Способ работы детонационного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к способам работы детонационных ракетных двигателей. Способ заключается в том, что твердое горючее и твердый окислитель размещают в отдельных газогенераторах, осуществляют нагрев и газификацию твердого горючего и твердого окислителя при помощи соответствующих дополнительных зарядов твердого топлива с низкой скоростью горения. Затем при помощи соответствующих коллекторных устройств подают горючее и окислитель в газообразном состоянии в кольцевую камеру сгорания и смешивают их с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают с образованием по меньшей мере одной детонационной волны, а продукты сгорания удаляют. При этом время заполнения кольцевой камеры сгорания ракетным топливом принимают меньшим, чем время задержки самовоспламенения образованного ракетного топлива, и определяют из заданного соотношения. Технический результат изобретения заключается в создании способа работы детонационного ракетного двигателя, характеристики которого обеспечивают повышение эффективной скорости полета. 1 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к способам работы детонационных ракетных двигателей, и может быть использовано при разработке авиационно-космических систем.

Известен способ работы ракетного двигателя, заключающийся том, что горючее и окислитель смешивают в камере сгорания с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают, а продукты сгорания удаляют (RU 3789, 1997). В известном техническом решении используют твердое горючее, представляющее собой секционные заряды, разделенные термоизоляционными прокладками и размещенные в камере сгорания. Окислитель размещают в баке и подают в камеру сгорания при помощи аккумулятора давления, при этом окислитель и горючее образуют самовоспламеняющуюся пару.

Известен способ работы ракетного двигателя, заключающийся в том, что используют жидкое горючее и твердый окислитель, смешивают их в камере сгорания с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают, а продукты сгорания удаляют (GB 1184819, 1970).

Известен способ работы ракетного двигателя, заключающийся в том, что используют твердое горючее и твердый окислитель, смешивают их в камере сгорания с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают, а продукты сгорания удаляют (RU 2521429, 2014). В известном техническом решении состав окислителя и/или горючего ограничен содержанием связанного азота и мелкодисперсного или связанного бора в соотношении атомов азота и бора 1:1 с определенным отклонением.

Известен способ работы ракетного двигателя, заключающийся в том, что осуществляют нагрев и газификацию твердого горючего и твердого окислителя, при помощи соответствующих коллекторных устройств подают горючее и окислитель в газообразном состоянии в камеру сгорания, смешивают их с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают, а продукты сгорания удаляют (RU 2569960, 2015). В известном техническом решении твердый окислитель входит в состав горючего, причем содержание окислителя по длине твердого горючего должно монотонно увеличиваться от 0 до максимума.

Известен способ работы ракетного двигателя, заключающийся в том, что осуществляют нагрев и газификацию твердого горючего и твердого окислителя при помощи нагревательных элементов, смешивают их в камере сгорания с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают с образованием детонационной волны, а продукты сгорания удаляют (RU 2327892, 2008). В известном техническом решении горючее выполнено в виде монолита из таблеток, разделенных между собой теплозащитным покрытием и объединенных в плоскопараллельные слои. На каждой таблетке закреплена гранула твердого окислителя и соответствующий нагревательный элемент, предназначенный для нагрева и газификации горючего и окислителя.

Общим существенным недостатком известных технических решений является низкая удельная тяга двигателя, обусловленная дозвуковым (дефлаграционным) режимом горения ракетного топлива.

Известен способ работы детонационного ракетного двигателя, заключающийся в том, что осуществляют нагрев и газификацию твердого ракетного горючего и при помощи соответствующих коллекторных устройств подают горючее и окислитель (воздух) в газообразном состоянии в камеру сгорания, смешивают их в камере сгорания с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают с образованием детонационной волны, а продукты сгорания удаляют (RU 2710740, 2020).

Известен способ работы детонационного ракетного двигателя, заключающийся в том, что осуществляют нагрев и газификацию твердого горючего и окислителя, в качестве которого используют жидкий кислород, при помощи соответствующих коллекторных устройств подают горючее и окислитель в газообразном состоянии в камеру сгорания, смешивают их в камере сгорания с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают с образованием детонационной волны, а продукты сгорания удаляют (RU 2628549, 2017). Детонационный ракетный двигатель в известном техническом решении используется в качестве дополнительного устройства, предназначенного для сведения космического аппарата с орбиты, причем детонационный двигатель работает на объемах ракетного горючего и окислителя, оставшихся после использования основным ракетным двигателем.

Наиболее близким по технической сущности и назначению к предлагаемому изобретению является способ работы детонационного ракетного двигателя, заключающийся в том, что горючее и окислитель газифицируют и при помощи соответствующих коллекторных устройств подают в газообразном состоянии в камеру сгорания, смешивают их в камере сгорания с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают с образованием детонационной волны, а продукты сгорания удаляют («Research of Kick - Motor Rocket System of Rotating Detonation Engines» / Kasahara J., Kato Y., Ishihara K. and et's // Progress in Detonation Physics / Edited by S.M. Frolov and G.D. Roy - Moscow: TORUS-PRESS. 2016. P.3 - 13»). В известном техническом решении в качестве горючего используют жидкий этилен, а в качестве окислителя - газообразный кислород.

Общим существенным недостатком известных технических решений является низкая эффективная скорость полета, обусловленная применением горючего и окислителя с низкой плотностью.

Техническая проблема, решаемая заявляемым изобретением, заключается в расширении арсенала технических средств, а именно в создании способа работы детонационного ракетного двигателя с применением высокоплотных твердого горючего и твердого окислителя.

Технический результат, достигаемый при реализации настоящего изобретения, заключается в создании способа работы детонационного ракетного двигателя, характеристики которого обеспечивают повышение эффективной скорости полета.

Указанный технический результат достигается за счет того, что при осуществлении способа работы детонационного ракетного двигателя твердое горючее и твердый окислитель размещают в отдельных газогенераторах, осуществляют нагрев и газификацию твердого горючего и твердого окислителя при помощи соответствующих дополнительных зарядов твердого топлива с низкой скоростью горения, при помощи соответствующих коллекторных устройств подают горючее и окислитель в газообразном состоянии в кольцевую камеру сгорания, смешивают их в кольцевой камере сгорания с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают с образованием по меньшей мере одной детонационной волны, а продукты сгорания удаляют, причем время τƒ заполнения кольцевой камеры сгорания ракетным топливом принимают меньшим, чем время задержки самовоспламенения образованного ракетного топлива, и определяют из соотношения:

где:

d - внешний диаметр кольцевой камеры сгорания, м;

D - скорость детонации ракетного топлива, м/с;

n - число детонационных волн, одновременно циркулирующих в кольцевой камере сгорания.

Существенность отличительных признаков способа работы детонационного ракетного двигателя подтверждается тем, что только совокупность всех действий и операций, описывающая изобретение, позволяет обеспечить решение поставленной технической проблемы с достижением заявленного технического результата, а именно:

- размещение твердого горючего и твердого окислителя в отдельных газогенераторах, осуществление нагрева и газификации твердого горючего и твердого окислителя при помощи соответствующих дополнительных зарядов твердого топлива с низкой скоростью горения, подача при помощи соответствующих коллекторных устройств горючего и окислителя в газообразном состоянии в кольцевую камеру сгорания, смешивание их в кольцевой камере сгорания с образованием ракетного топлива обеспечивает повышение эффективной скорости полета за счет использования высокоплотных твердых горючих и твердых окислителей;

- воспламенение и сжигание ракетного топлива в кольцевой камере сгорания с образованием по меньшей мере одной детонационной волны и удаление продуктов сгорания обеспечивает повышение удельной тяги ракетного двигателя за счет режима непрерывно-детонационного (спинового) горения, возникающего в камере сгорания, что позволяет повысить эффективную скорость полета;

- определение из заданного соотношения времени заполнения кольцевой камеры сгорания ракетным топливом, принимаемое меньшим, чем время задержки самовоспламенения образованного ракетного топлива, обеспечивает исключение возможности самовоспламенения образованного ракетного топлива в камере сгорания, что позволяет повысить эффективную скорость полета.

Способ работы детонационного ракетного двигателя поясняется иллюстрацией, где на фигуре изображена схема детонационного ракетного двигателя.

На фигуре приняты следующие обозначения:

1 - газогенератор для размещения и газификации твердого горючего;

2 - газогенератор для размещения и газификации твердого окислителя;

3 - твердое горючее;

4 - твердый окислитель;

5, 6 - дополнительные заряды твердого топлива;

7 - регулятор расхода газообразного горючего;

8 - регулятор расхода газообразного окислителя;

9 - кольцевая камера сгорания;

10 - огневое днище кольцевой камеры сгорания;

11 - коллектор подачи горючего;

12 - коллектор подачи окислителя;

13 - центральное тело кольцевой камеры сгорания 9;

14 - сопло с внешним расширением.

Способ работы детонационного ракетного двигателя реализуется следующим образом.

В отдельно расположенных газогенераторе 1 и газогенераторе 2 ракетного двигателя размещают соответственно твердое горючее 3 с включением взвешенных мелкодисперсных частиц и углеводородов и твердый окислитель 4 для получения кислорода/хлора/фтора. Применение твердых компонентов обеспечивает возможность использования в качестве топлива веществ со значительно большей плотностью, чем у жидких компонентов, и таким образом увеличить количество горючего и окислителя, которые могут быть расположены в одном и том же объеме. Газификация компонентов производится непосредственно в газогенераторах 1 и 2. С этой целью в состав зарядов твердого горючего 3 и твердого окислителя 4 включают соответствующие дополнительные заряды 5 и 6 твердого топлива, характеризующиеся низкой скоростью горения и предназначенные для нагрева и газификации твердого горючего 3 и твердого окислителя 4. Дополнительные заряды 5 и 6 создают первоначальный поток газов: в газогенераторе 1 первоначальный поток газов испаряет твердое горючее 3, а в газогенераторе 2 - твердый окислитель 4. При этом для создания первичного потока газов в газогенераторе 2 возможно использование окислителя, способного к самоподдерживающемуся горению, например, перхлората аммония. Горение окислителя в зоне испарения при контакте с горячими газами оказывается невозможным, так как в зоне испарения не обеспечивается возникновение теплового потока, способного поддержать достаточно интенсивное разложение окислителя в конденсированной фазе. В результате основная масса окислителя подвергается термическому разложению с минимальным развитием в нем экзотермических реакций. Горючее из газогенератора 1 и окислитель из газогенератора 2 в газообразном состоянии непрерывно через соответствующие регуляторы расхода 7, 8 и коллекторы 11, 12 подаются в кольцевую камеру сгорания 9, в которой смешиваются над огневым днищем 10 с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают с образованием по меньшей мере одной детонационной волны. Кольцевая камера сгорания 9 включает центральное тело 13.

В начале работы двигателя с помощью внешнего источника производится однократное инициирование по меньшей мере одной самоподдерживающейся поперечной (спиновой) детонационной волны, которая затем непрерывно вращается над огневым днищем 10 в зазоре кольцевой камеры сгорания 9. Детонационная волна состоит из лидирующей ударной волны и примыкающей к ней зоны химических превращений. В лидирующей ударной волне происходит быстрое ударное сжатие и разогрев ракетного топлива, а в зоне химических превращений происходит быстрое сгорание в режиме самовоспламенения. Горячие продукты детонации непрерывно расширяются в сторону сопла 14 с внешним расширением, создавая необходимую силу тяги. При соответствующем подборе параметров камеры сгорания 9 и расходов газообразных горючего и окислителя в кольцевой камере сгорания 9 могут непрерывно вращаться от одной до нескольких детонационных волн, что обеспечивает непрерывное поступление горячих продуктов детонации в сопло 14 для создания силы тяги. Поступление в камеру сгорания 9 газообразных горючего и окислителя регулируется при помощи регуляторов 7 и 8 расхода горючего и окислителя.

Температуру газообразного горючего и соответственно газообразного окислителя на входе в кольцевую камеру сгорания 9 подбирают таким образом, чтобы значение времени τƒ заполнения кольцевой камеры сгорания 9 ракетным топливом было меньшим, чем временя задержки самовоспламенения образованного ракетного топлива, при этом время τƒ определяют из соотношения:

где:

d - внешний диаметр кольцевой камеры сгорания, м;

D - скорость детонации ракетного топлива, м/с;

n - число детонационных волн, одновременно циркулирующих в кольцевой камере сгорания.

Это позволяет исключить самовоспламенение в кольцевой камере сгорания 9 образованного ракетного топлива.

В качестве примера реализации способа использовали твердое горючее 3 в виде полиизобутилена, образующего газообразные продукты пиролиза, по своему составу аналогичные продуктам пиролиза авиационного керосина «JP-7». В качестве твердого окислителя 4 использовали перхлорат аммония, способный к самоподдерживающемуся горению. Горение перхлората аммония в зоне испарения при контакте с горячими газами оказывается невозможным, так как в зоне испарения не обеспечивается возникновение теплового потока, способного поддержать достаточно интенсивное разложение окислителя в конденсированной фазе. В результате основная масса окислителя подвергалась термическому разложению с минимальным развитием в нем экзотермических реакций с выделением кислорода. При этом не учитывалось наличие в полученном реальном газогенераторном газе инертных примесей, снижающих скорость химических реакций.

В соответствии с известной методикой расчета (см. Puri P., Ma F., Choi J.-Y., Yang V. «Ignition Characteristics of Cracked JP-7 Fuel» / Journal "Combustion and Flame", 2005, Vol.142, pp.454- 457.) время Tj задержки самовоспламенения для рассматриваемого примера реализации:

где:

[Fu], [O2] - мольная концентрация горючего и окислителя, моль/м3;

Rμ - универсальная газовая постоянная

Т- температура газовой среды, К.

В рассматриваемом примере реализации при температуре подачи газообразного горючего и газообразного окислителя в кольцевую камеру сгорания 9, равной 1000 К, и давлении в камере, равном 0,2 МПа, задержка воспламенения для стехиометрической смеси газообразных горючего и окислителя составит примерно 750 мкс.

При скорости D детонации рассматриваемого ракетного топлива, равной 2000 м/сек, внешнем диаметре d кольцевой камеры сгорания, равном 0,2 м, и числе n детонационных волн, одновременно циркулирующих в кольцевой камере сгорания 9, равном 3, время τƒ заполнения кольцевой камеры сгорания 9 ракетным топливом определили из соотношения:

т.е. требуемое время заполнения кольцевой камеры сгорания 9 ракетным топливом значительно меньше, чем время задержки его самовоспламенения.

Согласно оценкам, при давлении в газогенераторах 1 и 2 на уровне 70 атмосфер среднее давление в камере сгорания 9 может достигать значения 60 атмосфер, а давление рабочего тела (газов) в самой детонационной волне - 1000 атмосфер. Таким образом, расширение продуктов детонации в сопле 14 с внешним расширением может привести к увеличению удельной тяги ракетного двигателя на твердом горючем 3 и твердом окислителе 4 на 30-40 сек и возрастанию удельной лобовой тяги, то есть тяги, получаемой с 1 м2 площади поперечного сечения камеры сгорания 9, что в конечном счете обеспечивает повышение эффективной скорости полета по сравнению с горением того же ракетного топлива в режиме обычного дефлаграционного горения. При увеличении площади поперечного сечения в регуляторе 7 расхода газообразного горючего давление газа в газогенераторе 1 уменьшается и скорость горения твердого горючего 3 в газогенераторе 1 падает. Соответственно уменьшается расход газообразных горючего и окислителя, поступающих в камеру сгорания 9. При уменьшении расхода газов в камере сгорания 9 ниже определенного предела может произойти срыв непрерывно-детонационного (спинового) горения. После срыва детонации ракетное топливо в камере сгорания 9 может продолжать гореть в обычном режиме турбулентного (дефлаграционного) горения двигателя. Если расход газообразных горючего и окислителя в камере сгорания 9 увеличить, то возможно восстановление процесса непрерывно-детонационного (спинового) горения топлива либо самопроизвольно, благодаря образованию по меньшей мере одной ударной волны при зажигании горючей смеси горячими продуктами горения, либо благодаря вынужденному зажиганию с помощью внешнего источника.

Таким образом, размещение твердого горючего и твердого окислителя в отдельных газогенераторах, нагрев и газификация твердого горючего и твердого окислителя при помощи соответствующих дополнительных зарядов твердого топлива с низкой скоростью горения, воспламенение и сжигание ракетного топлива с образованием по меньшей мере одной детонационной волны обеспечивает повышение эффективной скорости полета применительно к детонационным ракетным двигателям.

Способ работы детонационного ракетного двигателя, заключающийся в том, что твердое горючее и твердый окислитель размещают в отдельных газогенераторах, осуществляют нагрев и газификацию твердого горючего и твердого окислителя при помощи соответствующих дополнительных зарядов твердого топлива с низкой скоростью горения, при помощи соответствующих коллекторных устройств подают горючее и окислитель в газообразном состоянии в кольцевую камеру сгорания, смешивают их в кольцевой камере сгорания с образованием ракетного топлива, которое воспламеняют и сжигают с образованием по меньшей мере одной детонационной волны, а продукты сгорания удаляют, причем время τƒ заполнения кольцевой камеры сгорания ракетным топливом принимают меньшим, чем время задержки самовоспламенения образованного ракетного топлива, и определяют из соотношения

где

d - внешний диаметр кольцевой камеры сгорания, м;

D - скорость детонации ракетного топлива, м/с;

n - число детонационных волн, одновременно циркулирующих в кольцевой камере сгорания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопла переменной степени расширения в многорежимном ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ).

Ракетный двигатель твердого топлива с зарядом торцевого горения большой длины и малого диаметра, формуемым непосредственно в корпус двигателя, содержит корпус, заряд и сопловой блок.

Устройство газификации твердых углеводородов для прямоточного воздушно-реактивного двигателя содержит твердотопливный газогенератор с выпускным патрубком и воспламенителем и газификатор, имеющий полый корпус с впускной и выпускной полостями, расположенными на противоположных сторонах корпуса, рабочую камеру с входными и выходными каналами, заполненную твердым углеводородным веществом, и регулирующий элемент с приводом, подключенный к выпускной полости корпуса.

Изобретение относится к технологии изготовления крупногабаритных ракетных двигателей твердого топлива. Сборку ракетного двигателя с газогенератором, расположенным внутри сквозного центрального канала заряда, и сопловым блоком производят в горизонтальном положении на основных рельсовых путях, на которых вне корпуса ракетного двигателя со стороны заднего его фланца проводят стыковку соплового блока, газогенератора и узла разгрузки, которые установлены на трех подвижных опорах.

Изобретение относится к конструкции детонационного двигателя, использующего твердое топливо. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявляемого изобретения, является увеличение КПД детонационного двигателя за счет использования многократного отражения детонационной волны от отработавшей ступени и самого двигателя; эффективное преобразование химической энергии ВВ в механический импульс за счет многократного отражения детонационной волны.

Изобретения относятся к ракетной технике и могут быть использованы при создании ракеты и ракетного двигателя твердого топлива, имеющих габаритные ограничения в исходном состоянии, причем длина полезного груза ракеты сопоставима с длиной корпуса ракетного двигателя.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании твердотопливных микродвигателей. Твердотопливный заряд для микродвигателей представляет собой шашку твердого топлива со скоростью горения в пределах 0,10-0,20 м/с при давлениях 3,04-6,08 МПа на основе инициирующего взрывчатого вещества или быстрогорящей пиротехнической смеси.

Изобретение относится к ракетным двигательным установкам на твердом топливе. Способ ускорения летающего устройства, включающего в себя самодвижущийся твердотопливный элемент (бескорпусной ракетный двигатель) со стабилизатором полета, причем при старте летающего устройства обеспечивают полное сгорание бескорпусного ракетного двигателя, при этом в качестве двигателя используют полую цилиндрическую шашку с глухой передней крышкой, изготовленные из твердого топлива со скоростью горения не менее 30 мм/с, причем при запуске устройства на одном стабилизаторе размещают несколько бескорпусных ракетных двигателей параллельно друг другу и обеспечивают их синхронное сгорание на разгонном участке полета.
Ракетный двигатель содержит камеру сгорания, причем в камеру сгорания подается боран, или силан, или фосфин, или герман, или другие гидриды, имеющие положительную энтальпию образования из простых веществ, или их смесь при температуре, обеспечивающей самоподдерживающийся характер реакции термического разложения указанных веществ за счет тепла экзотермической реакции.
Ракетный двигатель содержит камеру сгорания с соплом. В камеру сгорания подают жидкий металл и воду.

Ионный ракетный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру сгорания, содержащую головку с форсуночной плитой для распыла компонентов топлива и цилиндрическую часть, имеющую на плите форсунки горючего и окислителя, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы, и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, по меньшей мере один запальник и коронирующий электрод.
Наверх