Способ переработки непревращенных остатков переработки нефти с получением керосиновой фракции
Владельцы патента RU 2741792:
Публичное акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", (ПАО "Славнефть-ЯНОС") (RU)
Изобретение относится к области нефтепереработки. Изобретение касается способа переработки непревращенных остатков переработки нефти и включает замедленное коксование с получением дистиллятов коксования - легкого газойля коксования и нафты коксования, смешение их с дистиллятами других процессов, совместную гидроочистку и последующую ректификацию с получением фракции бензина и фракции дизельного топлива, при этом дополнительно в процессе ректификации выделяют керосиновую фракцию с температурой кипения от 140°С до 240°С, а в качестве фракции бензина - фракцию бензина с температурой от начала кипения до 160°С, в качестве дизельной фракции - летнюю дизельную фракцию с температурой кипения от 220°С до 370°С, а в качестве дистиллятов других процессов применяют легкий газойль каталитического крекинга при их следующем соотношении в процессе гидроочистки, % мас.: легкий газойль коксования 50-80; нафта коксования 5-20; легкий газойль каталитического крекинга 10-30. Технический результат - увеличение глубины переработки непревращенных остатков без использования дорогостоящего прямогонного дистиллята, получение в процессе ректификации ценных конечных продуктов, таких как керосин - дефицитное топливо для авиации, фракции летнего дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы, высоким цетановым числом, улучшенными низкотемпературными свойствами. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу переработки непревращенных остатков переработки нефти.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ переработки непревращенных остатков переработки нефти, где непревращенный остаток подвергают замедленному коксованию, получая дистилляты коксования (легкий газойль коксования и нафту коксования) и кокс, после чего дистилляты коксования дополнительно смешивают с дистиллятами стадии гидрогенизационного облагораживания и прямогонными дизельными дистиллятами и подвергают совместной гидроочистке при следующем соотношении, мас. %: дистилляты коксования 35-80, дистилляты гидрогенизационного облагораживания 15-40, прямогонные дизельные дистилляты 5-25, полученный гидрогенизат разделяют путем ректификации на бензиновую (с начала кипения до 180°С), дизельную (180-360°С) и остаточную (360°С до конца кипения-тяжелый остаток, не имеющий ценности как компонент дизельного топлива) фракции.
Процесс совместной гидроочистки предпочтительно осуществляют при давлении 4,0-8,0 МПа, температуре 320-400°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-2,0 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 400-1500 нм3/ст.м3 в присутствии алюмо-кобальт-молибденового или алюмо-никель-молибденового катализатора (патент RU №2309974).
Однако в данном способе при переработке непревращенных остатков используют прямогонные дистилляты и дистилляты гидрогенизационного облагораживания, которые можно гидроочистить дешевле при более мягких условиях, получаемые в данном способе продукты гидроочистки разделяют путем ректификации на бензиновую (начало кипения - 180°С), дизельную (180-360°С) и остаточную (360°С - конец кипения) фракции, которые являются малоценными и требующими дополнительной переработки.
Задачей настоящего изобретения является увеличение глубины переработки непревращенных остатков без использования дорогостоящего прямогонного дистиллята, получение в процессе ректификации ценных конечных продуктов, таких как керосин - дефицитного топлива для авиации, фракции летнего дизельного топлива с незначительным содержанием серы, с высоким значением цетанового числа и низкой температурой помутнения.
Для решения поставленной задачи предлагается использование способа переработки непревращенных остатков переработки нефти, включающего замедленное коксование с получением дистиллятов коксования - легкого газойля коксования и нафты коксования, смешение их с дистиллятами других процессов, совместную гидроочистку и последующую ректификацию, при этом дополнительно в процессе ректификации выделяют бензин с температурой от начала кипения до 160°С, керосиновую фракцию с температурой кипения от 140°С до 240°С, летнюю дизельную фракцию с температурой кипения от 220°С до 370°С, а в качестве дистиллята других процессов применяют легкий газойль каталитического крекинга при их следующем соотношении в процессе гидроочистки, % мае: легкий газойль коксования 50-80; нафта коксования 5-20; легкий газойль каталитического крекинга 10-30.
Совместный процесс гидроочистки предпочтительно осуществлять при давлении 8,1-9,0 МПа, соотношении водородсодержащего газа к сырью 250-380 нм3/ст.м3, объемной скорости 2,7-6,1 ч-1.
Свойства компонентов сырья для гидроочистки представлены в Таблице 1.
Процесс осуществляют следующим способом: в качестве непревращенных остатков используют гудроны или их смеси с другими остаточными продуктами (асфальт и темные нефтепродукты), которые подвергают замедленному коксованию, получая углеводородный газ, нафту коксования, легкий газойль коксования, кокс.
Нафту и легкий газойль коксования смешивают в определенных пропорциях с легким газойлем каталитического крекинга и подвергают процессу гидроочистки. Процесс совместной гидроочистки осуществляют при давлении 8,1-9,2 МПа, температуре 320-380°С, объемной скорости подачи сырья 2,5-6,1 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 230-380 н.м3/ст.м3 в присутствии никель-молибденового катализатора.
В последующем процессе ректификации продуктов гидроочистки выделяют бензин с температурой от начала кипения до 160°С, керосиновую фракцию с температурой кипения от 140°С до 240°С, летнюю дизельную фракцию с температурой кипения от 220°С до 370°С. В Таблице 2 приведены примеры 1-4 конкретной реализации способа.
Данные, представленные в Таблице 2, показывают, что предлагаемый способ переработки непревращенных нефтяных остатков позволяет использовать совместно с нафтой и легким газойлем коксования в качестве сырья легкий газойль каталитического крекинга с большим содержанием серы и получать из них керосиновую фракцию с температурой начала кристаллизации и вспышки, пригодной для использования ее в качестве компонента авиационного топлива и фракции летнего дизельного топлива с незначительным содержанием серы, с высоким значением цетанового числа и низкой температурой помутнения.
1. Способ переработки непревращенных остатков переработки нефти, включающий замедленное коксование с получением дистиллятов коксования - легкого газойля коксования и нафты коксования, смешение их с дистиллятами других процессов, совместную гидроочистку и последующую ректификацию с получением фракции бензина и фракции дизельного топлива, отличающийся тем, что дополнительно в процессе ректификации выделяют керосиновую фракцию с температурой кипения от 140°С до 240°С, а в качестве фракции бензина - фракцию бензина с температурой от начала кипения до 160°С, в качестве дизельной фракции - летнюю дизельную фракцию с температурой кипения от 220°С до 370°С, а в качестве дистиллятов других процессов применяют легкий газойль каталитического крекинга при их следующем соотношении в процессе гидроочистки, % мас.: легкий газойль коксования 50-80; нафта коксования 5-20; легкий газойль каталитического крекинга 10-30.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что совместный процесс гидроочистки осуществляют при давлении 8,1-9,0 МПа, соотношении водородсодержащего газа к сырью 250-380 н.м3/ст.м3, объемной скорости 2,7-6,1 ч-1.