Устройство для уменьшения электростатического потенциала летательного аппарата
34843l
О П
Союз Советских.Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 27.Х1.1970 (¹ 1495584/40-23) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 23.Ч11 1972. Бюллетень № 25
Дата опубликования описания 18.IX.1972
М. Кл. В 640 45/02
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 629.7.067(088.8) Авторы изобретения
А. Б. Ватажин, В. А. Лихтер и В. И. Шульгин
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Предмет изобретения
Изобретение относится к устройствам, предназначенным для уменьшения эффекта электризации поверхности летательных аппаратов, возникающей при работе реактивных двигателей в полете.
Известны устройства для уменьшения электризации летательного аппарата, представляющие собой заостренные одиночные или собранные в пучок стержни, устанавливаемые в местах наибольшей напряженности электростатического поля, в частности на концах плоскостей и хвостовом оперении.
Недостатком известных устройств является их малая эффективность и недостаточная надежность.
Целью изобретения является устранение этих недостатков.
Эта цель достигается тем, что за срезом сопла реактивного двигателя устанавливается параллельно оси или под некоторым углом к оси струи соединенная с двигателем металлическая штанга.
На фиг. 1 показана металлическая штанга, установленная под некоторым углом к направлению реактивной струи.
На фиг. 2 — штанга длиной не менее 1,5—
2,0 диаметров сопла, установленная параллельно оси реактивной струи на ее периферии.
При работе двигателя 1 заряженные частицы, стремящиеся покинуть летательный аппарат с реактивной струей, под действием поперечной составляющей электрического поля металлической поверхности штанги 2 отклоня10 ются от направления движения струи и попадают на поверхность штанги.
Устройство для уменьшения электростатического потенциала летательного аппарата, включающее поглотитель ионов, отличаюи1ееся тем, что, с целью предотвращения уноса с реактивной струей униполярно заряженных частиц, возникающих при работе двигателя, поглотитель ионов выполнен в виде металлической штанги длиной не менее 1,5 — 2,0 диаметра сопла, соединенной с корпусом двигателя и установленной за срезом сопла последнего.
348431
9 иг /
Редактор В. Л евятов
Заказ 2699;9 Изд. № 1180 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4,5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель В. Рукавицын
Техред А. Камышникова
Корректоры: М. Коробова и E. Давыдкина