Способ повышения эффективности воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических и космических летательных аппаратов одно- и многоразового использования на жидком азотосодержащем горючем

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ повышения эффективности воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических и космических летательных аппаратов, одно- и многоразового использования на жидких углеводородных горючих заключается в введении в него фуллеренов марок С60, С70, С84 при их концентрации (0,1-0,5)%. Изобретение обеспечивает повышение эффективности реактивных двигателей и энергоустановок на жидких горючих и охладителях путем введения в них неметаллических добавок, повышая их плотность. 12 з.п. ф-лы, 1 табл.

 

Изобретение относится к способам повышения эффективности воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических и космических летательных аппаратов одно - и многоразового использования за счет повышения эффективности реактивных двигателей и энергоустановок на жидких горючих и охладителях путем повышения их эффективности введением в них неметаллических добавок. В качестве горючего в изобретении рассматривается жидкий чистый гидразин, эффективность которого возможно повысить увеличением его плотности, теплоемкости и других теплофизических (ТФС) и термодинамических свойств (ТДС) - путем введения в него неметаллических добавок - чистых сухих фуллеренов. В качестве реактивных двигателей и энергоустановок на жидких горючих и охладителях одно - и многоразового использования для различных летательных аппаратов (ЛА) и космических ЛА (КЛА) рассматриваются: воздушно-реактивные двигатели (ВРД), гиперзвуковые прямоточные ВРД (ГПВРД), энергоустановки (ЭУ), ЭУ многоразового использования (ЭУМИ), жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), ЖРД многоразового использования (ЖРДМИ), ЖРД малой тяги (ЖРДМТ), ЖРДМТ многоразового использования (ЖРДМТМИ), микро-ЖРД (м-ЖРД), м-ЖРД многоразового использования (м-ЖРДМИ), гибридные двигатели на жидких горючих (ВРД+ЖРД) (ГДЖГ), гибридные двигатели на твердом топливе с использованием впрыска жидких горючих (ГДТТЖГ).

Известно [1-11, 17, 18, 20, 21, 27-36, 88-97], что повысить эффективность различных (воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических) ЛА, в том числе, и КЛА возможно различными путями и способами. Одним из путей является повышение эффективности двигателей и ЭУ ЛА, КЛА. В свою очередь, повышение эффективности двигателей и ЭУ для ЛА, КЛА также возможно осуществить различными путями и способами:

а) путем изменения и оптимизации геометрических размеров деталей в существующих двигателях и ЭУ;

б) путем изменения (увеличения) геометрических размеров существующих двигателей и ЭУ;

в) путем изменения конструктивных схем двигателей и ЭУ, а также их агрегатов и деталей;

г) путем применения новых конструкционных материалов повышенных характеристик и технологий;

д) путем применения новых более энергетических горючих и топлив;

е) путем повышения эффективности существующих горючих и топлив за счет внедрения в них различных присадок, металлических и неметаллических добавок.

Технической задачей настоящего изобретения является разработка способа повышения эффективности существующего жидкого горючего для реактивных двигателей ЛА, КЛА - жидкого чистого гидразина. Данная техническая задача решается путем введения в жидкий чистый гидразин неметаллических добавок в виде сухих чистых фуллеренов с целью повышения его плотности.

Известно, что, в первую очередь, необходимо повышать плотность жидкого горючего, из-за чего будут открываться различные возможности увеличения эффективности двигателя или ЭУ, а также увеличения эффективности ЛА, КЛА одно - многоразового использования [1-14, 17, 18, 20, 21, 27-36, 83-87, 89, 90, 93, 94]:

а) при полной заправке штатного бака или отсека горючего возможно: увеличение общей массы горючего, по сравнению со штатным горючим; увеличение времени (продолжительности) работы ВРД, ГПВРД, ЖРД, ГДЖГ, ГДТТЖГ, ЭУ и дальности полета различных ЛА, КЛА; увеличение числа включений и времени (продолжительности) работы ЖРДМИ, ЖРДМТМИ, а также м-ЖРДМИ;

б) при заправке нового горючего с повышенной плотностью по нормам штатной заправки штатного горючего: происходит неполная заправка штатного бака или отсека горючего, из-за чего возможно: увеличение полезной нагрузки для ЛА, КЛА, что очень важно, особенно при выведении увеличенного полезного груза на космическую орбиту;

в) при использовании нового горючего с повышенной плотностью при сохранении технических характеристик штатного двигателя и всего ЛА, КЛА возможно конструктивное уменьшение объема бака или отсека горючего, что, в свою очередь, открывает возможность: уменьшения веса всего ЛА, КЛА; увеличения аэродинамических качеств (аэродинамических характеристик и дальности полета) ЛА, КЛА; увеличения массы полезной нагрузки при выведении на орбиту.

Для повышения эффективности жидких топлив или горючих в них вводят различные присадки или добавки [1-39, 44, 79, 83-87, 89-94]. Как правило, присадки являются неметаллическими веществами, обычно их вводят на нефтеперерабатывающих заводах. Присадки бывают: антиокислительные (в том числе, и для повышения термоокислительной стабильности (ТОС) углеводородного реактивного топлива, т.е. для улучшения его высокотемпературных свойств, повышения температуры начала разложения и начала образования осадков), противоизносные, антикоррозионные, противоводокристаллизационные, антиэлектростатические, антинагарные, противотурбулентные, антиосадкообразующие, стабилизаторы, активаторы воспламенения, вещества (депрессаторы), понижающие температуру замерзания и др.

Добавки к топливам и горючим бывают металлические (металлизированные) и неметаллические (неметаллизированные), их еще называют энергетическими добавками. Металлические добавки вводятся в топливо или в горючее в виде металлической пудры или порошка, гелиевых растворов непосредственно перед сжиганием, а также - в ходе сжигания - при подаче в область горения.

Неметаллические добавки вводятся в виде растворимых порошков, их концентрированных растворов, жидкостей или гелирования при подготовке к полету или в ходе полета (см. патенты на изобретения РФ №№2461604, 2521429, 2521429, 2570910, 2570911, 2570913, 2513850, 2584947, 2180050, 2299232 и др.; патенты на изобретения США №№5611824, 5234475).

Одним из новых способов повышения эффективности жидких топлив или горючих является внедрение в них неметаллических энергетических добавок - углеродных наночастиц - фуллеренов [20-38]. В настоящее время влияние сухих чистых фуллеренов на повышение эффективности жидких топлив или горючих исследовано только для жидких углеводородных горючих и охладителей (УВГ и УВО) [20, 27-39]. Существуют следующие различные варианты использования и ввода чистых сухих фуллеренов марок С60, С70, С84 и др. в жидкие УВГ и УВО:

первый вариант: в жидкое УВГ (УВО) вводят присадки в виде сухих фуллеренов или производных фуллеренов С60, С70 и др. с трехмерной структурой молекулы или их смеси для увеличения плотности углеводородного топлива, что обеспечивает увеличение соотношения «энергия-объем» в реактивных двигателях, в том числе, и в ЖРД, ЖРДМИ, ЖРДМТ, ЖРДМТМИ и др.; при этом известно, что фуллерены являются чистыми углеродами, имеют большое теплосодержание, и соответственно, большую энергоемкость и относительно высокую плотность (1,5-1,8 г/мм), причем фуллерены или производные фуллеренов, как правило, сухие, поэтому легко смешиваются с суспензиями углеводородных топлив; кроме того, фуллерены могут быть легко модифицированы для регулирования окисляемости, что, в результате, приведет к сокращению времени горения в реактивных двигателях; предлагается три варианта присадок, использующих фуллерены:

1) фуллерены с прикрепленными легко окисляемыми группами, примерами которых могут служить группы алкена, ацетилена, спирта, амина, гидразина, меркаптана, сульфида или альдегида;

2) фуллерены с прикрепленными окисляющими группами, такими как нитро, нитраты, азиды, хлораты, перхлораты или пероксиды;

3) фуллерены с прикрепленными углеводородными группами или их производными, примерами группы этого типа являются прямая или разветвленная цепь углеводородов, а также цепи, включающие азот, кислород или атомы серы;

также предлагается:

а) в топливо на углеводородной основе в количестве от 75 до 50 весовых процентов вводить сухие фуллерены высокой плотности в количестве от 25 до 50 весовых процентов;

б) в топливо на углеводородной основе вводить дополнительно 2 весовых процента гелиевой реологической добавки этиловой целлюлозы и смесь фуллеренов С60 и С70 в соотношении: топливо с реологической добавкой - 85 весовых процентов, смесь фуллеренов - 15 весовых процентов или топлива с реологической добавкой - 55 весовых процентов, смесь фуллеренов С60 и С70 - 45 весовых процентов;

второй вариант: присадки в виде различных фуллеренов или их смеси в концентрации от 0,01 до 100 ppm в органическом растворителе, например, в толуоле, вводят в жидкие УВГ (УВО) для повышения их свойств и их идентификации;

третий вариант: возможно использовать различные комбинации компонентов, представляющих собой нанокомплекс присадки с различными фуллеренами и их смесями:

1) растворение в ароматических (гомологах бензола) и неароматических (галогенопроизводных углеводородах) органических растворителях:

а) сухих фуллеренов С70 в толуоле в концентрации %: 0,01;

б) сухих фуллеренов С74 в бензоле в концентрации %: 0,025;

в) сухих фуллеренов: смесь С74 и С84 в толуоле и этаноле в концентрации %: 0,05;

г) сухих фуллеренов: смесь С60 и С74 в четыреххлористом углероде в концентрации %: 0,75;

д) сухих фуллеренов: смесь С76 и С84 в толуоле и изопропаноле в концентрации %: 0,1.

2) к органическому раствору, полученного по каждому 1а), б), в), г), д) пунктам, необходимо добавлять форсирующую добавку в соотношении 1:1, содержащую окислительные группы:

а) алкена, ацетилена, спирта (метанола, этанола), амина, альдегида, кетона, эфира и др. в соотношении 1:1; или

б) нитро (нитропропан, нитробензола), нитраты, пероксиды и др. в соотношении 1:1; или

в) углеводороды с прямой или разветвленной цепью, содержащие кислород, азот, серу, в том же соотношении 1:1.

3) к полученной по каждому пункту 2а), б), в) смеси необходимо добавлять определенным образом подобранный ингибитор окисления алюминиевых сплавов, а именно предпочтительные марки на основе маслорастворимых молибденоорганических соединений (дитридецилдитиокарбонат молибдена, октоат молибдена): импортные присадки - марки «ΒΡ-G» с его концентрацией в смеси %: 0,007; марки «807А» с его концентрацией в смеси %: 0,075; отечественные присадки - «Фриктол» (раствор диалкиларилдитиофосфат молибдена в индустриальном масле), «ПАФ-4», «Экомин» с концентрацией в смеси %: 0,008;

необходимо еще раз подчеркнуть, что:

1) чистые сухие фуллерены могут быть введены в жидкие УВГ (УВО):

в виде одной марки чистого фуллерена (или С60, или С70, и др.);

в виде смесей чистых фуллеренов разных марок в различных комбинациях и процентных содержаниях;

в виде одной марки чистого фуллерена, смешанного с различными растворителями и жидкостями;

в виде одной марки чистого фуллерена, смешанного с различными растворителями и жидкостями, совместно с другими присадками и добавками;

в виде различных смесей чистых фуллеренов, смешанных с растворителями и жидкостями;

в виде различных смесей чистых фуллеренов, смешанных с растворителями и жидкостями, совместно с другими присадками и добавками; (возможны и др. варианты);

2) при растворении любых сухих фуллеренов, например, С60, С70, С74, С76, С78, С82, С84, или их смеси в растворе органических растворителей будет получаться оптимальное количество производных фуллеренов, которые будут обладать большей летучестью, что будет способствовать их легкому смешиванию с углеводородным топливом, повышая его плотность и другие физические, теплофизические, термодинамические, термические, энергетические, экологические и др. характеристики.

Это одновременно существующий и перспективный способ повышения эффективности жидкого горючего, т.к. широкого внедрения в авиационную, аэрокосмическую и космическую технику он пока не получил, а научно-экспериментальные исследования по влиянию фуллеренов на теплофизические, термодинамические, теплотехнические и др. свойства жидких УВГ и УВО еще продолжаются.

Кроме жидких УВГ, в авиационной и ракетно-космической технике широко используется другое жидкое горючее - жидкий чистый гидразин.

Жидкий чистый гидразин широко применяется в качестве азотосодержащего горючего в авиационно-космической технике, а также в других областях промышлености: в энергетике, в медицине и др. [1-39, 44, 83-87].

Гидразин (N2H4) - это однокомпонентное ракетное топливо или моногорючее, которое было открыто и создано почти 150 лет назад, а наиболее эффективное его применение началось с началом развития реактивной авиации и ракетной техники; представляет собой бесцветную, дымящую на воздухе жидкость, сильно гигроскопичную и хорошо растворяющуюся в воде, спиртах, аминах и др. полярных растворителях; это эндотермичное соединение, поэтому имеет малую стабильность, легко воспламеняется и легко разлагается при нагревании и в присутствии катализаторов с образованием аммиака, водорода и азота.

Производные гидразина (алкилгомологи) или гидразиновые горючие - это несимметричный диметилгидразин (НДМГ) ((СН3)2N2H2), гидразингидрат (NH2NH2H2O), монометилгидразин (NH2NHCH3), аммиак (NH3). Кроме того, сам гидразин применяется: в смеси с метилгидразином (или с монометилгидразином), при этом получается горючее «Аэрозин - 50», которое широко применяется в США и в России; в смеси с аммиаком; в составе двухкомпонентных и гибридных топлив, в составе некоторых жидких окислителей.

В годы Второй мировой войны гидразин применялся в Германии в качестве одного из компонентов топлива для подводных лодок, реактивных истребителей «Мессершмитт Me-163» (C-Stoff, содержащий до 30% гидрата гидразина) и ракет «Фау-2» (B-Stoff, 75% гидразина).

Несимметричный диметилгидразин (НДМГ) широко использовался и используется в авиационной и ракетно-космической технике: на французских боевых самолетах «Мираж - 111»; на отечественных ракетах - носителях (РН) - «Космос», «Циклон», «Протон»; на американских РН - семейства «Титан»; на французских РН - семейства «Ариан»; на японских РН - семейства «Ν»; на китайских РН - семейства «Большой Поход»; в двигательных установках пилотируемых кораблей и автоматических спутников, орбитальных и межпланетных станций, многоразовых космических кораблей «Буран» (РФ) и «Спейс Шаттл» (США). Другие алкилгомологи гидразина - широко используются в различных комбинациях ракетных топлив и горючих.

Все гидразиновые горючие и охладители являются токсичными и опасными для человека. Но, несмотря на это, из-за своих особенных технических свойств, они продолжают эффективно использоваться, и в первую очередь, для двигателей и ЭУ, ЛА, КЛА одно- и многоразового использования воздушного, аэрокосмического и космического базирования. При разложении 1 моля гидразина выделяется 46 кДж тепла, поэтому он, в основном, используется в ЖРД малой тяги (ЖРДМТ) и в газогенераторах (ГГ), где образующиеся при разложении газы достигают температуры 1400К и развивают давление (1-2) МПа. В настоящее время гидразин также широко используется в м - ЖРД - для эффективного управления орбитальными малыми и нано - спутниками [1-11, 27-35]. Гидразин, его аналоги, производные и смеси также могут применяться в воздушно-космических самолетах (ВКС), в гиперзвуковых ЛА (ГЛА) одно - и многоразового использования двойного назначения в качестве основных, дополнительных и вспомогательных топлив (горючих): в ГДЖГ, ГДТТЖГ и др.

Кроме того, гидразиновые горючие и охладители и их производные, а также различные их смеси с другими различными веществами в наше время нашли применение и в земных условиях [27-35, 39-42]:

в конверсионных ЖРД, ЖРДМТ и ЭУ одно - и многоразового использования (ЖРДМИ, ЖРДМТМИ, ЭУМИ), которые применяются для: добычи тяжелых битумных нефтей, решения научно-технических задач при доводке существующих и создании новых жидкостных и гибридных двигателей и их охлаждаемых и неохлаждаемых камер сгорания, проведения эффективных исследований по свойствам горячей плазмы, продолжения и расширения научной и учебной работы;

в медицине - при создании новых лекарственных препаратов;

в сельском хозяйстве и биологии - для регуляторов роста растений и создании различных химикатов;

в малой энергетике - при создании и эксплуатации воздушно - гидрази-новых низкотемпературных топливных элементов (батарей - электрохимических генераторов) различных габаритов и мощности - для получения электрического тока и его использования в различных объектах и отраслях промышленности, включая транспорт;

в большой энергетике - для восстановления кислорода в воде, применяемой для питания котлов;

в атомной энергетике - для осуществления процесса переработки ядерного топлива (в качестве восстанавливающих агентов);

в химической промышленности - для получения пластмасс, резины, взрывчатых веществ; для восстановления золота, серебра, платиновых металлов, меди из разбавленных растворов солей; для восстановления карбональной группы альдегидов и др. веществ; для очистки промышленных газов от CO2 и меркаптанов; для получения промежуточных продуктов и красителей;

в машиностроении и др. отраслях промышленности - для защиты от коррозии водяных и паровых циркуляционных трубопроводов (а именно: парогенераторов, систем охлаждения, систем отопления); для удаления кислорода при обработке воды; для консервации выведенного из эксплуатации оборудования; для обеспечения топливом (гидразингидратом) в энергоблоках глубоководных аппаратов, спускаемых на глубину 6 км (например, в энергоблоке «Океан»); для получения рабочего тела при температурах до 650°С (при разложении гидразингидрата в ГГ на азот, водород, аммиак и водяной пар), используемого в качестве теплоносителя вторичного контура турбины замкнутого типа, работающей по циклу Ренкина.

Из анализа научно-технической и патентно-лицензионной литературы установлено, что:

1) авторы [20, 37-94] применяли фуллерены в жидких УВГ и УВО для различных исследований и повышения различных свойств новых наножидкостей типа «Жидкое УВГ - фуллерены», вводя при этом и другие присадки и добавки;

2) авторы [11-16, 19, 20, 22] исследовали ТФС жидкого чистого гидразина при его естественной конвекции в нормальных условиях, а также

при высоких параметрах состояния по давлению и температуре;

3) авторы [24-26, 43-58, 61-67, 69, 70, 75, 76] исследовали влияние сухих чистых фуллеренов, а также фуллеренов с различными присоединениями, в том числе, и с металлическими:

в азотосодержащих жидкостях (в том числе, в горючих и растворителях, в водных растворах гидразина и воды - в гидразингидратах и др.);

в других различных жидких и газообразных средах и растворах (в том числе с водой, с гадолинием, с n-ксилолом, с ароматическими растворителями, с технической смесью высокомолекулярных карбоновых кислот, с системой «гегсан - о-ксилол - диметилформамид», со стиролом, с толуолом, с системой «о-ксилол в органических растворителях»,

в растворах фуллеренсодержащих полимеров;

в уретанах (гидроксилированные фуллерены и фуллеренсодержащие уретаны);

в поливинилпирролидоне (звездообразные фуллеренсодержащие производные поливинилпирролидона в растворах);

в полиметилметакрилатах (фуллеренсодержащие полиметилметакрилаты)

- с целью определения изменения их ТФС и ТДС, а также других свойств и возможностей, в том числе, для определения температур начала кипения;

4). авторы [20, 23, 40, 42, 58-60, 68, 69, 71-74, 77] исследовали физические, механические и ТФС свойства самих чистых сухих фуллеренов и фуллеренов с различными присоединениями (до их смешения с различными жидкостями);

5). отсутствуют исследования по влиянию фуллеренов (в том числе, чистых и сухих) на ТФС и ТДС жидкого чистого гидразина.

Поэтому материалы данного изобретения являются актуальными, новыми и необходимыми, т.к. они открывают:

новые возможности по повышению эффективности жидкого чистого гидразина, а также азотосодержащих горючих и охладителей (АЗГ и АЗО), в том числе, аналогов и производных чистого гидразина и его смесей с другими горючими и жидкостями;

новые возможности по повышению эффективности двигателей и ЭУ одно - многоразового использования наземного, воздушного, аэрокосмического и космического базирования;

новые возможности по повышению эффективности (в том числе, и аэродинамического качества) различных ЛА и КЛА одно - и многоразового использования двойного назначения;

Авторами данного изобретения были проведены всесторонние и широкомасштабные экспериментальные исследования по влиянию сухих фуллеренов марок С60, С70, С84 на ТФС и ТДС жидкого чистого гидразина в условиях его естественной конвекции в широком диапазоне параметров по давлению и температуре [22, 24, 25-35, 83-87]. Были созданы экспериментальные установки и рабочие участки, которые позволяли создавать давление p=(0,1 - 49,1)МПа, температуру Τ=(293-700) К. Концентрация каждой марки фуллеренов варьировалась %: от 0,1 до 0,5.

ТФС и ТДС нового горючего (наножидкости) типа «Гидразин + фуллерены» были экспериментально определены для всех трех групп:

первая группа: «Ν2Η4+0,1% С60», «Ν2Η4+0,2% С60», «Ν2Η4+0,3% С60», «Ν2Η4+0,4% С60», «Ν2Η4+0,5% С60»;

вторая группа: «Ν2Η4+0,1% С70», «Ν2Η4+0,2% С70», «Ν2Η4+0,3% С70», «Ν2Η4+0,4% С70», «Ν2Η4+0,5% С70»;

третья группа: «Ν2Η4+0,1% С84», «Ν2Η4+0,2% С84», «Ν2Η4+0,3% С84», «Ν2Η4+0,4% С84», «Ν2Η4+0,5% С84».

Техническим результатом настоящего изобретения являются экспериментальные данные, полученные авторами в ходе исследований. Экспериментально было установлено, что фуллерены в любой концентрации полностью растворялись в жидком чистом гидразине в течение 10 минут. Зафиксировано повышение ТФС и ТДС жидкого чистого гидразина при различных температурах и давлениях при введении в него каждой исследуемой марки фуллеренов при их конкретных концентрациях. Эксперименты показали, что увеличение концентрации фуллеренов приводит к повышению плотности и других ТФС и ТДС, а при максимальном (в экспериментах) значении концентрации %: 0,5 - происходит максимальное повышение плотности и других ТФС и ТДС. Экспериментально обнаружено, что среди исследуемых марок фуллеренов (С60, С70, С84) при одинаковых условиях и одинаковых концентрациях рост увеличения ТФС и ТДС жидкого чистого гидразина происходит при последовательном выборе марки фуллеренов по возрастанию их маркировочного числа (нижнего индекса), т.е. числа атомов углерода в молекуле, где наиболее эффективными оказались фуллерены марки С84.

Впервые получены экспериментальные данные и создан банк экспериментальных данных по влиянию чистых сухих фуллеренов марок С60, С70, С84 с их концентрацией %: (0,1 - 0,5) на увеличение ТФС и ТДС жидкого чистого гидразина в условиях его естественной конвекции в широком диапазоне параметров по давлению и температуре.

Результаты исследований по влиянию фуллеренов на увеличение плотности жидкого чистого гидразина приведены в таблице в виде относительных коэффициентов, которые были вычислены путем деления числителя на знаменатель, где в числителе находилось значение плотности нано-жидкости типа «Гидразин + фуллерен» (нового горючего), а в знаменателе - значение плотности жидкого чистого гидразина (без фуллеренов).

Для примера, в таблице показаны максимальные значения относительных коэффициентов плотности, т.е. показан вклад фуллеренов в повышение плотности жидкого чистого гидразина после растворения в нем фуллеренов при их максимальной (в экспериментах) концентрации %: 0,5.

Увеличение плотности и других ТФС и ТДС жидкого чистого гидразина будет способствовать и увеличению ТФС и ТДС производных гидразина, различных его смесей с другими горючими и жидкостями.

Увеличение плотности жидкого горючего оказывает существенное влияние на дальность и время (продолжительность) полета ЛА, что очень важно особенно для различных беспилотных и пилотируемых ЛА, КЛА одно- и многоразового использования двойного назначения.

Можно привести расчеты и реально показать эффективность введения чистых сухих фуллеренов в жидкий чистый гидразин с целью повышения его плотности с дальнейшим увеличением дальности и времени (продолжительности) полета ЛА.

Известно, что дальность полета ЛА определяется по формуле [1-11, 17, 18, 20, 21, 84-87, 89, 90, 94]:

где L - дальность полета ЛА; m - масса топлива (горючего); Ск - километровый расход топлива (горючего) (расход топлива (горючего) на 1 км полета ЛА).

Масса топлива (горючего) определяется по формуле [1-14, 17, 18, 20, 21, 89, 90, 94]:

где ρ - плотность топлива (горючего); V - объем бака горючего.

Пусть для жидкого чистого гидразина: m=1000 кг; Ск=5 кг/км.

Тогда получим дальность полета ЛА: L=1000/5=200 км.

После внедрения в жидкий чистый гидразин чистых сухих фуллеренов, например, марки С84, с концентрацией %: 0,5, плотность новой нано-жидкости типа «жидкий гидразин + фуллерен (0,5% С84)» (нового горючего) будет увеличенной. Например, относительная плотность будет иметь значение 1,025 (см. табл.).

Тогда масса новой нано-жидкости (нового горючего) при том же объеме бака горючего будет тоже увеличенной на такую же величину (множитель 1,025), что и плотность:

где Μ1 - масса новой нано-жидкости (горючего).

Найдем массу новой нано-жидкости (нового горючего): М1=1,025 (1000)=1025 кг.

При использовании новой нано-жидкости (нового горючего) дальность полета ЛА (L1) будет увеличенной:

L1=m/Ск=1025/5=205 км.

Найдем относительное увеличение дальности полета ЛА (Lотн) в процентах:

Lотн=[(L1 - L)/ L] 100%=2,5%.

Далее можно найти и время (продолжительность) полета ЛА при использовании жидкого чистого гидразина, а также при использовании новой нано - жидкости (нового горючего).

Время (продолжительность) полета ЛА определяется по формуле [1-11, 17, 18, 20, 21, 84-87, 89, 90, 94]:

где Τ - продолжительность полета ЛА; m - масса топлива (горючего); Сч - часовой расход топлива (горючего) (расход топлива (горючего) за 1 час полета ЛА).

Пусть для жидкого чистого гидразина: m=1000 кг; Сч=250 кг/ч.

Тогда Τ=1000/250=4 часа=240 минут.

После внедрения фуллеренов в жидкий чистый гидразин, например, марки С84 с концентрацией %: 0,5, масса новой нано-жидкости (нового горючего) будет увеличенной, как и в первом примере, т.е. M1=1,025m=1025 кг.

Найдем продолжительность полета ЛА при использовании новой нано-жидкости (нового горючего) (Τ1):

Τ11ч=1025/250=4,1 ч=246 минут.

Найдем относительную продолжительность полета ЛА (Тотн) в процентах:

Тотн=[(Τ1 - Т)/Т] 100%=[(246-240)/240] 100%=2,5%.

Из этих расчетов видно, что фуллерены действительно увеличивают дальность и время (продолжительность) полета ЛА. Открывается возможность реального увеличения эффективности ЛА, КЛА.

Авторами изобретения предложено:

- на борту воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических и космических летательных аппаратов одно - и многоразового использования конструктивно снаружи или внутри бака или отсека, или дополнительного бака горючего располагать бортовые устройства для ввода конкретной марки и концентрации фуллеренов в жидкий чистый гидразин в ходе воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических и космических полетов;

- бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин заполнять перед полетом ЛА, КЛА фуллеренами: или в виде чистого сухого порошка; или в виде раствора чистых сухих фуллеренов в жидком чистом гидразине;

- бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин конструктивно выполнены одноразового использования для двигателей и энергоустановок одноразового использования, для ЛА и КЛА одноразового использования; многоразового использования для двигателей и энергоустановок многоразового включения и использования, для ЛА, КЛА многоразового использования; стационарные или съемные, заменяемые в незаправленном или в заправленном видах;

- фуллерены вводятся в жидкий чистый гидразин или в наземных условиях в стационарных или мобильных баках или цистернах; непосредственно в баках или отсеках горючего на ЛА, КЛА; перед запуском двигателей и энергоустановок ЛА, КЛА, или в воздушных условиях, непосредственно в баках или отсеках горючего ЛА; в ходе работы двигателей и энергоустановок при полете ЛА, или в космических условиях, непосредственно в баках или отсеках горючего ЛА, КЛА; в период молчания двигателей и энергоустановок на орбите, а также в ходе их работы; в период подготовки бортового горючего, его сбора и повышения его эффективности, и КЛА к уводу на дальние орбиты захоронения или к спуску на Землю, при этом ввод фуллеренов осуществляется в общем баке или отсеке горючего, а также - в дополнительных баках, куда собираются остатки бортового горючего, или горючее в них заправляется на Земле до начала полета;

- бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин конструктивно объединить в общую батарею, где каждое устройство заправляется фуллеренами одной марки, например, или С60, или С70, или С84, и одной концентрации, например, или %: 0,1, или 0,2, или 0,3, или 0,4, или 0,5;

- ввод фуллеренов в жидкий чистый гидразин осуществлять вручную, полуавтоматически и автоматически;

- выбор и задействование заполненного конкретной маркой и конкретной концентрацией фуллеренами бортового устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин - осуществлять по экспериментальной базе данных (по таблицам или графикам) вручную, полуавтоматически или автоматически - при необходимости обеспечения нужной (расчетной) плотности жидкого чистого гидразина для выполнения различных полетных заданий и задач для пилотируемых и беспилотных ЛА, КЛА одно и многоразового использования двойного назначения;

- информацию о вводе фуллеренов в жидкий чистый гидразин и их полное растворение в нем - в автоматическом режиме заносить в бортовой и наземный компьютер, а также выводить на информационное табло летчика -космонавта и наземного оператора.

Научной новизной предлагаемого изобретения является то, что:

1) впервые проведены экспериментальные исследования по влиянию сухих чистых фуллеренов на изменение ТФС и ТДС жидкого чистого гидразина вообще и в частности, по влиянию фуллеренов марок С60, С70, С84 с их конкретной и фиксированной концентрацией %: от 0,1 до 0,5;

2) ввод фуллеренов в жидкий чистый гидразин, находящийся в наземных емкостях или цистернах, в баках или отсеках горючего летательных аппаратов или космических летательных аппаратов при нормальных или повышенных параметрах по давлению и температуре, осуществляется в условиях его естественной конвекции;

3) в жидкий чистый гидразин вводят конкретно какую-либо одну марку фуллеренов (или С60, или С70, или С84) при фиксированных концентрациях %: или 0,1; или 0,2; или 0,3; или 0,4; или 0,5;

4) впервые экспериментально установлено, что сухие чистые фуллерены марок С60, С70, С84 с их концентрацией %: (0,1 - 0,5) полностью растворяются в жидком чистом гидразине в течение 10 минут, увеличивая при этом его плотность и другие ТФС и ТДС;

5) впервые экспериментально обнаружено, что при одинаковых условиях и концентрациях исследуемых фуллеренов при их вводе в чистый жидкий гидразин рост дальнейшего увеличения его ТФС и ТДС происходит при последовательном применении фуллеренов марок: С60, С70, С84, где наиболее эффективными являются фуллерены марки С84,

6) впервые получены экспериментальные данные и создан банк экспериментальных данных по влиянию чистых сухих фуллеренов марок С60, С70, С84 с их концентрацией %: (0,1 - 0,5) на увеличение ТФС и ТДС жидкого чистого гидразина в условиях его естественной конвекции в широком диапазоне параметров по давлению и температуре;

7) предложено: на борту воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических и космических летательных аппаратов одно - и многоразового использования конструктивно снаружи или внутри бака, или отсека, или дополнительного бака горючего располагать бортовые устройства для ввода конкретной марки и концентрации фуллеренов в жидкий чистый гидразин в ходе воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических и космических полетов;

8) предложено: бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин заполнять перед полетом ЛА, КЛА фуллеренами: или в виде чистого сухого порошка; или в виде раствора чистых сухих фуллеренов в жидком чистом гидразине;

10) предложено: бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин конструктивно могут быть: одноразового использования для двигателей и энергоустановок одноразового использования, для ЛА и КЛА одноразового использования; многоразового использования для двигателей и энергоустановок многоразового включения и использования, для ЛА,

КЛА многоразового использования; стационарные или съемные, заменяемые в незаправленном или в заправленном видах.

11) предложено: фуллерены конкретной марки и конкретной концентрации вводить в жидкий чистый гидразин или в наземных условиях (в дополнительных стационарных или мобильных баках или цистернах; непосредственно в баках или отсеках горючего на ЛА, КЛА; перед запуском двигателей и энергоустановок ЛА, КЛА), или в воздушных условиях (непосредственно в баках или отсеках горючего ЛА; в ходе работы двигателей и энергоустановок при полете ЛА), или в космических условиях (непосредственно в баках или отсеках горючего ЛА, КЛА; в период молчания двигателей и энергоустановок на орбите, а также в ходе их работы; в период подготовки (сбора и повышения эффективности) бортового горючего и КЛА к уводу на дальние орбиты захоронения или к спуску на Землю - ввод фуллеренов может осуществляться в общем баке или отсеке горючего, а также - в дополнительных баках, куда собираются остатки бортового горючего, или горючее заправляется на Земле до начала полета).

12) предложено: бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин конструктивно объединены в общую батарею, где каждое устройство заправляется фуллеренами одной марки, например, или С60, или С70, или С84, и одной концентрации, например, или %: 0,1, или 0,2, или 0,3, или 0,4, или 0,5.

13) предложено: выбор и задействование заполненного конкретной маркой и конкретной концентрацией фуллеренами бортового устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин осуществляется по экспериментальной базе данных вручную или автоматически при необходимости обеспечения расчетной плотности жидкого чистого гидразина для выполнения полетных заданий и задач для пилотируемых и беспилотных ЛА, КЛА одно и многоразового использования двойного назначения.

14) предложено: ввод фуллеренов в жидкий чистый гидразин осуществляется вручную, полуавтоматически и автоматически;

15) предложено: информация о выборе бортового устройства для ввода фуллеренов, о вводе фуллеренов в жидкий чистый гидразин и их полное растворение в нем в автоматическом режиме заносится в бортовой и наземный компьютер, а также выводится на информационное табло летчика - космонавта и наземного оператора.

За аналог данного изобретения можно принять информацию, изложенную в книге авторов [20], в которой опубликована информация о влиянии чистых сухих фуллеренов на изменение ТФС и ТДС (энергетических свойств) жидких УВГ и УВО марок ТС-1, РГ. Но в этой книге нет информации о введении чистых сухих и других фуллеренов в жидкий чистый гидразин.

Также аналогами предлагаемого изобретения является информация, изложенная в патентах США №№№5611824, 5234475 [37, 38], где также говорится о результатах влияния фуллеренов на ТФС жидких УВГ, причем ввод фуллеренов в жидкие УВГ там связан только со способом идентификации самих жидких УВГ.

Наиболее близким аналогом, т.е. прототипом, можно считать патент на изобретение РФ №2299232 автора Анисимовой З.В. [39], где ввод фуллеренов в жидкие УВГ осуществляется для повышения различных свойств УВГ, в основном, - для оптимизации процесса горения, т.е. в данном изобретении нет конкретных количественных и качественных данных по влиянию фуллеренов на ТФС и ТДС жидких УВГ и УВО, а также нет информации о введении фуллеренов в жидкий чистый гидразин, в его смеси с другими жидкостями или в его производные и аналоги.

Однако, с учетом анализа всей информации, независимый пункт предлагаемого изобретения можно и необходимо составить и написать следующим образом:

способ повышения эффективности воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических и космических летательных аппаратов одно- и многоразового использования на жидких углеводородных горючих путем повышения их эффективности введением в них неметаллических нано - добавок в виде сухих чистых фуллеренов марок С60, С70, С84.

Предлагаемое изобретение отличается от независимого пункта тем,

что:

- фуллерены марок С60, С70, С84 вводятся в жидкое азотосодержащее горючее, например, в жидкий чистый гидразин;

- ввод фуллеренов в жидкий чистый гидразин, находящийся в наземных емкостях или цистернах, в баках или отсеках горючего летательных аппаратов или космических летательных аппаратов при нормальных или повышенных параметрах по давлению и температуре, осуществляется в условиях его естественной конвекции;

- в жидкий чистый гидразин вводят одну из марок фуллеренов или С60, или С70, или С84 при фиксированных концентрациях %: или 0,1; или 0,2; или 0,3; или 0,4; или 0,5;

- чистые сухие фуллерены марок С60, С70, С84 с их концентрацией %: (0,1 - 0,5) полностью растворяются в жидком чистом гидразине в течение 10 минут, увеличивая при этом его плотность;

- при одинаковых условиях и концентрациях исследуемых фуллеренов при их вводе в жидкий чистый гидразин дальнейшее увеличение его свойств происходит при последовательном применении фуллеренов марок: С60, С70, С84, где наиболее эффективными являются фуллерены марки С84;

- на борту ЛА, КЛА одно - и многоразового использования конструктивно снаружи или внутри бака, или отсека, или дополнительного бака горючего расположены бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин в ходе воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических и космических полетов;

- бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин заполняются фуллеренами перед полетом или в ходе полета ЛА, КЛА: или в виде чистого сухого порошка; или в виде раствора чистых сухих фуллеренов в жидком чистом гидразине.

- бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин конструктивно выполнены одноразового использования для двигателей и энергоустановок одноразового использования, для ЛА и КЛА одноразового использования; многоразового использования для двигателей и энергоустановок многоразового включения и использования, для ЛА, КЛА многоразового использования; стационарные или съемные, заменяемые в незаправленном или в заправленном видах;

- фуллерены вводятся в жидкий чистый гидразин или в наземных условиях в стационарных или мобильных баках или цистернах, непосредственно в баках или отсеках горючего на ЛА, КЛА; перед запуском двигателей и энергоустановок ЛА, КЛА, или в воздушных условиях, непосредственно в баках или отсеках горючего ЛА; в ходе работы двигателей и энергоустановок при полете ЛА, или в космических условиях, непосредственно в баках или отсеках горючего ЛА, КЛА; в период молчания двигателей и энергоустановок на орбите, а также в ходе их работы; в период подготовки бортового горючего, его сбора и повышения его эффективности, и КЛА к уводу на дальние орбиты захоронения или к спуску на Землю, при этом ввод фуллеренов осуществляется в общем баке или отсеке горючего, а также - в дополнительных баках, куда собираются остатки бортового горючего, или горючее в них заправляется на Земле до начала полета;

- бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин конструктивно объединены в общую батарею, где каждое устройство заправляется фуллеренами одной марки, например, или С60, или С70, или С84, и одной концентрации, например, или %: 0,1, или 0,2, или 0,3, или 0,4, или 0,5;

- выбор заполненного конкретной маркой и конкретной концентрацией фуллеренами бортового устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин осуществляется по экспериментальной базе данных вручную или автоматически при необходимости обеспечения расчетной плотности жидкого чистого гидразина для выполнения полетных заданий и задач для пилотируемых и беспилотных ЛА, КЛА одно и многоразового использования двойного назначения;

- ввод фуллеренов в жидкий чистый гидразин осуществляется вручную, полуавтоматически и автоматически;

- информация о выборе бортового устройства для ввода фуллеренов, о вводе фуллеренов в жидкий чистый гидразин и их полное растворение в нем в автоматическом режиме заносится в бортовой и наземный компьютер, а также выводится на информационное табло летчика - космонавта и наземного оператора.

Применение материалов данного предлагаемого изобретения позволит создавать новые отечественные воздушные, гиперзвуковые, аэрокосмические и космические летательные аппараты одно - и многоразового использования двойного назначения повышенной эффективности на жидких горючих, в том числе, и на жидком чистом гидразине, его производных и различных смесях с другими горючими и жидкостями.

Список используемых источников информации

1. Алемасов В.Е., Дрегалин А.Ф. Тишин А.П. Теория ракетных двигателей: учебник для вузов. (Под ред. В.П. Глушко). М.: Изд-во «Машиностроение», 1989, 464 с.

2. Гахун Г.Г., Баулин В.И., Володин В.А., Курпатенков В.Д., Краев М.В., Трофимов В.Ф. Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей: учебник. М.: Изд-во «Машиностроение», 1989. 424 с.

3. Козлов А.А., Новиков В.Н., Соловьев Е.В. Системы питания и управления жидкостных ракетных двигательных установок. М.: Изд-во «Машиностроение», 1988. 352 с.

4. Васильев А.П., Кудрявцев В.М., Кузнецов В.А. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей / Под ред. В.М. Кудрявцева /. М.: Изд-во «Высшая школа», 1993. 704 с.

5. Коротеев А.С., Самойлов Л.П. Перспективные ЖРД России // Двигатель. 2000. №2(8). С.2-7.

6. Добровольский В.М. Жидкостные ракетные двигатели. Основы проектирования: учебник для вузов / 2-е изд., перераб. и доп.; под ред. Д.А. Ягодникова / М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005, 448 с.

7. Назаров В.П., Ефремов Г.В. Конструкция жидкостных ракетных двигателей: уч. пособие. Красноярск: Изд-во «СибГАУ им. акад. М.Ф. Решет-нева», 2016. 192 с.

8. Козлов А.А., Воробьев А.Г., Боровик И.Н. Жидкостные ракетные двигатели малой тяги. М.: Изд-во МАИ, 2013. 208 с.

9. Назаров В.П. Ракетные двигатели космических аппаратов. Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2015. 200 с.

10. Коломейцев А.И., Байков А.В., Мартыненко С.И. и др. Проблема разработки микро - двигательных установок // Известия вузов. Авиационная техника. 2010, №2. С.53-55.

11. Штехер М.С. Топлива и рабочие тела ракетных двигателей. М.: Изд-во «Машиностроение». 1976. 306 с.

12. Сарнер С. Химия ракетных топлив // М.: Изд-во «Мир», 1969. 488 с.

13. Братков Α.Α., Серегин Е.П., Горенков А.Ф. и др. Химмотология ракетных и реактивных топлив / Под ред. А.А. Браткова /. М.: Изд-во «Химия», 1987, 304 с.

14. Большаков Г.Ф. Химия и технология компонентов жидкого ракетного топлива. Л.: Изд-во «Химия», 1983, 320 с.

15. Коровин Н.В. Гидразин. М.: Химия, 1980, 272 с.

16. Греков А.П., Веселов В.Я. Физическая химия гидразина // Киев: Изд-во «Наукова думка». 1979. 264 с.

17. Дубовкин Н.Ф., Маланичева В.Г., Массур Ю.П. и др. Физико-химические и эксплуатационные свойства реактивных топлив. Справочник. М.: Изд-во «Химия», 1985, 240 с.

18. Дубовкин Н.Ф., Яновский Л.С., Шигабиев Т.Н. и др. Инженерные методы определения физико-химических и эксплуатационных свойств топлив. Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2000, 378 с.

19. Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. М.: Наука, 1972. 720 с.

20. Бакулин В.Н., Дубовкин Н.Ф., Котова В.Н. и др. Энергоемкие горючие для авиационных и ракетных двигателей / Под ред. Л.С. Яновского /. М.: Изд-во «ФИЗМАТЛИТ», 2009, 400 с.

21. Байков А.В., Дубовкин Н.Ф., Семенов В.Л. Новые топлива для авиационно-космических систем // Техника воздушного флота. 2007. №5-6. С.45-49.

22. Сафаров М.М., Зарипова М.А. Экспериментальное исследование теплопроводности гидразина при высоких параметрах состояния // Измерительная техника. 1993. №4. С.48 - 49.

23. Сидоров Л.Н., Юровская М.А., Борщевский А.Я., Трушков И.В., Иоффе И.Н. Фуллерены. М.: Изд-во «Экзамен», 2005. 688 с.

24. Сафаров М.М., Назаров Х.Х., Давлатов Н.Б. и др. Адсорбционные, теплофизические, термодинамические свойства некоторых наночастиц и их влияние на поведение теплоносителей // Матер. докл. 10 школы-семинара молодых ученых и специалистов академика РАН В.Е. Алемасова «Проблемы тепломассообмена и гидродинамики в энергомашиностроении», Казань, 2016 г. С.217 - 220.

25. Сафаров М.М., Зарипова М.А., Давлатов, Н.Б. и др. Интенсификация азотосодержащих ракетных топлив с учетом добавки наночастиц и расчет их термодинамических характеристик // Матер. 8 Международ, науч-но-техн. конф. «Проблемы и перспективы развития авиации, наземного транспорта и энергетики (АНТЭ-2015)», 19-21 октября 2015. Казань: Изд-во «КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева». С.517 - 522.

26. Сафаров М.М., Назруллоев И.М., Бахром И.М., Давлатов, Н.Б. и др. Исследование влияния наночастицы на изменение интенсификационных характеристик ракетных топлив // Матер. Международ. научно-техн. конф. студентов, аспирантов, ученых: «Энерго- и ресурсосбережение в теплоэнергетике и социальной сфере». Челябинск: Изд-во «Издательский центр ЮУрГУ, 2015. С.207 - 210.

27. Алтунин В.А., Давлатов Н.Б., Зарипова М.А., Сафаров М.М., Платонов Е.Н., Яновская М.Л. Способы повышения эффективности теплофизических и термодинамических свойств жидких углеводородных и азотосодержащих горючих для двигателей и энергоустановок космического применения // Матер. 53-их Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. Сек. №2: «Проблемы ракетной и космической техники». (г.Калуга, 17-20 сентября 2018 г.). РАН. РАКЦ. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2018. С.121-122.

28. Алтунин В.А., Давлатов Н.Б., Зарипова М.А., Платонов Е.Н., Яновская М.Л. Некоторые пути повышения эффективности углеводородных и азотосодержащих горючих космического применения // Журнал «Военмех. Вестник БГТУ», №55. 2019. С.424-429.

29. Алтунин В.А., Давлатов Н.Б., Зарипова М.А. Разработка способа повышения теплофизических свойств жидкого углеводородного горючего и охладителя // Тез. докл. 19 Международ. научно-технич. конф. и школы молодых ученых, аспирантов и студентов «Авиакосмические технологии» (АКТ - 2018). (7-8 июня 2018 г., г. Воронеж). Направление №1: «Фундаментальные основы процессов создания и функционирования авиационных, космических и транспортных систем». Воронеж: Изд-во ООО фирма «Элист», 2018. С.17-18.

30. Алтунин В.А., Давлатов Н.Б., Зарипова М.А. Анализ путей повышения эффективности жидких горючих для космических двигателей и энергоустановок // Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Новые технологии, материалы и оборудование Российской авиакосмической отрасли», посвященной 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора А.Н. Туполева. («АКТО - 2018»). (8-10 августа 2018 г., г. Казань). Сек. №2: «Рабочие процессы и технологии в Российском авиационном двигателестроении и энергоустановках». Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2018. Т. 1. С.326-330.

31. Алтунин В.А., Давлатов Н.Б., Зарипова М.А. Некоторые пути увеличения теплофизических и термодинамических свойств жидкого азотосодержащего горючего и охладителя // Матер. докл. международ. научно-технич. конф. «Проблемы и перспективы развития двигателестроения», посвященной Генеральному конструктору аэрокосмической техники академику Н.Д. Кузнецову. Сек. №5: «Ракетные двигатели. Космическая энергетика». (Самара, СНИУ им. акад. С.П. Королева, 12-14 сентября 2018 г.). Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. С.138.

32. Алтунин В.А., Абдуллин М.Р., Платонов Е.Н., Давлатов Н.Б., Зарипова М.А., Сафаров М.М., Яновская М.Л. Разработка способов повышения эффективности теплофизических и термодинамических свойств жидких углеводородных и азотосодержащих горючих и охладителей для двигателей гиперзвуковых, аэрокосмических и космических летательных аппаратов // Матер, докл. 43 Академических чтений по космонавтике, по-свящ. памяти акад. СП. Королева и др. выдающихся отечественных ученых - пионеров освоения космического пространства. Сек. №15: «Комбинированные силовые установки для гиперзвуковых и воздушно-космических летательных аппаратов». «РАН. РАКЦ. РОСКОСМОС.М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. Т. 2. С.71-72.

33. Алтунин В.А., Абдуллин М.Р., Давлатов Н.Б. Разработка методик расчета тепловых процессов в рубашках охлаждения жидкостных ракетных двигателей на жидких и газообразных горючих и охладителях // Сб. тез. докл. 45 Международ. молодеж. научн. конф. «Гагаринские чтения -2019». Сек. №2.3: «Ракетные двигатели». М.: Изд-во МАИ, 2019, с. 150.

34. Алтунин В.А., Давлатов Н.Б., Зарипова М.А., Сафаров М.М., Платонов Е.Н., Яновская М.Л. Способы повышения эффективности теплофизических и термодинамических свойств жидких углеводородных и азотосодержащих горючих для двигателей и энергоустановок космического применения // Труды 53 научных Чтений, посвященных памяти К.Э. Циолковского. Секция №2: «Проблемы ракетной и космической техники». (Калуга, 18-19 сентября 2018 г.). РАН. РАКЦ. Казань: Изд-во Казанского университета, 2019. С.135-145.

35. Алтунин В.А., Абдуллин М.Р., Давлатов Н.Б. и др. Исследование возможности интенсификации теплоотдачи к жидким и газообразным углеводородным и азотосодержащим горючим и охладителям // Сб. тез. докл. Всеросс. научно-технич. конф. молодых ученых и специалистов «Авиационные двигателя и силовые установки». М.: Изд-во ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», 2019. С.316-317.

36. Данилов A.M. Применение присадок в топливах: Справочник. 3-е издание, доп.СПб: Изд-во «ХИМИЗДАТ», 2010. 360 с.

37. Патент на изобретение США №5611824.

38. Патент на изобретение США №5234475.

39. Анисимова З.В. Способ оптимизации горения жидких углеводородных топлив // Патент на изобретение РФ №2299232. Бюл. №14 от 20.05.2007 г.

40. Белоусов В.П., Белоусова И.М., Будтов В.П. и др. Фуллерены: структура, физико-химические и нелинейно-оптические свойства // Оптический журн., 1997 г., т. 64, №12. С. 3-37.

41. Белоусов В.П., Белоусова И.М., Григорьев В.Α., Данилов О.Б., Крисько А.В., Пономарев А.Н., Соснов Е.Н. Фотолюминесценция синглентного кислорода в фуллеренсодержащих растворах и суспензиях фуллероидов // Оптический журн., 2001 г. Т. 68. №7. С.76-79.

42. Пиотровский Л.Б., Белоусова И.М., Данилов О.Б., Киселев О.И. Фуллерены: фотодинамические процессы и новые подходы. СПб: Изд. «Роза мира», 2005 г. С.30-38.

43. Суясова Μ.В. Агрегирование и механизмы самоорганизации фуллеренолов в водных растворах // Дисс. к. ф.-м. н., 01.04.07 - физика конденсированного состояния, СПб, 2017, 174 с.

44. Зарипова М.А. Влияние наночастиц на изменение теплофизических, термодинамических свойств некоторых кислородосодержащих, азотосодержащих органических жидкостей при различных температурах и давлениях // Дисс. д.т.н., 01.04.14 - Теплофизика и теоретическая теплотехника, Душанбе, 2016 г.

45. Суханов А.А. Исследование межмолекулярных взаимодействий в твердофазных смесях С60 - галогенид щелочного металла и их водных растворах газа // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2007. Т. 2. С. 1-8.

46. Згонник В.Н. и др. Синтез фуллеренсодержащих полимеров на основе поли-М-винилпирролидона // Журнал прикладной химии. 1997. Т. 70. №9. С.1538-1542.

47. Мчедлов-Петросян Н.О. Растворы фуллерена С60: коллоидный аспект // Хiмiя, фiзика та технологiя поверхнi. 2010. Т. 1. №1. С.19-37.

48. Тропин Т.В. И др. Немонотонное поведение концентрации в кинетике растворения фуллеренов // Письма в ЖЭТФ. 2006. Т. 83. №9. С.467-472.

49. Авдеев М.В., Аксенов М.В., Тропин Т.В. Модели кластерообразования фуллеренов в растворах // Журнал физической химии. 2010. Т. 84. №8. С.1405-1416.

50. Мекалова Н.В. Фуллерены в растворах. Уфа: Уфимский гос. нефтяной технический университет, 2001. 107 с.

51. Гинзбург Б.М., Туйчиев Ш., Шухиев С. Влияние малых концентраций фуллерена С60 на диэлектрическую проницаемость его растворов в n-ксилоле // Письма в ЖТФ. 2009. Т. 35. №11. С.18-24.

52. Гинзбург Б.М., Туйчиев Ш. Изменения структуры ароматических растворителей под действием растворенного в них фуллерена С70 // Кристаллография. 2008. Т. 53. №4. С.681-685.

53. Торок Д., Лебедев В.Т., Чер Л. Исследование аномальной кластеризации С60 в толуоле методом малоуглового рассеяния нейтронов // Физика твердого тела. 2002. Т. 44. №3. С.546-547.

54. Безмельницын В.Н., Елецкий А.В., Окунь М.В. Фуллерены в растворах //Успехи физических наук. 1998. Т. 168. №ц.с. 1195-1220.

55. Семенов К.Н. и др. Фуллеренол 70-d: синтез, идентификация, политермическая растворимость и плотность водных растворов // Наносистемы: физика, химия, математика. 2012. Т. 3. №6. С.146-156.

56. Бадамшина Э.Р., Гафурова М.П. Гидроксилированные фуллерены и фуллеренсодержащие уретаны // Высокомолекулярные соединения, серия Б. 2007. Т. 49. №7. С.1306-1316.

57. Бубнов В.П. и др. Новые подходы к синтезу водорастворимых эндоме-таллофуллеренов с гадолинием // Hydrogen Materials Science and Chemistry of Carbon Nanomaterials. X Intern. Conf., 2007. 1150 p.

58. Ходорковский Μ.А. и др. Исследование состава высших фуллеренов при абляции углеродсодержащих материалов // ЖТФ. 2005. Т. 75. В. 10. С.51-54.

59. Афанасьев Ф.В., Дюжев Г.А., Каратаев В.И. Влияние заряженных частиц на процесс образования фуллеренов // Письма в ЖТФ. 1999. Т. 25. №5. С.35-40.

60. Бубнов В.П. и др. Получение сажи с высоким содержанием фуллеренов С60, С70 методом электрической дуги // Изв. Академии наук. Сер. хим. 1994. Т. 5. С.805-809.

61. Евлампиева Н.П. и др. Особенности светорассеяния в растворах фуллеренсодержащих полимеров // Высокомолекулярные соединения, серия А. 2007. Т. 49. №6. С.977-987.

62. Евлампиева Н.П. и др. Электрооптические и молекулярные свойства звездообразных фуллеренсодержащих производных поливинилпирролидона в растворах // Высокомолекулярные соединения, серия А. 2004. Т. 46. №5. С.822-829.

63. Лопатин М.А. и др. Полимеризация метилметакрилата в присутствии С6070) и молекулярные характеристики фуллеренсодержащих полиметил-метакрилатов // Журнал общей химии. 2008. Т. 78. №8. С.1310-1317.

64. Семенов К.Н. и др. Политермическая растворимость легких фуллеренов в технической смеси высокомолекулярных карбоновых кислот (ВИК) // Журнал прикладной химии. 2007. Т. 80. №1. С.39-42.

65. Кескинов, В.А. и др. Фазовые равновесия в системе фуллерен С60 - фуллерен С70 - гегсан - о-ксилол - диметилформамид // Журнал физ. химии. 2008. Т. 82. №3. С.407-409.

66. Семенов К.Н. и др. Растворимость смесей фуллерен С60 - фуллерен С70 в стироле 25°С // Журнал физической химии. 2009. Т. 83. №1. С.72-75.

67. Арапов О.В. И др. Растворимость в системе фуллерен С60 - фуллерен С70 - о-ксилол // Журнал прикладной химии. 2003. Т. 76. №1. С.35-38.

68. Осипьян Ю.А. и др. Электропроводность кристаллов фуллерена С60 при динамическом сжатии до 200 кбар // Письма в ЖЭТФ. 2002. Т. 75. №11. С.680-683.

69. Трошин П.Α., Любовская Р.Н. Органическая химия фуллеренов: основные реакции, типы соединений фуллеренов и перспективы их практического использования // Успехи химии. 2008. Т. 77. №4. С.323-369.

70. Безмельницын В.Н., Елецкий А.В., Степанов Е.В. О природе аномальной температурной зависимости растворимости фуллеренов в органических растворителях // Журнал физической химии. 1995. Т. 69. №4. С.735-738.

71. Елецкий А.В. Углеродные нанотрубки и их эмиссионные свойства // Успехи физических наук. 2002. №172. С.401-438.

72. Елецкий А.В. Сорбционные свойства углеродных наноструктур // Успехи физических наук. 2004. №174. С.1191-1231.

73. Елецкий А.В. Механические свойства углеродных наноструктур и материалов на их основе // Успехи физических наук. 2007. №177. С.233-274.

74. Елецкий А.В., Смирнов Б.М. Фуллерены и структуры углерода // Успехи физических наук. 1995. №165. С.977-1009.

75. Туйчиев Ш. и др. Исследование электрофизических свойств растворов фуллерена С60 в ароматических растворителях // Доклады Академии наук Республики Таджикистан. 2010. Т. 53. №7. С.548-552.

76. Pat. 20120183468 U. S. Water-Soluble Functionalized Fullerenes / Μ. Farrell, Μ. Guaragno; priority date: 17.01.12.

77. Седов В.П., Сжогина А.А. Способ получения высоко водорастворимых фуллеренолов // Патент на изобретение РФ №2558121. Бюл. №21 от 27.07.2015 г.

78. Введинский А.А., Масамиженов Т.Н. Термодинамические функции гидразина и его метилпроизводных // ИФЖ. - 1966. - 40. - №6. - С.1372-1377.

79. Дорофеев Α.Α., Ягодников Д.А. Термодинамическое моделирование неравновесного состава продуктов сгорания и разложения жидких ракетных топлив на основе гидразина // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электронный журнал. 2016. №05. С.29-40. DOI: 10.7463/0516.0841540.

80. Шпилевский Э.М. Фуллерены - новые молекулы для новых материалов. // Наука и инновации, 2006, №5, с. 32-38.

81. Витязь П.А., Шпилевский Э.М. Фуллерены в матрицах различных веществ. // ИФЖ, 2012, т. 85, №4, с. 718-724.

82. Терехов А.И., Терехов А.А. Исследования и разработки в области фуллеренов в России: опыт наукометрического анализа. // Российский химический журнал, 2006, т. 50, №1, с. 114-118. Витязь П.А., ред. Фуллерены и нано-структуры в конденсированных средах. Сб. науч. ст.// Минск, Изд-во «Институт тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси», 2018, 299 с.

83. Алтунин В.Α., Алтунин К.В., Алиев И.Н., Абдуллин М.Р., Давлатов Н.Б., Платонов Е.Н., Яновская М.Л. Некоторые пути повышения эффективности жидких и газообразных углеводородных и азотосодержащих горючих для двигателей летательных аппаратов // Тепловые процессы в технике. 2019. Т. 11. №10. С.453-479.

84. Алтунин В.А., Давлатов Н.Б., Зарипова М.А., Алиев И.Н., Яновская М.Л. Экспериментальная база и методики проведения исследований теплофизических свойств жидкого чистого гидразина и его смесей с неметаллическими добавками - фуллеренами // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. 2019. №3. С.30-38.

85. Алтунин В.А., Давлатов Н.Б., Зарипова М.А., Сафаров М.М., Алиев И.Н., Яновская М.Л. Экспериментальное исследование теплофизических свойств жидкого чистого гидразина при различных температурах и давлениях. // Инженерный журнал: наука и инновации, 2019, вып.10. Электронный журнал. http://dx.doi.org/10.18698/2308-6033-2019-10-1922

86. Алтунин В.А., Давлатов Н.Б., Зарипова М.А., Алиев И.Н., Яновская М.Л. Результаты экспериментальных исследований и методика расчета теплофизических свойств гидразина и его смесей с фуллеренами // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. 2019. №3. С.39-51.

87. Абдуллин М.Р., Давлатов Н.Б., Шигапов P.P. (Науч. рук.: д.т.н., проф. В.А. Алтунин). Анализ и классификация путей совершенствования жидкостных ракетных двигателей одно - и многоразового использования на углеводородных и азотосодержащих горючих и охладителях // Матер, докл. международ, молодежной научной конф. «24-е Туполевские чтения», посвященные 130-летию со дня рождения авиаконструктора И.И. Сикорского. (КНИТУ-КАИ, г. Казань, 7-8 ноября 2019 г.). Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ. Т.2. С.314-320.

88. Хилькевич В.Я., Яновский Л.С. Использование эффектов рикошетирования и кабрирования для увеличения дальности полета ракет // Известия вузов. Авиационная техника. 205. №3. С.70-72.

89. Аверьков И.С., Разносчиков В.В., Яновский Л.С. Влияние свойств топлив на характеристики летательного аппарата с прямоточным воздушно-реактивным двигателем // Авиационные двигатели. 2018. №1. С.73-81.

90. Петрухин Н.В., Сергеев С.М. Подходы к оценке топлив для гиперзвуковых двигателей // Вестник СГАУ им. акад. С.П. Королева. 2013. №3 (41), часть 2. С.181-184.

91. Луковников А.В., Разносчиков В.В., Яновская М.Л. Выбор и оптимизация состава авиационных газовых и сконденсированных топлив по критериям эффективности летательного аппарата // Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск №37. 2010 г.

92. Сорокин В.А., Яновский Л.С., Козлов В.А. и др. Ракетно-прямоточные двигатели на твердых и пастообразных топливах. Основы проектирования и экспериментальной отработки. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. 230 с.

93. Дубовкин Н.Ф., Яновский Л.С. Харин А.А. и др. Топлива для воздушно-реактивных двигателей. М.: МАТИ, 2001. 443 с.

94. Разносчиков В.В. Системный анализ использования топлива в авиационных силовых установках. Полет. Общероссийский научно-технический журнал, №4. 2008. С.28-32.

95. Сорокин В.Α., Яновский Л.С., Ягодников Д.А. и др. Проектирование и отработка ракетно-прямоточных двигателей на твердом топливе. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. 317 с.

96. Обносов Б.В., Сорокин В.А., Яновский Л.С. и др. Конструкция и проектирование комбинированных ракетных двигателей на твердом топливе. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. 303 с.

97. Абугов Д.И., Бобылев В.М. Теория и расчет ракетных двигателей твердого топлива. М.: Машиностроение, 1987. 272 с.

1. Способ повышения эффективности воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических и космических летательных аппаратов одно- и многоразового использования на жидких углеводородных горючих путем повышения их эффективности введением в них неметаллических нанодобавок в виде сухих чистых фуллеренов марок С60, С70, C84, отличающийся тем, что фуллерены марок С60, С70, C84 вводятся в жидкое азотосодержащее горючее, например в жидкий чистый гидразин.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что ввод фуллеренов в жидкий чистый гидразин, находящийся в наземных емкостях или цистернах, в баках или отсеках горючего летательных аппаратов (ЛА) или космических летательных аппаратов (КЛА) при нормальных или повышенных параметрах по давлению и температуре, осуществляется в условиях его естественной конвекции.

3. Способ по любому из пп. 1, 2, отличающийся тем, что в жидкий чистый гидразин вводят одну из марок фуллеренов или С60, или С70, или C84 при фиксированных концентрациях, %: или 0,1; или 0,2; или 0,3; или 0,4; или 0,5.

4. Способ по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что чистые сухие фуллерены марок С60, С70, C84 с их концентрацией, %: (0,1-0,5) полностью растворяются в жидком чистом гидразине в течение 10 минут, увеличивая при этом его плотность.

5. Способ по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что при одинаковых условиях и концентрациях исследуемых фуллеренов при их вводе в жидкий чистый гидразин дальнейшее увеличение его свойств происходит при последовательном применении фуллеренов марок С60, С70, C84, где наиболее эффективными являются фуллерены марки C84.

6. Способ по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что на борту ЛА, КЛА одно- и многоразового использования конструктивно снаружи или внутри бака, или отсека, или дополнительного бака горючего расположены бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин в ходе воздушных, гиперзвуковых, аэрокосмических и космических полетов.

7. Способ по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин заполняются фуллеренами перед полетом или в ходе полета ЛА, КЛА или в виде чистого сухого порошка, или в виде раствора чистых сухих фуллеренов в жидком чистом гидразине.

8. Способ по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин конструктивно выполнены одноразового использования для двигателей и энергоустановок одноразового использования, для ЛА и КЛА одноразового использования, многоразового использования для двигателей и энергоустановок многоразового включения и использования, для ЛА, КЛА многоразового использования, стационарные или съемные, заменяемые в незаправленном или в заправленном виде.

9. Способ по любому из пп. 1-8, отличающийся тем, что фуллерены вводятся в жидкий чистый гидразин или в наземных условиях в стационарных или мобильных баках или цистернах, непосредственно в баках или отсеках горючего на ЛА, КЛА, перед запуском двигателей и энергоустановок ЛА, КЛА, или в воздушных условиях, непосредственно в баках или отсеках горючего ЛА, в ходе работы двигателей и энергоустановок при полете ЛА, или в космических условиях, непосредственно в баках или отсеках горючего ЛА, КЛА, в период молчания двигателей и энергоустановок на орбите, а также в ходе их работы, в период подготовки бортового горючего, его сбора и повышения его эффективности, и КЛА к уводу на дальние орбиты захоронения или к спуску на Землю, при этом ввод фуллеренов осуществляется в общем баке или отсеке горючего, а также в дополнительных баках, куда собираются остатки бортового горючего, или горючее в них заправляется на Земле до начала полета.

10. Способ по любому из пп. 1-9, отличающийся тем, что бортовые устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин конструктивно объединены в общую батарею, где каждое устройство заправляется фуллеренами одной марки, например или С60, или С70, или C84, и одной концентрации, например, %: или 0,1, или 0,2, или 0,3, или 0,4, или 0,5.

11. Способ по любому из пп. 1-10, отличающийся тем, что выбор заполненного конкретной маркой и конкретной концентрацией фуллеренами бортового устройства для ввода фуллеренов в жидкий чистый гидразин осуществляется по экспериментальной базе данных вручную или автоматически при необходимости обеспечения расчетной плотности жидкого чистого гидразина для выполнения полетных заданий и задач для пилотируемых и беспилотных ЛА, КЛА одно- и многоразового использования двойного назначения.

12. Способ по любому из пп. 1-11, отличающийся тем, что ввод фуллеренов в жидкий чистый гидразин осуществляется вручную, полуавтоматически и автоматически.

13. Способ по любому из пп. 1-12, отличающийся тем, что информация о выборе бортового устройства для ввода фуллеренов, о вводе фуллеренов в жидкий чистый гидразин и их полном растворении в нем в автоматическом режиме заносится в бортовой и наземный компьютер, а также выводится на информационное табло летчика-космонавта и наземного оператора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к областям строений силовых установок, которые создают реактивные газовые тяги и генерируют электрические токи в воздушной и в вакуумной средах.

Устройство торможения транспортного средства с ракетным двигателем (УТТСРД) относится к области эксплуатации транспортных средств (ТС), в частности к оборудованию, повышающему безопасность эксплуатации автотранспортных средств.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги, содержащий установленные два двигательных блока, каждый с газогенератором, камерами, агрегатами автоматики и регулирования, рамой, размещенным в центральной части двигательного отсека турбонасосным агрегатом с турбиной и насосами, соединенных своими затурбинными полостями и полостями после насосов разветвленными магистралями общих патрубков и расходящихся к камерам изогнутых симметричных трубопроводов подвода соответственно генераторного газа и компонентов к соответствующим полостям смесительных головок и трактам охлаждения камер, размещенных и скрепленных с рамами посредством траверс по периферии двигательного отсека, при этом в нем каждый двигательный блок расположен крестообразно и ортогонально относительно другого своими главными соответствующими продольными плоскостями симметрии и с радиально симметричным расположением камер, причем в каждом из двигательных блоков расходящиеся к камерам симметричные изогнутые трубопроводы подвода соответственно генераторного газа и компонентов к соответствующим полостям смесительных головок и трактам охлаждения камер выполнены с одинаковыми диаметрами поперечных сечений и одинаковой траектории и ориентированы изогнутыми частями в месте соединения с общим патрубком на первом блоке по направлению к срезам сопел, а на втором - в обратную вдоль продольной оси симметрии жидкостного ракетного двигателя сторону с образованием зазора между трубопроводами первого блока, а общие патрубки одного и второго двигательного блока выполнены газодинамически идентичными, например, с одинаковыми диаметрами поперечных сечений, радиусами, углами, количеством поворотов и длинами прямолинейных и криволинейных траекторий участков между ними.

Изобретение относится к космической технике, в частности к однокомпонентным жидкостным ракетным двигателям, входящим в состав двигательных установок малой тяги спутников для решения задач орбитального маневрирования.

Изобретение относится к области ракетной техники и, в частности, к жидкостным ракетным двигателям, работающим на земле и в пустоте в составе ракетного блока. Способ повышения удельного импульса тяги серийно изготавливаемых жидкостных ракетных двигателей заключающийся в том, что повышают давление в камере сгорания и повышают геометрическую степень расширения сопла за счет установки соплового насадка на срезе сопла серийно изготовленной камеры или изменения контура последних секций сопла.

Пульсирующий кумулятивный ракетный двигатель содержит камеру сгорания, сопловой блок, канал подачи кислорода и канал подачи водорода, камеру распределения кислорода, камеру распределения водорода, камеру вихревой закрутки кислорода, камеру вихревой закрутки водорода.

Группа изобретений относится к ракетной технике. Устройство для разложения перекиси водорода содержит камеру разложения с расположенным внутри нее катализатором, выполненную с возможностью поступления в нее перекиси водорода с концентрацией от 80% до 100% из резервуара для хранения.

Группа изобретений относится к ракетной технике. Устройство для разложения перекиси водорода содержит камеру разложения с расположенным внутри нее катализатором, выполненную с возможностью поступления в нее перекиси водорода с концентрацией от 80% до 100% из резервуара для хранения.

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Жидкостная ракетная двигательная установка космического аппарата, содержащая маршевый двигатель с насосной системой подачи компонентов топлива в камеру сгорания из объемных баков 1 низкого давления, двигатели 5 ориентации и стабилизации с подачей компонентов топлива в камеры сгорания из баков 10 высокого давления, при этом баки 10 высокого давления выполнены малообъемными и проточными, разделены подвижным герметичным элементом - сильфоном 14 на жидкостную 11 и газовую 15 полости, при этом объемные баки 1 дополнительно сообщены с жидкостными полостями 11 малообъемных баков 10 магистрали 4, в этих магистралях 4 установлены насосы 6 с приводом от электродвигателей 7, обратные клапаны 9, жидкостные полости 11 малообъемных баков 10 сообщены с входами в двигатели 5 ориентации и стабилизации, их газовые полости 15 заполнены газом наддува и герметично отдалены от жидкостных полостей 11 баков и окружающей среды, а на входах магистралей подачи компонентов топлива в двигатели 5 ориентации и стабилизации последовательно установлены сигнализаторы давления 12 верхнего и нижнего уровня давления компонентов топлива и регуляторы 13 давления.

Изобретение относится к наддуву топливных баков ракетного двигателя. Устройство содержит основной нагреватель (58), приспособленный для нагревания компонента ракетного топлива, поступающего из бака (16) перед его возвращением в этот бак.

Изобретение раскрывает композицию авиационного топлива, которая содержит (а) от приблизительно 10 до приблизительно 80 объемных процентов авиационного алкилата; (b) от приблизительно 5 до 50 объемных процентов изооктана; (с) от приблизительно 5 до 20 объемных процентов изопентана; (d) от приблизительно 5 до приблизительно 30 объемных процентов ароматических углеводородов, выбранных толуола, мезитилена или их комбинаций; (е) от приблизительно 0,5 до 500 мг Mn/л трикарбонила метилциклопентадиенила марганца; и (f) соединение для очистки от марганца, содержащее трикрезилфосфат, при этом данная композиция является по существу бессвинцовой и данная композиция имеет величину октанового числа по меньшей мере приблизительно 96, определенную с помощью метода тестирования ASTM D2700.
Наверх