Регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулированных сопел турбореактивных двигателей (ТРД). Регулируемое сопло ТРД содержит установленный в корпусе теплозащитный экран, выполненный в виде двух поясов, расположенных по ходу движения газового потока турбореактивного двигателя, причем концевой участок первого пояса заведен во второй пояс с контактом по близлежащим поверхностям, при этом каждый из поясов выполнен в виде секций, размещенных по окружности, каждая из которых жестко соединена с корпусом, при этом на концевом участке любой из секций второго пояса, расположенном непосредственно над первым поясом, выполнены выштамповки с образованием между поясами, по окружности, трех продольных охлаждающих каналов и продольного ребра жесткости, выполненного по центру центрального продольного охлаждающего канала секции, причем вершина продольного ребра жесткости выполнена скругленной и контактирует с наружной поверхностью первого пояса, кроме того, суммарная ширина продольных охлаждающих каналов любой из секций составляет от 0,6 до 0,8 от общей ширины секции, а соотношение ширины любого из боковых охлаждающих каналов S составляет 0,2…0,3 от ширины центрального охлаждающего канала d. Техническим результатом изобретения является повышение надежности ТРД. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулированных сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее установленный в корпусе, теплозащитный экран, выполненный в виде двух поясов, расположенных по ходу движения газового потока турбореактивного двигателя, причем концевой участок первого пояса заведен во второй пояс с контактом по близлежащим поверхностям, при этом каждый из поясов выполнен в виде секций, размещенных по окружности, каждая из которых жестко соединена с корпусом, при этом на концевом участке любой из секций второго пояса, расположенном непосредственно над первым поясом выполнены выштамповки с образованием между поясами по окружности трех продольных охлаждающих каналов (см. патент №2451194 класса F02K 1/12, опубликован в 2012 г).

К недостаткам указанного устройства можно отнести недостаточную жесткость теплозащитных экранов, приводящую к короблению и потере устойчивости и, как следствие, уменьшению радиального зазора, расположенного между двумя поясами секций теплозащитных экранов, жестко закрепленных на корпусе. Деформация и коробление теплозащитных экранов в сторону корпуса также возможны при работе ТРД в условиях взлета, когда давление газового потока превышает давление охлаждающего воздуха в тракте охлаждения в его средней части, что уменьшает площадь проходного сечения канала и перегреву створок сопла, а значит росту температуры выше допустимой. Все это снижает надежность работы сопла в целом.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности ТРД.

Указанный технический эффект достигается тем, что регулируемое сопло ТРД, содержит установленный в корпус, теплозащитный экран, выполненный в виде двух поясов, расположенных по ходу движения газового потока турбореактивного двигателя, причем концевой участок первого пояса заведен во второй пояс с контактом по близлежащим поверхностям, при этом каждый из поясов выполнен в виде секций, размещенных по окружности, каждая из которых жестко соединена с корпусом, при этом на концевом участке любой из секций второго пояса, расположенном непосредственно над первым поясом выполнены выштамповки с образованием между поясами по окружности трех продольных охлаждающих каналов и продольного ребра жесткости, выполненного по центру центрального продольного охлаждающего канала секции, причем вершина продольного ребра жесткости выполнена скругленной и контактирует с наружной поверхностью первого пояса, кроме того суммарная ширина продольных охлаждающих каналов любой из секций составляет от 0,6 до 0,8 от общей ширины секции, что обеспечивает как надежное соединение теплозащитных экранов первого и второго поясов, так и достаточный расход воздуха на охлаждение секций экрана второго пояса со стороны потока горячих газов, что подтверждено испытаниями на ТРД. Соотношение ширины любого из боковых охлаждающих каналов S составляет 0,2…0,3 от ширины центрального охлаждающего канала d, это необходимо для обеспечения равномерного расположения соединительных скоб экранов первого пояса в окружном направлении.

Также предпочтительно в теле любой секции второго пояса теплозащитного экрана выполнить соотношение радиуса скругленной вершины продольного ребра жесткости R к высоте любого из охлаждающих каналов Y от 1,5 до 2,2 от высоты последнего, что необходимо для обеспечения минимальных контактных напряжений в месте соединения экранов при минимально возможном загромождении проточной части охлаждающего канала, что подтверждено испытаниями на ТРД.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей.

На Фиг. 1 изображен продольный разрез корпуса с теплозащитными экранами регулируемого сопла турбореактивного двигателя.

На Фиг. 2 - вид А на теплозащитные экраны сверху (корпус поз. 1 не показан).

На Фиг. 3 - сечение Б - Б, поперечный разрез по концевым участкам экранов.

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержит корпус 1 с теплозащитным экраном 2, выполненным в виде двух поясов 3 и 4 расположенных по ходу движения газового потока турбореактивного двигателя. Концевой участок 5 первого пояса 3 заведен во второй пояс 4 с контактом по близлежащим поверхностям и прикреплен к последнему соединительными скобами 6. Каждый из поясов 3 и 4 выполнен в виде секций 7 и 8, размещенных по окружности и жестко соединенных с корпусом 1. На концевом участке 9 любой из секций 8 второго пояса 4, расположенном непосредственно над первым поясом 3 выполнены выштамповки с образованием между поясами 3 и 4 трех продольных охлаждающих 10, 11 и 12 каналов, а также продольного ребра жесткости 13, выполненного по центру центрального охлаждающего канала 11 секции 8. Вершина продольного ребра жесткости 13 выполнена скругленной и контактирует наружной поверхностью первого пояса 3. Суммарная ширина продольных охлаждающих каналов любой из секций 8 составляет от 0,6 до 0,8 от общей ширины секции 8. Соотношение ширины S любого из боковых охлаждающих каналов 10 и 12 составляет 0,2-0,3 от ширины d центрального охлаждающего канала 11. Соотношение радиуса R скругленной вершины продольного ребра жесткости 13 к высоте Y любого из охлаждающих каналов 10, 11 и 12 составляет от 1,5 до 2,2 от высоты последнего.

При запуске турбореактивного двигателя (ТРД) теплозащитный экран 2 и корпус 1 соответственно омываются с внутренней стороны горячими газами, а с наружной стороны - охлаждающим воздухом, который проходит в зазорах между поясами 3 и 4 и корпусом 1 и далее проходит в канал охлаждения створок реактивного сопла (створки сопла показаны частично на фиг. 1). Горячие газы форсажной камеры подогревают экраны на значительно большую температуру, чем корпус 1. Введение продольных ребер жесткости 13 позволяет свободно увеличиваться секциям 7 и 8 теплозащитного экрана 2, как в продольном, так и поперечном направлениях при максимальной температуре без уменьшения зазора Y в тракте охлаждения 14 и обеспечить тем самым заданный расход воздуха для охлаждения реактивного сопла без прогаров на всех режимах работы двигателя, что обеспечивает его надежность и необходимую тягу.

Предложенное изобретение обеспечивает надежное охлаждение сопла и, как следствие, увеличивает ресурс и надежность работы ГТД в целом.

1. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, характеризующееся тем, что содержит установленный в корпусе теплозащитный экран, выполненный в виде двух поясов, расположенных по ходу движения газового потока турбореактивного двигателя, причем концевой участок первого пояса заведен во второй пояс с контактом по близлежащим поверхностям, при этом каждый из поясов выполнен в виде секций, размещенных по окружности, каждая из которых жестко соединена с корпусом, при этом на концевом участке любой из секций второго пояса, расположенном непосредственно над первым поясом, выполнены выштамповки с образованием между поясами, по окружности, трех продольных охлаждающих каналов и продольного ребра жесткости, выполненного по центру центрального продольного охлаждающего канала секции, причем вершина продольного ребра жесткости выполнена скругленной и контактирует с наружной поверхностью первого пояса, кроме того, суммарная ширина продольных охлаждающих каналов любой из секций составляет от 0,6 до 0,8 от общей ширины секции, а соотношение ширины любого из боковых охлаждающих каналов S составляет 0,2…0,3 от ширины центрального охлаждающего канала d.

2. Регулируемое сопло по п. 1, отличающееся тем, что соотношение радиуса скругленной вершины продольного ребра жесткости R к высоте любого из охлаждающих каналов Y составляет 1,5…2,2 от высоты последнего.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к соплам сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС) с устройствами для снижения шума струи воздушно-реактивного двигателя.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей (далее ТРД). В плоском сопле ТРД, согласно настоящему изобретению, участок любой из боковых стенок, расположенный за корпусом, выполнен в виде пересекающихся продольных и поперечных гофр с образованием продольных и поперечных сообщающихся между собой канавок, в поперечном разрезе выполненных дугообразной выпуклой формы относительно продольной оси двигателя, причем между пересекающимися продольными и поперечными гофрами образованы вогнутые участки относительно продольной оси двигателя, при этом со стороны внутренней поверхности каждого из упомянутых участков, с зазором относительно него, установлено по плоскому теплозащитному экрану, жестко зафиксированному относительно первого, кроме того на наружной поверхности любого из плоских теплозащитных экранов выполнены поперечные ребра жесткости, каждое из которых выполнено в поперечном разрезе дугообразной формы, установлено непосредственно под поперечным гофром боковой стенки и жестко зафиксировано на наружной поверхности теплозащитного экрана посредством соединительных силовых элементов, выполненных зацело с ним, причем высота любого из поперечных ребер жесткости меньше или равна расстоянию между вершиной вогнутого относительно продольной оси двигателя участка любой из боковых стенок и ближайшей к ней точки на поверхности теплозащитного экрана.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции реактивных сопел турбореактивных двигателей (ТРД). Изобретение позволит улучшить охлаждение как поворотных створок, так и секций экрана корпуса сопла, что повышает надежность его работы.

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя, содержащей наружный капот, при этом данный капот содержит внутреннюю стенку, образующую вместе с неподвижной внутренней конструкцией кольцевой канал вторичного воздушного потока, и реактивное сопло выброса этого вторичного воздушного потока.

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя, содержащей наружный капот, при этом данный капот содержит внутреннюю стенку, образующую вместе с неподвижной внутренней конструкцией кольцевой канал вторичного воздушного потока, и реактивное сопло выброса этого вторичного воздушного потока.

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в конструкции беспилотных самолетов-вертолетов. Беспилотный малозаметный самолет-вертолет (БМСВ) снабжен на концах левого и правого поворотных профилированных кронштейнов (ППК) однолопастными несущими винтами (НВ), используемыми при выполнении вертикального и короткого взлета/посадки или на переходных и барражирующих режимах полета.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям плоских многофункциональных выходных устройств для трехконтурного газотурбинного двигателя изменяемого цикла.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло содержит последовательно установленные и шарнирно соединенные друг с другом корпус, дозвуковые и сверхзвуковые створки, а также внешние створки, соединенные с корпусом и сверхзвуковыми створками, боковые стенки, соединенные с корпусом.

Изобретение относится к двигательному машиностроению, а именно к регулируемым разрезным соплам прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Разрезное регулируемое сопло содержит шарнирно закрепленные на корпусе двумя кольцевыми рядами дозвуковые ведущие и ведомые створки и сверхзвуковые ведущие и ведомые створки, формирующие проточный тракт, систему синхронизации створок и систему регулирования площади критического сечения сопла, включающую приводы, связанные с рычагами, закрепленными на ведущих дозвуковых створках.

Изобретение относится к двигательному машиностроению, а именно к регулируемым разрезным соплам прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Разрезное регулируемое сопло содержит шарнирно закрепленные на корпусе двумя кольцевыми рядами дозвуковые ведущие и ведомые створки и сверхзвуковые ведущие и ведомые створки, формирующие проточный тракт, систему синхронизации створок и систему регулирования площади критического сечения сопла, включающую приводы, связанные с рычагами, закрепленными на ведущих дозвуковых створках.
Наверх