Способ получения катализатора глубокой гидропереработки углеводородного сырья, катализатор и способ гидроочистки углеводородного сырья с его использованием

Изобретение относится к области производства катализаторов гидропереработки, гидроочистки и гидродесульфуризации и способам глубокой гидропереработки углеводородного сырья. Описан способ получения катализатора глубокой гидропереработки углеводородного сырья, содержащего активный компонент в форме смешанных сульфидов Мо и Со, включающий стадии приготовления пропиточного раствора, содержащего прекурсоры активных металлов и органические добавки, пропитку носителя, в качестве которого используют термически стабильный мезопористый оксид алюминия с удельной площадью поверхности не менее 260 м2/г, удельным объемом пор от 0,75 до 1,2 см3/г, средним радиусом пор 3,5-5,5 нм и механической прочностью не менее 2,0 кг/мм, для нанесения активных металлов пропиточный раствор готовят путем растворения триоксида молибдена или молибденовой кислоты в водном растворе гидроперекиси с объемной концентрацией Н2О2 от 12 до 26% при температуре 35-45°С в течение 4-6 часов с последующим добавлением ацетата, или карбоната, или ацетилацетоната кобальта и органических добавок, созревание пропитанного катализатора, сушку и активацию высушенного катализатора. Изобретение также относится к катализатору глубокой гидропереработки углеводородного сырья, полученному вышеуказанным способом, и к способу гидроочистки углеводородного сырья с использованием вышеуказанного катализатора. Технический результат заключается в получении компонентов дизельного топлива, соответствующих по качеству современным нормативным требованиям. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 6 табл., 26 пр.

 

Изобретение относится к области производства катализаторов гидропереработки, гидроочистки и гидродесульфуризации и способам глубокой гидропереработки углеводородного сырья.

В настоящие время для увеличения глубины переработки и получения дополнительных количеств товарных нефтепродуктов глубокой гидропереработке подвергают все большее количество углеводородных фракций вторичного происхождения. Из-за высокого содержания трудноудаляемых сернистых соединений циклического строения, полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) и смолистых веществ вторичные дистилляты подвергаются гидрогенизационной переработке труднее прямогонных фракций.

Проблему усугубляют ужесточающиеся экологические требования, касающиеся в первую очередь снижения содержания серы в моторных топливах. Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза [TP ТС 013/2011 Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (с изменениями на 2 декабря 2015 года)] содержание серы в товарных нефтепродуктах должно находится на уровне менее 10 мг/кг в автомобильных бензинах и дизельном топливе.

Для получения моторных топлив с ультранизким содержанием серы в процессе каталитической очистки необходимо удаление сернистых соединений более чем на 99%, включая наиболее трудноудаляемые алкилзамещенные производные дибензотиофена. Описанная задача решается на нефтеперерабатывающих предприятиях двумя методами. Первый - существенное ужесточение технологических параметров процесса гидропереработки углеводородного сырья, в результате сокращается период межрегенерационного цикла на установке и увеличивается годовое время простоя. Второй, и наиболее эффективный -применение более активных катализаторов гидропереработки для более полного удаления серосодержащих соединений из перерабатываемых углеводородных фракций.

Известны различные гетерогенные катализаторы гидропереработки углеводородного сырья, однако общим недостатком для них является низкая активность в реакциях гидродесульфуризации и высокое остаточное содержание серосодержащих соединений в получаемых с их помощью гидрогенизатах.

Чаще всего для гидропереработки углеводородного сырья используют катализаторы, содержащие кобальт и/или никель и молибден или вольфрам в виде оксидов или сульфидов, нанесенных на пористый, термостойкий носитель, чаще всего - оксид алюминия.

Так, известен катализатор гидроочистки нефтяного сырья и способ его приготовления [патент RU 2137541, МПК B01J 23/88, B01J 37/03, C10G 45/08, опубл. 20.09.1999], который основан на осаждении гидроксида алюминия сульфатным методом, введении в гидроксид алюминия парамолибдата аммония и нитрата никеля, формовке экструзией, сушке, прокаливании, отличающийся термической обработкой гидроксида алюминия и его обработкой одноосновной минеральной кислотой (азотной или соляной) до рН среды в пределах 4-6.

Известен способ приготовления алюмокобальтмолибденового катализатора гидроочистки нефтяных фракций [патент RU 2189860, МПК B01J 37/04, B01J 23/882, опубл. 27.09.2002]. Согласно этому способу катализатор получают введением солей молибдена и кобальта в массу гидроксида алюминия, предварительно пептизированную азотной кислотой, с последующими упариванием и повторной обработкой катализаторной массы одноосновной органической кислотой, с получением гидроксида алюминия, модифицированного соединениями молибдена и кобальта с плотной упаковкой частиц, что позволяет на последующих стадиях производства катализатора - формовке, сушке, прокаливании, получить катализатор, 60-80% объема пор которого составляют поры с радиусом 20-70 Å. Основным недостатком указанных способов приготовления катализатора является низкая доступность активных компонентов в готовых катализаторах. Существенная доля активных металлов изолирована в стенках носителя и не участвует в реакциях гидродесульфуризации. Результатом этого является высокое содержание серы в получаемых продуктах при гидроочистке с использованием катализаторов, полученных описанными способами.

Способы приготовления катализаторов гидроочистки, основанные на нанесении активных компонентов на пористый термостойкий носитель, позволяют избежать потери доступности активных металлов в стенках носителя. Так, известны способы приготовления катализаторов гидроочистки [патент RU 2286846, МПК B01J 23/78, B01J 23/83, B01J 27/19, B01J 21/02, C10J 45/08, опубл. 10.11.2006; патент RU 2306978, МПК B01J 23/88, B01J 23/83, B01J 37/02, опубл. 27.09.2007; патент RU 2536965, МПК B01J 37/02, B01J 23/88, B01J 23/882, B01J 23/883, опубл. 22.05.2013], основанные на пропитке алюмооксидного носителя водным раствором соединений активных компонентов: азотнокислого кобальта и/или никеля и парамолибдата аммония. Основным недостатком указанных способов является низкая активность полученных по ним катализаторов, не позволяющая получить глубокоочищенное моторное топливо с содержанием серы менее 10 мг/кг. Это связано как с ограниченной растворимостью парамолибдата аммония, что приводит к ограничениям по количеству металлов, которые можно внести за одну пропитку, так и с присутствием в пропиточном растворе, а затем и на поверхности катализатора, азотсодержащих анионов, которые отрицательно влияют на каталитические свойства формируемой активной фазы катализаторов гидропереработки углеводородного сырья.

Недостатком известного способа получения катализатора [патент RU 2536965, МПК B01J 37/02, B01J 23/88, B01J 23/882, B01J 23/883, опубл. 22.05.2013] является двухстадийное введение активных компонентов. Кроме того, применение при синтезе аммиачного раствора, снижает прочность готового катализатора, приводит к нерегулируемому изменению пористой структуры и в итоге к снижению активности катализатора.

Для повышения активности катализаторов гидропереработки углеводородного сырья в состав пропиточного раствора вводят ортофосфорную кислоту [патент RU 2387475, МПК B01J 21/04, B01J 27/19, B01J 27/24, C01G 45/08, опубл. 27.04.2010; патент RU 2306978, МПК B01J 23/88, B01J 23/83, B01J 37/02, опубл. 27.09.2007; патент RU 2286846, МПК B01J 23/78, B01J 23/83, B01J 27/19, B01J 21/02, C10G 45/08, опубл. 10.11.2006], которая позволяет получать и стабилизирует высоко концентрированные растворы солей молибдена, позволяя синтезировать катализаторы с большими концентрациями активных металлов. Недостатком указанных способов является повышенная кислотность готовых катализаторов из-за присутствия ортофосфорной кислоты в пропиточном растворе, что в результате способствует протеканию побочных реакций крекинга и снижению выхода целевых продуктов, вместе с более интенсивной дезактиваций катализатора. Большее количество металлов в катализаторе так же приводит к нежелательному снижению доступной удельной поверхности.

В патентах [патент RU 2562607, МПК B01J 27/051, B01J 37/02, B01J 37/04, B01J 37/08, B01J 37/20, C10G 45/08, опубл. 10.09.2015; патент RU 2661866, МПК B01J 37/02, B01J 27/185, B01J 21/04, B01J 27/19, B01J 23/882, B01J 23/883, C10G 45/08, опубл. 20.07.2018; патент RU 2678578, МПК B01J 37/20, B01J 37/00, B01J 37/02, B01J 27/19, B01J 23/883, B01J 37/28, B01J 35/10, B01J 35/00, B01J 31/04, опубл. 30.01.2019; патент RU 2402380, МПК B01J 23/882, B01J 23/883, B01J 21/02, B01J 21/04, B01J 37/02, C10G 45/08, B01J 38/62, опубл. 27.10.2010 и др.] описаны способы получения катализаторов с применением пропиточных растворов, дополнительно содержащих органические добавки, часто органические кислоты, например, лимонную. Органические добавки выполняют функцию снижения взаимодействия прекурсоров активной фазы с носителем и вероятность образования нежелательных кобальт-содержащих фаз Co3O4 и CoAl2O4. Недостатком указанных способов является интенсивное образование углеродных отложений на поверхности катализатора в процессе сульфирования из-за разложения органических добавок. Образующийся углерод может блокировать активные центры катализатора в начальный период эксплуатации. Взаимодействие органических добавок с предшественником молибдена, снижает скорость его сульфидирования.

Описан катализатор гидроочистки тяжелых нефтяных фракций и способ его приготовления [патент RU 2414963, МПК B01J 21/04, B01J 21/08, B01J 23/30, B01J 23/14, B01J 37/02, B01J 23/755, B01J 23/28, B01J 23/20, B01J 27/14, C10G 45/08, опубл. 07.07.2008], согласно которому в качестве прекурсоров активных металлов применяются гетерополисоединения кремния и фосфора, промотор активного компонента оксид никеля NiO, модификаторы носителя V2O5 и SnO2. Основным недостатком данного катализатора является способ введения вольфрама, который является компонентом активной фазы.

В качестве прекурсоров активных металлов наряду с солями могут использоваться комплексные соединения, в том числе и полиоксометаллаты. Так, известен катализатор гидроочистки [патент RU 2387475, МПК B01J 21/04, B01J 27/19, B01J 27/24, C10G 45/08, опубл. 27.04.2010], имеющий объем пор 0,3-0,7 мл/г, удельную поверхность 200-350 м2/г и средний диаметр пор 9-13 нм, отличающийся тем, что он содержит биметаллическое комплексное соединение [M(H2O)2(H2N)2CO]2[P2Mo5O23]×0,5M(H2O)6 - 20-30 мас. %, что соответствует содержанию в прокаленном при 550°С катализаторе, мас. %: МоО3 - 12,0-18,0; М - 3,0-4,6; Р2О5 - 2,3-3,6 Al2O3 - остальное, в качестве М катализатор содержит Со2+ или Ni2+ или их смесь. Основным недостатком данного катализатора является сложность получения исходных соединений для приготовления, присутствие в пропиточном растворе иона аммония, оказывающего отрицательное воздействие на каталитическую активность и высокое содержание серы в получаемых продуктах при гидроочистке с его использованием.

В патенте [патент RU 2573561, МПК B01J 23/882, опубл. 20.01.2016] описан катализатор гидрообессеривания углеводородного сырья, состоящий из ГПС, содержащего как минимум один из следующих гетерополианионов [Co2Mo10O38H4]6-, [Со(ОН)6Мо6О18]3- [Ni(OH)6Mo6O18]2-, [Ni2Mo10O38H4]6-, [P2Mo5O23]6-, [PMo12O40]3-, [SiMo12O40]4-, [Co(OH)6W6O18]3-, [PW12O40]3-, [SiW12O40]4-, [PMonW12-nO40]3- (где n=1-11), [PVnMo12-nO40](3+n)- (где n=1-4), и органической добавки, представляющей собой соединение, содержащее по меньшей мере одну карбоксильную группу и 2-20 углеродных атомов, при этом содержание органической добавки составляет 5-15 мас. % от веса катализатора, нанесенного на пористый носитель (содержание MoO3 и/или WO3 в прокаленном при 550°С катализаторе составляет 14,0-23,0 мас. %; СоО и/или NiO - 4,0-6,5 мас. %). В качестве соединения кобальта используется одно из ряда: гидроксид кобальта Со(ОН)2⋅nH2O (n=0-5), кобальт углекислый CoCO3, кобальт углекислый основной СоСО3⋅1,5Со(ОН)2⋅nH2O (n=0,5-5,0), ацетат кобальта Со(СН3СОО)2. В качестве соединения никеля используется одно из ряда: гидроксид никеля Ni(OH)2⋅nH2O (n=0-5), никель углекислый NiCO3, никель углекислый основной NiCO3⋅nNi(OH)2⋅mH2O (n=1-3, m=0,5-5,0), ацетат никеля Ni(CH3COO)2. Пористый носитель представляет собой оксид алюминия, оксид кремния, оксид титана, оксид циркония, оксид магния, цеолит, алюмосиликат, алюмофосфат и их сочетания. Основным недостатком способа приготовления описанного катализатора является присутствие в пропиточном растворе лимонной и/или винной кислот, которые взаимодействуя с алюмооксидным носителем, существенно снижают прочность готового катализатора. Присутствие фосфора в составе катализатора повышает кислотность и способствует протеканию нежелательных реакций крекинга углеводородного сырья.

Общим недостатком для вышеперечисленных способов приготовления катализаторов является то, что получаемые катализаторы не позволяют получать очищенные продукты с ультранизким содержанием серы при мягких условиях ведения процесса гидропереработки нефтяных фракций, протекание побочных реакций крекинга за счет повышенной кислотности, а также дезактивация, вызванная отложениями кокса.

Наиболее близким по своей технической сущности к заявляемому способу приготовления катализатора является способ получения катализатора гидрообессеривания дизельных фракций [патент RU 2314154, МПК B01J 23/882, B01J 23/883, опубл. 10.01.2008], при котором используется алюмооксидный носитель, в том числе модифицированный кислотными добавками и пропиточный раствор, содержащий комплексные соединения молибдена и кобальта (никеля), стабилизированные смесью комплексообразующих органических кислот (лимонной, молочной, малоновой, уксусной, муравьиной).

Присутствие в пропиточном растворе комплексообразующих органических кислот, особенно лимонной, в том числе в виде моногидрата и/или цитрата кобальта, оказывает воздействие на алюмооксидный носитель, снижает прочность катализатора, приводит к нерегулируемому изменению пористой структуры и в итоге к снижению активности катализатора. Описанные в способе комплексные соединения молибдена и кобальта стабильны не во всем интервале предлагаемых условий синтеза, склонны к изменению своего состава, особенно внутримолекулярного мольного отношения Co(Ni)/Mo, за счет образования полимолибдатов, что приводит к образованию оксидного предшественника неоптимального состава и, как результат, снижению каталитической активности получаемых катализаторов. Использование модифицированных кислотными добавками алюмооксидных носителей и/или присутствие в пропиточном растворе ортофосфорной кислоты приводит к увеличению кислотности получаемых катализаторов и снижению выхода целевых очищенных продуктов.

Основным недостатком данного способа приготовления катализатора является то, что полученные с его использованием катализаторы не позволяют получать очищенные продукты с остаточным содержанием серы менее 10 мг/кг.

Задачей данного изобретения является разработка способа получения катализатора глубокой гидропереработки углеводородного сырья, катализатора и способа гидроочистки углеводородного сырья с его использованием, позволяющего получать компоненты дизельного топлива, соответствующие по качеству современным нормативным требованиям.

Поставленная задача решается с помощью способа получения катализатора глубокой гидропереработки углеводородного сырья, содержащего активный компонент в форме смешанных сульфидов Мо и Со, включающего стадии приготовления пропиточного раствора, содержащего прекурсоры активных металлов и органические добавки, пропитку носителя, в качестве которого используют термически стабильный мезопористый оксид алюминия с удельной площадью поверхности не менее 260 м2/г, удельным объемом пор от 0,75 до 1,2 см3/г, средним радиусом пор 3,5-5,5 нм и механической прочностью не менее 2,0 кг/мм, для нанесения активных металлов пропиточный раствор готовят путем растворения триоксида молибдена или молибденовой кислоты в водном растворе гидроперекиси с объемной концентрацией Н2О2 от 12 до 26%, при температуре 35-45°С в течении 4-6 часов с последующим добавлением ацетата или карбоната или ацетилацетоната кобальта и органических добавок, созревание пропитанного катализатора, сушку и активацию высушенного катализатора.

Предпочтительно концентрация Со в пропиточном растворе составляет не менее 85 и не более 165 г/л, а концентрация Мо не менее 195 и не более 495 г/л.

Предпочтительно суммарная мольная концентрация органических добавок в готовом пропиточном растворе составляет от 2,0 до 10,0 моль/л.

Предпочтительно готовый пропиточный раствор имеет рН в интервале от 0,9 до 2,5.

Предпочтительно готовый пропиточный раствор содержит гетерополианионы состава [Co2Mo10O38H4]6- и [Со(ОН)6Мо6О18]3- в мольном соотношении от 7:2 до 11:1 моль/моль.

Предпочтительно пропитку носителя в виде экструдатов в форме трилистника или цилиндра с диаметром описанной окружности 1,1-1,5 мм готовым раствором осуществляют во вращающемся вакуумном пропитывателе путем подачи пропиточного раствора на носитель при температуре 20-45°С при постоянном перемешивании в течение 20 минут.

Предпочтительно созревание пропитанного катализатора осуществляют непосредственно во вращающемся вакуумном пропитывателе в течение 4-8 часов при температуре 20-45°С при периодическом перемешивании 1 раз в час путем вращения пропитывателя на 520°.

Предпочтительно пропиточный раствор для приготовления катализатора содержит органические добавки: гидроксикарбоновые кислоты, многоатомные спирты или гидроксикарбоновые кислоты, органические эфиры 2-гидроксибутановой кислоты, серосодержащие органические комплексоны или многоатомные спирты, органические эфиры 2-гидроксибутановой кислоты, серосодержащие органические комплексоны.

Предпочтительно в качестве гидроксикарбоновых кислот используют гидроксиэтановую, 2,3-дигидроксипропановую, 2-гидроксибутановую кислоты или их смеси с мольным отношением в растворе гидроксикислота: молибден от 0,25:1 до 1:1.

Предпочтительно в качестве многоатомных спиртов используют этиленгликоль, диэтиленгликоль, триэтиленгликоль, тетраэтиленгликоль, полиэтиленгликоль с молекулярной массой от 200 до 600 г/моль или их смеси с мольным отношением в растворе многоатомный спирт:молибден от 0,1:1 до 0,5:1.

Предпочтительно в качестве серосодержащих органических комплексонов используют 2-меркаптоэтанол, 2,3-димеркаптопропанол-1, дитиогликолевая кислота или их смеси с мольным отношением в растворе комплексон: молибден от 0,1:1 до 0,5:1.

Предпочтительно в качестве органических эфиров 2-гидроксибутановой кислоты используют метиловый, этиловый, диметиловый или диэтиловый эфир 2-гидроксибутановой кислоты с мольным отношением в растворе эфир: молибден от 0,25:1 до 0,5:1.

Предпочтительно сушка пропитанного катализатора осуществляется в течение 8 часов при температурах 65-130°С со ступенчатым подъемом температуры.

Предпочтительно активацию высушенного катализатора осуществляют in situ ступенчато в течение 36 часов по следующей программе: 2 часа при 140°С, 12 часов при 240°С, 12 часов при 340°С в токе водорода (общее давление 2,5-3,0 МПа, кратность циркуляции ВСГ/сырье 400-600 нм33 сырья) при равномерном повышении температуры между ступенями (со скоростью 15-25°С/час) и подаче смеси диметилдисульфид-нефтяная фракция (ОСПС=3 ч-1), имеющей температуры начала и конца кипения в интервале 120-240°С, при общем содержании серы в ней 0,5-1,5 мас. %.

Поставленная задача также решается с помощью катализатора глубокой гидропереработки углеводородного сырья, полученного указанным способом, содержащего активный компонент в виде смешанных сульфидов Мо и Со, в количествах равных 10,5-17,5 мас. % и 3,3-5,5 мас. % соответственно, в расчете на прокаленный при 550°С в течении 2 часов оксидный катализатор, нанесенных из пропиточного раствора на термически стабильный мезопористый оксид алюминия с удельной площадью поверхности не менее 260 м2/г, удельным объемом пор от 0,75 до 1,2 см3/г, средним радиусом пор 3,5-5,5 нм и механической прочностью не менее 2,0 кг/мм.

Поставленная задача также решается с помощью способа гидроочистки углеводородного сырья с использованием указанного катализатора, полученного указанным способом, реализуемый при температурах 320-380°С, общем давлении 3,4-4,6 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,2-2,6 ч-1, парциальном давлении водорода на входе в реактор не менее 2,9 МПа.

Предпочтительно гидроочистке подвергают дизельную фракцию с суммарным содержанием легких газойлей каталитического крекинга и/или коксования в смеси не превышает 30 мас. %.

Техническим результатом данного изобретения является способ получения катализатора глубокой гидропереработки углеводородного сырья, катализатор и способ гидроочистки углеводородного сырья с его использованием, позволяющий получать компоненты дизельного топлива, соответствующие по качеству современным нормативным требованиям.

Заявляемый способ приготовления обеспечивает получение катализатора, химический состав и свойства активной фазы которого обуславливают его высокую каталитическую активность в целевых реакциях гидропереработки углеводородного сырья.

Применение триоксида молибдена или молибденовой кислоты, гидроперекиси, ацетата или карбоната или ацетилацетоната кобальта и органических добавок из числа: гидроксикарбоновых кислот, многоатомных спиртов или гидроксикарбоновых кислот, органических эфиров 2-гидроксибутановой кислоты, серосодержащих органических комплексонов или многоатомных спиртов, органических эфиров 2-гидроксибутановой кислоты, серосодержащих органических комплексонов обеспечивает оптимальное взаимодействие прекурсоров активных металлов с носителем, а также формирование оптимальной по характеристикам смешанной сульфидной активной фазы.

Использование термостойкого мезопористого алюмооксидного носителя с удельной площадью поверхности не менее 260 м2/г, удельным объемом пор от 0,75 до 1,1 см3/г, средним радиусом пор 5,5-8,5 нм и механической прочностью не менее 2,0 кг/мм, а также отсутствие кислотных модификаторов в носителе и минеральных кислот, особенно ортофосфорной, в пропиточном растворе обеспечивает низкую кислотность носителя и катализатора на его основе и высокую селективность катализатора в отношении целевых реакций гидропереработки углеводородного сырья. Отсутствие кислотных модификаторов в носителе обеспечивает общую кислотность носителя по NH3 TPD на уровне менее 850 мкмоль/г.Отсутствие в составе катализатора фосфора, бора, кремния позволяет повысить селективность катализатора в отношении целевых реакций гидрогенолиза гетероатомных соединений и устойчивость катализатора к блокировке пористой структуры коксовыми отложениями и компонентами дизельных фракций.

В примерах экструдаты имеют форму трилистника или цилиндра с диаметром описанной окружности 1,1-1,4 мм. При необходимости носитель может иметь и другую форму.

Использование для приготовления пропиточного раствора триоксида молибдена или молибденовой кислоты, растворяемых в водном растворе гидроперекиси при умеренном нагреве с последующим добавлением ацетата или карбоната или ацетилацетоната кобальта и специфических органических добавок, позволяет получить пропиточный раствор, содержащий анионы состава [Co2Mo10O38H4]6- и [Со(ОН)6Мо6О18]3- в мольном соотношении от 7:2 до 11:1 моль/моль, применение которого обеспечивает оптимальное взаимодействие прекурсоров активных металлов между собой и селективное формирование высокоактивной активной фазы.

Пропитку носителя готовым раствором осуществляют во вращающемся вакуумном пропитывателе. Возможно использование и других устройств для пропитки, известных из уровня техники.

Осуществление пропитки, созревания пропитанного катализатора, сушки и активации высушенного катализатора при заявляемых условиях, обеспечивает формирование смешанной сульфидной активной фазы с оптимальными характеристиками и, как результат, оптимальных физико-химических характеристик катализатора глубокой гидропереработки углеводородного сырья с максимальной активностью в целевых реакциях гидрогенолиза гетероатомных соединений нефтяных фракций.

Пропиточный раствор готовят путем растворения в заданных количествах триоксида молибдена или молибденовой кислоты в водном растворе гидроперекиси с объемной концентрацией Н2О2 от 12 до 26%, при температуре 35-45°С в течение 4-6 часов с последующим добавлением ацетата или карбоната или ацетилацетоната кобальта и органических добавок из числа: гидроксикарбоновых кислот, многоатомных спиртов или гидроксикарбоновых кислот, органических эфиров 2-гидроксибутановой кислоты, серосодержащих органических комплексонов или многоатомных спиртов, органических эфиров 2-гидроксибутановой кислоты, серосодержащих органических комплексонов с последующим перемешиванием до однородного состава раствора. Концентрация Со в пропиточном растворе составляет не менее 85 и не более 165 г/л, а концентрация Мо не менее 195 и не более 495 г/л; суммарная мольная концентрация органических добавок в готовом пропиточном растворе составляет от 2,0 до 10,0 моль/л; пропиточный раствор имеет рН в интервале от 0,9 до 2,5 и отличается тем, что содержит гетерополианионы состава [Co2Mo10O38H4]6- и [Co(OH)6Mo6O18]3- в мольном соотношении от 7:2 до 11:1 моль/моль. Пропитку готовым раствором предварительно высушенного носителя с освобожденным внутренним объемом пор от воздуха осуществляют во вращающемся вакуумном пропитывателе путем подачи пропиточного раствора на носитель при температуре 20-45°С при постоянном перемешивании в течение 20 минут. Созревание пропитанного катализатора осуществляют непосредственно во вращающемся вакуумном пропитывателе в течение 4-8 часов при температуре 20-45°С при периодическом перемешивании 1 раз в час путем вращения пропитывателя на 520°. Сушку пропитанного катализатора осуществляется в течение 8 часов при температурах 65-130°С со ступенчатым подъемом температуры. Активацию высушенного катализатора осуществляют in situ ступенчато в течение 36 часов по следующей программе: 2 часа при 140°С, 12 часов при 240°С, 12 часов при 340°С в токе водорода (общее давление 2,5-3,0 МПа, кратность циркуляции ВСГ/сырье 400-600 нм33 сырья) при равномерном повышении температуры между ступенями (со скоростью 15-25°С/час) и подаче смеси диметилдисульфид-нефтяная фракция (ОСПС=3 ч-1), имеющей температуры начала и конца кипения в интервале 120-240°С, при общем содержании серы в ней 0,5-1,5 мас. %. Гидропереработку углеводородного сырья - гидроочистку дизельной фракции с использованием вышеописанного катализатора проводят при температурах 320-380°С, общем давлении 3,4-4,6 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,2-2,6 ч-1, парциальном давлении водорода на входе в реактор не менее 2,9 МПа. Суммарное содержание вторичных газойлей ЛГКК и ЛГЗК в смеси не превышает 30 мас. %.

Для приготовления пропиточного раствора использовали прекурсоры и органические добавки, согласно таблице 1, в количествах, указанных в таблице 2. Свойства готовых пропиточных растворов приведены в таблице 3. Характеристики носителей, использованных для приготовления катализаторов, представлены в таблице 4. Содержание активных металлов в готовых катализаторах, а также условия синтеза на каждой из стадий приготовления приведены в таблице 5. Условия процесса гидропереработки углеводородного сырья в присутствии полученных катализаторов, характеристики сырья и полученных гидрогенизатов представлены в таблице 6.

Процесс гидропереработки углеводородного сырья для испытания катализаторов осуществляли на проточной пилотной установке под давлением водорода. Получаемые гидрогенизаты стабилизировали, отделяя газообразные продукты в сепараторе под давлением равном рабочему давлению на установке, и температуре 25°С. Дегазированные гидрогенизаты обрабатывали 15%-ным раствором щелочи NaOH в течение 10 мин и промывали дистиллированной водой до нейтральной реакции промывных вод. Освобожденные от растворенного сероводорода гидрогенизаты высушивали над прокаленным CaCl2. Остаточное содержание серы в гидрогенизатах определяли согласно ГОСТ Р ЕН ИСО 20846-2006.

Пример 1. Пропиточный раствор готовят путем растворения триоксида молибдена в количестве 277,2 г в водном растворе гидроперекиси массой 315 г с объемной концентрацией Н2О2 24%, при температуре 45°С в течение 4 часов с последующим добавлением 213,3 г ацетата кобальта и гидроксиэтановой кислоты в количестве 104,4 г, 2,3-дигидроксипропановой кислоты в количестве 72,8 г и этиленгликоля в количестве 35,5 г при постоянном перемешивании до получения гомогенного раствора. Концентрация Со в пропиточном растворе составляет 76 г/л, а концентрация Мо - 323 г/л; мольное отношение органических добавок к молибдену в готовом пропиточном растворе составляет 3,1 моль/моль; пропиточный раствор имеет рН 2,0 и отличается тем, что содержит гетерополианионы состава [Co2Mo10O38H4]6- и [Co(OH)6Mo6O18]3- в мольном соотношении 10:1 моль/моль.

Пропитку готовым раствором предварительно высушенного носителя с освобожденным внутренним объемом пор от воздуха в количестве 1000 г и следующими текстурными характеристиками: удельная площадь поверхности 264 м2/г, объем пор 0,85 см3/г, средний радиус пор 4,4 нм, в виде экструдатов в форме цилиндра с диаметром 1,2 мм и механической прочностью 2,6 кг/мм, осуществляют во вращающемся вакуумном пропитывателе путем подачи пропиточного раствора на носитель при температуре 45°С при постоянном перемешивании в течение 20 минут. Созревание пропитанного катализатора осуществляют непосредственно во вращающемся вакуумном пропитывателе в течение 4 часов при температуре 45°С при периодическом перемешивании 1 раз в час путем вращения пропитывателя на 520°. Сушку пропитанного катализатора осуществляют в течение 8 часов при температуре 65-130°С со ступенчатым подъемом температуры.

Стадию активации (сульфирования) катализатора осуществляют путем пропускания через предварительно нагретый до 120°С и выдержанный при этой температуре 2 часа катализатор подготовленного сырья - прямогонной среднедистиллятной фракции с началом кипения в диапазоне температур 110-140°С и концом кипения в диапазоне 260-340°С, дополнительно содержащей 1,6 мас. % серы в виде диметилдисульфида. Пропускание подготовленного сырья осуществлялось при постоянной температуре до момента появления жидкого продукта на выходе из реактора. После чего, одновременно с пропусканием через катализатор указанного сырья осуществлялось изменение температуры в реакторе. Нагрев от 120 до 320°С производили со скоростью 15-20°С/час с последующей выдержкой катализатора при 320°С в течение 10 часов. На протяжении всей процедуры активации катализатора объемная скорость подачи подготовленного сырья поддерживалась равной 2 ч-1, объемное отношение водородсодержащий газ/сырье - 500 нм33, давление в системе - 35 ат.

Гидропереработку углеводородного сырья - гидроочистку дизельной фракции с использованием приготовленного и активированного катализатора осуществляли при температуре 320°С, общем давлении 3,8 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,6 ч-1, парциальном давлении водорода на входе в реактор не менее 3,5 МПа. Вторичные газойли в сырье не добавлялись. Характеристика полученных гидрогенизатов представлена в таблице 6.

Примеры 2-26 аналогичны примеру 1 по существу, но отличаются конкретными условиями проведения синтеза, составом пропиточного раствора, составом и свойствами носителя и катализатора, а также параметрами проведения процесса гидроочистки, которые приведены в соответствующих таблицах. Номера строк в таблицах 1-6, содержащие данные, необходимые для приготовления, активации и проведения процесса гидроочистки соответствуют номерам примеров. Необходимые для приготовления пропиточного раствора и катализатора соединения приведены в таблице 1, массы исходных соединений - в таблице 2. Таблица 3 отражает характеристики готовых пропиточных растворов. Свойства алюмооксидных носителей, использованных для приготовления катализаторов, приведены в таблице 4, а параметры синтеза и состав готовых катализаторов в таблице 5, параметры проведения процесса гидропереработки углеводородного сырья и достигнутые результаты представлены в таблице 6.

* ГЭК - гидроксиэтановая кислота; ДГПК - 2,3-Дигидроксипропановая кислота; ГБК - 2-гидроксибутановая кислота; ЭГ - этиленгликоль; ДЭГ - диэтиленгликоль; ТЭГ - триэтиленгликоль; ТетЭГ - тетраэтиленгликоль; ПЭГ200 - полиэтиленгликоль (М=200); ПЭГ600 - полиэтиленгликоль (М=600); МЭ - 2-меркаптоэтанол; ДМП - 2,3-димеркаптопропанол-1; ДТГК - дитиогликолевая кислота; М-ГБК - метиловый эфир 2-гидроксибутановой кислоты; ДМ-ГБК - диметиловый эфир 2-гидроксибутановой кислоты; Э-ГБК - этиловый эфир 2-гидроксибутановой кислоты; ДЭ-ГБК - диэтиловый эфир 2-гидроксибутановой кислоты.

1. Способ получения катализатора глубокой гидропереработки углеводородного сырья, содержащего активный компонент в форме смешанных сульфидов Мо и Со, включающий стадии приготовления пропиточного раствора, содержащего прекурсоры активных металлов и органические добавки, пропитку носителя, в качестве которого используют термически стабильный мезопористый оксид алюминия с удельной площадью поверхности не менее 260 м2/г, удельным объемом пор от 0,75 до 1,2 см3/г, средним радиусом пор 3,5-5,5 нм и механической прочностью не менее 2,0 кг/мм, для нанесения активных металлов пропиточный раствор готовят путем растворения триоксида молибдена или молибденовой кислоты в водном растворе гидроперекиси с объемной концентрацией Н2О2 от 12 до 26% при температуре 35-45°С в течение 4-6 часов с последующим добавлением ацетата, или карбоната, или ацетилацетоната кобальта и органических добавок, созревание пропитанного катализатора, сушку и активацию высушенного катализатора.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что концентрация Со в пропиточном растворе составляет не менее 85 и не более 165 г/л, а концентрация Мо не менее 195 и не более 495 г/л.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что суммарная мольная концентрация органических добавок в готовом пропиточном растворе составляет от 2,0 до 10,0 моль/л.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что готовый пропиточный раствор имеет рН в интервале от 0,9 до 2,5.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что готовый пропиточный раствор содержит гетерополианионы состава [Co2Mo10O38H4]6- и [Со(ОН)6Mo6O18]3- в мольном соотношении от 7:2 до 11:1 моль/моль.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что пропитку носителя в виде экструдатов в форме трилистника или цилиндра с диаметром описанной окружности 1,1-1,5 мм готовым раствором осуществляют во вращающемся вакуумном пропитывателе путем подачи пропиточного раствора на носитель при температуре 20-45°С при постоянном перемешивании в течение 20 минут.

7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что созревание пропитанного катализатора осуществляют непосредственно во вращающемся вакуумном пропитывателе в течение 4-8 часов при температуре 20-45°С при периодическом перемешивании 1 раз в час путем вращения пропитывателя на 520°.

8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что пропиточный раствор для приготовления катализатора содержит органические добавки: гидроксикарбоновые кислоты, многоатомные спирты или гидроксикарбоновые кислоты, органические эфиры 2-гидроксибутановой кислоты, серосодержащие органические комплексоны или многоатомные спирты, органические эфиры 2-гидроксибутановой кислоты, серосодержащие органические комплексоны.

9. Способ по п. 8, отличающийся тем, что в качестве гидроксикарбоновых кислот используют гидроксиэтановую, 2,3-дигидроксипропановую, 2-гидроксибутановую кислоты или их смеси с мольным соотношением в растворе гидроксикислота:молибден от 0,25:1 до 1:1.

10. Способ по п. 8, отличающийся тем, что в качестве многоатомных спиртов используют этиленгликоль, диэтиленгликоль, триэтиленгликоль, тетраэтиленгликоль, полиэтиленгликоль с молекулярной массой от 200 до 600 г/моль или их смеси с мольным соотношением в растворе многоатомный спирт:молибден от 0,1:1 до 0,5:1.

11. Способ по п. 8, отличающийся тем, что в качестве серосодержащих органических комплексонов используют 2-меркаптоэтанол, 2,3-димеркаптопропанол-1, дитиогликолевую кислоту или их смеси с мольным сооотношением в растворе комплексон:молибден от 0,1:1 до 0,5:1.

12. Способ по п. 8, отличающийся тем, что в качестве органических эфиров 2-гидроксибутановой кислоты используют метиловый, этиловый, диметиловый или диэтиловый эфир 2-гидроксибутановой кислоты с мольным соотношением в растворе эфир:молибден от 0,25:1 до 0,5:1.

13. Способ по п. 1, отличающийся тем, что сушка пропитанного катализатора осуществляется в течение 8 часов при температурах 65-130°С со ступенчатым подъемом температуры.

14. Способ по любому из пп. 1-13, отличающийся тем, что активацию высушенного катализатора осуществляют in situ ступенчато в течение 36 часов по следующей программе: 2 часа при 140°С, 12 часов при 240°С, 12 часов при 340°С в токе водорода (общее давление 2,5-3,0 МПа, кратность циркуляции ВСГ/сырье 400-600 нм/м сырья) при равномерном повышении температуры между ступенями (со скоростью 15-25°С/ч) и подаче смеси диметилдисульфид-нефтяная фракция (ОСПС=3 ч-1), имеющей температуры начала и конца кипения в интервале 120-240°С, при общем содержании серы в ней 0,5-1,5 мас.%.

15. Катализатор глубокой гидропереработки углеводородного сырья, полученный способом по любому из пп. 1-14, содержащий активный компонент в виде смешанных сульфидов Мо и Со в количествах, равных 10,5-17,5 мас.% и 3,3-5,5 мас.% соответственно, в расчете на прокаленный при 550°С в течение 2 часов оксидный катализатор, нанесенных из пропиточного раствора на термически стабильный мезопористый оксид алюминия с удельной площадью поверхности не менее 260 м2/г, удельным объемом пор от 0,75 до 1,2 см3/г, средним радиусом пор 3,5-5,5 нм и механической прочностью не менее 2,0 кг/мм.

16. Способ гидроочистки углеводородного сырья с использованием катализатора по п. 15, полученного способом по любому из пп. 1-14, реализуемый при температурах 320-380°С, общем давлении 3,4-4,6 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,2-2,6 ч-1, парциальном давлении водорода на входе в реактор не менее 2,9 МПа.

17. Способ гидроочистки по п. 16, отличающийся тем, что гидроочистке подвергают дизельную фракцию с суммарным содержанием легких газойлей каталитического крекинга и/или коксования в смеси не выше 30 мас.%.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смешанному оксиду переходных металлов и его применению в качестве катализатора или предшественника катализатора, такого как катализатор или предшественник катализатора для конверсии углеводородов или, более конкретно, катализатор или предшественник катализатора гидропереработки.

Изобретение относится к вариантам способа загрузки каталитической системы гидрооблагораживания вакуумного газойля. Согласно первому варианту при гидрооблагораживании вакуумного газойля, содержащего более 2,0 масс.

Изобретение относится к способу получения катализатора гидроочистки дизельных фракций, содержащего Со, Мо и Р, включающий приготовление раствора комплексных солей [P2Mo5O23]6-, [РМо12О40]3-, [РМо11О40]3-, [P2Mo18O42]6-, [PMo9O31(ОН)3]6- гетерополианионов, либо их смесей, с использованием H3PO4 и органического модификатора, сочетание и соотношения которых обеспечивают образование в растворе анионов гетерополикислот [P2Mo5O23]6-, [РМо12О40]3-, [РМо11О40]3-, [P2Mo18O42]6-, [PMo9O31(ОН)3]6-, либо их смесей и стабильность их при рН в интервале от 0,7 до 4,5, вакуумирование и пропитку носителя раствором комплексных солей [P2Mo5O23]6-, [РМо12О40]3-, [РМо11О40]3-, [P2Mo18O42]6-, [PMo9O31(ОН)3]6- гетерополианионов, либо их смесей, матурацию пропитанного катализатора и сушку с получением образцов, содержание компонентов в которых соответствует содержаниям оксидов СоО, МоО3 и P2O5 в прокаленном в течение 2 часов при 550°С образце, равным 2,2-6,2 мас.%, 14,0-30,0 мас.% и 0,6-4,9 мас.% соответственно, термостойкий алюмооксидный носитель - остальное, и дальнейшую активацию образцов в токе водорода при подаче смеси диметилдисульфид-нефтяная фракция.
Изобретение относится к каталитически активным материалам. Материал представляет собой смешанный оксид переходных металлов, имеющий формулу (MIa)m(MIIb)n(MIIIc)oCeqHfrNgsOhtXiuSjv, где: MI - металл или смесь металлов, выбранных из группы VIII (группы 8, 9 и 10 по IUPAC); MII - металл, выбранный из группы VIB (группа 6 по IUPAC); MIII - металл, выбранный из группы VIB (группа 6 по IUPAC), который отличается от MII; X - галогенид (группа 17 по IUPAC); a, b, c, e, f, g, h, i и j - состояние валентности MI, MII, MIII, C, H, N, O, X и S; m, n, o, q, r, s, t, u и v - молярное соотношение MI, MII, MIII, C, H, N, O, X и S.

Изобретение раскрывает тяжелое судовое жидкое топливо, состоящее из 100% гидрообработанного тяжелого судового топлива с высоким содержанием серы, причем перед гидрообработкой высокосернистое тяжелое судовое топливо соответствует стандарту ISO 8217:2017 и имеет товарное качество остаточного судового топлива, но имеет содержание серы (ISO 14596 или ISO 8754) более 0,5% мас., и при этом тяжелое судовое топливо является малосернистым и соответствует стандарту ISO 8217:2017, имеет товарное качество остаточного судового топлива и имеет содержание серы (ISO 14596 или ISO 8754) не более 0,5% мас.

Изобретение относится к катализатору - ловушке кремния в составе защитного слоя, используемому в процессах гидроочистки углеводородного сырья после сульфидирования состава непосредственно в реакторе, включающему гидрирующие металлы - оксиды никеля и молибдена, и в качестве носителя оксид алюминия, при этом катализатор имеет следующий состав, % мас.: NiO 0,2-0,5, МоО3 1,0-1,5, носитель Al2O3 - остальное, а в качестве носителя используют переосажденный гидроксид алюминия псевдобемитной структуры, обработанный смесью низкомолекулярных органических кислот и полимерного органического модификатора, причем в качестве низкомолекулярных органических кислот используют смесь винной и щавелевой кислоты при общем содержании 1,0-3,0% мас.

Изобретение относится к области производства катализаторов гидроочистки. Описан катализатор гидроочистки нефтяных фракций, включающий в свой состав никель, молибден, вольфрам и носитель, отличающийся тем, что NiO, MoO3 и WO3 наносят на прокаленный носитель из совместного раствора, содержащего смешанные гетерополисоединения H4[SiMonW12-nO40] (n=1-6), карбонат никеля NiCO3×H2O и органическую добавку, с последующей активацией катализатора смесью диметилдисульфида и керосиновой фракции при 240°C в течение 10 ч и при 340°C в течение 10 ч.

Настоящее изобретение относится к способу десульфирования бензиновой фракции, содержащей сернистые соединения, олефины и диолефины, включающему по меньшей мере следующие этапы: a) фракционирование бензина, чтобы извлечь легкую бензиновую фракцию LCN и первую тяжелую бензиновую фракцию HCN; b) осуществление первого этапа десульфирования первой тяжелой бензиновой фракции HCN; c) частичная конденсация первого десульфированного потока, выходящего с этапа b), чтобы получить газовую фазу, состоящую в основном из водорода и H2S, и жидкую углеводородную фазу HCN, содержащую растворенный H2S; d) разделение жидкой углеводородной фазы HCN на промежуточную бензиновую фракцию MCN и вторую тяжелую бензиновую фракцию HHCN; e) осуществление второго этапа десульфирования второй тяжелой бензиновой фракции HHCN.
Изобретение касается способа гидроочистки сырья каталитического крекинга в присутствии гетерогенного катализатора, в котором используемый катализатор содержит, мас.%: [Ni(Н2О)2]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] - 1,7-6,6, Ni2[H2P2Mo5O23] - 22,6-30,1 и H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 3,1-6,6, носитель - остальное, при этом носитель содержит, мас.%: в пересчете на оксиды неметаллов SiO2 - 0,1-20,0 и B2O3 - 0-10, натрий не более 0,03, γ- и χ-Al2O3 - остальное.
Изобретение относится к области катализа. Описан способ приготовления носителя катализатора гидроочистки углеводородного сырья, содержащего оксид алюминия и соединение кремния или соединения кремния и бора, в котором продукт быстрой термической обработки гидраргиллита измельчают до частиц со средним объёмным диаметром агломератов частиц 5-25 мкм, затем гидратируют, отмывают от натрия, подвергают гидротермальной обработке в виде суспензии в водном растворе азотной кислоты и источника кремния или в водном растворе азотной кислоты и источника кремния и борной кислоты, распылительной сушке, проводят пептизацию порошка при перемешивании водным раствором аммиака с аммиачным модулем не менее 0,075; экструдируют и после термообработки получают носитель, содержащий, мас.%: кремний и бор в пересчете на оксиды неметаллов SiO2 – 0,1-20 и B2O3 – 0-10, натрий – 0,005-0,03, низкотемпературные переходные формы оксида алюминия Al2O3 – остальное, при этом соотношение низкотемпературных переходных форм оксида алюминия χ-Al2O3 и γ-Al2O3 в носителе в мас.% составляет (0-40):(100-60).

Изобретение относится к способу нанесения на подложку покрытия. Способ нанесения на подложку покрытия из пены включает (а) введение пены в подложку, включающую множество каналов, через открытые концы каналов на первом конце подложки, (b) создание вакуума у открытых концов каналов на втором конце подложки, причем посредством вакуума втягивают пену в подложку через открытые концы каналов у первого конца, (с) высушивание и/или кальцинирование подложки, содержащей стабилизированную частицами пену, для получения слоя твердой пены, размещенного на подложке или нанесенного на нее как на носитель, причем подложка выполнена из материала, содержащего по меньшей мере одно из карбида кремния и кордиерита, причем подложка представляет собой ячеистую монолитную подложку, имеющую множество каналов, проходящих продольно вдоль длины подложки, причем пена включает дисперсный материал, и причем пена стабилизирована частицами.
Наверх