Причальное сооружение мерзлого типа

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и может быть использовано при возведении причальных сооружений в Арктике, включая и криолитозону. Промороженный массив причала ограничен внешними железобетонными элементами, образующими подпорную стенку уголкового профиля, и грунтовое тело, выполненное из грунта, заполняющего внутреннее пространство, огражденное ж.б. стенами. На стадии устройства грунтовой засыпки она послойно промораживается, в том числе с помощью системы горизонтально расположенных охлаждающих труб, концы которых выведены в охлаждающие вентиляционные полости, контактирующие с боковыми стенками причала. Далее промороженный грунтовый массив ежегодно охлаждается в течение всего периода эксплуатации. Система работает в наиболее холодный зимний период и отключается в теплый период года и зимой во время оттепелей, для чего на ней предусматриваются задвижки. При необходимости эффективность системы может быть усилена вентиляторами. Технический результат заключается в повышении надежности и эксплуатационной безопасности причала. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и может быть использовано при возведении причальных сооружений в Арктике, включая сложные условия криолитозоны.

Известны способы возведения грунтовых плотин и берегоукрепительных насыпей, в частности в сопряжениях гидротехнических сооружений с мерзлыми берегами (Г.Ф. Биянов. Плотины на вечной мерзлоте. - М.: Энергоиздат, 1983 - 176 с.). Но для устройства причальных сооружений, контактирующих с льдонасыщенными берегами северных морей и рек, большинство ранее предложенных решений не находит применения из-за возможного размыва и термоэрозионных разрушений мерзлых грунтов оснований и промороженных грунтов плотин и других насыпей со стороны водоема.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому техническому решению является «Грунтовая плотина с мерзлотной завесой в теле и основании» (патент РФ №2649021, приоритет от 07.06.2017, МПК Е02В 7/06).

Недостатком этого технического решения является невозможность его использования одновременно и как устойчивого берегоукрепительного, и как причального сооружения.

Для преодоления отмеченного конструктивного несовершенства предлагается конструкция причала, в которой сочетаются и первый принцип строительства на вечной мерзлоте (сохранение многолетнемерзлых пород в основании и дополнительное охлаждение и промораживание грунтов) и второй принцип строительства, в котором предусматривается естественное и/или искусственное предварительное оттаивание мерзлых грунтов основания.

В основу изобретения положена задача создания надежной конструкции причального сооружения, одновременно выполняющего также берегозащитную и берегоукрепляющую функцию в сложных мерзлотно-геологических условиях берегового участка криолитозоны.

Поставленная задача решается тем, что бетонные подпорные стенки причала располагаются на оттаявшей полосе основания, естественным путем образовавшейся между водоемом и льдонасыщенным берегом, с которым сопрягается причал. При этом принимается, что оттаявший мерзлый грунт берега уже претерпел тепловую осадку и в дальнейшем не будет испытывать термопросадочных деформаций. Пространство между бетонными стенками и сохраняемым в мерзлом состоянии массивом берега заполняется грунтом, послойно промораживаемым в процессе отсыпки. При необходимости ускоренного или дополнительного промораживания в теле внутренней грунтовой засыпки предусматриваются охлаждающие трубы, располагаемые горизонтально и выведенные в охлаждающие вентиляционные полости, контактирующие с боковыми стенками причала. Охлаждающий эффект труб достигается при их естественной вентиляции в зимний период. В теплый период года предусматривается отключение вентиляции, для чего предусмотрены соответствующие задвижки.

Благодаря устройству охлаждающей зимней вентиляции обеспечивается мерзлое состояние массива причала и сохранение естественного мерзлого состояния льдонасыщенного берега. Тем самым обеспечивается необходимая устойчивость и надежность системы причал - льдонасыщенный берег. Устойчивость и надежность талой зоны основания причала достигается в результате контролируемой тепловой осадки и соответствующем уплотнении оттаявшей полосы грунта берега, происходящей или произведенной еще до установки бетонных элементов стенок причала.

На фиг. 1, 2, 3 схематично представлены план и поперечные разрезы по А-А и Б-Б заявляемой конструкции причала: 1 - поверхность основания; 2 сборные железобетонные элементы; 3 - фронтальная стена причала; 4 - боковая стена причала; 5 - мерзлый береговой массив; 6 - пространство между стенами причала и мерзлым береговым массивом; 7 - охлаждающие вентиляционные трубы; 8 - вентиляционные полости; 9 - упорная насыпь; 10 - бетонная плита; 11 - уровень воды.

На подготовленную известными способами поверхность основания (1) причала установлены сборные железобетонные элементы (2) подпорной стенки уголкового профиля, в совокупности образующие фронтальную (3) и боковые (4) стены причала. Образующееся между этими стенами и мерзлым береговым массивом (5) пространство (6) заполняется грунтом (песок, супесь, песчано-глинистый, щебенистый грунт и т.п.) слоями толщиной до 1 м, промораживаемый преимущественно естественным путем; при необходимости более интенсивного промораживания в процессе отсыпки грунта на заданных отметках укладываются охлаждающие вентиляционные трубы (7) диаметром 0,3-0,5 м, концы которых выводятся через стены 4 в вентиляционные полости (8), фиг. 3, устраиваемые аналогично основным стенам (4). На бетонных плитах (10), перекрывающих полости (8), предусмотрены проемы и автоматически управляемые задвижки, регулирующие поступление зимнего холодного воздуха и консервацию (изоляцию) охлаждающей системы в теплый период года, а также зимой при оттепелях и метелях, чтобы исключить засорение снегом и возможное оледенение. В необходимых случаях, в частности, при тревожном повышении температур в береговом массиве, может быть дополнительно предусмотрена установка вентиляторов. Конструкции задвижек и вентиляторов достаточно известны на фиг. 1, 2, 3 не показаны.

Устойчивость железобетонных элементов, образующих вентиляционную полость (8), обеспечивается отсыпкой упорной насыпи (9), которая одновременно выполняет полезные функции защиты от гидротеплового воздействия водоема на обнаженную зону льдистого берега (5). Цифрой 11 на фиг. 2 обозначены возможные положения меняющегося уровня воды в водоеме (реке, озере, море, водохранилище).

Все элементы охлаждающей системы, обеспечивающей температурную устойчивость причала и мерзлого берега, предусматриваются проектом мониторинга в соответствии с действующими инструктивно-нормативными документами.

Эксплуатация причала начинается после полного промораживания грунтового тела и основания в пределах предусмотренной проектом мерзлой зоны; затем начинается эксплуатационный период, на протяжении которого ежегодно выполняется цикл зимнего поддержания отрицательных температур в теле причала и в мерзлом основании под ним. Тем самым обеспечивается температурная устойчивость и надежность сооружения и сохраняемого на контакте с ним вечномерзлого берегового массива, т.е. здесь причал выполняет еще и защитную функцию по консервации естественного состояния мерзлоты, что может оказаться полезным и необходимым для устройства подъездных путей, грузовых площадок, прокладки трубопроводов и т.п.

Холодный зимний воздух поступает в охлаждающую систему естественным путем при открытых задвижках. При наличии в системе вентиляторов холодный воздух нагнетается принудительно.

Расчет воздушно-трубной системы промораживания грунтового массива и назначение необходимых параметров системы (шаг между трубами, их количество в зависимости от температур воздуха и грунтов, теплофизических свойств грунтов засыпки, сроков строительства и других параметров) подробно рассмотрен в книге Гончаров Ю.М. Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. - Якутск, Изд-во ИМЗ СО РАН, 2016, с. 208-218.

1. Причальное сооружение мерзлого типа, включающее внешние железобетонные подпорные стены уголкового профиля, установленные на ранее оттаявшем участке основания между водоемом и сохраняемым в мерзлом состоянии берегом, грунтовую засыпку в виде послойно промороженного грунта, уложенного между стенами и мерзлым берегом, и горизонтально расположенные охлаждающие трубы, обеспечивающие мерзлое состояние засыпки за счет естественной вентиляции, концы которых выведены в охлаждающие вентиляционные полости, контактирующие с боковыми стенками причала, причем на бетонных плитах, перекрывающих вентиляционные полости, предусмотрены проемы и автоматически управляемые задвижки.

2. Причальное сооружение мерзлого типа по п. 1, отличающееся тем, что при необходимости охлаждающая система дополнительно оснащается вентиляторами, устанавливаемыми на входных проемах вентиляционных полостей и осуществляющими принудительную охлаждающую вентиляцию системы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к берегоукрепительным сооружениям, расположенным в зоне рекреации, и может быть использовано для строительства городских набережных, а также причальных и берегозащитных сооружений, возводимых на открытых акваториях.

Изобретение относится к шпунтовым стенкам и может быть использовано в гидротехнике при строительстве морских и речных причалов, а также в гражданском и промышленном строительстве.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к плавучим пирсам с регулируемой осадкой. Предложен плавучий пирс, который содержит корпус и балластные отсеки с системой затопления-осушения.

Изобретение относится к гидротехническому и природоохранному строительству и может быть использовано для защиты речных прибрежных зон от процессов по их естественному переформированию и для выпрямления трассы реки.

Изобретение относится к гидротехническому и природоохранному строительству и может быть использовано для защиты речных прибрежных зон от процессов по их естественному переформированию и для выпрямления трассы реки.

Осуществляют швартовку плавучего тела (11) в портовой установке, содержащей свайную базовую конструкцию (10), снабженную двумя боковыми стенками (22), проходящими вверх через уровень (29) моря и заканчивающимися выше уровня (29) моря; и расположенную в боковом направлении нижнюю конструкцию (26), жестко соединяющую между собой боковые стенки (22).

Изобретение относится к области транспорта, в частности к погрузочно-разгрузочным операциям для судов на необорудованном побережье (при отсутствии портовой инфраструктуры).

Изобретение относится к водохозяйственному проектированию и может быть использовано при строительстве комплекса сооружений инженерной защиты. Сущность изобретения - использование грунтонаполняемой оболочки основания, заполняемой пульпой из донных отложений, для возведения на ней грунтоармированного берегозащитного сооружения, с лицевой стенкой из соединяемых между собой замковыми соединениями лицевых элементов, выполняемых из абразивно-устойчивого материала.

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к гидротехническим сооружениям на вертикальном свайном основании, возведение которых осуществляется на размываемых грунтах в условиях открытого побережья, и предназначено для предотвращения размыва волнами береговой линии или создания защитных бун для расширения береговой линии.

Настоящее изобретение относится к способу строительства кессонных блоков и конструкции из кессонных блоков, построенной при помощи способа. Способ строительства кессонных блоков формирует прочную конструкцию путем размещения множества кессонных блоков со смещением друг относительно друга и соединения множества кессонных блоков заполнением щебнем и вертикальной бетонной колонной для соединения.

Изобретение относится к гидротехническому и природоохранному строительству и может быть использовано для защиты прибрежных зон от размыва берегов и образования оврагов во время весеннего паводка.
Наверх