Двухступенчатая коробка передач мотор-колесаscsooiosha?! i•} дт crsriir; vrt?l';i>&jr-;; ^ г=-isft t '.:5! sitr f lal'.ellh-,;;;':?:; ehbjii'io-^r^xa i
О П И С А Н И Е 382529
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соввтскиа
Социал истическиа
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
М. Кл. В 60k 17/14
F 16h 3/54
Заявлено 08.Ч1.1970 (¹ 1446271j27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 23.V.1973. Бюллетень ¹ 23
Дата опубликования описания 20.Ч111.1973
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 629.113-585.127 (088.8) Авторы изобретения В. Г. Выборнов, В. П. Леандров и А. И. Яковлев
Заявитель Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
МОТОР-КОЛЕСА
Изобретение относится к транспортным машинам, а именно к конструкции двухступенчатых коробок передач мотор-колес безрельсовых транспортных средств с электроприводом.
Известны двухступенчатые коробки передач мотор-колес, содержащие планетарный ряд, солнечная шестерня которого связана с валом электродвигателя. Коронная шестерня поочередно соединяется с корпусом коробки передач и солнечной шестерней ряда, а водило связано с входным валом колесного редуктора. Эти коробки передач снабжены фрикционными муфтой и тормозом. В них с>катив фрикционных дисков тормоза осуществляется за счет усилия упирающейся в корпус коробки передач пружины, которое передается через подшипник нажимному диску, воздействующему на фрикционные диски. Прп использовании двухступенчатой коробки передач в качестве стояночного тормоза дополнительно вводятся тормозной барабан, который имеет на наружной поверхности зубья, входящие в зацепление со шлицами корпуса коробки передач, опорный диск, который имеет наружные зубья и установлен на шлицах на внутренней поверхности тормозного бараоана, винтовые пружины, упирающиеся в опорный диск и надетые на его приливы, а также защелки, удерживающие опорный диск на месте. На защелки воздействуют толкатели, расположенные под каждым из зацепов защелок и перемещающиеся при взаимодействии с кулачками муфты. Однако фрикционные диски муфты и тормоза выполнены раздельно, и в них имеется элемент, связывающий нажимные диски муфты и тормоза, а также подшипник между невращающпмся нажимным диском тормоза и вращающимся нажимным дис1о ком муфты, воспринимающий осевую нагрузку, что усложняет конструкцию. При использовании коробки передач в качестве стояночного тормоза кроме этих дополнительных элементов коробки передач необходимы также
15 детали крепления и установки защелок, окна и выступы на корпусе.
Целью изобретения является упрощение управления коробкой передач.
Это достигается тем, что коробка передач
20 снабжена барабаном со щеками, соединенным с солнечной шестерней. Фрикционные диски муфты и тормоза размещены между щек барабана и связаны одна с другой и с коронной шестерней с возможностью относительного
25 осевого перемещения, а между фрикцнонными дисками установлены пружины.
Для обеспечения торможения мотор-колеса на стоянке коробка передач снабжена фланцами, подвижно установленными в осевом на30 правлении в корпусе напротив нажимных дис382529
15
50 ков между фрикционными дисками муфты и тормоза, а между фланцами расположены пружины.
На фиг. 1 изображена предлагаемая коробка передач во взаимодействии с основными элементами мотор-колеса; на фиг. 2 — то же, в продольном разрезе.
Двухступенчатая коробка передач 1 установлена в мотор-колесе, содержащем шину 2, обод 8 колеса, колесный редуктор 4, электродвигатель 5, планетарный ряд б и тормоз 7.
На валу 8 электродвигателя 5 находится барабан 9, между щеками 10 и 11 которого размещены фрикционные диски 12 и И, соединенные между собой шлицами 14 и 15 и поджатые пружинами 1б к щекам 10 и ll. Igeка 10 подвижно связана с барабаном 9 и зафиксирована гайками 17 и 18. Фрикционный диск 18 соединен шлицами 19 с переходником
20, связанным с коронной шестерней 21 планетарного ряда б. Солнечная шестерня 22 связана с валом 8 электродвигателя 5, а водило 23 — с входным валом 24 колесного редуктора 4.
Фрикционные диски 12 и И расположены между нажимными дисками 25 и 2б, которые шлицами 27 связаны с корпусом 28 коробки передач. Каждый из нажимных дисков 25 и
2б связан со своей диафрагмой 29 и 80 На нажимных дисках 25 и 2б установлены фланцы
81 и 82, между которыми расположены пружины 88.
При отсутствии давления под силовыми диафрагмами 29 и 80 пружины 88 разводят диски 25 и 26 до положения, при котором фланцы 81 и 82 прижимаются к фрикционным дискам 12 и 13. В этом случае блокируется солнечная 22 и коронная 28 шестерни планетарного ряда б дисками 12 и 13, которые затормаживаются с помощью фланцев 81 и 32 и дисков 25 и 2б на корпус 28 коробки передач. Таким образом, осуществляется стояночное торможение транспортной машины, на которую установлено мотор-колесо с коробкой передач.
Для движения на первой передаче соединяют полость диафрагм 29 и 80 с источником, находящимся под полным давлением. Диафрагмы 29 и 30 наполняются, воздействуют на нажимные диски 25 и 27, которые сжимают диски 12 и 18 и тормозят, тем самым, коронную шестерню 21 на корпус 28 коробки
4 передач. Момент с вала 8 электродвигателя 5 передается солнечной шестерне 22, затем водилу 23 планетарного ряда б, входному валу
24 колесного редуктора 4, его элементам и далее — ободу 8 колеса и шине 2, При движении на второй передаче соединяют полость диафрагм 29 и 80 с источником, находящимся под частичным давлением.
Диафрагмы 29 и 80 наполняются до такого состояния, что они не воздействуют на нажимные диски 25 и 27, которые, расходясь под действием пружин 1б, прижимаются к щекам 10 и 11 барабана 9, блокируя солнечную 22 и коронную 21 шестерни планетарного ряда. Ряд вращается как одно целое, и момент электродвигателя 5 передается через входной вал 24 колесного редуктора 4 его элементам и далее — ободу 3 колеса и шине
2. Торможение мотор-колеса осуществляется тормозом 7. Величина момента блокировки ряда изменяется при перемещени щеки 10 по барабану 9.
Предмет изобретения
1. Двухступенчатая коробка передач моторколеса, содержащая планетарный ряд, солнечная шестерня которого соединена с валом электродвигателя, а водило — с входным валом колесного редуктора, снабженная муфтой и тормозом для поочередного соединения коронной шестерни с солнечной шестерней и корпусом, выполненными в виде фрикционных дисков, замыкаемых нажимными дисками под действием силовых цилиндров, отличаюигаяся тем, что, с целью упрощения ее управления, она снабжена барабаном со щеками, соединенным с солнечной шестерней, фрикционные диски муфты и тормоза размещены между щек барабана и связаны одна с другой и с коронной шестерней с возможностью относительного осевого перемещения, а между фрикционными дисками установлены пружины.
2. Коробка передач по п. 1, отличагоигаяся тем, что, с целью обеспечения торможения мотор-колеса на стоянке, она снабжена фланцами, подвижно установленными в осевом направлении в корпусе напротив нажимных дисков между фрикционными дисками муфты и тормоза, а между фланцами расположены пружины.
382529
1Я
17
21
Фиг 2
Составитель В. Бялоцкий
Тсхрсд 3. Тараненко
Корректоры: В. Жолудева и Е. Денисова
Редактор 3. Твердохлебова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2291/12 Изд. ¹ 584 Тираж 632 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 415