Способ холодной многопроходной прокатки тонких лент из алюминиевых сплавов al-mg



Способ холодной многопроходной прокатки тонких лент из алюминиевых сплавов al-mg
Способ холодной многопроходной прокатки тонких лент из алюминиевых сплавов al-mg

Владельцы патента RU 2749101:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Самарский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (СамНЦ РАН) (RU)

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано в производстве тонких лент из сплавов систем Al-Mg. Способ получения лакированной ленты толщиной от 0,2 до 0,35 мм из алюминиевого сплава EN AW-5182 включает многопроходную горячую прокатку слитка сплава EN AW-5182 с получением полностью рекристаллизованной горячекатаной заготовки ленты, имеющей кубическую текстуру, и многопроходную холодную прокатку горячекатаной заготовки ленты. Последний проход горячей прокатки проводят в интервале температур 330-360°C при скорости деформации более 50 c-1 и со степенью деформации более 34%, при этом толщина полученной горячекатаной заготовки ленты в 13-16 раз превышает конечную толщину ленты, холодную прокатку горячекатаной заготовки ленты проводят в 7 проходов, причем на первом проходе холодную прокатку ведут со степенью деформации 30-35%, далее на пяти проходах холодную прокатку ведут с общей степенью деформации 84-87%, а на последнем проходе - со степенью деформации 22-26% и до достижения общей степени деформации свыше 90%, далее проводят стабилизационный отжиг ленты при температуре 90-100°С, нанесение лака на ленту и сушку при 220-250°С, а затем проводят смотку ленты в рулон массой не менее 10 т. Обеспечивается повышение механических свойств лент и снижение фестонистости до уровня менее 6%. 3 табл., 1 пр., 3 ил.

 

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано в производстве тонких лент из сплавов систем Al-Mg.

Известен способ, который включает холодную прокатку полосы в двух валках при рассогласовании их окружных скоростей до суммарной степени деформации 75-95% с минимальной единичной степенью деформации 50%. Повышение прочностных свойств изделий за счет создания фрагментированной структуры металла с высокой плотностью дислокаций в условиях отсутствия термически активационных процессов разупрочнения при деформационном разогреве металла в очаге деформации обеспечивается путем проведения прокатки с регламентированными окружными скоростями валков, при этом максимальную единичную степень деформации при прокатке полосы задают не более 75%, а после каждого прохода полосу охлаждают до температуры 20-25°С (см. B21B 1/28 (2006.01), RU 2622195, 13.06.2017).

Недостатком данного способа является высокая анизотропия механических свойств, фестонистость более 6%.

Наиболее близким аналогом к заявляемому объекту является способ холодной многопроходной прокатки тонких лент из алюминиевых сплавов системы Al-Mg или Al-Mg-Mn, прокатке подвергают полностью рекристаллизованную горячекатаную заготовку ленты. Заготовка ленты имеет кубическую текстуру и толщину, в 9-10 раз превышающую конечную толщину ленты. Прокатку проводят со степенью деформации 45-57% в каждом из двух последних проходов и со скоростью деформации не менее 10 м/с в последнем проходе с обеспечением температуры 140-160°C в рулоне при смотке ленты в рулон массой не менее 8 т (см. C22F 1/047, B21B 3/00, RU 2501881, РФ, 2013).

К недостаткам известного способа можно отнести:

1. Способ не обеспечивает необходимый уровень свойств на лакированной ленте, т.к. процесс нанесения лака связан с нагреванием полосы до температур 215-255°С, в результате чего наблюдается снижение предела текучести на 50-70 МПа.

2. Не обеспечивается необходимый уровень фестонистости.

Задача заявляемого изобретения направлена на получение лакированной лентой сплава ENAW-5182 высоких механических свойств с гарантированным уровнем фестонистости менее 6%.

Технический результат, на который направлено изобретение, заключается в повышении механических свойств лент и снижении уровня фестонистости до уровня менее 6%, изготовленных из алюминиевых сплавов Al-Mg.

Технический результат достигается за счет того, что в способе холодной многопроходной прокатки тонких лент, выполненных из алюминиевых сплавов системы Al-Mg, используют заготовку, полученную в ходе горячей прокатки, на степень деформации более ε=99 % с температурой окончания прокатки в интервале 330-360°C, при этом в последнем проходе скорость прокатки составляет более 50 c-1, степень деформации более 34%, при соблюдении этих параметров в заготовке формируется кубическая текстура и толщина, в 13-16 раз превышающая конечную толщину ленты. Затем полученную горячекатаную заготовку деформируют прокаткой в семь проходов: на первом проходе при степенях обжатия 30-35%, далее пять проходов с общей деформацией 84-87% и последний проход со степенью деформации 22-26% и до достижения общей степени деформации свыше 90%. Далее проводят стабилизационный отжиг ленты при температуре 90-100°C, а затем проводят смотку ленты в рулон массой не менее 10 т.

Суть изобретения поясняется двумя рисунками:

Фиг. 1 - Кривая упрочнения сплава ENAW-5182, в зависимости от относительной степени деформации, выраженной в долях;

Фиг. 2 - Кривая разупрочнения в зависимости от температуры отжига (лента прокатана со степенью деформации 90%, отжиг проводили на «пилотной» установке, заштрихованная область - температурный интервал сушки лака);

Фиг. 3 - Диаграмма структурных состояний для сплава 5182.

Способ осуществляется следующим образом

Последний проход на стане горячей прокатки производят с параметрами, не допускающими спонтанной рекристаллизации (температура окончания прокатки в интервале 330-360°C, скорость прокатки более 50 c-1, степень деформации более 34%), чтобы непосредственно после прокатки оставалось деформированная структура, которая на протяжении остывания рулона полностью переходит в рекристаллизованную структуру, посредством статической рекристаллизации с образованием равноосной мелкозернистой структуры (условный средний диаметр зерен 20-30 мкм) и ориентацией зерен образующей кубическую текстуру (с долей кубических компонент не менее 23%).

Холодной деформацией со степенью деформации более 90% набирается завышенный уровень механических свойств (σ0,2>390 МПа).

Температуру стабилизационного отжига по сравнению с заявкой RU 2501881 снижена до 90-100°С, за счет снижения степени деформации на последнем проходе до 20%, скорость прокатки находится в интервале 10-11 м/сек, масса рулона более 10 т. При таких условиях прокатки компоненты текстуры деформации в структуре полосы должны не превышать объема 34%.

Далее после нанесения лака и последующей сушки при температурах 220-250°C происходит частичное разупрочнение, и прочностные свойства уменьшаются, но не ниже требуемых.

Разработанный метод позволяет на тонкой лакированной ленте сплава ENAW-5182 (хим. состав представлен в табл. 1) получать уровень свойств, представленный в таблице № 2, с гарантированным уровнем фестонистости менее 6%.

Примеры реализации

Так, например, лента сплава 5182 (система Al-Mg-Mn химический состав приведен в таблице №1) толщиной 0,208 мм, изготовленная по предлагаемому способу, позволяет получать стабильно следующие механические свойства (таблица 2) при уровне фестонистости не больше 6 %. Маршрут изготовления представлен в таблице 3.

Таблица 1

Химический состав сплава ENAW-5182

Обозначение сплава Si Fe Cu Mn Mg Cr Ni Zn Ti Ga V Прочие Алюминий
мин.
Каждого Всего
EN AW-5182 0,2 0,35 0,15 0,20-0,50 4,0-5,0 0,10 - 0,25 0,10 - - 0,05 0,15 Остальное

Таблица 2

Гарантированный уровень механических свойств

Обозначение сплава Сост. поставки Толщина металла, мм σв, МПа σ0,2, МПа A50mm Примечания к состоянию
min max Min max %
EN AW-5182 Н48 0,2-0,35 355 400 310 350 5 лакированная
Фактический Н48 0,208 381 400 330 348 5-10,8

Таблица 3

Пример маршрута изготовления ленты толщиной 0,208

Операция Ключевые параметры
Прокатка в реверсивной клети Температура слитка 500°C, суммарная степень деформации 92,6%.
Прокатка в непрерывной пятиклетьевой группе стана горячей прокатки Температура перед первой клетью 460°C, Степень деформации в клетях ε1=39%; ε2=34%; ε3=40%; ε4=41%; ε5=44%; скорости прокатки (м/мин) v1=25,9; v2=43,9; v3=80,2; v4=133; v5=235; температура окончания прокатки 335°C.
Прокатка в непрерывной пятиклетьевой группе стана холодной прокатки Степень деформации в клетях ε1=31%; ε2=34%; ε3=34%; ε4=33%; ε5=20%; скорость на выходе из клети №5-435 м/мин.
Прокатка на одноклетьевом стане холодной прокатки Первый проход ε1=33% второй 20 %, скорость 600 м/мин, температура рулона после прокатки 100°C.
Нанесение лака Нагрев до 220°С за 13 сек и охлаждение до 40°С за 10 сек.

Способ получения лакированной ленты толщиной от 0,2 до 0,35 мм из алюминиевого сплава EN AW-5182, включающий многопроходную горячую прокатку слитка сплава EN AW-5182 с получением полностью рекристаллизованной горячекатаной заготовки ленты, имеющей кубическую текстуру, и многопроходную холодную прокатку горячекатаной заготовки ленты, отличающийся тем, что последний проход горячей прокатки проводят в интервале температур 330-360°C при скорости деформации более 50 c-1 и со степенью деформации более 34%, при этом толщина полученной горячекатаной заготовки ленты в 13-16 раз превышает конечную толщину ленты, холодную прокатку горячекатаной заготовки ленты проводят в 7 проходов, причем на первом проходе холодную прокатку ведут со степенью деформации 30-35%, далее на пяти проходах холодную прокатку ведут с общей степенью деформации 84-87%, а на последнем проходе - со степенью деформации 22-26% и до достижения общей степени деформации свыше 90%, далее проводят стабилизационный отжиг ленты при температуре 90-100°С, нанесение лака на ленту и сушку при 220-250°С, а затем проводят смотку ленты в рулон массой не менее 10 т.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к области получения и обработки ультрамелкозернистых алюминиевых сплавов, и может быть использовано для изготовления высокопрочных изделий в условиях сверхпластичности методами изотермической экструзии, объемной или листовой штамповки, а также формовки.

Изобретение относится к изготовлению контейнеров для напитков из алюминиевых сплавов. Способ получения предшественника контейнера или контейнера включает получение листа алюминиевого сплава, образованного путем прокатки слитка из алюминиевого сплава серии 3ххх или 5ххх, причем количество Mn в листе алюминиевого сплава составляет от 0,45 мас.% до не более чем 0,95 мас.% Mn, при этом перед прокаткой слиток нагревают до температуры и в течение времени, достаточных для достижения соотношения f/r дисперсоидов менее чем 7,65, где f/r - отношение количества вторичной фазы к размеру вторичной фазы; и формование предшественника контейнера или контейнера из листа алюминиевого сплава, причем, сформованный в предшественнике контейнера или контейнер лист алюминиевого сплава имеет меньше наблюдаемых на поверхности бороздок и волнистости по сравнению с предшественником или контейнером, сформированным из листа алюминиевого сплава, прокатанного из слитка и имеющего значение f/r дисперсоидов 7,65 или более.

Изобретение относится к металлургии, а именно к обработке давлением сплавов системы Аl-Mg, проявляющих прерывистую деформацию и локализацию деформации в полосах, негативно влияющих на качество поверхности и коррозионные свойства этих сплавов.

Изобретение относится к алюминиевым сплавам, в частности к цветным алюминиевым сплавам, и может быть использовано в архитектуре, а также для других декоративных применений.

Изобретение относится к алюминиевым сплавам, которые могут быть использованы для производства компонентов систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и охлаждения (ОВКВиО) во внутренних и наружных блоках.

Изобретение относится к анодированным листам из алюминиевого сплава, которые могут быть использованы для изготовления архитектурных и литографических изделий, а также в бытовой электронной технике и автомобилестроении.

Изобретение относится к коррозионно-стойким алюминиевым сплавам с высоким содержанием магния, в частности к непрерывнолитой полосе из Al-Mg сплава, содержащего 6,1-10% вес.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термомеханической обработке полуфабрикатов из термоупрочняемых Al-Cu-Mg-Ag сплавов для улучшения механических свойств и показателей жаропрочности готовых изделий, применяемых в современных газотурбинных двигателях наземного и авиационного назначений.

Изобретение относится к литейному и прокатному производству. Получают термически неупрочняемый конструкционный материал из сплава на основе алюминия, содержащий при следующих соотношениях, мас.%: магний 9,50-10,50, титан 0,01-0,03, бериллий 0,0001-0,005, цирконий 0,05-0,12, скандий 0,18-0,3, марганец 0,3-0,6, никель 0,01-0,05, кобальт 0,01-0,05, алюминий - остальное.

Изобретение относится к алюминиевым сплавам, используемым в промышленности автотранспортных средств. Способ получения изделия из алюминиевого сплава включает формование листа из дисперсионно-твердеющего термически обрабатываемого алюминиевого сплава для получения из алюминиевого сплава формованного изделия, имеющего одну или более частей; нагревание по меньшей мере одной части формованного изделия из алюминиевого сплава, имеющего одну или более частей, два или более раз до температуры термообработки от 250 до 300°С при скорости нагревания от 10 до 220°С/с и поддерживание температуры каждой термообработки в течение 60 с или менее, причем по меньшей мере одна часть формованного изделия из алюминиевого сплава содержит дисперсионно-твердеющий термически обрабатываемый алюминиевый сплав.

Группа изобретений относится к стальному материалу для магистральных труб, способу получения стального материала для магистральных труб и способу изготовления магистральной трубы и может быть использована при изготовлении магистральных труб, используемых для транспортировки нефти и природного газа, а также для подводных трубопроводов.
Наверх