Устройство привода сдвижки реверсивного устройства газотурбинного двигателя
Владельцы патента RU 2734328:
Акционерное общество "Объединенная двигателестроительная корпорация" (АО "ОДК") (RU)
Изобретение относится к области авиации, к конструкции авиационных двигателей и тормозных устройств самолетов, а именно к приводам реверсивного устройства (далее РУ). Устройство привода сдвижки подвижной части реверсивного устройства газотурбинного двигателя содержит пару рельсовых направляющих и два закрепленных одним концом на неподвижной части двигателя приводных механизма, имеющих на своих концах ведущий и ведомый редукторы. Редукторы приводных механизмов скреплены валом для обеспечения механической синхронизации их перемещений, а другим концом приводные механизмы закреплены на подвижной части компенсаторами. Механическая синхронизация перемещений выполнена с возможностью равномерного распределения нагрузки между ведущим и ведомым редукторами. Предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность устройства привода и точность синхронизации, снизить массу устройства. 4 ил.
Изобретение относится к области авиации, к конструкции авиационных двигателей и тормозных устройств самолетов, а именно к приводам реверсивного устройства (далее РУ).
Для уменьшения длины пробега реактивного самолета при приземлении в конструкции реактивного двигателя используется РУ. В конструкциях зачастую используются механизмы для технического обслуживания двигателя и РУ при стоянке самолета. Для облегчения доступа к двигателю и к РУ используются устройства сдвижки, которые механически удерживают подвижную часть РУ относительно неподвижной.
Известно устройство привода сдвижки РУ для турбореактивного двигателя (Патент FR 2911372, MIIK F02K 1/72; F02K 1/80, опубл. 27.02.2009) содержащее подвижную часть и неподвижную часть, пары рельсовых направляющих и два приводных механизма.
Недостатком данной конструкции является то, что устройство привода газотурбинного двигателя для технического обслуживания (далее ТО) предназначено только для РУ имеющих рамную конструкцию в частности лобовую раму. Так же в устройстве привода РУ для ТО отсутствует возможность сдвигания всего РУ.
Известно устройство привода сдвижки подвижной части реверсивного устройства газотурбинного двигателя относительно неподвижной части (Патент US 9777671, МПК F02K 1/72, опубл. 03.10.2017), содержащее пару рельсовых направляющих и два закрепленных одним концом на неподвижной части двигателя приводных механизма, имеющих на своих концах два редуктора, причем редукторы приводных механизмов скреплены валом для обеспечения синхронизации их перемещений, а другим концом приводные механизмы закреплены на подвижной части.
Наиболее близким аналогом к изобретению и выбранным за прототип является устройство привода сдвижки подвижной части реверсивного устройства газотурбинного двигателя относительно неподвижной части (Патент US 9976696, МПК F02K 1/72, опубл. 22.05.2018), содержащее пару рельсовых направляющих и два закрепленных одним концом на неподвижной части двигателя приводных механизма, имеющих на своих концах два редуктора, причем редукторы приводных механизмов скреплены валом для обеспечения синхронизации их перемещений, а другим концом приводные механизмы закреплены на подвижной части компенсаторами.
Технической задачей предлагаемого изобретения, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности устройства привода и точности синхронизации.
Технический результат достигается тем, что в устройстве привода сдвижки подвижной части реверсивного устройства газотурбинного двигателя, содержащее пару рельсовых направляющих и два закрепленных одним концом на неподвижной части двигателя приводных механизма, имеющих на своих концах ведущий и ведомый редукторы, причем редукторы приводных механизмов скреплены валом для обеспечения механической синхронизации их перемещений, а другим концом приводные механизмы закреплены на подвижной части компенсаторами, согласно изобретению, механическая синхронизация перемещений выполнена с возможностью равномерного распределения нагрузки между ведущим и ведомым редукторами.
В предлагаемом изобретении, в отличие от прототипа, механическая синхронизация перемещений выполнена с возможностью равномерного распределения нагрузки между ведущим и ведомым редукторами, что позволяет повысить надежность устройства привода и повысить точность синхронизации. Доступ к РУ осуществляется сдвиганием подвижной части.
Устройство привода РУ для ТО устанавливается не только на РУ, но и на двигатель (т.е. на неподвижную часть, относительно которой будет происходить сдвигание всего РУ). Использование механической синхронизации происходит за счет применения вала, соединяющего ведущий и ведомый редуктора, позволяет равномерно распределить нагрузки между двумя зависимыми друг от друга редукторами привода.
Синхронизация двух редукторов при помощи вала для сдвигания РУ в заданной последовательности без использования дополнительных блоков управления и синхронизирующих электронных устройств позволяет снизить массу конструкции.
Закрепление приводных механизмов компенсаторами на подвижной части позволяет нам дополнительно притягивать РУ без дополнительной регулировки привода редукторов.
На фиг. 1 представлен общий вид газотурбинного двигателя.
На фиг. 2 общий вид газотурбинного двигателя в положении ТО.
На фиг. 3 представлена схема устройства привода РУ для ТО.
На фиг. 4 схема компенсатора устройства привода РУ для ТО.
Устройство привода сдвижки подвижной части 2 реверсивного устройства газотурбинного двигателя 3 относительно неподвижной части 1 представлено в виде пары рельсовых направляющих 4, и два закрепленных одним концом на неподвижной части двигателя приводных механизма 10, имеющих на своих концах два редуктора 7 и 9, причем редукторы приводных механизмов скреплены валом 8 для обеспечения синхронизации их перемещений, а другим концом приводные механизмы 10 закреплены на подвижной части, закрепленных на пилоне 5, при этом приводные механизмы 10 основаны на паре скольжения 6, каждый из которых закреплен на неподвижной части 1 и подвижной части 2.
Пара скольжения 6 представляет собой поступательные механизмы, состоящие из конической передачи (не показано) и преобразователя вида движения (вращательного в поступательное).
Работа устройства осуществляется следующим образом. При подаче усилия от механического инструмента или электроинструмента (не показано) для сдвигания РУ подвижной части 2 в положение ТО на любой из редукторов, выбранный, например, за ведущий 7 закрепленный на неподвижной части 1 за счет вала 8, усилие равномерно передается на ведомый редуктор 9. Синхронизация выполняется для исключения перекоса РУ при выполнении сдвижки. Ведомый 9 и ведущий 7 редукторы приводят в продольное движение приводные механизмы 10, которые закреплены на подвижной части 2, тем самым приводя РУ в положение ТО. Приводные механизмы 10 крепятся в передней части компенсаторами 11, а задней части РУ кронштейнами 12, исключающими радиальные перемещения приводных механизмов 10. Для исключения изгибающих нагрузок приводных механизмов 10 относительно кронштейнов 12 имеют свободный ход в осевом направлении.
Компенсаторы 11 приводных механизмов 10 закреплены на подвижной части 2. Синхронизация по времени ведомого 9 и ведущего 7 редукторов достигается при помощи вала 8 для сдвигания РУ в заданной последовательности без использования дополнительных блоков управления и синхронизирующих электронных устройств, что позволяет снизить массу конструкции в целом. Разность хода может появиться вследствие различного фрикционного сопротивления на паре рельсовых направляющих 4 при перемещении подвижной части 2. Для устранения разности хода редукторы 7 и 9 находятся в прямой зависимости друг от друга и усилие для обеспечения синхронизации передается в любом направлении.
Таким образом, выполнение предлагаемого изобретения с вышеуказанными отличительными признаками в совокупности с известными признаками, позволяет повысить надежность устройства привода и точность механической синхронизации, равномерно распределить нагрузку между двумя зависимыми друг от друга редукторами привода, снизить массу устройства
Устройство привода сдвижки подвижной части реверсивного устройства газотурбинного двигателя, содержащее пару рельсовых направляющих и два закрепленных одним концом на неподвижной части двигателя приводных механизма, имеющих на своих концах ведущий и ведомый редукторы, причем редукторы приводных механизмов скреплены валом для обеспечения механической синхронизации их перемещений, а другим концом приводные механизмы закреплены на подвижной части компенсаторами, отличающееся тем, что механическая синхронизация перемещений выполнена с возможностью равномерного распределения нагрузки между ведущим и ведомым редукторами.