Йатентйо- 1л^^

 

GllИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

28II76

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 25.Х11.1968 (№ 1292087/40-23) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 03.IX.1970. Бюллетень ¹ 28

Дата опубликования описания 7.ХП.1970

Кл. 62Ь, 47/О 2

Комитет по делам иаобретекий и открытий при Совете Мииистров

СССР

МПК В 64с 25/46

УДК 629.7.027.24 (088.8) ДВУХСИГНАЛЬНЫЙ ИНЕРЦИОННО-ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ

ДАТЧИК

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройствам антиюзовой автоматики тормозных систем колес самолетов, и предназначено для получения электрических сигналов при заданных величинах отрицательного углового ускорения и угловой скорости.

Наряду с использованием первого сигнала в антиюзовой автоматике может быть использован и второй сигнал, например, для автоматического выпуска парашюта, включения системы жидкостнсго охлаждения тормозов, начала затормаживания или выпуска и уборки лыж в колесно-лыжном шасси и т. п.

Известен инерционно-центробежный двухсигнальный датчик, содержащий маховик с встроенным в него фрикционом колодочного типа и подпружиненные сухарики, которыепод действием центрооежных сил перемещаются в радиальном направлении и через толкатель и рычаг действуют на микровыключатель. Однако центробежный механизм датчика срабатывает нестабильно, и ресурс его невелик вследствие потерь на трение грузов об опорные и боковые поверхности полости маховика, а также о коническую поверхность толкателя; потерь из-за трения скольжения между вращающимися толкателем и неподвижным рычагом; обязательного перекоса толкателя, находящегося под действием двух неуравновешенных пружин, действующих на скользящие грузы. Кроме того, в нерабочем состоянии датчика толкатель центробежного механизма находится в выдвинутом положении, поэтому при выбранной конструктивной схеме датчика исполнительное устройство микровыключателя (контактная система и ее возвратная пружина) находится в напряженном состоянии в течение всего календарного срока службы датчика, принимая нормальное (отпущенное) состояние лишь в момент срабатывания механизма. В связи с этим существенно снижается ресурс и надежность центробежного механизма датчика.

15 Предложенный датчик не имеет указанных недостатков.

Это достигается установкой маховика инерционного механизма íà две шариковые опоры, между которыми помещаются колодочный

20 фрикциоп с серводействием и центробежный механизм, содержащий полый корпус с размещенными в его полости поворотными грузами, имеющими опору в виде участка окружности основания усеченного конуса. Между

25 вращающимся толкателем и поворачивающимся рычагом помещен шариковый подпятник. С целью уменьшения нагрузки на подпятник регулировка срабатывания центробежного механизма осуществляется центральной

30 пружиной, воздействующей на грузы непосред281176

45 ственно через толкатель. Наличие, поворотных грузов в сочетании с центральной пружиной и шариковым подпятником в центробежном механизме создает благоприятные условия р аботы исполнительному механизму микровключателя, повышает стабильность оборотов срабатывания,,повышает ресурс механизма, обеспечивая достаточную его надежность.

На чертеже изображен двухсигнальный инерционно-центробежный датчик в разрезе.

Валик 1 вра цается в корпусе 2 на подшипниках 8. На конце валика закреплена шестерня 4. На валике установлен шарикоподшипник

5, который запрессован в маховик б. В расточку втулки 7, запрессованную в маховик б, установлен корпус 8 фрикциона, выступы которого входят в вырезы на пружине 9 фрикциона. Колодки пружины фрикциона прижаты к расточке vàõoaèêà. Толкатель 10 установлен в паз валика и опирается крыльями на винтовые вырезы в корпусе 8. В отверстие валика вставляется толкатель 11. Рычаг 12 инерционного механизма установлен на оси

18 и нагружен пружиной 14.

Центробежный. механизм является отдельным узлом и связан. с валиком шлицевым соединением.

Центробежный механизм состоит из корпуса 15, толкателя lб, сухарей 17, подшипника

18, пружины 19, шарикоподшипника 20. Рычаг

21 центробежного ..еханизма установлен í-l оси 18. В корпусе 2 установлен кронштейн 22 с микровыключателями 28. Датчик закрывается крышкой 24.

Датчик работает следующим образом.

Вращение на валик 1 передается от шестерни колеса через шестерню 4. При разгоне «олеса валик через перья толкателя 10 передает вращение корпусу 8 фрикциона, который через пружину 9 фрикциона разгоняет маховик б. При разгоне и равномерном движении маховика б толкатели 10 и ll не воздействую; на рычаг 12 и находятся в исходном положении, при этом электрическая цепь разомкнута, При замедлении валика маховик б становится ведущим и через пружину фрикциона передает на корпус 8 инерционный момент,. пропорциональный угловому замедлению валика. Под действием этого момента корпус 8

25 зо начинает вращаться относительно валика, благодаря чему толкатель 10, опирающийся на винтовые скосы корпуса, перемещает толкатель 11, преодолевая усилие:пружины 14, поворачивает рычаг 12 и винтом 25 нажимает на кнопку нижнего микровыключателя, замыкая электрическую цепь. При этом колесо растормаживается. С началом разгона колеса маховик б перестает быть ведущим для корпуса 8 и толкателя 10 и последние,под воздействием пружины 14 возвращаются в исходное положение, размыкая при этом электрическую цепь.

При достижении валиком оборотов заданного значения, сухари 17 под действием центробежных сил, приложенных к центрам тяжести, поворачиваясь относительно о порного ребра,,перемещают по корпусу 15 толкатель lб,,который, преодолевая воздействие пружины 19, через подшипник 18 и упор 2б действует на рычаг 21, поворачивая последний вокруг оси

18. При этом винт 27 нажимает на кнопку верхнего микровыключателя 28, который производит переключение в электрической цепи.

При падении оборотов валика ниже заданного значения центробежные силы, действующие на сухари, уменьшаются, и сухари 17, à вместе с ними толкатель lб и рычаг 21 возвращаются в исходное положение.

Предмет изобретения

1. Двухсигнальный инерционно-центробежный датчик, например, для обеспечения безъюзового торможения колес самолета, содержащий корпус с размещенными в нем валиком, на котором смонтированы маховик с грузиками, фрикцион и толкатели, и рычагом с микровыключателями, отличающийся тем, что, с целью;повышения стабильности его работы и чувствительности, грузики выполнены свободно поворачивающимися с опорой в виде участка окгужности основания усеченного конуса.

2. Двухсигнальный датчик,по п, 1, отличающийся тем, что, с целью повышения ресурса его работы, между вращающимся толкателем и поворачивающимся рычагом установлен шариковый подпятник.

281176

8 го бает

Редактор Левятов

3 а к аз 3442/4 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

13

12

11

21

f5l

Составитель В. Рукавицын

Тсхред Л. В. Куклина Корректор Е. Н, Миронова

Йатентйо- 1л^^ Йатентйо- 1л^^ Йатентйо- 1л^^ 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления торможением транспортного средства и предназначено для использования преимущественно в объектах авиационной техники

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования преимущественно в тормозных системах объектов авиационной техники

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования преимущественно в гидросистемах объектов авиационной техники

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления торможением транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а именно системам управления торможением транспортных средств, и предназначено для использования преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к области авиационной техникие, а именно к устройствам автоматизированного контроля работоспособности систем торможения колеса летательного аппарата, и может быть использовано при разработке встроенных в указанные системы устройств их оперативного автоматизированного контроля
Наверх