Способ измерения скорости ветра на больших высотах

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для измерения скорости и направления ветра на высотах 60-120 км. Сущность: на станции слежения принимают навигационные сигналы от микроспутников на конечном этапе снижения и непрерывно фиксируют их навигационные координаты: широту, высоту и долготу. Полученные координаты сравнивают с расчетными. По отклонениям полученных координат от расчетных определяют скорость и направление ветра в горизонтально-вертикальном профиле ионосферы. Технический результат: измерение скорости и направления ветра на высотах 60-120 км. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для пассивного измерения скорости и направления ветра на высотах 60-120 км.

В настоящее время не существует активных радиотехнических (радиолокационных), лазерных и других способов измерения скорости ветра на этих высотах. Необходимость этих измерений обусловлена тем, что на этих высотах горизонтально-вертикальные составляющие скорости ветра достигают иногда очень больших значений вплоть до 200 и более км/час. Это влияет на траектории полетов космических кораблей (ракет) при наборе высоты и спуске. Также это относится и к военной ракетной технике. Это приводит к изменению траектории полета и в худшем случае к невозможности корректировки.

Известные активные способы определения скорости и направления ветра основаны, в основном, на применении эффекта Доплера, см., например, патенты РФ №2604169, №2602730, Китай №104345319, США №6634600. Все они требуют наличие в атмосфере метеообразований, которые на указанных высотах практически отсутствуют.

В настоящее время в мире производится в год около тысячи пусков микро- и наноспутников организациями, не подчиненным государственным структурам, таких как NASA, Роскосмос и др. Это почти любительские спутники, запускаемые в интересах частных фирм, университетов и им подобных организаций для решения локальных задач. Запуски производятся как государственными организациями, так и частными. Эти спутники запускаются на разрешенные высоты 300-400 км, а их орбиты регистрируются в общественной организации любительских спутников AMSAT США с присвоением каждому спутнику своего номера.

Каждый спутник передает телеметрическую научную информацию на наземную станцию слежения с указанием своего номера и навигационных координат по соответствующему протоколу на частотах порядка 400-450 МГЦ вплоть до прекращения связи с Землей на высотах 60-70 км.

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание реального способа получения ветровой информации на высотах 60-120 км.

Технический результат достигается за счет использования глобальной спутниковой информационной системы AMSAT, а именно изменение орбиты спутников (при снижении после срока службы) от расчетной за счет влияния ветра.

Для решения поставленной задачи предлагается способ измерения скорости ветра на высотах 60-120 км, основанный на использовании навигационных сигналов, передаваемых от микроспутников на конечном этапе снижения до полного сгорания, характеризующийся тем, что на станции слежения непрерывно фиксируют его навигационные координаты: широта, долгота и высота, сравнивают их с расчетными по времени, а по отклонениям от расчетных координат определяют скорость и направление ветра в горизонтально-вертикальном профиле ионосферы.

На чертеже показана структурная схема способа, на которой изображено

1 - микроспутник

2 - навигационные созвездия GPS/ГЛОНАСС

3 - приемная антенна

4 - приемник

5 - прямые потребители информационных сигналов микроспутника

6 - блок обработки и вычисления текущих координат микроспутника и определения ветровых параметров

7 - блок связи с центром AMSAT

8 - центр AMSAT

РК - радиоканал

Схема имеет следующие соединения.

Навигационные сигналы созвездий GPS/ГЛОНАСС 2 напрямую связаны с микроспутником 1, который через радиоканал связан с приемной антенной 3 наземной станции слежения и блоком прямых потребителей информационных сигналов 5 микроспутника 1; выход приемной антенны 3 через приемник 4 связан с блоком обработки и вычисления 6, выход которого первой двунаправленной шиной ДШ2 связан с центром AMSAT.

Схема реализации предложенного способа работает следующим образом.

Микроспутник 1 после выхода на орбиту выполняет свои функции в штатном режиме и передает собранную информацию по РК на блок прямых потребителей 5. Наземная станция слежения предназначена только для работы, когда микроспутник 1 начинает терять свою орбиту (с течением времени) до высот порядка 120 км, т.е. начинает входить в плотные слои атмосферы.

Каждая наземная станция слежения следит в своем секторе наблюдения за всеми пролетающими микроспутниками, каждый из них посылает по радиоканалу сообщения, состоящие из его порядкового номера, трех навигационных координат: широта, долгота и высота, а также телеинформации о его работе. В память каждой станции внутри номера всех микроспутников и данные их орбит. Со временем микроспутники изменяют свои орбиты до минимума порядка 120 км, станция начинает их отслеживать и сравнивать с записанными в памяти, при отклонении орбиты от записанной (заданной) определяется величина отклонения по трем координатам и по ним вычисляется скорость и направление ветра по всей траектории падения микроспутника вплоть до высоты порядка 60 км, где микроспутник падает уже в плазме до полного сгорания. Эти ветровые данные передаются на центр слежения AMSAT, где обрабатываются со всех станций слежения, получая ветровую характеристику районов станций слежения.

v=8 км/сек (угловая)

tПАДЕНИЯ от 120 км до 60 км

1 виток ≅ 2 часа. 30 витков = 60 часов. Это время жизни от 120 км до 60 км.

30' это ≅ 30 м/сек

1 км высоты ≅ 20 м/сек

Микроспутник теряет высоту и входит в плотные слои атмосферы со скоростью 8 км/сек, снижаясь по убывающей спирали до полного сгорания, делая при этом 25-30 витков, а время каждого витка равно приблизительно 2 часам. Это время зависит от конструкции микроспутника, т.е. от его аэродинамики.

1. Способ измерения скорости ветра на высотах 60-120 км, основанный на использовании навигационных сигналов, передаваемых от микроспутников на конечном этапе снижения до полного сгорания, характеризующийся тем, что на станции слежения непрерывно фиксируют навигационные координаты спутников: широту, долготу и высоту, сравнивают их с расчетными по времени, а по отклонениям от расчетных координат определяют скорость и направление ветра в горизонтально-вертикальном профиле ионосферы.

2. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что навигационные координаты от микроспутника определяются по GPS/ГЛОНАСС и/или другим навигационным системам.

3. Способ по п. 1 или 2, характеризующийся тем, что вычисленные данные скорости и направления ветра от каждого микроспутника передаются от станций слежения в единый международный центр обработки AMSAT, где по этим данным строят обобщенную ветровую обстановку в слое ионосферы 60-120 км от поверхности Земли.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано при создании новых систем радиозондирования атмосферы со скрытным каналом связи передачи телеинформации с борта аэрологического радиозонда (АРЗ) на базовую наземную радиолокационную станцию (РЛС) слежения за АРЗ.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для мониторинга метеорологической обстановки. Сущность: в интересующую область пространства запускают беспилотный летательный аппарат (БПЛА), движущийся под действием ветра и снабженный навигационными приборами.

Дирижабль предназначен для ведения дистанционного экологического мониторинга линейно-протяженных техногенных транспортно-коммуникационных сооружений. Дирижабль содержит приемную антенну 1(19) приемник 2(20) GPS-сигналов, приборы 3(21) дистанционного зондирования земной поверхности и атмосферы, контроллер 21(22), задающий генератор 5(23), фазовый манипулятор 6(24), первый гетеродина 7(25), первый смеситель 8(26), усилитель 9(27) первый промежуточный частоты, первый усилитель 10(28) мощности, антенный переключатель 11(29), приёмопередающую антенну 12(30), второй усилитель 13(31) мощности, второй гетеродин 14(32), второй смеситель 15(33), фильтр 16(34) нижних частот, фазовый детектор 17(35), блок 18(36) регистрации, перемножитель 37(40), фазовращатель 38(41) на 90°, системы 39(42) ФАПЧ.

Изобретение относится к области приборостроения военного назначения и может быть использовано в изделиях, предназначенных для решения задачи метеорологической подготовки стрельбы артиллерии, а также в элементах (звеньях) автоматизированной системы управления огнем.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения вертикальных распределений скорости и направления ветра. Сущность: вертикально вверх запускают беспилотный летательный аппарат (БПЛА) вертолетного (мультироторного) типа в режиме удержания географических координат и ориентации, снабженный датчиками наклона, температуры, давления, влажности и потребляемой двигателями мощности.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения изменения давления атмосферы с изменением высоты. Сущность: измеряют параметры пассивного полета в атмосфере объекта с известными массово-геометрическими и аэродинамическими характеристиками в дискретных точках траектории.

Изобретение относится к системам мониторинга состояния ледяного покрова. Сущность: система включает четыре полевые ледовые станции (1-4), базовую станцию (5) сбора и обработки данных с полевых станций, беспилотный летательный аппарат (7) вертолетного типа, радиоканалы связи и управления с базовой станции полевыми станциями.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения зон возможного обледенения воздушных судов в режиме реального времени. Для этого в заданном районе наблюдения вначале регистрируют несколько фактических значений общего влагосодержания, затем регистрируют фактическое значение вертикального профиля температуры наземным метеорологическим температурным профилемером.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для зондирования верхней атмосферы. Сущность: измеряют и прогнозируют орбиту космического аппарата.
Изобретение относится к области авиационной метеорологии и может быть использовано для мониторинга воздушного пространства в зонах распространения облаков вулканического пепла в целях обеспечения безопасности полетов.

Группа изобретений относится к искусственным спутникам, маневрирующим в области околопланетных орбит. Способ включает маневр приведения главной оси чувствительности (ГОЧ) спутника (по которой на спутник действует максимальный гравитационно-градиентный вращательный момент) в плоскость орбитальной системы координат.
Наверх