с, температура плавления - 81°С, средневесовая молекулярная масса - 3000. НМПЭ смешивали с базовыми основами при температуре 50-60°С в виде 20% мас. раствора в дизельном топливе летнем.

Введение в ТМС утяжеленных фракций приводит к повышению температуры застывания. Оптимизация количества добавки НМПЭ к базовым основам по температуре застывания топливной композиции представлена в табл. 2.

Разница в эффективности действия НМПЭ на температуру застывания БО-1 и БО-2 связана с различным компонентным составом базовых основ. Базовые основы БО-1 и БО-2 содержат, соответственно, 70 и 88% мас. утяжеленных фракций (УФ). Количество вводимого НМПЭ в БО для достижения нормативных показателей по температуре застывания (не выше минус 10°С) коррелирует с содержанием утяжеленных фракций (УФ): содержание УФ: % мас. НМПЭ=(88-70):(0,1-0,01).

В таблице 3 показано, что заявляемое ТМС, приготовленное на БО-1 и БО-2 с добавкой НМПЭ полностью удовлетворяет требованиям ТУ 38.101567-2014 и Технического регламента Таможенного союза 013/2011. Таким образом, приведенные результаты подтверждают заявленный технический результат изобретения.

Предлагаемое изобретение по сравнению с прототипом позволит снизить себестоимость производства ТМС и увеличить в целом эффективность переработки нефти за счет значительного вовлечения в производство ТМС тяжелых фракций нефтепереработки, которые являются компонентами топочных мазутов, и минимизации количества дизельных фракций, которые могут вовлекаться в приготовление товарных дизельных топлив, а также отказа от использования при производстве ТМС дорогостоящих депрессорных присадок.

Топливо маловязкое судовое, содержащее в различных соотношениях смесь утяжеленных среднедистиллятных фракций первичной и вторичной переработки нефти: утяжеленное дизельное топливо, полученное при атмосферной перегонке нефти (222-368°С), - 0-61 мас.%, легкий газойль каталитического крекинга (175-300°С) - 30-12 мас.%, легкий газойль замедленного коксования (258-401°С) - 0-2 мас.%, продукты вакуумной перегонки мазута: утяжеленное дизельное топливо (264-400°С) - 70-20 мас.%, легкий вакуумный дистиллят (287-418°С) - 0-5 мас.%, отличающееся тем, что оно содержит 70-88 мас.% утяжеленных фракций с температурой конца кипения 368-418°С и низкомолекулярный полиэтилен в виде 20 мас.% раствора в дизельном летнем топливе, при этом соотношение утяжеленных фракций к низкомолекулярному полиэтилену составляет 88-70:0,1-0,01 мас.%.



 

Похожие патенты:

Изобретение описывает композицию судового топлива, которая содержит от более 50 до 90% масс. кубового остатка атмосферной колонны (ATB), который имеет по меньшей мере одну из следующих характеристик: плотность при 15°С в диапазоне от 0,7 до 1,0 г/см3, температуру застывания от -19,0°С до 64°C, температуру вспышки в диапазоне от 80 до 213°C, кислотное число не более 8,00 мг КОН/г и кинематическую вязкость при 50°С в диапазоне от 1,75 до 15000 сСт; и от 10 до 50% масс.

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей на основе дизельного летнего топлива с добавлением воды и эмульгатора, представляющего смесь диэтаноламида олеиновой кислоты, диэтаноламинового мыла олеиновой кислоты, диэтаноламина, моноэфира олеиновой кислоты и диэтаноламина, моноэфира аминоспирта и олеиновой кислоты, при этом топливная композиция дополнительно содержит бензиловый спирт и н-пропиловый спирт, а в качестве дизельного летнего топлива дизельное летнее топливо ЕВРО при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диэтаноламид олеиновой кислоты 1,577-3,173 Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 0,460-0,925 Диэтаноламин 0,371-0,747 Моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина 0,583-1,173 Моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты 0,719-1,449 Бензиловый спирт 1,081-2,176 Н-пропиловый спирт 0,509-1,024 Вода 10,0-20,0 Дизельное летнее топливо ЕВРО остальное до 100 Технический результат заключается в повышении стабильности и пожаробезопасности композиции при сохранении основных физико-химических характеристик в пределах требуемых норм.

Изобретение описывает композицию судового топлива, которая содержит от по меньшей мере 30 до 50% масс. остаточного углеводородного компонента, причем указанный остаточный углеводородный компонент представляет собой широкую остаточную фракцию (ATB), которая имеет плотность при 15°С в диапазоне от 0,7 до 1,0 г/см3, температуру застывания от -19,0 до 64°C, температуру вспышки в диапазоне от 80 до 213°C, кислотное число не более 8,00 мг КОН/г, и кинематическую вязкость при 50°С в диапазоне от 1,75 до 15000 сСт; и остальная часть композиции судового топлива содержит углеводородный компонент, выбранный из группы, состоящей из негидропереработанного углеводородного компонента, гидропереработанного углеводородного компонента и любого их сочетания; причем указанный негидропереработанный углеводородный компонент выбран из группы, состоящей из суспензионного масла, пиролизного газойля, легкого рециклового газойля (LCO), остатка термического крекинга, парафиновых гачей I группы, и любого их сочетания; причем указанный гидропереработанный углеводородный компонент выбран из группы, состоящей из гидроочищенного LCO, который содержит не более 400 масс.ч/млн серы (“400 LCO”), гидроочищенного LCO, который содержит не более 15 масс.ч/млн серы (“15 LCO”), ультранизкосернистого дизельного топлива (ULSD), кубовых продуктов установки гидрокрекинга, и любого их сочетания; причем указанная композиция судового топлива имеет плотность при 15°С в диапазоне от 0,870 до 1,010 г/см3, кинематическую вязкость при 50°С в диапазоне от 1 до 700 сСт, температуру застывания от -30 до 35°C и температуру вспышки по меньшей мере 60°C.
Изобретение описывает способ получения малосернистого дизельного топлива, заключающийся в превращении смеси вторичных дизельных фракций с высоким содержанием серы с прямогонными дизельными фракциями при повышенном давлении и нагревании в потоке водородсодержащего газа в присутствии гетерогенного катализатора, содержащего, мас.%: Mo – 10,0-16,0; Со – 2,7- 4,5; P – 0,8-1,8; S – 6,7-10,8; носитель – остальное; при этом носитель содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита – 5,0-25,0; γ-Al2O3 – остальное; при этом используемый катализатор имеет удельную поверхность 120-190 м2/г, объём пор 0,35-0,65 см3/г, средний диаметр пор 7-12 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырёхлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм, при температуре не выше 340оС, давлении не более 7,0 МПа; массовом расходе сырья не менее 1,0 ч-1, объемном отношении водород/сырье не более 500 м3/м3, характеризующийся тем, что в качестве вторичных дизельных фракций, входящих в состав смесевого сырья, используют дизельные фракции с концом кипения до 360оС, полученные ректификацией полусинтетической нефти, являющейся продуктом каталитического парового крекинга тяжелого нефтяного сырья, которое может быть природным, например тяжелые нефти, либо техногенным, например гудрон.

Изобретение раскрывает смесь дизельного топлива, которая имеет улучшенные свойства при низких температурах, содержащая смесь компонента гидрообработанного возобновляемого среднего дистиллята и компонента минерального среднего дистиллятного топлива, причем компонент гидрообработанного возобновляемого среднего дистиллята и компонент минерального среднего дистиллятного топлива присутствуют при отношении объемных количеств от 10:90 до 90:10, и смесь дизельного топлива содержит 10-25% масс.
Изобретение раскрывает судовое маловязкое топливо, которое может быть использовано в качестве топлива для тихоходных двигателей, содержащее смесь таких фракций первичной обработки нефти, как утяжеленное дизельное топливо с верха колонны вакуумной перегонки мазута уст.

Изобретение описывает арктическое дизельное топливо на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, включающее гидроочищенную депарафинизированную дизельную фракцию, противоизносную присадку в количестве 0,015-0,030 масс.

Изобретение раскрывает арктическое дизельное топливо на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, включающее гидроочищенную депарафинизированную дизельную фракцию, противоизносную присадку и гидрокрекинговую керосиновую фракцию, при этом топливо дополнительно содержит цетаноповышающую присадку, в качестве гидроочищенной депарафинизированной фракции - гидроочищенную депарафинизированную дизельную фракцию, выкипающую в пределах 135-370°С, в качестве гидрокрекинговой керосиновой фракции - гидрокрекинговую керосиновую фракцию, выкипающую в пределах 140-250°С, при следующим соотношении компонентов, % мас.: гидроочищенная депарафинизированная дизельная фракция, выкипающая в пределах 135-370°С - 69,790-94,960; гидрокрекинговая керосиновая фракция, выкипающая в пределах 140-250°С - 5,000-30,000; противоизносная присадка - 0,010-0,035; цетаноповышающая присадка - 0,020-0,200.

Изобретение относится к способу очистки биотопливных композиций на основе рапсового масла, включающему нейтрализацию жирных кислот рапсового масла, отделение выпавшего осадка, смешивание 70% нейтрализованного рапсового масла с 30% минерального дизельного топлива, или 75% нейтрализованного рапсового масла с 25% керосина марки ТС-1 с последующей винтеризацией, характеризующемуся тем, что стадии очистки от механических примесей и восков проводятся после смешивания компонентов смеси, винтеризация проводится при температуре +10°С, а эффективность фильтрации достигается за счет снижения вязкости при добавлении минерального дизельного топлива.

Изобретение раскрывает топливную композицию на основе дизельной фракции, с содержанием серы менее 10 мг/кг, выкипающей в пределах 180-360°C, характеризующуюся тем, что содержит в качестве промоторов воспламенения органические перекиси, выбранные из группы: ди-трет-бутилпероксид, 1,1-ди(третбутилперокси)циклогексан, дикумилпероксид, и противоизносную присадку на основе карбоновых кислот при следующем соотношении компонентов, мас.%: органическая перекись от 0,01 до 0,5, противоизносная присадка от 0,005 до 0,1, дизельная фракция - до 100.

Изобретение описывает композицию судового топлива, которая содержит от более 50 до 90% масс. кубового остатка атмосферной колонны (ATB), который имеет по меньшей мере одну из следующих характеристик: плотность при 15°С в диапазоне от 0,7 до 1,0 г/см3, температуру застывания от -19,0°С до 64°C, температуру вспышки в диапазоне от 80 до 213°C, кислотное число не более 8,00 мг КОН/г и кинематическую вязкость при 50°С в диапазоне от 1,75 до 15000 сСт; и от 10 до 50% масс.
Наверх