Ракетная каретка с управляемым торможением

Изобретение относится к испытательной технике, к оборудованию для высокоскоростных трековых испытаний и может быть использовано для разгона объектов испытаний на ракетном треке. Ракетная каретка содержит несущую платформу, установленную на опорно-направляющие башмаки с элементами тормозной системы, расположенные на ней ложементы для установки испытываемого изделия и ракетного двигателя, и антикрыло или систему антикрыльев. Антикрыло выполнено с возможностью вертикального плоскопараллельного перемещения относительно платформы и воздействия на элементы управления тормозной системой. По отношению к металлоконструкции ракетной каретки, и несомому ею ракетному двигателю, и испытываемому изделию антикрыло установлено с расположением прижимающей силы антикрыла на одной прямой с вектором силы тяжести каретки. Антикрыло может иметь возможность регулирования угла атаки или снабжено элементами механизации. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к испытательной технике, конкретно - к оборудованию для высокоскоростных трековых испытаний, и может быть использовано для разгона объектов испытаний на ракетном треке.

При трековых испытаниях различных объектов они устанавливаются на каретке ракетного трека и разгоняются с ее помощью до заданной скорости, после чего осуществляется торможение каретки с одновременной отстыковкой от нее объекта, и дальнейшее его самостоятельное перемещение в заданном направлении.

Преимущественно, проблема таких испытаний заключается в достижении заданных скоростей разгона объектов при фиксированных времени разгона, ускорении и длине разгонного участка. Однако, в определенных случаях необходимо не только достичь заданной скорости перед отстыковкой объекта испытаний от ракетной каретки, но и обеспечить перед отстыковкой соблюдение скоростного режима в течении заданного интервала времени (на заданном отрезке пути), т.е. определенным образом стабилизировать скорость перемещения каретки по треку.

Известен ряд конструкций ракетных кареток, в которых для оказания влияния на скоростные характеристики движения используются конструктивные элементы, обладающие определенными аэродинамическими свойствами.

Так в конструкции ракетной каретки /I/ использованы аэродинамические щитки, - по сути система крыльев с положительным углом атаки, создающие подъемную силу и разгружающие башмаки каретки при движении, что способствует уменьшению силы трения башмаков о рельсовые направляющие трека.

С одной стороны, это позволяет увеличить скорость движения каретки без изменения энергетики ее двигателя и длины рельсовых направляющих трека, а с другой - при достижении высоких значений скоростей, превышающих 3М может служить причиной быстрого износа нижних тормозных колодок или направляющих элементов башмаков, увеличению зазоров в системе «башмак - рельс», и как следствие к аварийному сходу каретки с направляющих. Кроме того, конструкция каретки предполагает жесткое крепление крыльев, отсутствие элементов их механизации, и таким образом невозможность регулирования скорости ее движения.

Наиболее близкой по конструкции к предлагаемому изобретению является ракетная каретка /2/, содержащая несущую платформу, установленную на опорно-направляющие башмаки с элементами тормозной системы, расположенные на ней ложементы для установки испытываемого изделия и ракетного двигателя, и систему антикрыльев.

Данная конструкция способна обеспечить устойчивое движение каретки без схода с направляющих при высоких скоростях движения (Μ ~ 6), однако такие недостатки как жесткое крепление системы антикрыльев, отсутствие элементов их механизации, и, как следствие, принципиальная невозможность регулирования скорости движения в ней не устранены.

Технической задачей предлагаемого изобретения является обеспечение стабилизация и поддержание постоянной скорости движения рельсовых ракетных кареток в течение заданного времени (на заданной дистанции перемещения).

Решение поставленной задачи достигается тем, что в известной ракетной каретке, содержащей несущую платформу, установленную на опорно-направляющие башмаки с элементами тормозной системы, расположенные на ней ложементы для установки испытываемого изделия и ракетного двигателя, и антикрыло (систему антикрыльев), в соответствии с изобретением антикрыло выполнено с возможностью вертикального плоскопараллельного перемещения относительно платформы и воздействия на элементы управления тормозной системой.

Необходимость и достаточность вышеуказанных отличительных признаков предложенного технического решения может быть пояснена следующим образом.

Движение каретки на разгонном участке трека описывается зависимостью:

где:

FТ - сила тяги разгонного двигателя (двигателей), Н;

F mp - сила трения каретки о рельсы, Н;

FВН - сила сопротивления обусловленная встречным ветровым напором, Н;

ΜΣ - суммарная масса системы «каретка + двигатели + металлоконструкция + объект испытаний» в текущий момент времени, кг;

а - ускорение, м/с2.

Для поддержания же постоянной скорости движения каретки на определенной дистанции перемещения необходимо соблюдение условия:

Сила трения каретки о рельсы в общем случае определяется зависимостью:

где f mp - коэффициент трения опорных элементов каретки о рельсы; g - ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/с2.

В свою очередь сила сопротивления, обусловленная встречным ветровым напором описывается зависимостью:

где ρ - плотность воздуха, кг/м3;

j=1, 2, …, k - условный порядковый номер элемента металлоконструкции каретки;

SMj - площадь миделевого сечения j-ro элемента металлоконструкции каретки;

V - текущая скорость каретки, м/с;

CXj - аэродинамический коэффициент силы лобового сопротивления j -го элемента металлоконструкции.

Тогда выражение (2) с учетом (3) и (4) может быть представлено в виде

Если силу тяги разгонного двигателя FT считать постоянной, тогда для обеспечения постоянной скорости движения каретки V необходимо обеспечить постоянство от времени выражения

При наличии в конструкции каретки антикрыла (системы антикрыльев), при его взаимодействии с набегающим потоком воздуха появляется прижимающая сила, увеличивающая вес каретки:

где Cγ - безразмерный коэффициент подъемной силы крыла; SK - площадь крыла в плане, м2. И тогда зависимость (5) приводится к виду:

Анализ полученного выражения показывает, что при прочих неизменных факторах, в случае жесткого закрепления антикрыла и соответствующем аэродинамическом его качестве, величиной FП (FП/g - псевдомасса) можно частично компенсировать изменение веса двигателя (потерю его массы по мере выгорания топлива), и сопутствующее приращение скорости каретки.

Естественно, что антикрыло по отношению к металлоконструкции ракетной каретки и несомым ею двигателем и объекту испытаний (изделию) должно быть установлено таким образом, чтобы вектора силы тяжести ΜΣ⋅g и прижимающей силы FП располагались на одной прямой.

Для обеспечения лучшей управляемости антикрыло может быть установлено с возможностью регулирования угла атаки, или снабжено элементами механизации, - предкрылками, закрылками и т.п. (по аналогии с крыльями авиатехники).

Выполнение же антикрыла (или системы антикрыльев) с возможностью вертикального плоскопараллельного перемещения относительно несущей платформы и воздействия на элементы управления тормозной системой позволит:

- во-первых, обеспечить неизменность аэродинамического качества крыла при его перемещении относительно каретки, - прижимающая сила будет определяться, при прочих неизменных факторах, только скоростью набегающего ветрового потока;

- во-вторых, вследствие этого перемещения, дать возможность механического воздействия на элементы управления тормозной системы, и тем самым - поддержания постоянной скорости движения рельсовых ракетных кареток на определенной дистанции за счет регулирования усилия торможения посредством приведения в действие тормозных колодок, - замены пары трения «башмак-рельс» парой «тормозная колодка-рельс» и изменения исходного коэффициента трения опорных элементов.

Конструкция устройства поясняется следующей графической информацией:

На фиг. 1 схематично представлен вид сбоку ракетной каретки с испытываемым изделием - объектом испытаний.

На фиг. 2 также схематично представлен вариант размещения антикрыла с сопутствующими устройствами на опорной платформе каретки в предстартовой позиции.

На фиг. 3 - представлена схема взаимодействия антикрыла с элементами управления тормозной системой каретки.

Штриховыми стрелками на иллюстрациях показано направление передачи энергетических или материальных потоков к тормозным устройствам каретки.

Для упрощения изображения непосредственно система торможения -привод (или источник энергии, в качестве какового целесообразно использовать сжатый воздух), конструкция элементов привода и управления, а также конструкция тормозных элементов каретки на иллюстрациях условно не показаны.

Каретка (фиг. 1) содержит несущую платформу 1, установленную на опорно-направляющие башмаки 2 с элементами тормозной системы 3, расположенные на ней ложементы 4, 5 для установки испытываемого изделия 6 и ракетного двигателя 7, и антикрыло 8.

Для обеспечения возможности вертикального плоскопараллельного перемещения относительно платформы антикрыло 8 (фиг. 2, 3) установлено на двух вертикальных стойках 9, проходящих сквозь направляющие втулки 10 полых опор 11, и опирающиеся на размещенные в полостях опор упругие элементы 12.

Антикрыло 8 снабжено штоком 13, взаимодействующим в заданных условиях с нажимным элементом 14 исполнительно-регулирующего устройства 15 тормозной системы 3, расположенной внутри башмаков 2, опирающихся на рельсовые направляющие 16.

Работа устройства с использованием пневматического привода тормозной системы, организованной по «классической» схеме (например, автомобильной), непосредственный процесс торможения и последующей стабилизации скорости ракетной каретки, осуществляется следующим образом.

В тормозной системе имеется запас сжатого воздуха в баллоне, размещенном на несущей платформе ракетной каретки 1. При этом регулятором давления (редуктором) в системе поддерживается предусмотренное давление воздуха.

Несущая платформа каретки 1 с антикрылом 8 с сопутствующими устройствами 9…13, приводом (источником энергии) тормозной системы и исполнительно-регулирующим устройством 14, 15, с помощью опорно-направляющих башмаков 2 с элементами тормозной системы 3 устанавливается на рельсовые направляющие 16.

Антикрыло 8 устанавливается под заданным углом атаки (в случае механизированного крыла - в необходимые позиции устанавливаются предкрылки, закрылки...), обеспечивающим при достижении заданной скорости V, получения прижимной силы FП, и вызванного ей перемещения штока 13 - X, необходимого для осуществления воздействия на элементы управления тормозной системой.

На ложементах 4, 5 закрепляются испытываемый объект (изделие) 6 и ракетный двигатель 7.

При запуске ракетного двигателя 7 каретка начинает ускоренное движение. Набегающий при этом на нее ветровой поток воздействует на антикрыло 8 и «генерирует» прижимающую силу FП, величина которой, как выше показано, пропорциональна, при прочих неизменных условиях, квадрату скорости V.

Под действием силы FП антикрыло 8 совершает вертикальное плоскопараллельное перемещение вниз в направлении опорной платформы 1. Стойки 9 антикрыла, двигаясь сквозь направляющие втулки 10 полых опор 11, опираются на размещенные в них упругие элементы 12, сжимают их, и таким образом усилие FП передается на платформу 1 в дополнение к весу и позволяет частично компенсировать потерю массы двигателя 7 по мере выгорания топлива, и соответствующее приращение скорости каретки, т.е. ее ускорение.

Усилие сжатия упругих элементов 12, передаваемое на платформу 1, естественно равно FП, но может быть определено и как:

где k - суммарная жесткость упругих элементов, Н/м;

X - линейная деформация (изменение длины) упругого элемента, м.

С учетом выражений (6, 8) легко выявляется зависимость между текущей скоростью каретки и линейной деформацией упругих элементов в опорах, равной величине перемещения крыла по вертикали:

Шток 13, соединенный с антикрылом 8, выполнен с возможностью регулирования длины. Для конкретных испытаний его длина устанавливается таким образом, чтобы при достижении кареткой заданной скорости V, и соответствующего перемещения антикрыла на величину X, торец штока приходил в соприкосновение с нажимным элементом 14 исполнительно-регулирующего устройства 15 тормозной системы 3, расположенной внутри башмаков 2.

При превышении кареткой заданной величины скорости V соответственно увеличиваются как величина прижимающей силы FП, так и вызванного ей линейного перемещения X антикрыла 8 совместно со штоком 13. При этом шток 13, начинает взаимодействие с нажимным элементом 14.

При надавливании штока 13 на нажимной элемент 14 (по сути - педаль тормоза), последний взаимодействует (открывает) с системой клапанов, размещенных в корпусе исполнительно-регулирующего устройства 15, вследствие чего сжатый воздух из баллона по соответствующим пневмомагистралям заполняет полости тормозных цилиндров (камер), смонтированных внутри опорно-направляющих башмаков 2. Попадая под заданным давлением в тормозные цилиндры сжатый воздух приводит в действие поршни приводов тормозных колодок, - пара трения «башмак - рельс» заменяется парой «тормозная колодка - рельс», имеющей большой коэффициент трения. Каретка замедляется, т.е. уменьшается величина ее скорости V, а одновременно и действующей на антикрыло прижимающей силы FП.

Под действием упругих элементов 12 антикрыло 8 совместно со штоком 13 поднимается вверх относительно несущей платформы 1, при этом нажимной элемент 14, также снабженный возвратной пружиной, на обратном ходе (вверх) осуществляет перекрытие клапанов подачи сжатого воздуха, и открытие клапанов сброса давления из цилиндров тормозной системы 3 в атмосферу.

При начале последующего очередного разгона, вышеописанный процесс взаимодействия антикрыла с элементами тормозной системы каретки повторяется.

Таким образом предлагаемая конструкция обеспечивает надежное и безопасное подтормаживание высокоскоростных рельсовых ракетных кареток, следствием чего является стабилизация и возможность поддержания постоянной скорости движения рельсовых ракетных кареток в течение заданного времени (или на заданной дистанции перемещения).

Источники информации, принятые во внимание при оформлении заявки:

1) Патент РФ №2244910, G01M 7/08, Стенд для ударных испытаний, 2005 г.

2) D.J. Rigali, L.V. Feltz «High-Speed Monorail Rocket Sleds for Aerodynamic Testing at High Reynolds Numbers», Journal of Spacecraft and Rockets, 1968 г., T. 5, №11, стр. 1341-1346. - прототип.

1. Ракетная каретка, содержащая несущую платформу, установленную на опорно-направляющие башмаки с элементами тормозной системы, расположенные на ней ложементы для установки испытываемого изделия и ракетного двигателя и антикрыло или систему антикрыльев, отличающаяся тем, что антикрыло выполнено с возможностью вертикального плоскопараллельного перемещения относительно платформы и воздействия на элементы управления тормозной системой.

2. Ракетная каретка по п. 1, отличающаяся тем, что антикрыло по отношению к металлоконструкции ракетной каретки, и несомому ею ракетному двигателю, и испытываемому изделию установлено с расположением прижимающей силы антикрыла на одной прямой с вектором силы тяжести каретки.

3. Ракетная каретка по п. 1, отличающаяся тем, что антикрыло установлено с возможностью регулирования угла атаки.

4. Ракетная каретка по п. 1, отличающаяся тем, что антикрыло снабжено элементами механизации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для динамических испытаний объектов на воздействие ударных перегрузок. При реализации способа выбирают жесткостные характеристики полого цилиндра, объект испытаний размещают в контейнере, на носовой части которого закрепляют жесткий наконечник, контейнер устанавливают в ствол ударного стенда, располагают полый цилиндр на ударном стенде со стороны наконечника соосно с продольной осью объекта испытаний и фиксируют его со стороны, противоположной контейнеру, разгоняют контейнер с наконечником и объект испытаний, внедряют контейнер с жестким наконечником в полый цилиндр.

Изобретение относится к области испытаний на ударные воздействия и может быть использовано в первую очередь при проведении испытаний на ударные воздействия многослойных устройств в виде, например, пакетов пластин из композиционных материалов и сотовых панелей, использующихся при изготовлении конструкционных элементов транспортных машин, в частности - летательных аппаратов.

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к машинам для испытания бетонных и железобетонных образцов на продавливание при ударных нагрузках. Стенд содержит силовой пол, на котором жестко закреплено опорное основание, вертикальные направляющие, закрепленные на опорном основании, имеющие ограничители падения груза, состоящие из муфт, закрепленных болтами к вертикальным направляющим через резиновые прокладки, груз, закрепленный на вертикальных направляющих, образец, сверху на который установлен силоизмеритель с насадкой-демпфером.

Изобретение относится к технике испытаний и может быть использовано при проведении предварительных и приемочных испытаний вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

Изобретение относится к способам определения уровня контузионного воздействия на биообъект, а именно к способам определения степени тяжести контузии. Заявлен способ определения степени тяжести контузии, включающий расчет удельного импульса для ударника, причем удары производят ударником с фиксированной массой и диаметром наконечника по объекту с разными энергиями, при этом для каждой энергии производят расчет величины удельного импульса.

Изобретение относится к устройству для испытаний на ударную вибрацию, которое генерирует повторяющиеся ударные воздействия на объект для испытаний. Устройство содержит платформу, имеющую поверхность для размещения объекта для испытаний, и опорный узел, расположенный ниже платформы, чтобы заставить платформу совершать возвратно-поступательное движение, и включающий в себя возвратно-поступательную конструкцию и компонент, изменяющий давление.

Изобретение относится к области техники, а конкретно к оборудованию для высокоскоростных трековых испытаний изделий на ударное воздействие. Техническим результатом является уменьшение длины тормозного участка трека с обеспечением надёжного и безопасного торможения высокоскоростных рельсовых разгонных кареток, а также повышение точности результатов сопутствующих испытаниям измерений.

Изобретение относится к технологии исследования прочностных свойств твердых материалов путем приложения повторяющихся или пульсирующих усилий и может быть использовано для определения областей образования пустот и величины плотности глиносодержащего барьерного материала при создании барьеров безопасности в пунктах размещения радиоактивных отходов, а также при выводе из эксплуатации уран-графитового реактора.

Изобретение относится к испытательной технике, к исследованию высокоскоростных ударных явлений, в частности к метательным установкам ствольного типа для проведения экспериментов по ударно-волновому нагружению исследуемых образцов при исследовании их динамических прочностных свойств.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытания объектов на комплексное воздействие механических нагрузок. Способ включает размещение ОИ в контейнере, хвостовая часть которого расположена в стволе разгонного устройства, нагружение ОИ механическим импульсом с пиковым ускорением не менее 100000 м/с2 в процессе разгона контейнера под действием высокого давления в стволе разгонного устройства, измерение характеристик ОИ, перемещение контейнера с ОИ в процессе и после разгона, по крайней мере, по одной направляющей, торможение ОИ.

Изобретение относится к испытаниям авиационных воздушно-реактивных двигателей и может быть использовано в авиационной промышленности. Изобретение позволяет обеспечить комплексную проверку прочностных характеристик и газодинамического соответствия узлов газогенератора ТРДД, в том числе на переходных режимах работы в расширенном диапазоне условий эксплуатации газогенератора в составе ТРДД по высоте и числу Маха полета.
Наверх