Способ гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья



Владельцы патента RU 2741302:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный технический университет" (RU)

Изобретение относится к области нефтепереработки. Изобретение касается способа гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья, где в качестве растительного сырья используют растительные масла непищевого назначения, в качестве нефтяного сырья используют малосернистые керосино-газойлевые дистилляты с остаточным содержанием серы и азота не более 10 мг/кг, выкипающие в интервале температур 150-350°С. Растительное сырье предварительно подвергают двухстадийной гидрогенизационной обработке: на первой стадии - гидродезоксигенированию в присутствии сульфидированной никель-молибденовой композиции на алюмооксидном носителе, с получением гидрогенизата и последующим отделением воды, на второй стадии - гидрокрекингу в присутствии сульфидированной никель-вольфрамовой композиции на алюмосиликатном носителе, с получением гидрогенизата гидрокрекинга, причем в сырье стадий гидродезоксигенирования и гидрокрекинга подают извне осерняющий агент, выбранный из группы: диметилдисульфид, тетрабутилполисульфид, смесь диалкилсульфидов. Затем смешивают гидрогенизат гидрокрекинга с нефтяным сырьем при соотношении, соответственно, 5-25:95-75 мас.%, после чего смесь направляют на третью стадию - гидроизомеризацию в присутствии платино-палладиевой композиции на алюмосиликатном носителе с получением гидроизомеризата, который подвергают ректификации с выделением углеводородных газов С14, бензиновой фракции C5-C8, изопарафиновой фракции С915 - целевой фракции реактивного топлива и остатка C16+, который рециркулируют на стадию гидроизомеризации. конкретно к способу гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья, в частности растительных масел непищевого назначения и малосернистых нефтяных дистиллятов с получением реактивного топлива. Технический результат - расширение сырьевой базы для производства реактивного топлива за счет вовлечения в переработку непищевого растительного масла и нефтяных фракций, выкипающих в интервале температур 150-350°С. 3 з.п. ф-лы, 3 пр.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья, в частности растительных масел непищевого назначения и малосернистых нефтяных дистиллятов с получением реактивного топлива.

Одной из тенденций последних лет является использование возобновляемых ресурсов для производства экологически чистых моторных топлив.

Гидрооблагораживание триглицеридов жирных кислот, содержащихся в непищевых растительных маслах (рапсовом, рыжиковом, пальмовом и др.) является одним из наиболее перспективных подходов, так как в результате получается смесь алканов, не содержащая кислород и характеризующаяся высокой стабильностью. Продукт гидрооблагораживания непищевых растительных масел может смешиваться с традиционными среднедистиллятными нефтяными фракциями, что позволяет использовать имеющуюся инфраструктуру для его транспортировки и хранения.

Известен способ получения биодизельного топлива гидрогенизационной обработкой растительных масел (возобновляемого сырья), который включает смешение растительного масла с водородсодержащим газом, нагрев полученной смеси в трубчатой печи до температуры 250-350°С, подачу нагретой смеси в реактор гидрокрекинга, в котором поддерживается давление 2-5 МПа. В нижний слой катализатора подается холодный водород. В сепараторе высокого давления происходит отделение водородсодержащего газа, часть которого отводится из установки, а остальная циркуляционным компрессором подается на смешение с растительным маслом, жидкость из сепаратора дросселируется в трехфазный разделитель, откуда отводится углеводородный газ, жидкость разделяется на воду и жидкую углеводородную фракцию, из которой в ректификационной колонне выделяются дизельная и бензиновая фракции, а также тяжелый остаток. Техническим результатом является получение биодизельного топлива, которое является малосернистым, и его биоразлагаемость значительно выше нефтяного дизельного топлива, а в процессе его использования содержание оксидов азота в выбросах в атмосферу значительно ниже. [Патент РФ №2346027, 10.02.2009]

Недостатками способа являются: использование чисто растительных масел без вовлечения нефтяных дистиллятов; получаемая дизельная фракция характеризуется неудовлетворительными низкотемпературными свойствами в связи с отсутствием стадий гидродепарафинизации/гидроизомеризации; а также невозможность получения реактивного топлива.

Известен способ совместного гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот и прямогонной дизельной фракции на сульфидных катализаторах с целью получения низкосернистых углеводородных фракций.

Гидрооблагораживание триглицеридов жирных кислот в смеси с нефтяными фракциями осуществляется на сульфидных катализаторах MoS2/Al2O3 и NiMo/Al2O3 в две стадии, где на первой стадии проводят гидроочистку прямогонной дизельной фракции в присутствии сульфидного NiMo/Al2O3 катализатора, затем полученную смесь углеводородов, водорода и сероводорода смешивают с триглицеридами жирных кислот и проводят реакцию гидродезоксигенирования в присутствии сульфидного катализатора MoS2/Al2O3.

Триглицериды жирных кислот подвергают предварительной обработке, включающей последовательную переэтерификацию метанолом и изомеризацию с получением метиловых эфиров жирных кислот с разветвленным углеводородным остатком. Реакцию гидродеоксигинации проводят в присутствии сульфидного катализатора MoS2/Al2O3.

Технический результат - высокая эффективность процесса совместного гидрооблагораживания дизельных фракций и триглицеридов жирных кислот с получением низкозастывающих низкосернистых дизельных фракций.

[Патент РФ 2652991, 04.05.2018].

Недостатками способа являются: сложность технологической схемы, невозможность получения реактивного топлива.

Известен способ получения дизельного топлива, преимущественно изомерного строения, из возобновляемого сырья растительного происхождения в смеси с гидроочищенным дизельным топливом путем одностадийной гидропереработки и изомеризации с использованием сырья растительного (биологического) происхождения, выбранного из растительных масел или липидов микроводорослей, в присутствии бифункционального гетерогенного катализатора - кристаллического силикоалюмофосфата с цеолитоподобной структурой (SAPO-31), модифицированного металлом VIII группы Периодической таблицы, с дисперсностью металла, введенного в состав катализатора - 14-60%, в количестве не более 10% масс. В способе используют смеси сырья растительного происхождения (жиры, масла, липиды микроводорослей) с гидроочищенным дизельным топливом. Технический результат - разбавление растительного сырья минеральным - позволяет повысить стабильность действия бифункционального катализатора и увеличить время его работы.

[Патент РФ 2558948, 10.08.2015].

Недостатки способа: сложность синтеза бифункционального катализатора гидропереработки на основе силикоалюмофосфата; невысокая доля растительного сырья в смеси с гидроочищенным дизельным топливом, отсутствие возможности получения реактивного топлива.

Известен способ совместной обработки дизельного топлива и растительного масла для получения гибридного дизельного биотоплива с низкой температурой помутнения, который включает стадии, в которых объединяют растительное масло (не более 10% мас.) с дизелем с образованием первой смеси; проводят гидроочистку первой смеси на первой стадии с образованием гидроочищенной второй смеси, содержащей гидродезоксигенированные триглицеридные компоненты, проводят изомеризацию гидроочищенной второй смеси на отдельной второй стадии в присутствии катализатора изомеризации с образованием третьей смеси, из которой выделяют гибридное дизельное топливо, имеющее температуру помутнения, которая является более низкой, чем температура помутнения второй смеси. H2S и NH3 во второй смеси перед изомеризацией второй смеси на второй стадии не удаляют. Весь поток, выходящий из первой стадии, поступает на вторую стадию.

Стадия гидроочистки осуществляется с использованием кобальт-молибденового или никель-молибденового или катализатора на основе благородных металлов и их комбинаций. Гидроочищенный продукт направляют на вторую стадию процесса, где проводят его изомеризацию в присутствии платинового катализатора на цеолитовом носителе. В качестве растительного сырья используют масла сои, канолы, рапса, пальмы, арахиса, солидола, водорослей и их комбинации.

[Патент РФ №2487923, 29.07.2013]

К недостаткам способа следует отнести сложность технологии производства низкозастывающего дизельного топлива и невозможность получения реактивного топлива.

Известен способ совместной гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья, включающий гидродеоксигенацию сырья, причем соотношение растительного и нефтяного сырья составляет 5,0-35,0:65,0-95,0% масс., соответственно, в качестве растительного сырья используют липидную фракцию, извлеченную из микроводорослей, с содержанием кислородсодержащих соединений до 85% масс., а в качестве нефтяного сырья используют атмосферные газойли, выкипающие внутри интервала температур 150-380°С, процесс гидрогенизационной переработки осуществляют в две стадии: на первой стадии сырье подвергают гидродеоксигенации и гидрокрекингу в присутствии пакета катализаторов: алюмомолибденового катализатора гидродеоксигенации и никельмолибденового катализатора гидрокрекинга на основе алюмосиликата или высококремнеземного цеолита, далее осуществляют ректификацию полученного гидрогенизата с выделением керосиновой фракции, выкипающей внутри интервала температур 150-300°С, и остатка, который направляют на смешение с исходным сырьем, а выделенную после ректификации керосиновую фракцию подают на вторую стадию гидрогенизационной переработки, где производят ее каталитическую гидродепарафинизацию и гидроочистку в присутствии каталитической системы, состоящей из алюмоникельмолибденового катализатора гидродепарафинизации и молибденового катализатора гидроочистки на цеолитном носителе, при этом полученный продукт после стабилизации выводят как реактивное топливо. [Патент РФ №2705394, 07.11.2019]

Недостатками способа являются:

- сложность технологической схемы получения реактивного топлива;

- ограниченность типа перерабатываемого растительного сырья и сложность подготовки его к переработке;

- невысокая селективность процесса в отношении целевого продукта.

- использование на второй стадии процесса каталитической депарафинизации фракции 150-300°С, сопровождающегося повышенным по сравнению с процессом гидроизомеризации газо- и бензинообразованием, приведет к снижению выхода реактивного топлива;

Наиболее близким к заявляемому является способ совместной переработки возобновляемого сырья и нефтяного дистиллята.

В соответствии с изобретением гидрогенизационной переработке подвергается нефтяное и растительное сырье, при этом нефтяной дистиллят повергается гидроочистке в первой реакционной зоне в реакторе гидроочистки. Возобновляемое сырье дезоксигенируется во второй реакционной зоне в реакторе гидродезоксигенирования. Выходящие потоки после первой и второй реакционных зон объединяются. Объединенный поток разделяется в зоне фракционирования на несколько углеводородных фракций и остаток. Остаток ректификации направляется на смешение с объединенным потоком после зон гидроочистки и гидродезоксигенирования и далее подвергается гидрокрекингу с использованием кислотного катализатора. Сероводород, выделенный из объединенного потока, используется для поддержания активной формы катализатора гидродезоксигенирования во второй реакционной зоне во время простоя установки. Технический результат - получение малосернистых углеводородных фракций.

Недостатками способа являются: сложность схемы выделения сероводорода, необходимого для поддержания активной формы катализатора гидродезоксигенирования; невозможность получения низкозастывающих углеводородных фракций, в том числе реактивного топлива. [Патент US 9523050 В2, 20.12. 2016].

Задачей настоящего изобретения является разработка способа совместной гидрогенизационной переработки продуктов гидрокрекинга непищевых растительных масел и нефтяных фракций с получением в качестве целевого продукта реактивного топлива, соответствующего требованиям стандартов на топливо РТ и Jet А-1 (после добавления соответствующих присадок).

Для решения поставленной задачи предлагается способ гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья, который отличается тем, что в качестве растительного сырья используют растительные масла непищевого назначения, которые предварительно подвергают двухстадийной гидрогенизационной обработке: на первой стадии - гидродезоксигенированию с получением гидрогенизата и последующим отделением воды, на второй стадии - гидрокрекингу с получением гидрогенизата гидрокрекинга, который затем смешивают с нефтяным сырьем при соотношении, соответственно, 5-25: 95-75% масс., после чего смесь направляют на третью стадию - гидроизомеризацию с получением гидроизомеризата, который подвергают ректификации с выделением углеводородных газов С14, бензиновой фракции C5-C8, изопарафиновой фракции С915 - целевой фракции реактивного топлива, и остатка C16+, который рециркулируют на стадию гидроизомеризации.

Причем, в качестве нефтяного сырья используют малосернистые керосино-газойлевые дистилляты с остаточным содержанием серы и азота не более 10 мг/кг, выкипающие в интервале температур 150-350°С.

Стадию гидродезоксигенирования растительного масла осуществляют при давлении 5-8 МПа, температуре 360-420°С, объемной скорости подачи сырья 1-4 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 1000-1500 нм33. В качестве катализатора гидродезоксигенирования используют сульфидированные никель-молибденовые композиции на алюмооксидном носителе.

Стадию гидрокрекинга дезоксигенированного растительного масла осуществляют при давлении 10-14 МПа, температуре 380-430°С, объемной скорости подачи сырья 0,5- 1,5 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье - 1000-1500 нм33. В качестве катализатора гидрокрекинга используют сульфидированные никель-вольфрамовые композиции на алюмосиликатном носителе.

Для поддержания катализаторов гидродезоксигенирования и гидрокрекинга в сульфидированной форме предусмотрена подача в сырье извне осерняющего агента, выбранного из группы: диметилдисульфид (ДМДС), тетрабутилполисульфид (ТБПС), смесь диалкил сульфидов (ДАДС).

Стадию гидроизомеризации смеси продуктов гидрокрекинга растительного масла и нефтяного сырья осуществляют при давлении 3-6 МПа, температуре 260-380°С, объемной скорости подачи сырья 1,2-2 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 600-1500 нм33. В качестве катализатора гидроизомеризации используют платино-палладиевые композиции на алюмосиликатном носителе.

Углеводородные газы С14 могут использоваться в качестве топливного газа, бензиновая фракция С58 - компонент экологически чистого автомобильного бензина, изопарафиновая фракция С915 - реактивное топливо, которое соответствует требованиям стандартов (после добавления соответствующих присадок) на топливо РТ и Jet A-1.

Достоинством способа является возможность вовлечения в переработку непищевого растительного масла и нефтяных фракций, выкипающих в интервале температур 150-350°С, что существенно расширяет сырьевую базу для производства реактивного топлива.

Ниже приведены примеры конкретной реализации способа.

Пример 1.

Гидрогенизационной переработке подвергается непищевое нерафинированное рапсовое масло. В качестве нефтяного сырья используется керосино-газойлевая фракция, выкипающая в интервале температур 150-350°С, с остаточным содержанием серы и азота не более 10 мг/кг.

Первая стадия - стадия гидродезоксигенирования рапсового масла осуществляется в присутствии сульфидированной никельмолибденовой композиции на алюмооксидном носителе при давлении 5 МПа, температуре 360°С, соотношении водородсодержащий газ: сырье 1500 нм33, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1.

Для сохранения сульфидированной формы никельмолибденовой композиции в рапсовое масло перед стадией гидродезоксигенирования добавляется диметидисульфид (ДМДС).

Дезоксигенированный гидрогенизат рапсового масла после отделения воды направляется на вторую стадию - стадию гидрокрекинга, которая осуществляется в присутствии сульфидированной никель-вольфрамовой композиции на алюмосиликатном носителе при давлении 10 МПа, температуре 380°С, соотношении водородсодержащий газ: сырье 1500 нм33, объемной скорости подачи сырья 0,5 ч-1.

Для сохранения сульфидированной формы никель-вольфрамовой композиции перед стадией гидрокрекинга в обезвоженный гидродезоксигенат добавляется диметилдисульфид (ДМДС).

Далее полученный гидрогенизат гидрокрекинга рапсового масла смешивается с нефтяным сырьем в соотношении 25:75% масс., соответственно, после чего смесь направляется на третью стадию - гидроизомеризацию, которая осуществляется в присутствии платино-палладиевой композиции на алюмосиликатном носителе при давлении 6 МПа, температуре 260°С, соотношении водородсодержащий газ: сырье 1500 нм33, объемной скорости подачи сырья 1,2 ч-1.

Полученный гидроизомеризат далее подвергается ректификации с выделением углеводородных газов С14, бензиновой фракции С58, изопарафиновой фракции С915 - целевой фракции реактивного топлива, и остатка С16+, который рециркулируют на стадию гидроизомеризации.

Выделенные углеводородные газы С14 используются в качестве топливного газа, бензиновая фракция С58 - компонента экологически чистого автомобильного бензина. Изопарафиновая фракция С915 - реактивное топливо, соответствующее после добавления соответствующих присадок требованиям стандартов на топливо РТ и Jet А-1.

Пример 2.

Гидрогенизационной переработке подвергается непищевое нерафинированное соевое масло. В качестве нефтяного сырья используется керосиногазойлевая фракция, выкипающая в интервале температур 150-350°С, с остаточным содержанием серы и азота не более 10 мг/кг.

Первая стадия - стадия гидродезоксигенирования соевого масла осуществляется в присутствии сульфидированной никельмолибденовой композиции на алюмооксидном носителе при давлении 7 МПа, температуре 400°С, соотношении водородсодержащий газ: сырье 1200 нм33, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1.

Для сохранения сульфидированной формы никельмолибденовой композиции в рапсовое масло перед стадией гидродезоксигенирования добавляется тетрабутилполисульфид (ТБПС).

Дезоксигенированный гидрогенизат соевого масла после отделения воды направляется на вторую стадию - стадию гидрокрекинга, которая осуществляется в присутствии сульфидированной никель-вольфрамовой композиции на алюмосиликатном носителе при давлении 12 МПа, температуре 410°С, соотношении водородсодержащий газ: сырье 1300 нм33, объемной скорости подачи сырья 1,0 ч-1.

Для сохранения сульфидированной формы никель-вольфрамовой композиции перед стадией гидрокрекинга в обезвоженный гидродезоксигенат добавляется тетрабутилполисульфид (ТБПС).

Далее полученный гидрогенизат гидрокрекинга соевого масла смешивается с нефтяным сырьем в соотношении 15:85% масс., соответственно после чего смесь направляется на третью стадию - гидроизомеризацию, которая осуществляется в присутствии платино-палладиевой композиции на алюмосиликатном носителе при давлении 5 МПа, температуре 320°С, соотношении водородсодержащий газ: сырье 1000 нм33, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1.

Полученный гидроизомеризат далее подвергается ректификации с выделением углеводородных газов С14, бензиновой фракции C5-C8, изопарафиновой фракции С915 - целевой фракции реактивного топлива, и остатка C16+, который рециркулируют на стадию гидроизомеризации.

Выделенные углеводородные газы С14 используются в качестве топливного газа, бензиновая фракция С58 - компонента экологически чистого автомобильного бензина, Изопарафиновая фракция С915 - реактивное топливо, соответствующее после добавления соответствующих присадок требованиям стандартов на топливо РТ и Jet А-1.

Пример 3.

Гидрогенизационной переработке подвергается непищевое нерафинированное пальмовое масло. В качестве нефтяного сырья используется керосиногазойлевая фракция, выкипающую в интервале температур 150-350°С, с остаточным содержанием серы и азота не более 10 мг/кг.

Первая стадия - стадия гидродезоксигенирования пальмового масла осуществляется в присутствии сульфидированной никельмолибденовой композиции на алюмооксидном носителе при давлении 8 МПа, температуре 420°С, соотношении водородсодержащий газ: сырье 1000 нм33, объемной скорости подачи сырья 4 ч-1.

Для сохранения сульфидированной формы никельмолибденовой композиции в рапсовое масло перед стадией гидродезоксигенирования добавляется смесь диалкилсульфидов (ДАДС).

Дезоксигенированный гидрогенизат пальмового масла после отделения воды направляется на вторую стадию - стадию гидрокрекинга, которая осуществляется в присутствии сульфидированной никель-вольфрамовой композиции на алюмосиликатном носителе при давлении 14 МПа, температуре 430°С, соотношении водородсодержащий газ : сырье 1000 нм33, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1.

Для сохранения сульфидированной формы никель-вольфрамовой композиции перед стадией гидрокрекинга в обезвоженный гидродезоксигенат добавляется смесь диалкилсульфидов (ДАДС).

Далее полученный гидрогенизат гидрокрекинга пальмового масла смешивается с нефтяным сырьем в соотношении 5:95% масс., соответственно после чего смесь направляется на третью стадию - гидроизомеризацию, которая осуществляется в присутствии платино-палладиевой композиции на алюмосиликатном носителе при давлении 3 МПа, температуре 380°С, соотношении водородсодержащий газ: сырье 600 нм33, объемной скорости подачи сырья 2,0 ч-1.

Полученный гидроизомеризат далее подвергается ректификации с выделением углеводородных газов С14, бензиновой фракции С58, изопарафиновой фракции С915 - целевой фракции реактивного топлива, и остатка C16+, который рециркулируют на стадию гидроизомеризации.

Выделенные углеводородные газы С14 используются в качестве топливного газа, бензиновая фракция С58 - компонента экологически чистого автомобильного бензина. Изопарафиновая фракция C9-C15 - реактивное топливо, соответствующее после добавления соответствующих присадок требованиям стандартов на топливо РТ и Jet А-1.

Таким образом, разработанный способ совместной гидрогенизационной переработки продуктов гидрокрекинга непищевых растительных масел и нефтяных фракций позволил получить в качестве целевого продукта реактивное топливо, соответствующее требованиям стандартов на топливо РТ и Jet А-1 (после добавления соответствующих присадок).

Достоинством способа является возможность вовлечения в переработку непищевого растительного масла и нефтяных фракций, выкипающих в интервале температур 150-350°С, что существенно расширяет сырьевую базу для производства реактивного топлива.

1. Способ гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья, отличающийся тем, что в качестве растительного сырья используют растительные масла непищевого назначения, в качестве нефтяного сырья используют малосернистые керосино-газойлевые дистилляты с остаточным содержанием серы и азота не более 10 мг/кг, выкипающие в интервале температур 150-350°С, растительное сырье предварительно подвергают двухстадийной гидрогенизационной обработке: на первой стадии - гидродезоксигенированию в присутствии сульфидированной никель-молибденовой композиции на алюмооксидном носителе, с получением гидрогенизата и последующим отделением воды, на второй стадии - гидрокрекингу в присутствии сульфидированной никель-вольфрамовой композиции на алюмосиликатном носителе, с получением гидрогенизата гидрокрекинга, причем в сырье стадий гидродезоксигенирования и гидрокрекинга подают извне осерняющий агент, выбранный из группы: диметилдисульфид, тетрабутилполисульфид, смесь диалкилсульфидов, затем смешивают гидрогенизат гидрокрекинга с нефтяным сырьем при соотношении, соответственно, 5-25:95-75 мас.%, после чего смесь направляют на третью стадию - гидроизомеризацию в присутствии платино-палладиевой композиции на алюмосиликатном носителе с получением гидроизомеризата, который подвергают ректификации с выделением углеводородных газов С14, бензиновой фракции C5-C8, изопарафиновой фракции С915 - целевой фракции реактивного топлива и остатка C16+, который рециркулируют на стадию гидроизомеризации.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что стадию гидродезоксигенирования растительного масла осуществляют при давлении 5-8 МПа, температуре 360-420°С, объемной скорости подачи сырья 1-4 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 1000-1500 нм33.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что стадию гидрокрекинга дезоксигенированного растительного масла осуществляют при давлении 10-14 МПа, температуре 380-430°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-1,5 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье - 1000-1500 нм33.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что стадию гидроизомеризации смеси продуктов гидрокрекинга растительного масла и нефтяного сырья осуществляют при давлении 3-6 МПа, температуре 260-380°С, объемной скорости подачи сырья 1,2-2 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 600-1500 нм33.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится области катализа. Описан катализатор переработки тяжелого углеводородного сырья, полученный сульфидированием состава, содержащего активный компонент и носитель, в котором активный компонент состоит как минимум из одного гетерополисоединения, выбранного из ряда: [P2Mo5O23]6-, [РМо12О40]3-, [SiMo12O40]4-, [PW12O40]3-, [SiW12O40]4-, [PVnMo12-nO40](3+n)-, где n=1-4, [Co2Mo10O38H4]6-, [Co(OH)6Mo6O18]3-, [Ni(OH)6Mo6O18]2-, [Ni2Mo10O38H4]6-, [Co(OH)6W6O18]3-, [PMonW12-nO40]3-, где n=1-11, Mo12O30(OH)10H2[Co(H2O)3]4, или их смеси, и как минимум одного из соединений ряда: гидроксид кобальта Со(ОН)2·nH2O, n=0-5, гидроксид никеля Ni(ОН)2·nH2O, где n=0-5, кобальт углекислый CoCO3, никель углекислый NiCO3, кобальт углекислый основной CoCO3·1,5Со(ОН)2·nH2O, где n=0,5-5,0, никель углекислый основной NiCO3·nNi(OH)2·mH2O, где n=1-3, m=0,5-5,0, ацетат кобальта Со(СН3СОО)2, ацетат никеля Ni(CH3COO)2 или их смеси, и органическую добавку, такую как лимонная кислота, гликоль, ЭДТА или их смеси, при этом носитель представляет собой оксид алюминия, оксид кремния, оксид магния, цеолит, алюмосиликат, пористый алюмофосфат, пористый силикоалюмофосфат или их смесь, обладающий регулярной пространственной структурой макропор, причем доля макропор с размером в диапазоне от 50 нм до 15 мкм составляет не менее 30% в общем удельном объеме пор, с удельной поверхностью не менее 20 м2/г и удельным объемом пор не менее 0,1 см3/г, при этом содержание в прокаленном при 550°C катализаторе кобальта – не более 20 мас.%, никеля – не более 20 мас.%, молибдена – не более 20 мас.%, вольфрама – не более 20 мас.%, содержание органической добавки составляет 5-15 мас.% от веса катализатора.

Изобретение относится к способам гидрокрекинга тяжелых нефтей и нефтяных остатков. Описан способ гидропереработки тяжелых нефтей и/или нефтяных остатков, включающий: (а) контактирование тяжелых нефтей и/или нефтяных остатков с неметаллизированной углеродсодержащей добавкой в присутствии водородсодержащего газа при температуре от 250°С до 600°С; причем неметаллизированная углеродсодержащая добавка характеризуется средним размером пор от 2 нм до 10 нм; причем способ дополнительно содержит стадии: (i) приведения в контакт неметаллизированного углеродсодержащего материала с кислородсодержащим газом при температуре по меньшей мере 120°С с образованием неметаллизированной углеродсодержащей добавки перед стадией (а); и (ii) приведения в контакт неметаллизированного углеродсодержащего материала или добавки с кислотой перед стадией (а).

Настоящее изобретение относится к области гидрокрекинга каталитического дизельного масла. Описан катализатор гидрокрекинга дизельного масла, включающий подложку, компонент - активный металл и углерод, в котором, в пересчете на общую массу катализатора, содержание подложки составляет 60-90% масс., содержание компонента - активного металла в пересчете на оксиды металла составляет 15-40 % масс., и содержание углерода в пересчете на элементный С составляет 1-5% масс., причем сумма долей компонентов в катализаторе составляет 100% масс., в котором подложка представляет собой подложку на основе оксидов кремния и алюминия, которая содержит модифицированные молекулярные сита Y-типа, металл в компоненте - активном металле выбран из металлов - элементов VIII группы и/или металлов - элементов VIB подгруппы, источник углерода выбран из газообразного или жидкого углеродного материала; при этом содержание металлов - элементов VIII группы в пересчете на оксиды металла составляет 2-15% масс., а содержание металлов - элементов VIB подгруппы в пересчете на оксиды металла составляет 10-30% масс., на поверхности катализатора атомное отношение металлов - элементов VIII группы к Al составляет (0,2-0,5):1, и атомное отношение металлов - элементов VIB подгруппы к Al составляет (0,4-0,8):1; при этом полученные с помощью способа оценки кислотности методом инфракрасной спектроскопии кислотные свойства катализатора гидрокрекинга следующие: общее количество кислоты по данным метода инфракрасной спектроскопии составляет 0,4-0,8 ммоль/г, причем количество кислоты по данным метода инфракрасной спектроскопии для сильной кислоты с температурой десорбции выше 350°C составляет 0,08 ммоль/г или ниже, а отношение общего количества кислоты по данным метода инфракрасной спектроскопии к количеству кислоты по данным метода инфракрасной спектроскопии для сильной кислоты с температурой десорбции выше 350°C составляет 5-50, и описывает катализатор гидрокрекинга, способ его получения и его применение, а также способ гидрокрекинга каталитического дизельного масла.

Изобретение относится к области биотехнологии. Композиция для получения масла из биомассы содержит биомассу, жидкое масло, катализатор гидрокрекинга и вулканизирующий агент в определенных количествах.

Изобретение относится к химической технологии производства катализаторов крекинга тяжелых остатков нефти, вязкой и высоковязкой нефти. Описан катализатор крекинга тяжелых остатков нефти, вязкой и высоковязкой нефти, тяжелого и сверхтяжелого нефтяного сырья, включающий носитель, гидрирующий компонент, в качестве которого выбран один или несколько металлов из группы: никель, кобальт, молибден, вольфрам, причем, в качестве носителя взят высокопористый ячеистый носитель из металла, выбранного из ряда: никель, хром, медь, железо, титан, алюминий в индивидуальной форме или в комбинациях друг с другом, или из оксида алюминия, из оксида железа или в комбинации друг с другом; носитель характеризуется пористостью не менее 85%, средним размером пор (ячеек) 0,5-6,0 мм; на высокопористом ячеистом носителе закреплен слой вторичного носителя, выбранного из ряда: цеолит, оксид алюминия, оксид железа, оксид кремния, оксид титана, оксид циркония, алюмосиликат, железосиликат, глина или любой их комбинации; вторичный носитель характеризуется толщиной от 10 до 2000 мкм, удельной поверхностью не менее 20 м2/г, объемом пор от 0,1 до 1,0 см3/г, в котором поры диаметром более 5 нм составляют не менее 50% общего объема пор; вторичный носитель характеризуется наличием кислотных центров Бренстеда и Льюиса, при этом согласно данным температурно-программируемой десорбции аммиака количество средних и сильных кислотных центров Бренстеда и Льюиса с температурными диапазонами десорбции аммиака 250-350°С и более 350°С составляет 1-1500 и 1-1500 мкмоль/г соответственно, а соотношение средних и сильных кислотных центров Бренстеда и Льюиса составляет 1-10:1-5; модифицирующий элемент помещен либо на основной носитель, либо на вторичный носитель, либо на обоих носителях; вторичный носитель в общем составе катализатора составляет не менее 5 мас.% при следующем соотношении компонентов, мас.%: вторичный носитель 5,0-40,0; модифицирующий элемент 0-40,0; высокопористый ячеистый носитель - остальное.

Изобретение относится к способу гидропереработки, включающему гидропереработку углеводородного подаваемого потока в реакторе гидропереработки для получения отходящего потока гидропереработки; пропускание указанного отходящего потока гидропереработки через горячий сепаратор для получения горячего головного потока и горячего отходящего потока гидропереработки из сепаратора; пропускание указанного горячего головного потока в теплый сепаратор для получения теплого головного потока и теплого отходящего потока гидропереработки из сепаратора; пропускание указанного теплого головного потока в холодный сепаратор для получения холодного отходящего потока гидропереработки из сепаратора; отпаривание указанного горячего отходящего потока гидропереработки из сепаратора, указанного теплого отходящего потока гидропереработки из сепаратора и указанного холодного отходящего потока гидропереработки из сепаратора в отпарной колонне; получение холодного отпаренного потока и горячего отпаренного потока; и фракционирование указанного горячего отпаренного потока в колонне вакуумного фракционирования продуктов.

Изобретение относится к способу обработки тяжелого нефтяного сырья для получения жидкого топлива и базисов жидкого топлива с низким содержанием серы, предпочтительно бункерного топлива и базисов бункерного топлива.
Изобретение относится к способу получения синтетической нефти из твердых горючих сланцев. Способ получения высококачественной синтетической нефти из горючих сланцев включает: предварительную подготовку горючего сланца путем его измельчения, удаления из него механических примесей до фракций до 0,5 мм и сушку до постоянной массы, смешивание полученного горючего сланца с вакуумным газойлем, на который предварительно воздействовали электромагнитными волнами мощностью 0,1-0,8 кВт в течение 1-10 ч и частотой 40-60 МГц, в массовых соотношениях от 1:10 до 10:1, введение каталитической добавки, включающей нафтенат кобальта и/или гексакарбонил молибдена из расчета 0,5-25 г каталитической добавки на 1 кг смеси вакуумного газойля и горючего сланца, при этом содержание нафтената кобальта в каталитической добавке от 10 до 100 мас.%, а гексакарбонил молибдена - от 0 до 90 мас.%, гомогенизацию полученной смеси в перемешивающем устройстве при температуре не ниже 60°C до получения однородной смеси, гидрирование при температурах 300-550°C в течение 0,05-6 ч с избыточным давлением H2, при объемном соотношении H2:полученная смесь от 2:1 до 20:1, термоэкстракцию полученного продукта в течение 0,5-6 ч с использованием растворителя в количестве 1-20 л на 1 кг полученной смеси, отделение экстракта от сухого остатка и упаривание жидкой части.

Настоящее изобретение относится к способу переработки тяжелых нефтяных остатков, включающему каталитический крекинг сырья при температуре выше 370°С с ипользованием железосодержащего катализатора.
Изобретение относится к способу переработки серосодержащего нефтешлама с высоким содержанием воды, включающему предварительное смешение нефтешлама с углеводородным растворителем, активирование полученного продукта воздействием на последний электромагнитным излучением с частотой 40-55 МГц, мощностью 0,2-0,6 кВт, при продолжительности активации 1-8 ч и температуре 40-70°C, отделение от активированного продукта углеводородной, водной и твердой фаз, отгонку из углеводородной фазы углеводородного растворителя и проведение гидрокрекинга, полученного при отгонке углеводородного компонента в присутствии цеолитсодержащего катализатора при температуре 400-500°C, давлении водорода 50-100 атм, в течение 2,0-3,0 часов с получением целевого нефтепродукта.
Изобретение описывает способ получения реактивных и компонентов дизельных топлив путем гидрогенизационной переработки сырья, состоящего из смеси дистиллята растительного происхождения с дистиллятом нефтяного происхождения при соотношении 5,0-40,0:95,0-60,0% масс.
Наверх