Бак криогенный топливный транспортного средства, работающего на сжиженном природном газе

Изобретение относится к области криогенной техники и может быть использовано в качестве топливной емкости транспорта, работающего на сжиженном природном газе. Представлен бак криогенный топливный транспортного средства, работающего на сжиженном природном газе, состоящий из двух сосудов, расположенных один внутри другого, внутренний сосуд снаружи обмотан тепловой изоляцией, а межстенное пространство между внутренним и внешним сосудами отвакуумировано. Вся криогенная обвязка криогенного топливного бака собрана в один корпус - моноблок, который содержит в себе всю запорную арматуру, выходы на приборы и т.д., и цельным узлом сообщает внутренний сосуд с заправочными и аварийными входами/выходами. За счет применения данной схемы уменьшается время производства в цеху, так как моноблок собирается и настраивается в лаборатории, уменьшается количество сварных швов на наружном кожухе, что статистически снижает количество брака сварного шва и облегчает обслуживание, а также ремонт и поиск дефектов при развакуумировании межсосудного пространства. Технические результаты: уменьшение количества сварных соединений и обеспечение надежной фиксации внутреннего сосуда относительно наружного, а также повышение безопасности сосуда при эксплуатации. 3 ил.

 

Изобретение относится к области криогенной техники и может быть использовано в качестве топливной емкости транспорта, работающего на сжиженном природном газе.

Известны различные устройства для использования сжиженного природного газа в качестве моторного топлива транспортных средств, которые обеспечивают заправку и питание транспортных средств, без дренажную заправку или заправку с использованием насоса [Криогенное и вакуумное машиностроение. ЦИИТИхимнефтемаш, сер. ХМ-6. М.: 1987].

Известен автомобильный криобак, оборудованный арматурой для заправки, дренажа и отбора жидкости, включающий наружный кожух, имеющий внутри теплоизолирующие осевые опоры, на которых закреплена емкость для СПГ, причем полость между кожухом и емкостью вакуумирована и снабжена многослойной теплоизоляцией [информация "Использование сжиженного природного газа на транспорте". - Криогенное и вакуумное машиностроение. ЦИИТИхимнефтемаш, сер. ХМ-6. М.: 1987, с. 27, рис. 12].

Указанный криобак является сложным по конструкции и недостаточно надежным в эксплуатации. Правая опора для емкости с СПГ выполнена в виде длинной трубы, внутри которой расположены отдельные трубопроводы для заправки, дренажа и питания. Такое решение усложняет технологию изготовления и сборки бака, а сильные тепловые потоки через опору снижают надежность его работы.

Известен топливный криобак транспортного средства, преимущественно для сжиженного природного газа, содержащий кожух, внутри которого на теплоизолирующих опорах закреплена емкость для топлива, полость между которой и кожухом вакуумирована, питающий трубопровод для соединения с топливной системой транспортного средства и дренажное устройство, отличающийся тем, что емкость для топлива снабжена центральным силовым поясом, на котором радиально закреплены цапфы, подвижно связанные с теплоизолирующими опорами, установленными на кожухе соответственно, а питающий трубопровод снабжен участком с подогревателем, выполненным с возможностью использования тепла от системы охлаждения двигателя транспортного средства, при этом дренажное устройство снабжено перфорированной трубкой, установленной внутри емкости в ее верхней части [патент РФ № 2108242. МПК F17C 13/08. Опубликован 10.04.1998, бюл. №10]. Указанный криобак является сложным по конструкции и недостаточно надежным в эксплуатации.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является бак криогенный топливный транспортного средства, работающего на сжиженном природном газе, состоящий из двух сосудов, расположенных один внутри другого, теплоизоляции, систем трубопроводов для заправки и выдачи жидкости, предохранительной и регулирующей арматуры (прототип) [патент РФ № 114747. МПК F17 C 9/00. Опубликован 10.04.2012, бюл. № 10].

Заявляемое изобретение и прототип имеют следующие общие основные технические признаки: наличие двух сосудов, расположенных один внутри другого, обмотка тепловой изоляцией, системы трубопроводов для заправки и выдачи жидкости, предохранительную и регулирующую арматуру, а также то, что пространство между стенками внутреннего и внешнего сосуда отвакуумировано.

Заявляемое изобретение отличается от прототипа тем, что предохранительная, запорно-регулирующая аппаратура заключены в моноблок, в который приходит вся криогенная обвязка криогенного топливного бака, сообщая внутренний объем с наружными входами/выходами.

Основным недостатком прототипа является сложность его конструкции, предусматривающей расположение регулирующей и запорной арматуры отдельно друг от друга на собственном трубопроводе, что способствует увеличению пути прохождения продукта и увеличения времени отклика аппаратуры, а также увеличение количества слабых мест магистралей (в конкретном случае количество сварных стыков и/или паек).

В предлагаемом изобретении недостаток прототипа устраняется следующим образом: Применение агрегатного блока (моноблок) позволяет сократить общую длину сварного шва, сварочные, слесарные, а также работы по выявлению дефектов сварочных швов за счет концентрации всех узлов в одном устройстве. Конструкция наиболее приспособлена для массового выпуска, т.к. может поступать на этап сборки и приварки уже собранной и с настроенной арматурой, а процесс сборки и настройки происходит на отдельных высокопроизводительных участках.

Основной задачей предлагаемого технического решения является упрощение конструкции криогенного топливного бака, уменьшение количества соединений, надежную фиксацию внутреннего сосуда относительно наружного, а также повышение уровня безопасности сосуда при эксплуатации.

Схема работы заявляемого устройства отличается от известных аналогов тем, что системы трубопроводов и клапанов заключены в два отдельно расположенных блока, что существенно сокращает затраты на изготовление, а также облегчает доступ к нужным элементам при эксплуатации.

Для пояснения сущности предлагаемого технического решения на фиг. 1 представлена общая схема криогенного топливного бака (далее «криобак»).

Криобак транспортного средства, работающего на сжиженном природном газе, например, метане, представляющий собой цилиндрический двустенный резервуар, состоящий из внешнего сосуда-кожуха 7, и внутреннего сосуда 8, на внешней поверхности которого намотана тепловая изоляция, а меж стенное пространство между внутренним сосудом и кожухом отвакуумировано.

На схеме на фиг. 1 также разграничены две области:

- область «А» - это перечень предохранительной и запорной арматуры центрального блока клапанов;

- область «В» - это перечень запорной и регулирующей арматуры блока испарителя собственных нужд.

На фиг. 2 изображена детализация области блока клапанов, а на фиг. 3 изображена детализация области блока испарителя собственных нужд.

Корпусы блоков выполнены цельнолитыми, соответственно каналы внутри блоков, выполняющие роль трубопроводов, гарантировано имеют достаточную герметичность и прочность. Конструкция основного (центрального) блока клапанов выполнена таким образом, что «юбка» с тыльной стороны выполняет функцию фиксации внутреннего сосуда, относительно наружного, тем самым обеспечивая защиту внутренних компонентов от статических, динамических и осевых нагрузок, возникающих при движении автотранспорта. Блоки собираются и настраиваются отдельно, до момента установки на бак, тем самым минимизируя возможные варианты брака.

Описание устройства топливного криобака (фиг. 1). Криобак транспортного средства работающего на сжиженном природном газе, например, метане, представляющей собой цилиндрический двустенный резервуар, состоящий из внешнего сосуда-кожуха 7, и внутреннего сосуда 8, на внешней поверхности которого намотана тепловая изоляция, а межстенное пространство между внутренним сосудом 8 и кожухом 7 отвакуумировано.

В верхней части внутреннего сосуда 8 в газовой полости установлена трубка газосброса, соединенная с соответствующим выводом на блоке. Далее конструкция блока снабжена системой каналов и ответвлений, которые сообщаются с клапаном газосброса (связь по газу) 17, клапаном экономии (экономайзером) 19, выходом на манометр 1, выходом на предохранительные клапана 2 и 20 и входом с испарителя собственных нужд 15. Экономайзер так же сообщается с клапаном выдачи продукта 18. В центральном блоке предусмотрена система каналов для обратного клапана 4 жидкой фазы продукта, соединенного с клапаном выдачи продукта 18.

Нижняя часть внутреннего сосуда 8 соединена с трубопроводом блока испарителя (обл. «В» на схеме на фиг. 1), далее система каналов сообщает жидкую фазу продукта с запорным клапаном 13, который в свою очередь обеспечивает поступление жидкой фазы в регулятор давления 14, предварительно отрегулированный на нужный уровень давления в магистрали испарителя собственных нужд 15. Криогенный топливный бак снабжен указателем уровня жидкости 6, коаксиальный кабель которого выходит через заправочный канал блока клапанов, снабженный гермовводом - узлом для герметичного ввода кабеля. Для поднятия и поддержания рабочего давления во внутреннем сосуде 8 криогенного топливного бака предусмотрен испаритель собственных нужд 15, встроенный в трубопровод, соединяющий нижнюю и верхнюю части внутреннего сосуда 8. Трубопровод подачи сжиженного топлива в бак проходит от заправочного коннектора 16, через клапан 4, к центральному блоку клапанов (обл. «А» на схеме на фиг. 1) и присоединяется посредством резьбового соединения.

Осуществление изобретения. Устройство работает следующим образом. Внутренний сосуд 8 криобака заправляется сжиженным природным газом через коннектор 16. Заправка может вестись с помощью насоса или методом передавливания. При этом клапан 13 закрыт, а клапан 17 открыт и подсоединен к коннектору связи по газу (на схеме не указан). Сжиженный газ проходит по трубопроводу, через клапан 4, центральный блок в сосуд 8, образующиеся при этом в сосуде 8 пары проходят по трубопроводу газовой фазы, через клапан газосброса 17 и коннектор газосброса (связи по газу), после чего утилизируются. После того как сосуд 8 заполнится сжиженным природным газом до нужного уровня, датчик уровня выдает сигнал на блок управления (на схеме не отображен), при этом сигнал коммутируется в световой или звуковой- заправка прекращается. После окончания заправки клапан 17 закрывается. Если в сосуде 8 после заправки давление ниже рабочего, то открывается клапан 13, жидкая фаза топлива поступает за счет гидростатического давления в испаритель наддува (испаритель собственных нужд) 15, испаряется и газ наддува поступает в верхнюю часть сосуда 8, поднимая в нем давление до рабочего значения. Система готова к работе. Плавно, чтобы не закрылся скоростной клапан 12, открывается регулятор давления 9 и через открытый скоростной клапан 12 топливо поступает в двигатель транспортного средства. Причем, если давление в сосуде 8 выше верхней границы рабочего давления, то открывается клапан экономии 19 и топливо в двигатель поступает из газовой полости сосуда 8, понижая в нем давление до рабочего. После снижения давления до рабочего клапан экономии 19 закрывается и в двигатель начинает поступать жидкая фаза топлива по трубопроводу из нижней части сосуда 8. Процедура наддува - подъема давления в баке до рабочего происходит автоматически благодаря регулятору давления 14. Вентили 13 и 18 при работе двигателя открыты. Закрываются они только при длительной остановке транспортного средства и при заправке криогенного бака топливом. Требуемый объем газовой фазы внутри бака 8 при заправке обеспечивается своевременной остановкой процедуры заправки по сигналу датчика уровня, а также гарантированным объемом с помощью компенсатора незаполняемого объема 21, установленного внутри бака 8. Компенсатор незаполняемого объема 21 выполняет роль предохранительного устройства при термическом расширении жидкости в процессе эксплуатации.

Технические результаты: уменьшение количества сварных соединений и обеспечение надежной фиксации внутреннего сосуда относительно наружного, а также повышение безопасности сосуда при эксплуатации.

Бак криогенный топливный транспортного средства, работающего на сжиженном природном газе, состоящий из внутреннего сосуда, обмотанного тепловой изоляцией, наружного сосуда, в котором закреплен внутренний сосуд и создан вакуум, компенсационной емкости, систем трубопроводов заправки и выдачи топлива, предохранительной и запорно-регулирующей арматуры, отличающийся тем, что предохранительная и запорно-регулирующая аппаратура заключены в отдельные блоки, в которые приходит криогенная обвязка криогенного топливного бака, при этом сообщение внутреннего сосуда с наружными входами и выходами происходит через агрегатный моноблок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу повторного сжижения отпарного газа (ОГ) для СПГ-танкеров. Осуществляют компримирование ОГ, охлаждение теплоносителя, соответствующего компримированному ОГ, используемому в качестве целевого продукта повторного сжижения, посредством теплообмена между теплоносителем и хладагентом, соответствующим некомпримированному ОГ, используемому в качестве хладагента, с помощью теплообменника; и расширение охлажденного ОГ.

Изобретение относится к повторному сжижению отпарного газа, образовавшегося в цистерне для хранения сжиженного газа, установленной на плавучем объекте. Установка для повторного сжижения отпарного газа, образовавшегося в цистерне, содержит компрессионный блок для сжатия отпарного газа, выпущенного из цистерны, и теплообменник для обмена теплом между отпарным газом, сжатым компрессионным блоком, и отпарным газом, выпущенным из цистерны.

Изобретение относится к области судостроения и касается судов для транспортировки сжиженного природного газа или работающих на сжиженном природном газе. Предложены система повторного сжижения отпарного газа (BOG) и способ удаления смазочного масла из системы повторного сжижения BOG, выполненной с возможностью повторного сжижения BOG путем сжатия BOG с помощью компрессора, охлаждения сжатого BOG посредством теплообмена с несжатым BOG с помощью теплообменника и снижения давления текучей среды, охлажденной посредством теплообмена, с помощью редуктора давления.

Изобретение относится к хранению газов. Герметичный и теплоизоляционный резервуар содержит теплоизоляционный барьер, образующий опорную поверхность (1), металлическую герметичную мембрану, содержащую множество металлических поясов (9), имеющих плоский средний участок (10) и два приподнятых боковых края (11), образованных из противоположных продольных краев плоского среднего участка (10).

Изобретение относится к устройству, препятствующему переполнению горизонтального криогенного резервуара, где устройство включает в себя резервный цилиндрический корпус, небольшую уплотнительную крышку, трубку для направления потока, внутреннюю заднюю уплотнительную крышку и оболочку газового баллона; резервный цилиндрический корпус открыт с обоих концов; небольшая уплотнительная крышка приварена к одному концу резервного цилиндрического корпуса; другой конец резервного цилиндрического корпуса жестко связан с внутренней задней уплотнительной крышкой оболочки газового баллона; резервный цилиндрический корпус, небольшая уплотнительная крышка и внутренняя задняя уплотнительная крышка соединены между собой сваркой для образования резервной оболочки; на дне резервного цилиндрического корпуса закреплена трубка для направления потока, которая вставлена внутрь резервного цилиндрического корпуса; другой конец трубки для направления потока ведет к верхней части оболочки газового баллона; внутренняя передняя уплотнительная крышка оболочки газового баллона снабжена впускной трубкой для жидкости.

Изобретение относится к крепежному устройству (15) для закрепления трубы (12) в углублении (7), устройство содержит цилиндрический хомут (16), по меньшей мере три крепежных кронштейна (17), каждый крепежный кронштейн содержит ближний участок кронштейна (34), установленный на цилиндрический хомут, дальний участок кронштейна (35), несущий упорный сегмент (19), упорный сегмент содержит упорную поверхность (20), обращенную в противоположную сторону от хомута и предназначенную для взаимодействия со стенкой (9) углубления, в которой по меньшей мере один из упомянутых крепежных кронштейнов содержит направляющую, способную поступательно направлять дальний участок кронштейна относительно ближнего участка кронштейна, упругий элемент (18), соединенный с направляющей, так чтобы быть способной прикладывать возвратное усилие, которое толкает дальний участок кронштейна от ближнего участка кронштейна.

Изобретение относится к резервуару (1) для хранения криогенных газов (2), содержащему внутренний контейнер (9), наружный контейнер (4) и теплоизолирующую стенку (16), расположенную между внутренним контейнером (9) и наружным контейнером (4), причем теплоизолирующая стенка (16) выполнена не поддерживаемой ни внутренним контейнером (9), ни наружным контейнером (4).
Изобретение относится к сжижению газов. В предложенном способе сжижения газообразного потока испарения посредством замкнутого цикла охлаждения текучий хладагент сжимают в первом средстве сжатия, охлаждают, снижают давление, после чего повторно нагревают в основном теплообменнике посредством теплообмена между потоком испарения, подлежащим сжижению, и текучим хладагентом.

Настоящее изобретение относится к глушителю (10) шума для системы сжатого воздуха транспортного средства, в частности грузового автомобиля, с корпусом (12), с, по меньшей мере, впускным отверстием (24) для воздуха и с, по меньшей мере, выпускным отверстием (36) для воздуха, с расположенным в корпусе изолирующим от шума веществом (34) и с, по меньшей мере, блоком (38) редукционного клапана.

Изобретение относится к анкерному устройству для герметичного и теплоизоляционного резервуара для хранения текучей среды, содержащего первую несущую стенку (5) и вторую несущую стенку (25), пересекающиеся на краю (101).

Изобретение относится к способу повторного сжижения отпарного газа (ОГ) для СПГ-танкеров. Осуществляют компримирование ОГ, охлаждение теплоносителя, соответствующего компримированному ОГ, используемому в качестве целевого продукта повторного сжижения, посредством теплообмена между теплоносителем и хладагентом, соответствующим некомпримированному ОГ, используемому в качестве хладагента, с помощью теплообменника; и расширение охлажденного ОГ.
Наверх