Защитная смазочная композиция

Изобретение относится к смазочным композициям для консервации двигателей тракторов и комбайнов при постановке их на межсезонное хранение. Описана защитная смазочная композиция, включающая базовое масло, пушечную смазку и рапсовое масло в качестве ингибирующих добавок, отличающаяся тем, в качестве базового масла используют очищенное отработанное минеральное моторное масло, рапсовое масло используют полимеризованное при температуре 140-150°С в течение 8-10 часов, компоненты композиции взяты в следующих соотношениях, мас.%: очищенное отработанное минеральное моторное масло 80-90, полимеризированное рапсовое масло 5-10, пушечная смазка 5-10. Технический результат - предложенный состав имеет высокие эксплуатационные характеристики и может непродолжительное время выполнять функции рабоче-консервационного смазочного материала при выполнении операции при постановке и снятии с хранения сельскохозяйственной техники. 3 табл.

 

Изобретение относится к смазочным композициям для консервации двигателей тракторов и комбайнов при постановке их на межсезонное хранение.

Известна смазочная композиция (патент РФ 2310683 опубликован 20.11.2007), содержащая, мас.%: дисульфид молибдена, модифицированный фторсодержащим поверхностно-активным веществом эпиламом в их массовом соотношении 1:(2-3) 17-22, алюминий 2-3, церезин 10-12, продукт конденсации борной кислоты с диэганоламином и растительным маслом при мольном соотношении 1:3: (0,5-0,7) соответственно 15-18, бензотриазол 1-3, минеральное масло - остальное.

Композиция имеет сложный состав, высокую трудоемкость изготовления и затраты при реализации в условиях производства.

Известна антикоррозионная композиция (патент РФ 2184754 опубликован 10.07.2002), получаемая растворением в пушечной смазке низкоокисленного атактического полипропилена (АПП) со средневязкостной молекулярной массой (М) 22000-29000, содержащего 0,20-0,34 мол.% карбонильных групп. Для приготовления антикоррозионной композиции используют смазку пушечную, соответствующую ГОСТ 19537-93, и АПП, полученный окислением расплава полипропилена атактического кислородом воздуха при температуре 180-200°С в течение 2,0-2,5 ч.

Данный состав является малопригодным для консервации двигателей сельскохозяйственной техники из-за сложности реализации процесса консервации и расконсервации.

Общим недостатком вышеперечисленных известных смазочных композиций является их ограниченная возможность для консервации внутренних полостей двигателей сельскохозяйственной техники.

Использование в качестве основы товарных минеральных индустриальных, компрессионных, трансмиссионных масел увеличивает затраты на получение смазочных композиций.

Многокомпонентные составы с использованием сложных химических соединений и материалов не исключают образования отложений при их применении в двигателях. Попадание остаточных элементов смазочных композиций в свежезаправленное масло после расконсервации может вызывать деструкцию, выпадение присадок в осадок, образование твердых отложений в ЦПГ.

Для консервации двигателей машин известно консервационно-рабочее масло К-17 (ГОСТ 10877-76), изготавливаемое из смеси авиационного МС-20 и трансформаторного Т-1500 масел с добавлением петролатума окисленного, каучука СКБ-45 и композиции присадок. Двигатели внутреннего сгорания консервируют без разборки: сливают штатное масло, отключают фильтры, прокачивают масло К-17, излишки масла удаляют (справочник под редакцией В.М. Школьникова, Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. М. Техинформ, 1999, 596 с.)

Данное масло не нашло широкого применения из-за высоких затрат на консервацию и эксплуатацию, недостаточно высокую защитную эффективность, сложность технологического процесса консервации, заключающуюся в сливе отработанного моторного масла, заправке масла К-17, последующего слива консервационного масла и заправке моторного.

Известна защитная смазка для металлических деталей (патент РФ 2186836 опубликован 10.08.2002), используемая в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности, при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках, содержащая, мас. %: отработанное моторное масло 20-60, омыленный талловый пек 2,0-6,0, щавелевую кислоту 0,1-0,3, воду - остальное.

К недостаткам защитной смазки относится невозможность ее использования в качестве консервационного материала для защиты от коррозии внутренних полостей двигателей внутреннего сгорания в период межсезонного хранения. Смазка обладает недостаточными адгезионными свойствами, и ее состав может оказывать отрицательный эффект (износ) при прокручивании двигателя для формирования пленки на стенках гильз цилиндров двигателя.

Известно применение отработанных масел с добавками, которые используются в качестве защитного антикоррозионного состава (патент РФ 2090656 опубликован 20.09.1997).

Такие составы не обладают высокими антикоррозионными способностями, достаточной влагостойкостью, недолговечны, а добавки, получаемые химическим путем, значительно увеличивают затраты на получение антикоррозионных составов.

Известно применение отработанных масел с добавками, которые используются в качестве защитного антикоррозионного состава [В.И. Вигдоровича и др. Научные основы и практика создания антикоррозионных консервационных материалов на базе отработанных нефтяных масел и растительного сырья. Тамбов 2012, С. 114; С. 256].

К недостаткам использования составов на основе отработанных масел следует также отнести и присутствие в них продуктов окисления, механических примесей, снижающих качество антикоррозионных составов при использовании их, например, в двигателях внутреннего сгорания. Эффективность работы предложенных составов на основе отработанных моторных масел рассматривается в статичных системах. При этом отсутствуют составы на основе отработанных моторных масел для консервации подвижных соединений, когда нанесение защитного материала, состава происходят в процессе трения, движения, например поршня по цилиндру.

Цель изобретения - снижение затрат и расширение ассортимента смазочных композиций для защиты от коррозии внутренних полостей двигателей внутреннего сгорания в период межсезонного хранения.

Указанная цель достигается тем, что защитная смазочная композиция, включающая базовое масло, пушечную смазку и рапсовое масло в качестве ингибирующих добавок, отличающаяся тем, в качестве базового масла используют очищенное отработанное минеральное моторное масло, рапсовое масло используют полимеризованное при температуре 140-150°С в течение 8-10 часов, компоненты композиции взяты в следующих соотношениях, мас.%: очищенное отработанное минеральное моторное масло 80-90, полимеризированное рапсовое масло 5-10, пушечная смазка 5-10.

Защитную смазочную композицию готовят следующим образом. Отработанное минеральное моторное масло сливают с картера двигателя, и проводят его очистку по патентам РФ №2554357 или №2614244 от механических примесей, продуктов окисления и других загрязнений. Рапсовое масло загружают в емкость с нагревательными элементами. Доводят температуру нагрева масла до 140-150°С и при данной температуре выдерживают масло в течение 8-10 часов. По окончании полимеризации в емкость добавляют 5-10 мас.% очищенного минерального моторного масла к объему приготавливаемой защитной смазочной композиции и 5-10 мас. % пушечной смазки. Смесь перемешивают до полного растворения пушечной смазки и вносят в емкость с очищенным отработанным минеральным моторным маслом, состав нагревают до температуры 90-100°С и перемешивают в течение 10-15 минут.

Анализ очищенного отработанного моторного масла М-10Г2 в сравнении с индустриальным маслом, используемым в качестве базового масла при приготовлении защитных смазочных композиций представлен в таблице 1.

Очищенное отработанное минеральное моторное масло имеет более высокую вязкость, щелочное число (свидетельствующее о присутствии присадок), противоизносные свойства, толщину масляной пленки, защитные свойства по сравнению с индустриальным маслом, являющимся базовым при приготовлении защитных композиций, рабоче-консервационных масел.

По сравнению с отработанным моторным маслом очищенное масло имеет более высокие противоизносные свойства, что очень важно при прокручивании, запуске двигателя. Не содержит механических примесей и продуктов окисления. При этом образуемая на поверхности металла (Ст3) масляная пленка и защитные свойства имеет более низкие характеристики, что объясняется присутствием в отработанном масле смол.

Данное противоречие является, в определенной степени, объяснением отсутствия изобретений составов смазочных композиций, рабоче-консервационных масел на основе отработанных масел для защиты и консервации внутренних полостей двигателей внутреннего сгорания при постановке их на хранение.

Для повышения защитных свойств в очищенное отработанное минеральное моторное масло вносятся добавки.

Рапсовое масло для использования его в качестве основы или добавки в смазочную композиции не обладает превосходными свойствами, имеет низкую вязкость, высокое кислотное число, невысокие защитные и противоизносные свойства.

Полимеризация рапсового масла позволяет повысить вязкость кинематическую при 100°С, снизить кислотное число, увеличить противоизносные, защитные свойства смазочной композиции (таблица 2).

Дополнительное внесение в смесь очищенного отработанного минерального моторного масла пушечной смазки способствует повышению противоизносных, защитных свойств смазочной композиции.

Для оценки физико-химических характеристик, защитных, противоизносных свойств разработанного состава для консервации внутренних полостей двигателей внутреннего сгорания проведены исследования состава на основе очищенного отработанного минерального моторного масла с добавками в сравнении с товарным маслом К-17 (ГОСТ 10877-76), используемым для консервации двигателей сельскохозяйственной техники (таблица 3).

По основным характеристикам разработанный состав защитной смазочной композиции превосходит или находится на уровне значений рабоче-консервационного товарного масла К-17.

При этом в предложенном составе отсутствуют дорогостоящие присадки, не используются товарные базовые масла, что характеризует состав как ресурсосберегающий за счет использования в качестве базового масла очищенного отработанного минерального моторного масла.

Предложенный состав имеет высокие эксплуатационные характеристики и может непродолжительное время выполнять функции рабоче-консервационного смазочного материала при выполнении операции при постановке и снятии с хранения сельскохозяйственной техники.

Защитная смазочная композиция, включающая базовое масло, пушечную смазку и рапсовое масло в качестве ингибирующих добавок, отличающаяся тем, в качестве базового масла используют очищенное отработанное минеральное моторное масло, рапсовое масло используют полимеризованное при температуре 140-150°С в течение 8-10 часов, компоненты композиции взяты в следующих соотношениях, мас.%:

Очищенное отработанное минеральное моторное масло 80-90
Полимеризированное рапсовое масло 5-10
Пушечная смазка 5-10



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу получения жирового солидола. 1/2 части массы отработанного очищенного моторного масла смешивают с нерафинированным растительным маслом подсолнечника, нагретого до 60-80°С, и прибавляют известковое молоко, омыляют при температуре 95-100°С в течение не менее 1 часа, впоследствии прибавляют оставшуюся 1/2 части отработанного моторного масла.

Изобретение относится к нефтехимии и может быть использовано для получения синтетической сульфонатной присадки различного уровня щелочности к моторным маслам с применением линейных диалкилбензолов с молекулярной массой 240-320 в качестве сырья. Полученная присадка характеризуется постоянством углеводородного состава и строения, является маловязкой с высокой коллоидной устойчивостью и стабильностью в условиях длительного хранения.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, способу снижения числа случаев преждевременного воспламенения смеси (LSPI) при низких оборотах в двигателе внутреннего сгорания с наддувом, а также к применению данной композиции для осуществления этого способа. Композиция смазочного масла содержит: более 50 масс.

Предложена композиция смазочного масла, применение и способ обеспечения приемлемого числа случаев преждевременного воспламенения смеси при низких оборотах в двигателе внутреннего сгорания с применением композиции смазочного масла. Композиция содержит: более 50 масс.

Предложены композиция смазочного масла и способ снижения числа случаев преждевременного воспламенения смеси при низких оборотах в двигателе внутреннего сгорания с наддувом. Композиция смазочного масла включает: более 50 масс.% базового масла, выбранного из группы, состоящей из базового масла I группы, базового масла II группы, базового масла III группы, базового масла IV группы, базового масла V группы и их смесей; количество одной или более сверхосновных кальцийсодержащих моющих присадок с общим щелочным числом более 225 мг KOH/г при измерении способом согласно ASTM D-2896, достаточное для обеспечения от более 900 ppm по массе до менее 1800 ppm по массе кальция в композиции смазочного масла, относительно общей массы композиции смазочного масла, при этом одна или более сверхосновных кальцийсодержащих моющих присадок включает соединение, выбранное из моющей присадки сверхосновного сульфоната кальция, моющей присадки сверхосновного фенолята кальция и моющей присадки сверхосновного салицилата кальция, и композицию присадки, снижающую преждевременное воспламенение смеси при низких оборотах, содержащую количество одного или более маслорастворимых титансодержащих соединений, достаточное для обеспечения от 10 ppm по массе до 1500 ppm по массе титана в композиции смазочного масла, и/или количество одного или более вольфрамсодержащих соединений, достаточное для обеспечения от 125 до 1000 ppm по массе вольфрама в композиции смазочного масла, где оба количества рассчитаны относительно общей массы композиции смазочного масла, и причем указанная композиция присадки эффективна для снижения числа случаев преждевременного воспламенения смеси при низких оборотах в двигателе внутреннего сгорания с наддувом, смазанном композицией смазочного масла, относительно числа случаев преждевременного воспламенения смеси при низких оборотах в этом же двигателе, смазанном этой же композицией смазочного масла, не содержащей одно или более титансодержащих и/или одно или более вольфрамсодержащих соединений.

Изобретение относится к способу получения консистентных смазок на основе производных лигнина, загущенных полимочевинным загустителем, к полученным таким способом консистентным смазкам и к применению таких консистентных смазок для смазывания, по меньшей мере, шарнира равных угловых скоростей, в частности гомокинетических шарнирных валов, коробки передач или подшипников качения и скольжения, в частности уплотненных подшипников качения.

Изобретение описывает композицию смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, содержащую следующие компоненты: (a) базовое масло смазочного масла, имеющее кинематическую вязкость при 100°C от 2 до 12 мм2/с, которое представляет собой одно базовое масло группы 2 или группы 3 по API, имеющее индекс вязкости 95 или выше, содержание серы 0,03 мас.% или ниже и значение %CA 1 или ниже, или их комбинацию, (b) азотсодержащий беззольный диспергирующий агент в количестве 0,01-0,3 мас.% в пересчете на содержание азота от общего количества композиции, (c) металлсодержащий детергент, который содержит кальций и/или магний в качестве щелочноземельного металла, в количестве 0,05-0,3 мас.% в пересчете на содержание щелочноземельного металла от общего количества композиции, (d) диалкилдитиофосфат цинка в количестве 0,05-0,13 мас.% в пересчете на содержание фосфора от общего количества композиции и (e) маслорастворимое полуполярное органическое соединение, представляющее собой сложный эфир борной кислоты и глицерина, представленное химической формулой (1), где R обозначает прямоцепную или разветвленную алкильную группу или прямоцепную или разветвленную алкенильную группу, содержащую 7-20 атомов углерода, в количестве 0,015-0,040 мас.% в пересчете на содержание бора от общего количества композиции.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для судовых двигателей, содержащей: по меньшей мере одно базовое смазочное масло; по меньшей мере один амин жирного ряда формулы (I) со значениями радикалов, представленными в описании и формуле изобретения, где амин жирного ряда с щелочным числом BN, определенным в соответствии со стандартом ASTM D-2896, составляет от 150 до 350 миллиграммов гидроксида калия на грамм амина, и по меньшей мере одну присадку, выбранную из сверхосновных детергентов и/или нейтральных детергентов.

Настоящее изобретение относится к смазывающей композиции для применения в картере двигателя внутреннего сгорания, содержащей: (i) базовое масло, произведенное в синтезе Фишера-Тропша, в количестве от 60 до 92 масс.% в расчете на общую массу смазывающей композиции; (ii) одно или несколько молибденорганических соединений, выбранных из дитиокарбаматов молибдена (MoDTC), дитиофосфатов молибдена (MoDTP), молибден-аминов, алкоголятов молибдена и амидоспиртов молибдена и их смесей, в количестве, достаточном для обеспечения от 100 до 1000 масс.

Настоящее изобретение относится к смазывающему средству для морских двигателей, в частности для цилиндров, которое имеет BN, определяемое в соответствии со стандартом ASTM D-2896, больше чем или равное 50 миллиграммам поташа на грамм смазывающего средства, содержащее: по меньшей мере одно базовое масло смазывающего средства, по меньшей мере один детергент, основанный на щелочных или щелочноземельных металлах, основность которого повышают с использованием солей карбонатов металлов, по меньшей мере один нейтральный детергент, смесь жирных аминов, которая содержит по меньшей мере один жирный амин формулы (I) R1-[NR2(CH2)3]3-NH2, в которой: R1 представляет линейную или разветвленную, насыщенную или ненасыщенную алкильную группу, которая содержит по меньшей мере 14 углеродных атомов, R2 представляет атом водорода или группу -(CH2)2OH, содержание по массе жирного амина формулы (I) больше чем или равно 90% относительно общей массы смеси жирных аминов, жирный амин имеет BN, определяемое в соответствии со стандартом ASTM D-2896, в диапазоне от 150 до 600 миллиграммов поташа на грамм амина, процентную долю по массе жирного амина относительно общей массы смазывающего средства выбирают с тем, чтобы BN, предоставляемое с помощью этого соединения, представляло вклад по меньшей мере 10 миллиграммов поташа на грамм смазывающего средства в общее BN указанного смазывающего средства для цилиндров и процентную долю по массе сверхосновного детергента относительно общей массы смазывающего средства выбирают с тем, чтобы BN, предоставляемое с помощью солей карбонатов металлов, представляло вклад в диапазоне от 30 до 70 миллиграммов поташа на грамм смазывающего средства в общее BN указанного смазывающего средства для цилиндров.
Наверх