Способ определения скорости потока масла при обнаружении частиц металла в средствах диагностики узлов трения гтд

Использование: для определения скорости потока масла при обнаружении частиц металла в средствах диагностики узлов трения газотурбинного двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что обнаруживают частицы металла с помощью двух удаленных друг от друга одновитковых вихретоковых чувствительных элементов (ЧЭ), расположенных в двух поперечных сечениях масляного потока; скорость потока масла определяют путем фиксации моментов времени, соответствующих экстремальному и заранее заданному пороговому значениям напряжения на выходе измерительной цепи при прохождении частицей металла контура первого ЧЭ на основании заранее снятых градуировочных характеристик в виде нормированных зависимостей сигнала на выходе измерительной цепи от размера и положения частицы на оси, ортогональной плоскости первого ЧЭ и проходящей через ее центр. Технический результат: обеспечение возможности снижения информационной избыточности и сокращение времени при определении скорости потока масла. 2 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам обнаружения магнитных и немагнитных частиц металла (ЧМ) и определения скорости потока масла в масляной системе работающего газотурбинного двигателя (ГТД), и может быть использовано в авиации, газовой и нефтяной промышленности, электроэнергетике и других отраслях промышленности для диагностики состояния узлов трения и своевременного предотвращения аварийных ситуаций.

Известен способ определения технического состояния двигателей и других машин и механизмов по характеристикам микропримесей металлов, обнаруженных в смазочных маслах, топливах и специальных жидкостях, заключающийся в том, что в спектральный источник вводят пробу анализируемой жидкости в виде аэрозоля путем распыления в плазмотрон, предварительно подготавливают пробу и образцы сравнения, регистрируют оптические сигналы излучения от каждой частицы одновременно по двум или более измерительным каналам, преобразуют оптические сигналы в электрические импульсы, определяют массы отдельных металлов по величине импульсов и градуировочным характеристикам, по соотношению масс соответствующих металлов устанавливают состав частицы, содержание металла в частицах износа, по результатам сравнения пробы с эталонными образцами определяют уровень износа двигателя. (Патент РФ №2194973 «Способ определения технического состояния двигателей и других машин и механизмов по характеристикам микропримесей металлов, обнаруженных в смазочных маслах, топливах и специальных жидкостях», опубликован 20.12.2002).

Недостатком способа является невозможность его применения на работающем двигателе, а также невозможность измерения данным способом скорости потока анализируемой жидкости в трубопроводе масляной системы двигателя.

Известен способ, основанный на регистрации устройством с датчиками проточного типа в виде решетки из проводников такой концентрации ЧМ в потоке масла, при которой одна из пар проводников замыкается, с последующим формированием электронным блоком сигнала о наличии частиц износа в масле. (Патент РФ №2315900 «Сигнализатор наличия металлических частиц в системе смазки», опубликован 27.01.2008).

Недостатком способа является продолжительный промежуток времени между появлением частиц износа в масле и выдачей сигнала о наличии ЧМ, из-за необходимости их накопления, а также невозможность измерения скорости потока масла.

Известен способ контроля состояния узлов трения газотурбинных двигателей, основанный на накоплении частиц металла на магнитной пробке, установленной в маслопроводе системы смазки ГТД, и регистрации электронным блоком момента достижения общей массы выявленных ЧМ заданной величины (Патент РФ №2511971 «Сигнализатор стружки», опубликован 10.04.2014).

Недостатком способа является невозможность обнаружения и вылавливания немагнитных ЧМ, а также продолжительный промежуток времени между появлением частиц износа в масле и выдачей сигнала «стружка в масле» из-за необходимости накопления значительного количества ЧМ на магнитной пробке. Кроме того, с помощью магнитных пробок невозможно определить скорость потока масла.

Наиболее близким по технической сущности является способ обнаружения частиц металла в системе смазки узлов трения и определения скорости потока масла, в котором обнаружение магнитных и немагнитных ЧМ в потоке масла работающего газотурбинного двигателя осуществляют на участке между двумя сечениями потока с помощью охватывающих эти сечения двух удаленных друг от друга на заданное расстояние вихретоковых чувствительных элементов (ЧЭ1 и ЧЭ2), а скорость потока масла определяют по известному расстоянию h и времени tч прохождения частицы металла между чувствительными элементами ЧЭ1 и ЧЭ2. (Патент РФ №2668513 «Способ обнаружения частиц металла в масле системы смазки узлов трения и определения скорости потока масла», опубликован 01.10.2018).

Недостатком данного способа определения скорости потока масла является необходимость наличия двух импульсов напряжения в информационном сигнале измерительной цепи, формируемых при прохождении частицей металла зоны чувствительности ЧЭ1 и ЧЭ2, а также длительность ожидания результата, так как для определения временного интервала частица металла должна пройти путь между ЧЭ1 и ЧЭ2.

Технической проблемой является информационная избыточность вследствие необходимости двух импульсных сигналов измерительной цепи, а также дополнительные затраты времени на определение скорости потока масла.

Технический результат, заключающийся в снижении информационной избыточности и сокращении времени на определение скорости потока масла, достигается тем, что в известный способ, заключающийся в прокачке масла через проходной канал датчика, регистрации магнитных и немагнитных металлических частиц в потоке масла, формировании информационных сигналов о наличии частиц металла, преобразовании информации о ЧМ в электрический сигнал с помощью дифференциальной измерительной цепи, в которую включены два одновитковых вихретоковых ЧЭ (ЧЭ1 и ЧЭ2), смещенных относительно друг друга по направлению потока на заданное расстояние, введены следующие дополнительные операции:

На этапе градуировки:

- снимают экспериментально зависимость сигнала на выходе дифференциальной измерительной цепи с включенными в нее двумя одновитковыми вихретоковыми чувствительными элементами ЧЭ1 и ЧЭ2 при движении ЧМ заданного размера D через контур ЧЭ1 в направлении оси X, ортогональной плоскости ЧЭ1 и проходящей через ее центр соответственно для магнитных (сталь) и для немагнитных (медь, латунь и др.) ЧМ;

- нормируют экспериментальную зависимость относительно размера D соответственно для магнитных

и немагнитных ЧМ

Где Х0 - центр плоскости, ограниченной контуром ЧЭ1, в котором сигнал на выходе измерительной цепи принимает минимальное значение при прохождении магнитной ЧМ и максимальное значение при прохождении немагнитной ЧМ;

- определяют величину ΔΧΜ и ΔΧнΜ по общему для магнитных и немагнитных ЧМ заданному нормированному пороговому значению UНП, соответствующую перемещению ЧМ от точки х0 до точки, в которой для магнитной ЧМ или для немагнитной ЧМ.

На этапе измерения:

- измеряют экстремальное (минимальное для магнитной и максимальное для немагнитной ЧМ) значение напряжения на выходе измерительной цепи при прохождении контура ЧЭ1 ЧМ не известного размера;

- вычисляют абсолютное значение порогового уровня для сигнала на выходе ИЦ при прохождении ЧМ неизвестного размера контура ЧЭ1 соответственно для магнитной

и немагнитной ЧМ

С учетом

- измеряют время Δt с момента фиксации U1(x0) до момента достижения задним фронтом импульса напряжения U1 соответствующих пороговых значений для магнитной и немагнитной ЧМ.

- определяют скорость потока масла Vm по вычисленному ΔΧ при градуировке и измеренному Δt по формуле .

Принцип действия предлагаемого способа поясняется фигурами 1 и 2. Поток масла 1 в системе смазки подшипниковых узлов ГТД поступает в масляный канал датчика 2. Одновитковые вихретоковые чувствительные элементы ЧЭ1 (3) и ЧЭ2 (4), охватывающие канал датчика сечением 5, удаленны друг от друга на заданное расстояние по потоку (Фиг. 1). Выходной информационный сигнал с измерительной цепи в виде последовательности двух импульсов напряжения U1 и U2, соответствующих прохождению ЧМ чувствительных элементов ЧЭ1 и ЧЭ2, поступает в блок обработки данных, в котором формируется информация о материале ЧМ.

Скорость потока масла определяется с помощью одного (первого) импульса информационного сигнала измерительной цепи следующим образом. В момент прохождения ЧМ чувствительного элемента ЧЭ1, измерительной цепью формируется информационный сигнал в виде импульса напряжения U1, который может быть как положительной (Фиг. 2), так и отрицательной полярности, в зависимости от типа металла (немагнитный или магнитный). Фиксируется экстремальное значение импульса напряжения в момент прохождения ЧМ плоскости контура ЧЭ1 и вычисляется пороговый уровень напряжения

UпорН⋅U1(x0)

После достижения обратным фронтом импульса напряжения значения U1=Uпор, вычисляется время Δt от момента, когда U1=U(x0), до момента, когда U1=Uпор.

Скорость потока масла Vm определяют по вычисленному ΔΧ при градуировке и измеренному Δt по формуле .

Как видно, по сравнению с прототипом, для определения скорости потока предложенный способ предусматривает использование всего одного (первого) импульса информационного сигнала измерительной цепи. Таким образом, уменьшается время, необходимое для определения скорости Vm.

Способ определения скорости потока масла при обнаружении частиц металла в средствах диагностики узлов трения газотурбинного двигателя (ГТД), заключающийся в том, что для обнаружения частиц износа подшипниковых узлов прокачивают масло через проходной канал датчика, регистрируют магнитные и немагнитные частицы металла в потоке масла, формируют информационные сигналы о наличии металлических частиц, преобразуют информацию о частицах металла в электрический сигнал с помощью дифференциальной измерительной цепи, в которую включены два одновитковых вихретоковых чувствительных элемента ЧЭ1 и ЧЭ2, смещенных относительно друг друга по направлению потока на заданное расстояние, отличающийся тем, что вводят дополнительные операции: на этапе градуировки снимают экспериментально зависимость сигнала на выходе дифференциальной измерительной цепи с включенными в нее двумя одновитковыми вихретоковыми чувствительными элементами ЧЭ1 и ЧЭ2 при движении частиц металла (ЧМ) заданного размера D через контур ЧЭ1 в направлении оси X, ортогональной плоскости ЧЭ1 и проходящей через ее центр соответственно для магнитных (сталь) и для немагнитных (медь, латунь и др.) ЧМ, нормируют экспериментальную зависимость относительно размера D соответственно для магнитных и немагнитных ЧМ , где Х0 - центр плоскости, ограниченной контуром ЧЭ1, в котором сигнал на выходе измерительной цепи принимает минимальное значение при прохождении магнитной ЧМ и максимальное значение при прохождении немагнитной ЧМ, определяют величину ΔΧΜ и ΔХнМ по общему для магнитных и немагнитных ЧМ заданному нормированному пороговому значению UНП, соответствующую перемещению ЧМ от точки х0 до точки, в которой для магнитной ЧМ или для немагнитной ЧМ; на этапе измерения измеряют экстремальное (минимальное для магнитной и максимальное для немагнитной ЧМ) значение напряжения на выходе измерительной цепи при прохождении контура ЧЭ1 ЧМ неизвестного размера, вычисляют абсолютное значение порогового уровня для сигнала на выходе ИЦ при прохождении ЧМ неизвестного размера контура ЧЭ1 соответственно для магнитной

и немагнитной ЧМ (с учетом : , ), измеряют время Δt с момента фиксации U1(x0) до момента достижения задним фронтом импульса напряжения U1 соответствующих пороговых значений для магнитной и немагнитной ЧМ, определяют скорость потока масла Vm по вычисленному ΔΧ для магнитных и немагнитных частиц при градуировке и измеренному Δt по формуле .



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам смазки механических устройств. Система сигнализации стружки в масле содержит табло "Стружка в сигнализаторе" и "Стружка в масле", электромагнитный сигнализатор стружки, блок автоматического регулирования и контроля с устройством анализа сигналов поступающих от электромагнитного сигнализатора стружки, связанный посредством каналов передачи сигналов с табло и электромагнитным сигнализатором стружки, причем устройство анализа сигналов осуществляет обработку по меньшей мере трех последовательно поступивших сигналов срабатывания электромагнитного сигнализатора стружки, формирование сигнала "Стружка в сигнализаторе" при первом срабатывании электромагнитного сигнализатора стружки и формирование сигнала «Стружка в масле» при не снятом с учета сигнале "Стружка в сигнализаторе" и снижении достоверности диагностирования до уровня Р<1-α, где α - заданная вероятность ложного срабатывания.

Изобретение относится к устройствам сигнализации наличия металлических частиц в системе смазки. Способ включает получение сигналов срабатывания от по меньшей мере двух пробок-сигнализаторов, обработку полученных сигналов в устройстве анализа и формирование прерывистого сигнала «Стружка в масле» при срабатывании первой пробки-сигнализатора и непрерывного сигнала «Стружка в масле» при снижении достоверности диагностирования до уровня Р < 1-α, где α - заданная вероятность ложного срабатывания пробок-сигнализаторов, а также устройство для реализации указанного способа, содержащее табло «Стружка в масле», устройство анализа наличия стружки в масле и по меньшей мере две пробки-сигнализатора, связанные посредством каналов передачи сигналов со входом устройства анализа, выход которого связан с табло «Стружка в масле».

Использование: обнаружение и регистрация металлических частиц износа в потоке масла работающего газотурбинного двигателя (ГТД) при прокачке масла системы смазки двигателя через проходной канал датчика; идентификация магнитного или немагнитного вида металла; формирование информационного сигнала о наличии частиц металла (ЧМ); определение скорости потока масла системы смазки.

Изобретение относится к промышленному роботу и системе очистки смазки его коробки передач. Промышленный робот содержит двигатель и коробку передач, содержащую смазку.

Cигнализатор предназначен для обнаружения наличия магнитной металлической стружки в масле. Сигнализатор содержит пробку-сигнализатор и клапан, встроенный в корпус агрегата и обеспечивающий доступ рабочей среды агрегата к рабочему торцу пробки-сигнализатора.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к сигнализаторам наличия магнитной металлической стружки, например, в маслосистемах авиационных двигателей или редукторов, и предназначено для использования при изготовлении пробки-сигнализатора.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к сигнализаторам наличия магнитной металлической стружки в масле, например, в маслосистемах авиационных двигателей или редукторов, а также к способу изготовления основной сборочной единицы конструкции сигнализатора.

Изобретение относится к системам смазки механических устройств, например двигателей, в частности к устройствам для сигнализации о наличии металлических частиц в системе смазки газотурбинных двигателей, и позволяет диагностировать начало разрушения двигателя при появлении стружки в масле.

Изобретение относится к средствам контроля наличия металлических частиц в масле или иной жидкости, циркулирующей по трубопроводам различных пневмо- и гидросистем.
Наверх