Воздухозаборное устройство сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с корпусом летательного аппарата

Изобретение относится к прямоточным воздушно-реактивным двигателям. Воздухозаборное устройство (1) сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с корпусом летательного аппарата, содержит канал (2) с входным окном (3) в виде кольцевого сегмента и критическим сечением (4) и многоскачковое тело торможения воздушного потока. Многоскачковое тело торможения установлено перед входным окном (3) и снабжено обтекаемой воздушным потоком поверхностью, выполненной в виде сопряженных сегментов (6, 7, 8) конических поверхностей с различными углами наклона их образующих к направлению полета, увеличивающимися в направлении к критическому сечению (4) канала. Радиус кривизны конической поверхности каждого сегмента многоскачкового тела торможения воздушного потока уменьшается в направлении к критическому сечению канала. Достигается увеличение тяги двигателя и уменьшение аэродинамического сопротивления. 2 ил.

 

Изобретение относится к прямоточным воздушно-реактивным двигателям (ПВРД), в которых рабочее тело используется только для создания воздушно-реактивной струи, отличающимся сжатием воздушного потока в воздухозаборном устройстве (ВЗУ) за счет скоростного напора, в частности, к сверхзвуковым (СПВРД).

Известно осесимметричное кольцевое ВЗУ СПВРД (Р.И. Курзинер, «Реактивные двигатели для больших сверхзвуковых скоростей полета». М.: «Машиностроение», 1989 г., стр. 120, рис. 3.1), содержащее канал с кольцевым входным окном и критическим сечением, и многоскачковое тело торможения воздушного потока, установленное перед входным окном и снабженное обтекаемой воздушным потоком поверхностью, выполненной в виде сопряженных конических поверхностей, с различными углами наклона их образующих к направлению полета, увеличивающимися в направлении к критическому сечению канала, обеспечивающих сжатие воздушного потока с уменьшением потерь его полного давления. Радиус кривизны каждой кольцевой конической поверхности многоскачкового тела торможения воздушного потока увеличивается в направлении к критическому сечению канала. Для СПВРД, расположенного в нижней части корпуса летательного аппарата и интегрированного с его корпусом, входное окно канала может быть выполнено в виде кольцевого сегмента, а обтекаемая воздушным потоком поверхность многоскачкового тела торможения может быть выполнена в виде сопряженных сегментов конических поверхностей.

Существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками предлагаемого устройства, являются следующие: воздухозаборное устройство сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с корпусом летательного аппарата, содержащее канал с входным окном в виде кольцевого сегмента и критическим сечением, и многоскачковое тело торможения воздушного потока, установленное перед входным окном и снабженное обтекаемой воздушным потоком поверхностью, выполненной в виде сопряженных сегментов конических поверхностей, с различными углами наклона их образующих к направлению полета, увеличивающимися в направлении к критическому сечению канала.

В известном ВЗУ, в процессе обтекания потоком воздуха каждой конической поверхности тела торможения, вследствие увеличения на ней радиуса кривизны ее поверхности в направлении к критическому сечению канала, коническая поверхность на своем выходе меньше искривлена, чем на входе (становится более приближенной к горизонтальной плоскости), и при взаимодействии с ней обтекающего потока, соответственно, формируется боковая составляющая силы реакции от силы давления потока воздуха, выравнивающая форму поперечного сечения потока воздуха (более приближенной к горизонтальной плоскости), что увеличивает отклонение в боковом направлении потока воздуха, обтекающего тело торможения, и уменьшает расход воздуха, попадающего на следующую коническую поверхность тела торможения и во входное окно канала ВЗУ, и через канал ВЗУ в газовоздушный тракт двигателя летательного аппарата, что приводит к уменьшению тяги двигателя. Отклоненная в боковом направлении струя потока воздуха взаимодействует с продольным потоком воздуха, увеличивая аэродинамическое сопротивление при полете летательного аппарата.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое устройство, является увеличение расхода воздуха через канал ВЗУ в газовоздушный тракт двигателя и уменьшение аэродинамического сопротивления при полете летательного аппарата.

Для достижения названного технического результата в воздухозаборном устройстве сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированном с корпусом летательного аппарата, содержащим канал с входным окном в виде кольцевого сегмента и критическим сечением и многоскачковое тело торможения воздушного потока, установленное перед входным окном и снабженное обтекаемой воздушным потоком поверхностью, выполненной в виде сопряженных сегментов конических поверхностей с различными углами наклона их образующих к направлению полета, увеличивающимися в направлении к критическому сечению канала, радиус кривизны конической поверхности каждого сегмента многоскачкового тела торможения воздушного потока уменьшается в направлении к критическому сечению канала.

Отличительными признаками предлагаемого устройства являются следующие: радиус кривизны конической поверхности каждого сегмента многоскачкового тела торможения воздушного потока уменьшается в направлении к критическому сечению канала.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными (указанными в ограничительной части формулы) достигается следующий технический результат - увеличивается расход воздуха через канал ВЗУ в газовоздушный тракт двигателя, позволяющий увеличить тягу двигателя, и уменьшается аэродинамическое сопротивление при полете летательного аппарата.

Предложенное техническое решение может найти применение при разработке ЛА с СПВРД для уменьшения времени набора маршевой высоты полета летательного аппарата и увеличения дальности его полета на маршевой высоте.

Устройство поясняется чертежами, фиг. 1 и 2.

На фиг. 1 представлен продольный вид ВЗУ в разрезе, поясняющий увеличение угла наклона образующих конических поверхностей многоскачкового тела торможения ВЗУ, а также расположение канала ВЗУ с входным окном и критическим сечением.

На фиг. 2 представлен вид ВЗУ спереди, поясняющий уменьшение радиуса кривизны конической поверхности на каждом участке многоскачкового тела торможения в направлении к критическому сечению канала.

Представленный на чертежах ВЗУ 1 СПВРД (на чертежах не показан) содержит канал 2 с входным окном 3 в виде кольцевого сегмента и критическим сечением 4, и многоскачковое тело 5 торможения воздушного потока, установленное перед входным окном 3 и снабженное обтекаемой воздушным потоком поверхностью, выполненной в виде сопряженных сегментов 6, 7 и 8 конических поверхностей с различными углами α1, α2 и α3 наклона их образующих O1 О2 и О3 к направлению полета (НП), увеличивающимися (α321) в направлении к критическому сечению 4 канала 2. Радиус кривизны конической поверхности каждого сегмента 6, 7 и 8 многоскачкового тела 5 торможения воздушного потока уменьшается (R2<R1; R3<R2; R4<R3) в направлении к критическому сечению 4 канала 2, а длина дуги L1 - L4, соответствующая каждому из радиусов R1 - R4 увеличивается (L2>L1; L3>L2; L4>L3) в направлении к критическому сечению 4 канала 2. ВЗУ 1 имеет ширину S, высота входного окна 3 равна Н.

Устройство работает следующим образом. При обтекании сверхзвуковым потоком воздуха конических поверхностей сегментов 6, 7 и 8, по передним их кромкам, которыми являются дуги, соответственно L1, L2 и L3, формируются косые скачки давления воздуха со скачкообразным увеличением давления воздуха за скачками и на конических поверхностях сегментов 6, 7 и 8 до значений P1 Р2 и Р3, соответственно, где Р321. Благодаря уменьшению радиуса кривизны конической поверхности сегмента 6 от значения R1 до значения R2 увеличивается длина дуги конической поверхности сегмента 6 от значения L1 до значения L2 (в пределах ширины S ВЗУ1), поэтому с конической поверхности сегмента 6 на коническую поверхность сегмента 7 стекает увеличенный расход воздуха с давлением P1, при этом, увеличение расхода над конической поверхностью сегмента 6 и изменение формы взаимодействующего с ней потока воздуха с потока большего радиуса R1 в поток меньшего радиуса R2 обеспечивается за счет подтекания воздуха с внешних сторон в направлении текущего центра окружности уменьшающегося радиуса дуги конической поверхности сегмента 6 от значения R1 до значения R2, что обеспечивает, по сравнению с прототипом, уменьшение стекания воздуха с конической поверхности сегмента 6 в боковые стороны и, вследствие этого, уменьшение аэродинамического сопротивления ВЗУ 1 при полете летательного аппарата. Аналогично, благодаря уменьшению радиуса кривизны конической поверхности сегмента 7 от значения R2 до значения R3 увеличивается длина дуги конической поверхности сегмента 7 от значения L2 до значения L3 (в пределах ширины S ВЗУ1), поэтому с конической поверхности сегмента 7 на коническую поверхность сегмента 8 стекает увеличенный расход воздуха с давлением Р2, и, благодаря уменьшению радиуса кривизны конической поверхности сегмента 8 от значения R3 до значения R4 увеличивается длина дуги конической поверхности сегмента 8 от значения L3 до значения L4 (в пределах ширины S ВЗУ1), поэтому с конической поверхности сегмента 8 во входное окно 3, площадь (F) которого составляет F=L4 * Н, где Н - высота входного окна, стекает максимальный расход воздуха с максимальным давлением Р3. Увеличение давления и расхода воздуха, попадающего через канал 2 ВЗУ 1 в газовоздушный тракт СПВРД, обеспечивает, при соответствующем увеличении расхода топлива из топливной системы СПВРД в его камеру сгорания, увеличенте тяги СПВРД. Аналогично уменьшению стекания воздуха с конической поверхности сегмента 6 в боковые стороны, уменьшается и стекание воздуха с конических поверхностей сегментов 7 и 8 в боковые стороны, благодаря изменению формы взаимодействующего с ними потока воздуха, соответственно, с потока большего радиуса R2 в поток меньшего радиуса R3 и, с потока радиуса R3 в поток меньшего радиуса R4, и, вследствие этого, уменьшается аэродинамическое сопротивления ВЗУ 1 при полете летательного аппарата.

Воздухозаборное устройство сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с корпусом летательного аппарата, содержащее канал с входным окном в виде кольцевого сегмента и критическим сечением и многоскачковое тело торможения воздушного потока, установленное перед входным окном и снабженное обтекаемой воздушным потоком поверхностью, выполненной в виде сопряженных сегментов конических поверхностей с различными углами наклона их образующих к направлению полета, увеличивающимися в направлении к критическому сечению канала, отличающееся тем, что радиус кривизны конической поверхности каждого сегмента многоскачкового тела торможения воздушного потока уменьшается в направлении к критическому сечению канала.



 

Похожие патенты:

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель на твердом топливе содержит воздухозаборник, корпус с зарядом твердого топлива, камеру сгорания и камеру дожигания, образующие проточный тракт, и сверхзвуковое сопло.

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель на твердом топливе содержит воздухозаборник, корпус с зарядом твердого топлива, камеру сгорания и камеру дожигания, образующие проточный тракт, и сверхзвуковое сопло.

Изобретение относится к прямоточным воздушно-реактивным двигателям (ПВРД), в которых рабочее тело используется для создания воздушно-реактивной струи, отличающимся сжатием за счет скоростного напора, в частности к сверхзвуковым, и может быть использовано в космической и оборонной отрасли.

Способ и устройство для получения энергии посредством осевой машины, работающей на текучей среде, содержащей в кольцевом канале, по меньшей мере, вращающуюся внутреннюю стенку (308, 408, 501) и/или вращающуюся внешнюю стенку (409, 502), по которому проходит вихревой поток рабочей текучей среды со скоростью (420).

Настоящее изобретение относится к гиперзвуковым транспортным средствам, в частности к воздушно-реактивным двигателям и ограничителям потока воздухозаборника для гиперзвуковых транспортных средств.

Изобретение относится к способам организации рабочего процесса в воздушно-реактивных двигателях с непрерывно-детонационным горением и устройствам для их осуществления, предназначенным, в частности, для высокоскоростных беспилотных летательных аппаратов.

Воздушно-реактивный двигатель содержит насос подачи топлива, поджигатель, камеру сгорания и сопло. Корпус, ускорители потока и камера сгорания образуют воздушные камеры, которые соединены с атмосферой.

Изобретение относится к силовым установкам летательных аппаратов различного назначения, работающим на твердом топливе (например, синтетическом полимере). Способ организации детонационного горения пиролизных газов в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя, при котором для дросселирования реактивной тяги используется продувка реактора-пиролизера с гранулированным твердым топливом высокотемпературными или низкотемпературными газами из газогенератора.

Cверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигателе выполнен в виде корпуса, снабженного устройством крепления к летательному аппарату и содержащего проточный тракт, включающий воздухозаборное устройство с многоскачковой поверхностью торможения воздушного потока и горлом с наименьшим проходным сечением, камеру сгорания и реактивное сопло, а также содержащего систему подачи топлива в камеру сгорания.

Изобретение относится к гиперзвуковым летательным аппаратам [ГЛА] с прямоточными реактивно-воздушными двигателями [ПВРД]. В системе подачи углеводородного топлива для ГЛА, содержащего ПВРД с камерой сгорания, система активной тепловой защиты обшивки ГЛА выполнена в виде охлаждающей испарительной системы с теплоносителем, состоящей из капиллярно-пористой структуры с каналами подвода теплоносителя - воды и отвода его паров.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к конструкциям входных устройств, и может быть использовано в прямоточных воздушно-реактивных двигателях (ПВРД).
Наверх