Применение пептида gly-his-lys-val-glu-pro для повышения обучаемости и улучшения памяти.
Владельцы патента RU 2743293:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (RU)
Изобретение относится к медицине, а именно к фармакологии, патофизиологии и физиологии. Сущностью изобретения является применение пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro, имеющего формулу (NH2)Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro(COOH), для повышения обучаемости и улучшения памяти. 1 табл.
Изобретение относится к медицине, а именно к фармакологии, патофизиологии и физиологии, и может быть использовано для повышения обучаемости и улучшения памяти при применении пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro в различных дозировках.
Трипептид Gly-His-Lys обладает широким спектром биологических эффектов, к которым относятся улучшение заживление ран и регенерация тканей, увеличение синтеза коллагена фибробластами, ангиогенез и рост нервов, антиоксидантное, противовоспалительное, иммунотропное, а также нейротропное и анксиолитическое действие.[Regenerative and Protective Actions of the GHK-Cu Peptide in the Light of the New Gene Data/ L. Pickart, A. Margolina// Int J Mol Sci. 2018. – 2018. – 19(7). – doi: 10.3390/ijms19071987.]
В то же время недостатком природных регуляторных пептидов является непродолжительный период их действия. Биологические эффекты пептида Gly-His-Lys являются относительно непродолжительными вследствие деградации молекулы протеазами. Обогащение пептидной последовательности пролином является одним из способов повышения устойчивости и увеличения периода активности пептида[пат. 2443711 Рос. Федерация : МПК C07K 14/00 / Андреева Л.А, Гривенников И.А., Гаврилова С.А., Долотов О.В., Каменский А.А., Кошелев В.Б., Левицкая Н.Г., Мясоедов Н.Ф.; патентообладатель: Учреждение Российской академии наук Институт молекулярной генетики РАН (ИМГ РАН). – №2011103680/10 ;заявл. 02.02.2011; опубл 27.02.2012, Бюл. № 6].
В данном случае к пептиду GHK была присоединена пролинсодержащая пептидная последовательность Val-Glu-Pro. При этом в результате присоединения пролинсодержащей последовательности к имеющемуся пептиду Gly-His-Lys образовался качественно новый пептид, обладающий уникальными свойствами.
Данные о влиянии пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro на обучаемость и память в литературных источниках отсутствуют. Данное исследование было проведено впервые.
Технический результат изобретения: применение пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro для повышения обучаемости и улучшения памяти.
Технический результат изобретения достигается путем применения пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro для повышения обучаемости и улучшения памяти. Нами был использован препарат, разработанный и синтезированный в Институте молекулярной генетики РАН. Растворенный в изотоническом растворе хлорида натрия пептид Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro вводился экспериментальным животным (крысы) парентерально (внутрибрюшинно) в дозе50,0 мкг/кг массы тела за 15 минут до проведения обучения четырехкратно в течение четырех дней. Для изучения эффекта, оказываемого на обучаемость и память, использовалась методика обучения в Т-лабиринте с положительным пищевым подкреплением.
Пример конкретного выполнения.
Эксперимент был выполнен на крысах-самцах Wistar массой 170-190 г. Животные содержались в стандартных условиях при температуре 22-24оС, двенадцатичасовом световом режиме и на стандартном рационе питания и питья без ограничения. Для проведения эксперимента животные были разделены на группы по 16 особей в каждой.
Действие пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro на обучаемость и память оценивалось при помощи методики Т-образного лабиринта с положительным пищевым подкреплением согласно рекомендациям. [Руководство по проведению доклинических исследований лекарственных средств. Часть первая. / под. ред. А.Н. Миронова. – М. : Гриф и К, 2012. – 944 с.].
Т-образный лабиринт представляет собой установку, состоящую из стартовой камеры, отделенной перегородкой, стартового рукава и отходящих от него под прямым углом боковых рукавов. Перед началом обучения для угасания ориентировочно-исследовательского рефлекса животных помещали на 30 мин в день в установку Т-лабиринта в течение 2-х дней. Затем крыс с пищевой депривацией в течение 48 ч помещали в стартовый отсек Т-образного лабиринта, в правом рукаве которого помещена кормушка с пищей. Проба выполнялась 5 раз с интервалом в 1 минуту. Животному на поиск корма давалось 3 минуты. Эксперимент длился 4 дня. В результате обучения были отобраны животные, выполнявшие 5 из 5 попыток на 4-й день обучения.
На 9-й день после проведения эксперимента на отобранных животных проводилось воспроизведение результата обучения. После 48-часовой пищевой депривации животное помещалось в стартовый отсек лабиринта, в правом рукаве которого помещена кормушка с пищей.Проба повторялась пятикратно с интервалом в 1 минуту. Воспроизведение также длилось 4 дня. В ходе воспроизведения инъекций пептида не проводилось.
В эксперименте регистрировали латентный период (время от момента посадки животного в лабиринт, до выхода из стартовой камеры), время реакции (время от момента выхода из стартового отсека до взятия корма), число ошибок, число выполненных и невыполненных реакций.
Эксперимент проводился при помощи экспериментальной установки фирмы Panlab (Испания).
Пептид, растворенный в физиологическом растворе, животным вводился внутрибрюшинно в дозе 50,0 мкг/кг массы тела за 15 минут до проведения обучения четырехкратно в течение четырех дней. Контрольным животным вводился физиологический раствор в эквивалентном объёме.
Для статистической обработки данных использовалась программа STATISTICA 10. Для проверки нормальности распределения использовался критерий Шапиро-Уилка. Для выявления достоверных различий результатов использовался непараметрический критерий Краскела-Уоллиса для сравнения распределений в множестве независимых выборок, а также критерий Манна-Уитни.
В результате проведенного исследования установлено, что Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro в дозе 50,0 мкг/кг в первый день обучения достоверно сокращалось время реакции животного. Тоже происходило и на второй день обучения. На третий день достоверных отличий от контрольной группы установлено не было. На четвертый день обучения отмечалось достоверное сокращение латентного периода в сравнении с контрольной группой.
На первый и второй день воспроизведения отмечалось достоверное увеличение латентного периода, однако время реакции было достоверно меньше, чем в контрольной группе. В третий и четвертый день воспроизведения достоверных отличий выявлено не было (таб. 1).
Таблица 1. Влияние пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro на обучение и память в методике Т-образного лабиринта с положительным пищевым подкреплением.
Обучение | Воспроизведение | ||||
Контрольная группа | GHK-VEP 50,0 | 1,9 (1,1-6,8) | 10,6 (6,2-22,4)* | ||
1-й день | Латентный период | 8,9 (7,0-11,0) | 9,2 (5,2-16,9) | 55,3 (36,2-72,1) | 7,8 (4,4-15,1)* |
Время реакции | 39,4 (20,0-69,4) | 13,0 (10,1-31,2)* | 2 (1-3) | 1 (0-1,5) | |
Число ошибок | 3 (2-4) | 1 (1-1,5) | 3,5 (2-5) | 5 (5-5) | |
Число выполненных реакций | 4 (4-4) | 4 (3-5) | 2,2 (1,1-10,1) | 11,7 (6,8-17,8)* | |
2-й день | Латентный период | 5,1 (2,7-10,2) | 8,5 (4,1-18,3) | 10,9 (7,9-34,6) | 6,7 (3,8-13,5)* |
Время реакции | 85,8 (13,5-140,2) | 17,5 (4,6-42,0)* | 1,5 (1-2) | 0,5 (0-1,5) | |
Число ошибок | 2,5 (1-4) | 2 (1-2) | 5 (5-5) | 5 (5-5) | |
Число выполненных реакций | 4,5 (4-5) | 5(3-5) | 5,6 (3,4-7,7) | 4,2 (1,8-12,8) | |
3-й день | Латентный период | 1,2 (0,6-9,0) | 4,3 (1,8-19,0) | 7,6 (4,0-11,0) | 4,5 (3,6-8,7) |
Время реакции | 18,4 (7,5-46,7) | 13,2 (8,3-41,6) | 0,5 (0-1) | 1 (0-1) | |
Число ошибок | 2,5 (2-3) | 1 (1-2) | 4,5 (4-5) | 5 (4,5-5) | |
Число выполненных реакций | 2,5 (0-5) | 4 (3-5) | 5,6 (2,9-6,4) | 2,0 (0,9-7,4) | |
4-й день | Латентный период | 9,0 (7,5-12,5) | 4,2 (1,4-8,5)* | 3,9 (3,4-8,1) | 3,8 (3,2-7,2) |
Время реакции | 8,0 (6,0-37,9) | 7,0 (4,7-16,9) | 0,5 (0-1) | 0,5 (0-1) | |
Число ошибок | 1,5 (0-3) | 0 (0-1) | 5 (5-5) | 5 (5-5) | |
Число выполненных реакций | 5 (5-5) | 5 (5-5) |
Примечание: * – достоверные отличия (p<0,05) в сравнении с контрольной группой.
Таким образом, результаты исследованияпоказывают положительное действие пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro на обучаемость и память в дозе 50,0 мкг/кг массы тела. Эффект является длительным и сохраняется при воспроизведении результатов обучения.
Данный способ основан на применении регуляторного пептида, относящегося к классу биологически активных веществ, обладающих выраженным модуляторным эффектом и биологической полифункциональностью, не является трудоемким и не требует использования сложного оборудования.
Применение пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro, имеющего формулу (NH2)Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro(COOH), для повышения обучаемости и улучшения памяти.