Применение пептида gly-his-lys-val-glu-pro для повышения обучаемости и улучшения памяти.

Изобретение относится к медицине, а именно к фармакологии, патофизиологии и физиологии. Сущностью изобретения является применение пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro, имеющего формулу (NH2)Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro(COOH), для повышения обучаемости и улучшения памяти. 1 табл.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к фармакологии, патофизиологии и физиологии, и может быть использовано для повышения обучаемости и улучшения памяти при применении пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro в различных дозировках.

Трипептид Gly-His-Lys обладает широким спектром биологических эффектов, к которым относятся улучшение заживление ран и регенерация тканей, увеличение синтеза коллагена фибробластами, ангиогенез и рост нервов, антиоксидантное, противовоспалительное, иммунотропное, а также нейротропное и анксиолитическое действие.[Regenerative and Protective Actions of the GHK-Cu Peptide in the Light of the New Gene Data/ L. Pickart, A. Margolina// Int J Mol Sci. 2018. – 2018. – 19(7). – doi: 10.3390/ijms19071987.]

В то же время недостатком природных регуляторных пептидов является непродолжительный период их действия. Биологические эффекты пептида Gly-His-Lys являются относительно непродолжительными вследствие деградации молекулы протеазами. Обогащение пептидной последовательности пролином является одним из способов повышения устойчивости и увеличения периода активности пептида[пат. 2443711 Рос. Федерация : МПК C07K 14/00 / Андреева Л.А, Гривенников И.А., Гаврилова С.А., Долотов О.В., Каменский А.А., Кошелев В.Б., Левицкая Н.Г., Мясоедов Н.Ф.; патентообладатель: Учреждение Российской академии наук Институт молекулярной генетики РАН (ИМГ РАН). – №2011103680/10 ;заявл. 02.02.2011; опубл 27.02.2012, Бюл. № 6].

В данном случае к пептиду GHK была присоединена пролинсодержащая пептидная последовательность Val-Glu-Pro. При этом в результате присоединения пролинсодержащей последовательности к имеющемуся пептиду Gly-His-Lys образовался качественно новый пептид, обладающий уникальными свойствами.

Данные о влиянии пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro на обучаемость и память в литературных источниках отсутствуют. Данное исследование было проведено впервые.

Технический результат изобретения: применение пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro для повышения обучаемости и улучшения памяти.

Технический результат изобретения достигается путем применения пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro для повышения обучаемости и улучшения памяти. Нами был использован препарат, разработанный и синтезированный в Институте молекулярной генетики РАН. Растворенный в изотоническом растворе хлорида натрия пептид Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro вводился экспериментальным животным (крысы) парентерально (внутрибрюшинно) в дозе50,0 мкг/кг массы тела за 15 минут до проведения обучения четырехкратно в течение четырех дней. Для изучения эффекта, оказываемого на обучаемость и память, использовалась методика обучения в Т-лабиринте с положительным пищевым подкреплением.

Пример конкретного выполнения.

Эксперимент был выполнен на крысах-самцах Wistar массой 170-190 г. Животные содержались в стандартных условиях при температуре 22-24оС, двенадцатичасовом световом режиме и на стандартном рационе питания и питья без ограничения. Для проведения эксперимента животные были разделены на группы по 16 особей в каждой.

Действие пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro на обучаемость и память оценивалось при помощи методики Т-образного лабиринта с положительным пищевым подкреплением согласно рекомендациям. [Руководство по проведению доклинических исследований лекарственных средств. Часть первая. / под. ред. А.Н. Миронова. – М. : Гриф и К, 2012. – 944 с.].

Т-образный лабиринт представляет собой установку, состоящую из стартовой камеры, отделенной перегородкой, стартового рукава и отходящих от него под прямым углом боковых рукавов. Перед началом обучения для угасания ориентировочно-исследовательского рефлекса животных помещали на 30 мин в день в установку Т-лабиринта в течение 2-х дней. Затем крыс с пищевой депривацией в течение 48 ч помещали в стартовый отсек Т-образного лабиринта, в правом рукаве которого помещена кормушка с пищей. Проба выполнялась 5 раз с интервалом в 1 минуту. Животному на поиск корма давалось 3 минуты. Эксперимент длился 4 дня. В результате обучения были отобраны животные, выполнявшие 5 из 5 попыток на 4-й день обучения.

На 9-й день после проведения эксперимента на отобранных животных проводилось воспроизведение результата обучения. После 48-часовой пищевой депривации животное помещалось в стартовый отсек лабиринта, в правом рукаве которого помещена кормушка с пищей.Проба повторялась пятикратно с интервалом в 1 минуту. Воспроизведение также длилось 4 дня. В ходе воспроизведения инъекций пептида не проводилось.

В эксперименте регистрировали латентный период (время от момента посадки животного в лабиринт, до выхода из стартовой камеры), время реакции (время от момента выхода из стартового отсека до взятия корма), число ошибок, число выполненных и невыполненных реакций.

Эксперимент проводился при помощи экспериментальной установки фирмы Panlab (Испания).

Пептид, растворенный в физиологическом растворе, животным вводился внутрибрюшинно в дозе 50,0 мкг/кг массы тела за 15 минут до проведения обучения четырехкратно в течение четырех дней. Контрольным животным вводился физиологический раствор в эквивалентном объёме.

Для статистической обработки данных использовалась программа STATISTICA 10. Для проверки нормальности распределения использовался критерий Шапиро-Уилка. Для выявления достоверных различий результатов использовался непараметрический критерий Краскела-Уоллиса для сравнения распределений в множестве независимых выборок, а также критерий Манна-Уитни.

В результате проведенного исследования установлено, что Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro в дозе 50,0 мкг/кг в первый день обучения достоверно сокращалось время реакции животного. Тоже происходило и на второй день обучения. На третий день достоверных отличий от контрольной группы установлено не было. На четвертый день обучения отмечалось достоверное сокращение латентного периода в сравнении с контрольной группой.

На первый и второй день воспроизведения отмечалось достоверное увеличение латентного периода, однако время реакции было достоверно меньше, чем в контрольной группе. В третий и четвертый день воспроизведения достоверных отличий выявлено не было (таб. 1).

Таблица 1. Влияние пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro на обучение и память в методике Т-образного лабиринта с положительным пищевым подкреплением.

Обучение Воспроизведение
Контрольная группа GHK-VEP 50,0 1,9 (1,1-6,8) 10,6 (6,2-22,4)*
1-й день Латентный период 8,9 (7,0-11,0) 9,2 (5,2-16,9) 55,3 (36,2-72,1) 7,8 (4,4-15,1)*
Время реакции 39,4 (20,0-69,4) 13,0 (10,1-31,2)* 2 (1-3) 1 (0-1,5)
Число ошибок 3 (2-4) 1 (1-1,5) 3,5 (2-5) 5 (5-5)
Число выполненных реакций 4 (4-4) 4 (3-5) 2,2 (1,1-10,1) 11,7 (6,8-17,8)*
2-й день Латентный период 5,1 (2,7-10,2) 8,5 (4,1-18,3) 10,9 (7,9-34,6) 6,7 (3,8-13,5)*
Время реакции 85,8 (13,5-140,2) 17,5 (4,6-42,0)* 1,5 (1-2) 0,5 (0-1,5)
Число ошибок 2,5 (1-4) 2 (1-2) 5 (5-5) 5 (5-5)
Число выполненных реакций 4,5 (4-5) 5(3-5) 5,6 (3,4-7,7) 4,2 (1,8-12,8)
3-й день Латентный период 1,2 (0,6-9,0) 4,3 (1,8-19,0) 7,6 (4,0-11,0) 4,5 (3,6-8,7)
Время реакции 18,4 (7,5-46,7) 13,2 (8,3-41,6) 0,5 (0-1) 1 (0-1)
Число ошибок 2,5 (2-3) 1 (1-2) 4,5 (4-5) 5 (4,5-5)
Число выполненных реакций 2,5 (0-5) 4 (3-5) 5,6 (2,9-6,4) 2,0 (0,9-7,4)
4-й день Латентный период 9,0 (7,5-12,5) 4,2 (1,4-8,5)* 3,9 (3,4-8,1) 3,8 (3,2-7,2)
Время реакции 8,0 (6,0-37,9) 7,0 (4,7-16,9) 0,5 (0-1) 0,5 (0-1)
Число ошибок 1,5 (0-3) 0 (0-1) 5 (5-5) 5 (5-5)
Число выполненных реакций 5 (5-5) 5 (5-5)

Примечание: * – достоверные отличия (p<0,05) в сравнении с контрольной группой.

Таким образом, результаты исследованияпоказывают положительное действие пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro на обучаемость и память в дозе 50,0 мкг/кг массы тела. Эффект является длительным и сохраняется при воспроизведении результатов обучения.

Данный способ основан на применении регуляторного пептида, относящегося к классу биологически активных веществ, обладающих выраженным модуляторным эффектом и биологической полифункциональностью, не является трудоемким и не требует использования сложного оборудования.

Применение пептида Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro, имеющего формулу (NH2)Gly-His-Lys-Val-Glu-Pro(COOH), для повышения обучаемости и улучшения памяти.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пептидам, обладающим способностью связываться с клеточными рецепторами, микрокапсуле, включающей пептид, связанный с ней, и косметической композиции, содержащей микрокапсулу.

Изобретение относится к области биотехнологии. Описана группа изобретений, включающая соединение, обладающее активностью антагониста рецептора соматостатина типа 2 (SSTR2), или его фармацевтически приемлемую соль, фармацевтическую композицию для ингибирования активности рецептора соматостатина типа 2, способ ингибирования активности рецептора соматостатина типа 2, способ предупреждения или лечения гипогликемии, способ лечения диабета, применение соединения или его соли для ингибирования активности рецептора соматостатина типа 2, применение соединения или его соли для получения лекарственного средства для ингибирования активности рецептора соматостатина типа 2, применение соединения или его соли для предотвращения или лечения гипогликемии, применение соединения или его соли для получения лекарственного средства для предотвращения или лечения гипогликемии, применение соединения или его соли для лечения диабета, применение соединения или его соли для получения лекарственного средства для лечения диабета.

Настоящее изобретение относится к области иммунологии. Предложены способ получения поликлональных антител против пресепсина, композиция антител для обнаружения сепсиса или способствующая обнаружению или диагностике сепсиса.

Изобретение относится к области получения комбинированных покрытий для титана на основе биологически активных RGD-функционализированных бифосфонатных производных Arg-Gly-Asp-Cys-(RGDC)-замещенных ({[(2,5-диоксо-пирролидин-1-ил)алканоил]амино}-1-гидроксиалкан-1,1-диил)бисфосфоновых кислот и применению указанных соединений в качестве органических покрытий для моделирования биологической активности ПЭО-модифицированной поверхности титановых имплантатов.

Настоящая группа изобретений относится к биологии. Предложен выделенный пептид, обладающий способностью в присутствии антигенпредставляющей клетки (APC), несущей HLA-A*240, индуцировать цитотоксические T лимфоциты (CTL) против антигена NEIL3.

Изобретение относится к биотехнологии. Предложен способ лечения нарушения пролиферации клеток у млекопитающего, включающий введение пептидного соединения, содержащего (d-Bpa)(d-Ser)(d-Trp)(d-Ser)(d-Phe-2,3,4,5,6-F)(d-Cha), или его фармацевтически приемлемой соли, где пептидное соединение дополнительно содержит присоединенную или конъюгированную проникающую в клетки молекулу, причем содержание лейкоцитов у млекопитающего составляет менее чем приблизительно 10000 лейкоцитов на микролитр (БКК/мкл) крови.

Изобретение относится к эпитопным пептидам, полученным из MPHOSPH1, со способностью индуцировать цитотоксические T-клетки, к полинуклеотидам, кодирующим такие пептиды, антигенпрезентирующим клеткам, презентирующим пептиды, и цитотоксическим T-клеткам, нацеленным на пептиды, а также к способам индуцирования антигенпрезентирующих клеток или ЦТЛ.

Изобретение относится к биотехнологии. Описаны пептидные последовательности, способные направлять доставку аденоассоциированных вирусов (AAV) для их нацеливания на определенные окружения, например нервную систему и сердце, в организме субъекта.

Изобретение относится к новым твердофазным способам пептидного синтеза аналогов, которые проявляют активность антагониста окситоцина, особенно барусибана и его промежуточных соединений.

Изобретение относится к области биотехнологии, конкретно к противоопухолевым пептидным вакцинам, и может быть использовано в медицине для лечения или профилактики рака.

Изобретениие относится к соединению формулы I-b или его фармацевтически приемлемой соли, обладающим свойствами ингибитора активности ВТК, фармацевтической комозиции на их основе, способу ингибирования активности BTK, способу для лечения заболевания, опосредованного BTK, способу получения соединения формулы I-b.
Наверх