Состав экологически чистого дизельного топлива

Изобретение раскрывает состав экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ), включающего гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой из продуктов этерификации жирных кислот растительного масла двухатомным спиртом – этиленгликолем, характеризующегося тем, что в состав дополнительно вводится антиокислительная присадка, состоящая из амидо-имидазолинов, полученных с помощью реакции конденсации жирных кислот, выделенных из талового масла, и аминов, при следующем соотношении компонентов, мас.%: гидроочищенное дизельное топливо 98,95, эфирная добавка 1,00, антиокислительная присадка 0,05. Технический результат заключается в повышении окислительной стабильности экологически чистого дизельного топлива, что позволяет увеличить срок хранения данного вида топлива. 1 пр., 2 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к экологически чистым дизельным топливам (ЭЧДТ) с улучшенной окислительной стабильностью.

Известно эмульгированное топливо, присадочный состав для топлива (патент РФ № 2167920, опубл. 27.05.2001 г.), включающего нефтяные, в том числе дизельные, топлива, биологический компонент в виде растительных и животных масел или жиров, а также топливные присадки, где синтез метилового эфира из рапсового масла происходит в присутствии щелочного катализатора.

Основным недостатком эмульгированных топлив является низкая окислительная стабильность топлива и недостаточные смазывающие свойства.

Известна композиция дизельного топлива, состав дизельного топлива (патент РФ № 2141995, опубл. 27.11.1999), в которой композиция дизельного топлива, содержит диметиловый эфир, воду и метанол.

Недостатком данной композиции является возможность расслоения, а также плохие окислительные (за счет использования диметилового эфира) и коррозионные (за счет наличия воды) свойства состава.

Известна биотопливная композиция (патент РФ № 2544239, опубл. 20.03.2015 г.), где биотопливная композиция представляет смесь нефтяного дизельного топлива (98-60 об.%) и биодобавки (2-40 об.%), состоящей из диэтилформаля 35-40 об.% и ненасыщенных жирных кислот. В качестве глицеридов используют любые растительные масла.

Недостатком биотопливной композиции является ее низкая смазывающая способность, меньшая теплота сгорания топлива (на 7-10%) за счет содержания в нем высококипящих растительных масел, более высокая вязкость (в 2-10 раз) и температура застывания, повышенная склонность к нагарообразованию, а также возможность загрязнения моторного масла продуктами полимеризации.

Известна топливная нефтяная композиция и добавки для нее (патент РФ № 2482166, опубл. 20.05.2013 г.), где в качестве антиокислительной добавки применяют азотсодержащее диспергирующеее средство для дизельной топливной композиции, включающей биотопливо, где азотсодержащее диспергирующее средство выбрано по меньшей мере из одного из продукта реакции полиизобутензамещенного производного янтарной кислоты, молекулярная масса PIB (полиизобутена) в котором составляет от 500 до 2800, полиамина, и продукта реакции Манниха между фенолом, амином и альдегидом.

Недостатком добавки для топливной нефтяной композиции является сложность процесса получения добавки, а также возможности применения добавки только на чистом биодизельном топливе (В100), не рассмотрена возможность использования добавки на смесевом экологически чистом дизельном топливе.

Известен состав экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ) (патент РФ № 2650119, опубл. 20.06.2015 г.), принятый за прототип, включающий 90-99 % масс. гидроочищенного дизельного топлива и 1-10 % масс. эфирной добавки, полученной путем этерификации жирных кислот растительного масла двухатомным спиртом - этиленгликолем.

Недостатком данного состава является плохая окислительная стабильность, превышающая норму более чем в 100 раз.

Техническим результатом является повышение окислительной стабильности экологически чистого дизельного топлива, что позволяет увеличить срок хранения данного вида топлива.

Технический результат достигается тем, что в состав дополнительно вводится антиокислительная присадка, состоящая из амидо-имидазолинов, полученных с помощью реакции конденсации жирных кислот, выделенных из талового масла, и аминов, при следующем соотношении компонентов, масс. %:

Гидроочищенное дизельное топливо 89,50-98,95,

Эфирная добавка 1,00-10,00,

Антиокислительная присадка остальное.

Заявляемый состав для повышения окислительной стабильности включает в себя следующие реагенты и товарные продукты, их содержащие:

- гидроочищенное дизельное топливо 89,50-98,95 %, выпускаемое по ГОСТ Р 52368;

- эфирная добавка 1,00-10,00 %, полученная с помощью процесса этерификации жирных кислот различных растительных масел,

- антиокислительная присадка остальное, полученная с помощью реакции конденсации жирных кислот, выделенных из талового масла, и аминов.

В качестве экологически чистого дизельного топлива используют гидроочищенное дизельное топливо (по ГОСТ Р 52368) с эфирной добавкой. В качестве эфирной добавки используют сложные эфиры, полученные с помощью процесса этерификации жирных кислот различных растительных масел.

В качестве антиокислительной присадки используют амидо-имидазолины, полученные с помощью реакции конденсации жирных кислот, выделенных из талового масла, и аминов.

Эффективность полученной присадки оценивали в сравнении с исходным ЭЧДТ (ГО ДТ с эфирной добавкой) по показателю окислительной стабильности таблица 1. Результатом стало повышение окислительной стабильности ЭЧДТ.

Таблица 1. - Характеристики исходных компонентов (ГО ДТ и эфирной

добавки) и самого ЭЧДТ.

Плотность при 20°С, г/см3 Кинематическая вязкость при 40°С, мм2 Температура вспышки, °С Диаметр пятна износа, мкм Окислительная стабильность, мг/кг
Гидроочищенное ДТ 0,834 2,79 80 443 20
эфирная биодобавка 0,909 27,99 115 157 -
ЭЧДТ 0,837 3,02 88 113 3328

Состав поясняется следующими примерами.

Пример 1. Антиокислительную присадку, состоящую из амидо-имидазолинов в количестве 0,05 % масс. вводят в ЭЧДТ (гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой). Для получения антиокислительной присадки производили конденсацию жирных кислот, выделенных из талового масла, и аминов. Для получения биодобавки осуществляют синтез эфира путем проведения реакции этерификации жирных кислот двухатомным спиртом. Затем проводят компаундирование синтезированной биодобавки в количестве 10 % масс. с гидроочищенным дизельным топливом.

Таблица 2. - Зависимость окислительной стабильности от концентрации антиокислительной присадки в экологически чистом дизельном топливе

Кол-во ГО ДТ, % Кол-во биодобавки, % Концентрация присадки (амидо-имидазолинов), % масс. Окислительная стабильность, мг/кг
Образец 1 (пример 1) 90 10 0,05 519
Образец 2 (пример 2) 90 10 0,10 87
Образец 3 (пример 3) 90 10 0,50 35
Образец 4 (пример 4) 95 5 0,05 213
Образец 5 (пример 5) 95 5 0,10 13
Образец 6 (пример 6) 95 5 0,50 15
Образец 7 (пример 7) 99 1 0,05 6
Образец 8 (пример 8) 99 1 0,10 22
Образец 9 (пример 9) 99 1 0,50 21
ГОСТ Р 52368 <25

При введении данного количества присадки показатель окислительной стабильности топлива снижается до 519 мг/кг, это на 84,4 % меньше чем у исходного топлива (табл. 2).

Пример 2. Антиокислительную присадку, состоящую из амидо-имидазолинов в количестве 0,1 % масс. вводят в ЭЧДТ (гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой).

Для получения биодобавки осуществляют синтез эфира путем проведения реакции этерификации жирных кислот двухатомным спиртом. Затем проводят компаундирование синтезированной биодобавки в количестве 10 % масс. с гидроочищенным дизельным топливом.

При введении данного количества присадки показатель окислительной стабильности топлива снижается до 87 мг/кг, это на 97,4 % меньше чем у исходного топлива (табл. 2).

Пример 3. Антиокислительную присадку, состоящую из амидо-имидазолинов в количестве 0,5 % масс. вводят в ЭЧДТ (гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой).

Для получения биодобавки осуществляют синтез эфира путем проведения реакции этерификации жирных кислот двухатомным спиртом. Затем проводят компаундирование синтезированной биодобавки в количестве 10 % масс. с гидроочищенным дизельным топливом.

При введении данного количества присадки показатель окислительной стабильности топлива снижается до 35 мг/кг, это на 98,9 % меньше чем у исходного топлива (табл. 2).

Пример 4. Антиокислительную присадку, состоящую из амидо-имидазолинов в количестве 0,05 % масс. вводят в ЭЧДТ (гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой).

Для получения биодобавки осуществляют синтез эфира путем проведения реакции этерификации жирных кислот двухатомным спиртом. Затем проводят компаундирование синтезированной биодобавки в количестве 5 % масс. с гидроочищенным дизельным топливом.

При введении данного количества присадки показатель окислительной стабильности топлива снижается до 213 мг/кг, это на 93,6 % меньше чем у исходного топлива (табл. 2).

Пример 5. Антиокислительную присадку, состоящую из амидо-имидазолинов в количестве 0,1 % масс. вводят в ЭЧДТ (гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой).

Для получения биодобавки осуществляют синтез эфира путем проведения реакции этерификации жирных кислот двухатомным спиртом. Затем проводят компаундирование синтезированной биодобавки в количестве 5 % масс. с гидроочищенным дизельным топливом.

При введении данного количества присадки показатель окислительной стабильности топлива снижается до 13 мг/кг, это на 99,6 % меньше чем у исходного топлива (табл. 2) и удовлетворяет требованиям ГОСТ Р 52368.

Пример 6. Антиокислительную присадку, состоящую из амидо-имидазолинов в количестве 0,5 % масс. вводят в ЭЧДТ (гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой).

Для получения биодобавки осуществляют синтез эфира путем проведения реакции этерификации жирных кислот двухатомным спиртом. Затем проводят компаундирование синтезированной биодобавки в количестве 5 % масс. с гидроочищенным дизельным топливом.

При введении данного количества присадки показатель окислительной стабильности топлива снижается до 15 мг/кг, это на 99,5 % меньше чем у исходного топлива (табл. 2) и удовлетворяет требованиям ГОСТ Р 52368.

Пример 7. Антиокислительную присадку, состоящую из амидо-имидазолинов в количестве 0,05 % масс. вводят в ЭЧДТ (гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой).

Для получения биодобавки осуществляют синтез эфира путем проведения реакции этерификации жирных кислот двухатомным спиртом. Затем проводят компаундирование синтезированной биодобавки в количестве 1 % масс. с гидроочищенным дизельным топливом.

При введении данного количества присадки показатель окислительной стабильности топлива снижается до 6 мг/кг, это на 99,8 % меньше чем у исходного топлива (табл. 2) и удовлетворяет требованиям ГОСТ Р 52368.

Пример 8. Антиокислительную присадку, состоящую из амидо-имидазолинов в количестве 0,1 % масс. вводят в ЭЧДТ (гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой).

Для получения биодобавки осуществляют синтез эфира путем проведения реакции этерификации жирных кислот двухатомным спиртом. Затем проводят компаундирование синтезированной биодобавки в количестве 1 % масс. с гидроочищенным дизельным топливом.

При введении данного количества присадки показатель окислительной стабильности топлива снижается до 22 мг/кг, это на 99,3 % меньше чем у исходного топлива (табл. 2) и удовлетворяет требованиям ГОСТ Р 52368.

Пример 9. Антиокислительную присадку, состоящую из амидо-имидазолинов в количестве 0,5 % масс. вводят в ЭЧДТ (гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой).

Для получения биодобавки осуществляют синтез эфира путем проведения реакции этерификации жирных кислот двухатомным спиртом. Затем проводят компаундирование синтезированной биодобавки в количестве 1 % масс. с гидроочищенным дизельным топливом.

При введении данного количества присадки показатель окислительной стабильности топлива снижается до 21 мг/кг, это на 99,4 % меньше чем у исходного топлива (табл. 2) и удовлетворяет требованиям ГОСТ Р 52368.

Таким образом, предлагаемый состав позволяет повысить стабильность экологически чистого дизельного топлива с биодобавкой.

Состав экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ), включающего гидроочищенное дизельное топливо с эфирной добавкой из продуктов этерификации жирных кислот растительного масла двухатомным спиртом – этиленгликолем, отличающийся тем, что в состав дополнительно вводится антиокислительная присадка, состоящая из амидо-имидазолинов, полученных с помощью реакции конденсации жирных кислот, выделенных из талового масла, и аминов, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Гидроочищенное дизельное топливо 98,95
Эфирная добавка 1,00
Антиокислительная присадка 0,05



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области нефтехимического синтеза, в частности к способу получения алкенилфталамидосукцинимидов на основе ациклических диэтилентри- и триэтилентетраминов, которые могут быть использованы в качестве антикоррозийных, моющих и диспергирующих присадок в составе смазочных масел для уменьшения образования углеродистых отложений на деталях двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение раскрывает композицию авиационного топлива, которая содержит (а) от приблизительно 10 до приблизительно 80 объемных процентов авиационного алкилата; (b) от приблизительно 5 до 50 объемных процентов изооктана; (с) от приблизительно 5 до 20 объемных процентов изопентана; (d) от приблизительно 5 до приблизительно 30 объемных процентов ароматических углеводородов, выбранных толуола, мезитилена или их комбинаций; (е) от приблизительно 0,5 до 500 мг Mn/л трикарбонила метилциклопентадиенила марганца; и (f) соединение для очистки от марганца, содержащее трикрезилфосфат, при этом данная композиция является по существу бессвинцовой и данная композиция имеет величину октанового числа по меньшей мере приблизительно 96, определенную с помощью метода тестирования ASTM D2700.

Изобретение относится к способу получения композиции дизельного топлива, включающему получение четвертичного аммониевого соединения осуществлением реакции (a) циклического третичного амина, содержащего менее 19 атомов углерода, который представляет собой N-алкил-гетероцикл, выбранный из пирролидина, пиперидина, морфолина, пиперазина, пиррола, имидазола и дигидропиррола, с (b) эпоксидом, выбранным из этиленоксида, пропиленоксида, бутиленоксида, пентиленоксида, гексиленоксида, гептиленоксида и простых глицидиловых эфиров, в присутствии (c) карбоновой кислоты, имеющей формулу R5COOH, где R5 представляет собой CHR11CHR12COOR13, где один из R11 и R12 представляет собой водород, а другой представляет собой полиизобутенильную группу или необязательно замещенную алкильную или алкенильную группу, содержащую от 6 до 50 атомов углерода, и R13 представляет собой водород или необязательно замещенную алкильную группу; и смешивание четвертичного аммониевого соединения с топливом.

Изобретение описывает топливную композицию низкосернистого дизельного топлива на основе дизельной фракции с содержанием серы менее 10 мг/кг, выкипающей в пределах 180-360°С, которая характеризуется тем, что содержит в качестве промоторов воспламенения органические перекиси, выбранные из группы: третбутилкумилпероксид, изобутилкумилпероксид, н-бутилкумилпероксид, и противоизносную присадку на основе карбоновых кислот при следующем соотношении компонентов, % мас.: органическая перекись - от 0,01 до 0,5, противоизносная присадка - от 0,005 до 0,1, дизельная фракция - до 100.

Изобретение относится к производству биодизельного топлива для использования в автотракторных двигателях. Изобретение касается способа производства биодизельного топлива на основе рапсового масла для автотракторных дизельных двигателей, включающего отделение выпавшего осадка в рапсовом масле, смешивание очищенного рапсового масла с дизельным топливом.

Изобретение описывает альтернативное автомобильное топливо для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием с октановым числом не менее 90,0 единиц по исследовательскому методу, включающее в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, выкипающую до 225°С, при этом дополнительно содержит 2-метилфуран, причем этиловый спирт и 2-метилфуран представляют собой продукт переработки растительного целлюлозного сырья, получены в одном производственном цикле и входят в состав альтернативного топлива при следующем соотношении компонентов, масс.%: этиловый спирт и 2-метилфуран суммарно 5,0-50,0, углеводородная фракция - до 100,0.

Изобретение описывает способ получения жидкого углеводородного топлива из биомассы растительного происхождения, включающий использование вольфрамовой гетерополикислоты 2-18 ряда, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], и жидкого углеводородного растворителя, отличающийся тем, что в гальваническую ванну заливают 10-40% водный раствор гетерополикислоты в окисленной форме, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], после чего в ванну опускают графитовые электроды, которые подключают к источнику напряжения постоянного тока, и при разности потенциалов между катодом и анодом 2-4,5 В под действием постоянного электрического тока производят процесс восстановления гетерополианионного комплекса [P2W18O62]6- до [P2W18O62]24-, полученный водный раствор гетерополикислоты в восстановленной форме формулы H24[P2W18O62] порционно направляют в реактор, в который затем загружают биомассу растительного происхождения и углеводородный растворитель при массовом соотношении «углеводородный растворитель : биомасса растительного происхождения» в пересчете на сухое вещество с содержанием воды не более 10% масс.

Изобретение раскрывает способ получения жидкого ракетного топлива, пригодного в качестве ракетных топлив марок RP-1 или RP-2, включающий в себя: обеспечение наличия углеводородного керосинового компонента с точкой кипения в интервале от 145°C до 300°C при атмосферном давлении, точкой вспышки по меньшей мере 60°C или выше, измеренной в соответствии с ASTM D56, и плотностью при 15°C, составляющей не более 815 кг/м3; обеспечение некоторого количества компонента для смешивания, представляющего собой синтетическое циклопарафиновое керосиновое топливо, содержащего по меньшей мере 99,5% мас.

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей на основе дизельного летнего топлива с добавлением воды и эмульгатора, представляющего смесь диэтаноламида олеиновой кислоты, диэтаноламинового мыла олеиновой кислоты, диэтаноламина, моноэфира олеиновой кислоты и диэтаноламина, моноэфира аминоспирта и олеиновой кислоты, при этом топливная композиция дополнительно содержит бензиловый спирт и н-пропиловый спирт, а в качестве дизельного летнего топлива дизельное летнее топливо ЕВРО при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диэтаноламид олеиновой кислоты 1,577-3,173 Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 0,460-0,925 Диэтаноламин 0,371-0,747 Моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина 0,583-1,173 Моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты 0,719-1,449 Бензиловый спирт 1,081-2,176 Н-пропиловый спирт 0,509-1,024 Вода 10,0-20,0 Дизельное летнее топливо ЕВРО остальное до 100 Технический результат заключается в повышении стабильности и пожаробезопасности композиции при сохранении основных физико-химических характеристик в пределах требуемых норм.

Изобретение относится к аминополимеру, способу его получения, применению аминополимера в качестве моющей присадки для жидкого топлива, к моющей присадке и композиции жидкого топлива.

Настоящее изобретение относится к смазывающей добавке к дизельным топливам на основе эфиров, при этом в качестве добавки содержит ацетали фурфурола, полученные путем взаимодействия фурфурола и одноатомных спиртов С4-С7, в присутствии сульфокатионитного катализатора макропористой структуры, при мольном соотношении фурфурол:спирты С4-С7=1:6-10, при диапазоне температур -5 - 40°С.
Наверх