Способ предотвращения повышения давления в отсеке-убежище аварийной подводной лодки

Изобретение относится к области спасения экипажа подводной лодки. Для предотвращения повышения давления в отсеке аварийной подводной лодки удаляют воздушную подушку из затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем. Воздух из воздушной подушки, образующейся в результате затопления соседнего с отсеком-убежищем аварийного отсека, стравливают напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами. Достигается простота конструкции и повышение безопасности спасания подводников при выходе из аварийной подводной лодки. 4 ил.

 

Изобретение относится к области спасения экипажа подводной лодки.

В случае аварии подводной лодки, при затоплении отсека, смежного с отсеком-убежищем, и наличии в нем воздушной подушки, давление в которой возрастает по мере затопления, воздух из аварийного затопленного отсека постепенно через неплотности переборки поступает в отсек-убежище, где в результате так же неизбежно повышается давление, так как руководящими документами [1, 2] допускаются протечки воздуха через неплотности межотсечных переборок. Увеличение давления в отсеке-убежище негативно сказывается на безопасности выхода подводников через спасательные устройства на поверхность.

Известен способ предотвращения повышения давления в отсеке-убежище подводной лодки, в котором воду из затопленного аварийного отсека откачивают за борт [3], тем самым исключают повышение давления в воздушной подушке затопленного аварийного отсека и как следствие исключают повышение в соседним с ним отсеке-убежище, вызванное поступлением воздуха через неплотности переборки.

Недостатком данного способа является его зависимость от сети электропитания, которая может выйти из строя во время аварии, необходимость согласования действий в разных отсеках подводной лодки для обеспечения работы используемой в нем системы осушения, а так же неэффективность откачки воды из аварийного отсека в случае, когда количество поступаемой в отсек воды превышает возможности насосов.

Известен способ предотвращения повышения давления в отсеке-убежище подводной лодки, в котором образовавшуюся в затопленном аварийном отсеке воздушную подушку, являющуюся причиной повышения давления в соседнем отсеке-убежище за счет газопроницаемости межотсечной переборки, удаляют, откачивая из нее воздух при помощи компрессора в воздушные баллоны системы воздуха высокого давления подводной лодки [4].

Данный способ взят за прототип так как является наиболее близким по технической сущности.

Недостатком данного способа является, присущая аналогу, зависимость от сети электропитания. Кроме того компрессоры имеют не большую производительность, что обуславливает необходимость их длительной работы для откачки воздуха из воздушной подушки и как следствие приводит к повышению давления в соседнем отсеке-убежище за счет газопроницаемости межотсечной переборки.

Задачей изобретения является предотвращение повышения давления в отсеке-убежище смежном с затапливаемым аварийным отсеком подводной лодки.

Задача решается тем, что аналогично известному способу предотвращения повышения давления в отсеке-убежище подводной лодки, заключающемся в удалении воздушной подушки из затопленного аварийного отсека, смежном с отсеком-убежищем, воздух из воздушной подушки стравливают напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами. В результате, затопленный аварийный отсек полностью заполняется водой, протечки которой через межотсечную переборку не допускаются [1,2], тем самым исключается повышение давления в смежном отсеке убежище.

Новыми признаками предлагаемого способа предотвращения повышения давления в отсеке-убежище аварийной подводной лодки являются:

- воздух из воздушной подушки затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем, стравливают напрямую за борт;

- воздух из воздушной подушки затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем, стравливают через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами.

Преимущество новых признаков, обеспечивающих стравливание воздуха из воздушной подушки напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами заключается в том, что это обеспечивает простоту использования данного способа предотвращения повышения давления в отсеке-убежище подводной лодки и значительно сокращает время удаления воздушной подушки из затопленного аварийного отсека, смежном с отсеком-убежищем.

Сущность заявленной способа предотвращения повышения давления в отсеке-убежище аварийной подводной лодки заключается в том, что для предотвращения постепенного перетекания воздушной подушки, образовавшейся в процессе затопления соседнего аварийного отсека в отсек-убежище, влекущего за собой повышение в нем давления, эту воздушную подушку удаляют, путем стравливания воздуха из нее напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами.

Схема дополнительно установленного в отсеке-убежище трубопровода с двумя запорами представлена на фигуре 1.

Схематичное изображение аварийной ситуации, при которой происходит поступление воздуха через неплотности межотсечной переборки из воздушной подушки затопленного аварийного отсека в отек-убежище, которое способствует повышению давления в нем представлено на фигуре 2.

Схематичное изображение процесса стравливания воздуха из воздушной подушки затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем, напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами представлено на фигуре 3.

Схематичное изображение ситуации, возникшей в результате использования заявленного способа предотвращения повышения давления в отсеке-убежище аварийной подводной лодки, когда воздух из воздушной подушки затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем полностью стравлен и затопленный аварийный отсек полностью заполнен водой, представлено на фигуре 4.

Заявленный способ предотвращения повышения давления в отсеке-убежище аварийной подводной лодки при условии наличия дополнительно установленного в отсеке-убежище трубопровода с двумя запорами выполняется следующим образом:

1. При возникновении аварийной ситуации, когда происходит затопление аварийного отсека 1, смежного с отсеком-убежищем 2, воздух из аварийного затопленного отсека постепенно через неплотности межотсечной переборки 3 поступает в отсек-убежище, где в результате так же неизбежно повышается давление (фиг. 2).

2. Для предотвращения повышения давления в отсеке-убежище экипаж, находящийся в отсеке-убежище, открывают запорный клапан 4 и кингстон 5 на дополнительно установленном трубопроводе 6, в результате чего воздушная подушка из затопленного аварийного отсека стравливается за борт (фиг 3).

3. После стравливания воздушной подушки за борт из затопленного аварийного отсека, он полностью затапливается за счет поступления забортной воды в результате аварии. Экипаж, находящийся в отсеке-убежище закрывают запорный клапан 4 и кингстон 5. Так как поступление воды через межотсечную переборку не допускается [1, 2], давление в отсеке-убежище, смежном с затопленным аварийным отсеком, не повышается (фиг. 4).

Преимущества от использования заявленного способа по сравнению с приведенными аналогами заключается в следующем:

- исключается необходимость наличия электропитания;

- исключается необходимость согласованных действий личного состава в разных отсеках подводной лодки;

- стравливание воздушной подушки происходит за короткое время.

Использование предлагаемого способа позволит предотвратить повышение давления в отсеке-убежище аварийной подводной лодки, чем существенно повысит безопасность спасания подводников при выходе из аварийной подводной лодки известными способами.

Литература

1. Руководство по эксплуатации корпусов, устройств и систем. РЭКУС-ПЛ-90.

2. ОСТВ5Р.1023-72. Непроницаемость и герметичность металлических корпусов подводной лодки. Методы, нормы и правила испытаний.

3. Устройство подводных лодок. Прасолов С.Н., Амитин М.Б.

4. Корабельные системы и устройство корабля. Часть 2. Подводные лодки. Киселев Е.Н., Иванов Б.Г., Горбунов Д.В., Кашин В.А.

Способ предотвращения повышения давления в отсеке аварийной подводной лодки, при котором удаляют воздушную подушку из затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем, отличающийся тем, что воздух из воздушной подушки, образующейся в результате затопления соседнего с отсеком-убежищем аварийного отсека, стравливают напрямую за борт через дополнительно установленный трубопровод с двумя запорами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к спасению экипажа корабля. Комплекс спасения экипажа корабля (КСЭК) включает систему химического пожаротушения или способ прерывания реакции горения, систему кондиционирования, регенерации и/или вентиляции и стабилизации давления воздуха в отсеке, трубопровод с воздухом высокого давления, пожарную помпу, электрическую сеть корабля и плату контроля заряда и разряда аккумулятора, легочный автомат и маску аквалангиста с зажимом носа, гидрокостюмы с подогревом.

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводных технических средств. Устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством, установленное между прочным и наружными корпусами подводного технического средства, содержит комингсы, опорные кольца которых соединены быстроразъемным кремальерным затвором.

Изобретение относится к спасательному оборудованию, а именно к устройствам, предназначенным для вентиляции отсеков аварийных подводных технических средств. Устройство вентиляции отсеков аварийного подводного технического средства содержит рукав подачи сжатого воздуха и шланг отвода загрязненного воздуха, которые соединены с клапанами вентиляции отсеков аварийного подводного технического средства.

Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов, содержит прочный корпус, легкий корпус с цистернами главного балласта, шлюзовые и декомпрессионные камеры и комингс-площадки с приемно-выходными люками.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки. Камера спасательная всплывающая для подводной лодки содержит прочный корпус с верхним и нижним входными люками, устройство для крепления к комингс-площадке подводной лодки и систему вентиляции.

Изобретение относится к области судовой техники, а именно к подводным станциям и устройствам, в частности к коллективным спасательным средствам подводных объектов.

Спасательный люк подводного технического средства содержит цилиндрический корпус с верхним и нижними люками и систему ее заполнения забортной водой. Спасательный люк подводного технического средства отличается тем, что корпус спасательного люка врезан в межотсечную переборку подводного технического средства и снабжен двумя нижними люками, при этом нижние люки размещены для обеспечения входа в камеру из смежных отсеков.

Изобретение относится к области спасательной техники. Мобильная спасательная система (МСС) имеет в своем составе телеуправляемый спасательный колокол (ТСК), спуско-подъемное устройство (СПУ), смонтированное на специальном фундаменте, имеющем механизм закрепления за лед, для спуска (подъема) ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат рабочего класса со своим СПУ, автономную энергетическую установку для обеспечения электроэнергией ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) и СПУ, металлокаркасные полярные утепленные палатки для защиты от холода, гидроакустическую станцию для допоиска аварийной подводной лодки и связи с ней, средства для создания майны во льду.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания средства, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, в том числе подо льдом.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водолазному и спасательному оборудованию. Предложено устройство для загрузки водолазов в торпедный аппарат (ТА) подводной лодки (ПЛ), которое содержит лоток, состоящий из двух листов - верхнего и нижнего, выполненных из нержавеющей стали и изогнутых по форме ТА.

Изобретение относится к средствам спасания персонала аварийных морских нефтегазовых платформ (МНП) в условиях Арктики. Система эвакуации на лед персонала аварийных нефтегазовых платформ содержит размещенные на палубе спасательное средство и спуско-подъемное устройство.
Наверх