Топливный шланг агрегата заправки топливом в полете
Владельцы патента RU 2749470:
Акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Звезда" имени академика Г.И. Северина" (RU)
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам заправки топливом в полете. Топливный шланг агрегата заправки топливом в полете содержит круглотканый рукав и соединительные муфты. Круглотканый рукав имеет силовой наружный слой и внутренний герметизирующий слой. На силовом наружном слое каждого из концов рукава выполнен кольцевой бурт. Соединительная муфта содержит ниппель (9), установленный между силовым и герметизирующим слоями, цангу с наружной конической поверхностью с пилообразным профилем и зажимную гайку с внутренней конической резьбой пилообразного профиля и наружной резьбой. На ниппеле (9) выполнена кольцевая проточка (11) с множеством глухих отверстий (12), а на зажимной гайке выполнен кольцевой тонкостенный выступ (15), при этом ниппель (9) и зажимная гайка жестко фиксированы кернением (16) кольцевого выступа (15) гайки в отверстия кольцевой проточки (11) ниппеля (9). Монтажная уплотняемая поверхность муфты выполнена на ниппеле (9). Достигается улучшение эксплуатационных свойств топливного шланга и снижение габаритов соединительных муфт. 3 ил.
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройствам заправки топливом в полете.
Известен топливный шланг агрегата заправки по ОСТ 1 02736-93 «Система дозаправки самолета топливом в полете».
Топливный шланг состоит из двух муфт (присоединительной арматуры для присоединения шланга к узлам агрегата заправки) и, собственно, топливного рукава, являющегося гибким трубопроводом.
Топливный шланг, уложенный в несколько слоев, размещается на шланговом барабане агрегата заправки. Один конец шланга стыкуется с патрубком подачи топлива из барабана, другой - с конусом-датчиком. В походном положении шланг целиком размещен на барабане, а конус-датчик зафиксирован в приемнике конуса-датчика.
Перед дозаправкой топливом в полете шланг с конусом-датчиком принудительно выталкивается в поток и разматывается со шлангового барабана.
В процессе дозаправки, вследствие взаимного перемещения самолета-заправщика и заправляемого самолета, шланг наматывается и разматывается с барабана, меняя свою длину в зависимости от расстояния между самолетом-заправщиком и заправляемым самолетом. По завершении заправки топливный шланг наматывается на барабан, а конус-датчик фиксируется в приемнике конуса замковым устройством.
Известен топливный шланг системы заправки топливом в полете, содержащий круглотканый рукав, имеющий силовой наружный слой и внутренний герметизирующий слой. На каждом из концов рукава выполнен кольцевой бурт и установлена соединительная муфта. Муфта содержит ниппель, установленный между силовым и герметизирующим слоями. С внутренней стороны ниппеля установлена герметизирующая втулка. Кроме этого, муфта содержит цангу, имеющую наружную коническую поверхность с пилообразным профилем, и зажимную гайку, имеющую наружную резьбу и внутреннюю коническую резьбу пилообразного профиля.
Недостатком известной конструкции является сложность монтажа шланга на агрегат заправки и завышенные габариты муфты по сравнению с диаметром шланга.
Ресурс агрегата заправки топливом в полете в несколько раз превышает ресурс топливного шланга. При эксплуатации системы заправки периодически производят замену шланга, выработавшего ресурс. Топливные шланги должны поставляться в эксплуатирующие организации в состоянии, пригодном для установки на агрегат заправки без подгонки и сборочных операций соединительных муфт.
Упомянутый топливный шланг не отвечает этим требованиям.
Во-первых, после сборки соединительных муфт с обжатым силовым слоем и буртов положение ниппеля не определенно, т.к. ниппель выполнен подвижным в осевом направлении и удерживается в муфте только герметизирующим слоем, обжатым герметизирующей втулкой. В свободном состоянии первоначальное обжатие постепенно уменьшается и ниппель постепенно выходит из муфты, что приводит к фактически полуразобранному состоянию муфты. Чтобы установить муфты в патрубок барабана или конуса-датчика, необходимо дополнительно произвести сборку муфты, что снижает эксплуатационные свойства топливного шланга.
Во-вторых, габариты муфты увеличены за счет применения подвижного ниппеля в качестве поршня, обеспечивающего дополнительное обжатие силового слоя при гидроударе.
Применение ниппеля в качестве поршня приводит к необходимости иметь дополнительные промежуточные поверхности и уплотнения, что увеличивает поверхность муфты. Габариты соединительных муфт всегда предпочтительно иметь близкими к размерам рукава.
Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных свойств топливного шланга и снижение габаритов соединительных муфт.
Поставленная задача решается за счет того, что зажимные гайки и ниппели жестко зафиксированы. На ниппелях выполнены кольцевые проточки с множеством глухих отверстий. На зажимных гайках выполнены кольцевые тонкостенные выступы. При этом фиксация осуществляется кернением кольцевых выступов гаек в отверстия кольцевых проточек ниппелей. Монтажная уплотняемая поверхность муфты выполнена на ниппеле.
Заявляемый топливный шланг агрегата заправки топливом в полете представлен фигурами 1-3.
Фиг. 1 представляет общий вид топливного шланга агрегата заправки топливом в полете.
Фиг. 2 представляет соединительную муфту и фрагмент рукава.
Фиг. 3 представляет вариант выполнения кернения кольцевого выступа зажимной гайки в глухие отверстия ниппеля.
Топливный шланг агрегата заправки топливом в полете содержит круглотканый рукав 1, имеющий силовой наружный слой 2 и внутренний герметизирующий слой 3, на двух концах рукава 1 установлены соединительные муфты 4 и 5, муфта 4 соединяется с патрубком барабана 6 агрегата заправки топливом в полете, муфта 5 - с хвостовиком конуса-датчика 7.
Силовой слой рукава 2 (фиг. 1 и 2) снабжен кольцевыми буртами 8 (фиг. 2), а соединительные муфты 4 и 5 имеют ниппель 9, установленный между силовым 2 и герметизирующим 3 слоями, цангу 13, имеющую наружную коническую поверхность с пилообразным профилем, зажимную гайку 14 с внутренней конической резьбой пилообразного профиля и тонкостенным выступом 15. С внутренней стороны герметизирующего слоя установлены герметизирующие втулки 10. На ниппелях 9 выполнены проточки 11 с множеством глухих отверстий 12. Фиксация ниппелей 9 и зажимных гаек 14 осуществляется кернением 16 тонкостенных выступов 15 в отверстия 12 проточек 11.
Сборка топливного шланга агрегата заправки топливом в полете происходит следующим образом.
На рукав 1 устанавливают цанги 13, зажимные гайки 14 и формируют бурты 8.
Разделяют силовой 2 и герметизирующий 3 слои на участке, приблизительно равном длине ниппеля 9.
Производят установку ниппелей 9 в места разделения силового 2 и герметизирующего 3 слоев.
Цанги 13 и зажимные гайки 14 надвигают на силовой слой 2 с буртами 8.
Последовательно наворачивают зажимные гайки 14 на цанги 13, обжимая силовой слой 2 и бурты 8 до перекрытия проточек 11 ниппелей 9 кольцевыми выступами 15 зажимных гаек 14.
Фиксируют ниппели 9 и зажимные гайки 14 кернением кольцевого выступа 15 в отверстия 12. На фиг. 3 показан один из возможных вариантов кернения с углом 120° и глубиной 1 мм с радиусом R1 мм.
Герметизируют втулками 10 герметизирующий слой 3 рукава 1 на ниппелях 9.
Таким образом, соединительные муфты 4 и 5 полностью готовы к монтажу на патрубок барабана 6 и хвостовик конуса-датчика 7. Герметизация стыков осуществляется по цилиндрической поверхности 17 ниппелей 9.
Такая конструкция, в сравнении с прототипом, обеспечивает повышенные эксплуатационные свойства топливного шланга и уменьшенные габариты соединительных муфт.
Топливный шланг агрегата заправки топливом в полете, содержащий круглотканый рукав и соединительные муфты, при этом рукав имеет силовой наружный слой и внутренний герметизирующий слой, на силовом наружном слое каждого из концов рукава выполнен кольцевой бурт, а соединительная муфта содержит ниппель, установленный между силовым и герметизирующим слоями, цангу с наружной конической поверхностью с пилообразным профилем и зажимную гайку с внутренней конической резьбой пилообразного профиля и наружной резьбой, отличающийся тем, что на ниппеле выполнена кольцевая проточка с множеством глухих отверстий, а на зажимной гайке выполнен кольцевой тонкостенный выступ, при этом ниппель и зажимная гайка жестко фиксированы кернением кольцевого выступа гайки в отверстия кольцевой проточки ниппеля, монтажная уплотняемая поверхность муфты выполнена на ниппеле.