Скважинный прибор электрического каротлжл

 

ОПИСАНИЕ З4УУЬ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Респтблин

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 06.1.1971 (№ 1608426.26-25),Ч. Кл. G 01v 3i18 с 11pIIcoeIIII!eIIIIeiI заявки ¹â€”

Комитет оо делам изобретений н открытий

«рн Совете Министров

СССР

Приоритет—

Опубликовано 10.Ч111.1972. Бюллетень ¹ 24

УДК 550.837: 622.241 (088.8) Дата опубликования описания 21Х111.1972

Автор изобретения

О. Л. Терегулон

Заявитель

CKBAil(NHHhlA ПРИБОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО КЛРОТЛЖЛ

Изобретение относится к области промысловой геофизики, в частности, к комплексным приборам индукционного и бокового каротажа для:исследования нефтяных и газовых скважин. Комплексные приборы индукционного и бокового каротажа позволяют значительно сократить время, затрачиваемое на производство геофизических,исследований в скважинах, и получать диаграммы индукционного и бокового каботажа, сопоставимые между собой.

Известен комплоксный прибор индукц!!О!!ного в бокового ка!ротажа, состоящий из блока электроники, системы генераторных и п риех1пых катушек зонда индукционного каротажа, закрепленных на немагнитном держателе, расположенных внутри изоляционного .корпуса прибора, и системы токовых и измерительных элект!родов многоэлект1родного зонда бокового каротажа, расположенных на поверхности изоляционного корпуса прибора на участке зонда ипдукционного каротажа. Каждый электрод зонда бокового каротажа образован группой электродов, равномерно распределенных по окружности корпуса прибора.

В одной из модификаций известного прибора электроды бокового каротажа, расположенные по окружности корпуса прибо!ра, соединены между собой последовательно с помощью резисторов. При этом образуется рсзистивная петля, которая вносит погрешности в значения проводимости, измеренные зондом индукционного каротажа, изменяет импеданс катушек зонда и ухудшает их работу.

Предлагаемьш скваж1 шьш прибор отличается от известного тем, что между группой электродов, равномерно распределенных по окружност!! корпуса прибора, и узлом пх соединения ш лючены диоды в чередующейся полярности проводимости, так что диоды, соединяющие

1ð электроды группы, расположенныс 11а противоположных сторонах ОкружиОсти I opII) са> .Вк. IIo IoI» встречно друг другу.

Такое выполнение позволяет избежать образование короткозамкнутого витка для кругов010 индукционного тока вокруг кату шок индукц:1онного карота>ка и уменьшить влияние электродов бокового каротажа на работу генераторных н IIpIIBAIIII Ix катушек индукционного каротажа.

На фиг. 1 показан общий впд предлагаемого прибора, на фиг. 2 — сечение прибора по 4 —.4 в увеличеш!ом масштабе.

Сква кинньш прибор содержит кожух 1 изо лятора, в котором расположены на немагнитном держателе гснераторпые 2, 3 и приемпые4, 5, б катушки многокатушечного зонда индукционного каротажа. В вер. ней части прибора находится блок электрошгки г с каналами индукционного и бокового каротажа. Канал индукзр ционного карота>ка содсржит высокочастотный

347716 генератор Il измерительный усилитель с фазочувствительным детектором. Канал бокового каротажа содержит низкочастотный генератор, автокомпснсационный и,измерительный усилители, Система токовых 8, 9, 10 и измерительных 11,12, 18, 14 электродов, многоэлектродного зонда бокового каротажа расположены на поверхности корпуса прибора .на участке зонда бокового каротажа, так, что точки записи зонда индукционного бокового каротажа совмещены между собой. Электрод обратного тока и измерительный электрод сравнения зонда оокового каротажа .находятся на расстоянии

10 — 30 л от прибора на изолирова,иной косе кабеля.

Каждый электрод бокового каботажа образован группой точечных электродов 15, 1б, 17, 18, равномерно распределенных по окружности корпуса прибора. Между точечными электродамн 15 — 18 и узлом их соединения 19 включены полупроводниковые диоды 20, 21, 22, 23 в чередующийся полярности проводимости так, что диоды, соединяющие электроды группы, расположенные на противоположных сторонах окружности корпуса, включены встречно друг другу.

Устройство работает следующим образом.

От генератора переменного тока высокой частоты 20 — 40 кги, установленного в электронном блоке 7, в генераторные катушки 2, 3 (основную и дополнительную) подается ток 1 определенной величины, Переменное магнитное поле генераторной катушки индуцирует в окружающих горных породах вихревые токи, сила которых определяется электропроводностыо среды. Вихревые токи создают вторичное магнитное поле, индуц ирующее э. д. с. в измерительных катушках 4, 5, б (основной и дополнительных фокусирующих), Активная составляющая э, д. с. является полезным сигналом, она усиливается усилителем, проходит через фазочувствительный детектор и передается на поверхность, где ее регистрируют.

Для вихревого индуцируемого тока вокруг корпуса IIpiHoopB группа электродов, равномерно расределенных по окружности корпуса прибора, при.включении между ними и узлом их соединения диодов в чередующейся полярности проводимости так, что полупроводниковые диоды, соединяющие электроды группы, расположенные на противоположных сторонах окружности корпуса, оказываются включенными встречно друг другу, короткозамкнутый виток

Скважннный прибор электрического каротажа, содержащий блок электроники, систему генераторных и приемHbIx катушек зонда индукционного каротажа, закреп.ченных на немагнитном держателе внутри:изоляционного корпуса прибора, и систему токовых и .измерительных электродов многоэлектродного зонда бокового каротажа, расположенных на поверхности изоляционного корпуса прибора .на уча40 стке зонда индукционного каротажа, каждый элект!род которого образован группой электродов, равномерно распределенных по окружности корпуса прибора, отличающийся тем, что, с целью уменьшения влияния системы электро45 дов бокового каротажа на работу генераторных и приемных катушек зонда индукционного каротажа, между группой электродов, равномерно, распределенных по окружности корпуса прибора, и узлом,их соединения включены дио50

25 не образуется даже при нарушении симметрии соединений. Этим достигается устранение влияния системы электродов бокового каротажа на работу зонда индукционного каротажа при,их совместном, расположении в одном скважинном приборе.

Система токовых электродов бокового каротажа питается от генератора переменного тока 400 — 500 ги, установлен ного в том же блоке электроники 7. От него к узлам электродов 8, 9, 10 и обратному электроду поступают токи питания. При этом в положительный полулериод ток проходит к электродам 15, 17 через диоды 20, 22, а в отр:ицательный полупер иод ток проходит к электродам 1б, 18 через диоды

2l, 23. При наличии разности потенциалов между узлами электродов 11, 12 и 13, 14 через высокочастотный фильт1р на вход автокомпенсационного усилителя поступает сигнал. На выходе автокомпенсационного усилителя усиленный сигнал изменяет ток экранных электродов 9 и 10, так, что разность потенциалов между электродами 11, 12 и 13, 14 равна О. В процессе записи регистрируют с помощью измерительного усилителя разность потенциалов между удаленным электродом и одним из электродов 13, 14 и 11, 12, которая пропорциональна сопротивлению среды.

Предмет изобретения ды в чередующейся полярности проводимости так, что диоды, соединяющие электроды группы, расположенные на противоположных сторонах окружности корпуса, включены встречно друг другу.

15 20 21

1В 25 22 17

1Риг.2

Редактор И. Орлова корректор С. Сатагулова

Заказ № 3989 Изд. № 1147 Тираж 406 Подписное

UI-1ИИПИ Комитета по делам изобрстсшш и открытий при Совете Министров СССР

Москва, К-35. Раb шская нао., д. 4/5

Загорская типография

14

11

Состави гель Л. Байдакова

Тскред 3. Тараненко

Скважинный прибор электрического каротлжл Скважинный прибор электрического каротлжл Скважинный прибор электрического каротлжл 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическому каротажу для определения электрического сопротивления подповерхностной породы через обсаженный ствол скважины

Изобретение относится к области геофизических исследований скважин и предназначено для определения электрического сопротивления пластов горных пород, окружающих обсаженную металлической колонной скважину
Наверх