Динамический мототренажер

 

Ъ.

Всесо с аментнс

o n k -мИЗОБРЕТЕНИЯ

38254!

Союз Саветскик

Содиалистичесыиз

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

М. Кл. В 62h 7/00

С 09b 9/04

Заявлено 23.Ч1 1971 (№ 1673916/27-11) с присоединением заявки №вЂ”

Комитет по делам изобретений и OTKptdTHA при Совете Министров

СССР

Приоритет

Опубликовано 23.Ч.1973. Бюллетень № 23

Дата опубликования описания 29 VIII.1973

УДК 629.113.014.9 (088.8) Авторы изобретения

В. А. Иларионов, А. П. Стыцын, В. С, Гуслиц, В. С. Иоффе, Н. А. Милешин, Б. Я. Прудин и П. С. Гольштейн

Заявитель

Д И НАМИ ЧЕСКИ Й МОТОТРЕ НА)КЕР

Изобретение относится к техническим средствам обучения и позволяет формировать специальные, преимущественно сенсомоторные, навыки, необходимые для уверенного управления мотоциклом в реальных условиях, а также совершенствовать в процессе тренировок указанные навыки.

Известны динамические мототренажеры, содержащие установленные на беговых барабанах мотоциклы. Однако в таких тренажерах на мотоцикл при повороте не действует сила, которая в реальных условиях при прохождении поворотов делает необходимым для сохранения равновесия смещение центра тяжести системы мотоцикл — водитель в сторону поворота.

Цель изобретения — моделирование условий, возникающих при различных режимах реального движения мотоцикла.

Эта цель достигается тем, что к раме мотоцикла шарнирно прикреплены разводные направляющие с приводом от беговых барабанов, несущие связанные с рулем мотоцикла перемещаемые грузы.

Кроме того, привод разводных направляющих может быть выполнен в виде гидросистемы, содержащей связанный с беговыми барабанами гидронасос, трубопроводы, дроссель и гидроцилиндр с подпружиненным поршнем, шток которого с помощью кинематических пар связан с разводными направляющими.

Кинематнческне пары целесообразно выполнять в виде зубчатых секторов, входящих в зацепленпе с установ IBHiHIIMH на разводных направляющих зубчатыми рейками.

На фнг. 1 изображен предлагаемый мототренажер, общий внд; на фиг. 2 — конструктивная с.,ема привода разводных направляющих, обеспечивающего моделирование действия центробежной силы (сплошными линиямн показано положение деталей при максимальной скорости «двнжения» мотоцикла по прямой, а штриховыми — положение при

«движении» с одной из промежуточных скоростей); на фнг. 3 — конструктивная схема привода разводных направляющих и привода перемещаемых грузов (штрифовыми линиями показано положение деталей при повороте

20 мотоцикла н «движении» его с одной из промежуточных скоростей, а сплошными линиями — при «двнженин» с максимальной скоростью); на фиг. 4 — кинематическая пара.

Динамический мототренажер содержит мо25 тоцикл 1; два передних беговых барабана 2 со звездочками,>; задний беговой барабан 4 со звездочкой; приводные цепи 5; два ограничительных ролика б для удержания мотоцикла от продольных перемещений; две шар3О ннрно прикрепленные к жесткой штанге 7

382541 разводные направляющие 8, по которым грузы 9 перемещаются в одну сторону с помощью тросов 10, а в другую — пружинами

11; направляющие ролики 12, поворачивающиеся одновременно с рулем мотоцикла штанги 18, с которыми связаны тросы 10; гидроцилиндр 14; поршень 15; обводной трубопровод с дросселем 1б; пруяина 17 поршня 15; шток 18, который проходит через направляющую 19. Со штоком 18 шарнирно связаны две тяги 20, на свободных концах которых имеются зубчатые секторы 21. Секторы 21 входят в зацепление с зубчатыми рейками 22 направляющих 18. Надежное зацепление между секторами и рейками обеспечивается пружинами 28, которые крепятся к пальцам 24 и 25, а также двумя накладными 2б, закрепленными на секторе 21 штифтами 27. Мототрена>кер включает гидронасос

28, емкость 29 для рабочей жидкости, редукционный клапан 80, поворотный кинопроектор, страхующий трос, допускающий свободные боковые перемещения мотоцикла (последний крепится к степке, находящейся сзади него), съемные страхующие опоры и пульт управления.

Занятия на динамическом мототрена>кере могут быть двух типов: упражнения первоначального обучения, позволяющие формировать специальные навыки, необходимые для управления мотоциклом в реальных условиях, и тренировки с целью совершенствования этих навыков, в том числе при работе на повышенных скоростях движения.

При работе на тренажере в режиме первоначального обучения для предотвращения падения мотоцикла набок он снабжается съемными страхующими опорами, которые ограничивают угол его наклона в пределах, несколько превышающих углы, необходимые при прохо>кдепии, поворотов. Кроме того, при работе в указанном режиме двигатель мотоцикла дросселируется на скорость движения порядка 40 — 50 ка1час, таfi, как в указанном интервале скоростей обеспечивается достаточная устойчивость мотоцикла. Кроме того, водитель имеет относительно большое время для восприятия и оценки дорожной обстановки, принятия решения и выполнения необходимых ответных действий.

Прн неработающем двигателе мотоцикл располагается как показано на фиг. 1 и удерживается от падения стояночной откидной боковой подставкой. Грузы 9 в это время находятся на равных от продольной оси мотоцикла расстояниях, а разводные направляющие 8 расположены параллельно продольной оси мотоцикла.

Обучаемый мотоциклист запускает двигатель мотоцикла, включает низшую передачу и выполняет все действия, необходимые для трогания с места в реальных условиях. При включении сцепления ведущее колесо мотоцикла начинает вращаться, вращая при этом беговой барабан 4 задней опоры, который

ЗО

4 цепной передачей 5 с,ÿçàH с барабанами 2 передней опоры. Барабаны 2 передней опоры также вращаются, передавая вращение на переднее колесо мотоцикла, а следовательно, вращаются все беговые барабаны и оба колеса мотоцикла. Одновременно с началом вращения колес мотоцикла и беговых барабанов начинает работать кинопроектор, который проецирует на экран, расположенный на стене и на полу помещения перед передним колесом мотоцикла, дорожную обстановку., B это время разводные направляющие

8 благодаря тому, что в гидроцилиндр 14 начинает поступать рабочая жидкость, подаваемая насосом 28, занимают какое-то промеяуточное положение (на фиг. 2 и 3 показано штриховыми линиями), причем излишки подаваемой жидкости перетекают по обводному трубопроводу через дроссель 1б в емкость 29. По дости>кении определенного числа оборотов, т. е. по достижении определенной скорости движения, мотоцикл (как это происходит в реальных условиях) обретает устойчивость. Теперь обучаемый мотоциклист может поставить ноги на подножки мотоцикла и продолжать движение, удерживая мотоцикл в равновесии незначительными поворотами руля в правую и левую стороны.

Таким образом, моделируется прямолинейное движение мотоцикла в реальных условиях.

Усложняя условия движения, инструктор поворотом кинопроектора, смещает на экране изображение дороги, побуждая обучаемого мотоциклиста поворачивать руль, чтобы выполнить необходимый в данной обстановке маневр. Б реальных условиях каждое изменение направления движения вызывает возникновение центробежной силы. В этих случаях для сохранения равновесия требуется смещение центра тяжести системы мотоцикл — водитель в сторону поворота. На мототрена>кере каждый поворот руля мотоцикла вызовет с помощью штанг 18, тросов

10 и пружин 11 перемещение грузов 9 по разводным направляющим 8. Оба груза 9 (см. фиг. 3) перемещаются в сторону, противоположную повороту руля мотоцикла. Так, прп повороте руля влево оба груза 9 перемещаются в правую сторону. При этом левый груз перемещается под действием своего троса, преодолевая усилие своей пружины.

Правый груз перемещается также в правую сторону, по под действием своей пружины и благодаря уменьшению натяжения своего троса. В результате, расстояния грузов 9 от продольной оси мотоцикла будут следующие: левый груз разместится на расстоянии 1+lь а правый — — на расстоянии 1+4 от продольной оси мотоцикла. На фиг. 3 штриховыми линиями показано поло>кение деталей мототренажера, соответствующее движению мотоцикла на повороте с одной из промежуточных скоростей. При увеличении скорости движения мотоцикла в результате увеличения

382541 производительности насоса 28 шток 18 через тяги 20 переместит разводные направляющие

8, и опи займут новые поло>кения, например, соответствующие максимальной скорости движения мотоцикла. Это положение показано на фиг. 3 сплошными линиями. В результате, расстояние гр . зов от продольной оси мотоцикла изменятся: левый груз находится на расстоянии 1+ii+1., а правый на расстоянии 1+17+1 . Это перемегцение вызовет лальнейшее смещение центра тяжести системы мотоцикл — водитель в правую стопону, так как из двоих ппипащений l,)1..

Ппи повороте руля мотоцикла вправо мототренажер работает аналогично.

Перемещение грузов 9 по пазвочньгм наппавляющим 8 вызывает смещение центра тяжести системы мотоцикл — водитель, что молелирует действие центробежной си,чы.

При одинаковых по величине линейных перемещениях грузов 9 по разволньгм направ.чяюшим 8, вызываемых повопотямн п.ля на олпнаковые угльг, вели гиггя оппокггльгвающего момента, молелирующего,чействия цеггтпобежной сильг, меняется в зависгчлгост от угла рязволя наппявляюпгих R. котопьгй, в свою очепель. зависит от скорости лвижеггия мотоггикча. Гг,ля лостижепия прогрессивного

РОСта ОПРОКИЧЫВЯЮ1ЦЕГО МОМЕгГта В ЗЯВИСПмости от скопости движения мотоггикля усилие от тяг 20 к пазвочным наппявляющим 8 передается с помощью зубчатых секторов 21 и пеек 22.

TIo мере движения штока 18 влево (слг. гЬиг. 3 и 41 тяги 20. передавая лсплие ггя рейки Г>язвочггггх ггяппавляющггх 8. своггмгг зубчятьгми секторамгг 21 перекатьгвяются по рейкам 22, умегп.шяя, тем сямьгм, рясстоя гие

От ОСЕЙ КЯЧЯ1111Я ПЯЗГОЛПЬГХ НаППЯВЛЯЮ1Ц11Х ло точек ппи,чоженг .я сил. Это дает пргграгггение угловой скопости поворота разводных напрявляюгцих R. я с.че, 7овательно, и более быстрый r:îñò Оппокгг чывяюпгего ггоментя. приближая хаПяктеП этого поста к зяког,: роста ггеггтробе>кной сггльг. Полборо.г чисел зубьев сектора и его формы можно с достаточной степенью приближения мо7е.чиповать закон роста центробежггой силы, чег".ствующей на систему мотоцикл — водитель в реальных условиях ппи прохож енип поворота с переменной скоростью. Такгг1! п6разом, на ланном тренажере обучаемый, как и в реальных условиях, при ппохождениг поворотов вынужден лля сохранения равновесияя производить соотгетствующий пякло« системы мотоцикл — водитель в зависимости

От сгкорост11 лвпжсггпя мотоцикла и радиуса

ПОBOPОТ P..

На трс«ажере кромке моделирования прохождеп«я мотоциклом поворотов (маневри5 рования) в реальных условиях движения можно с помощью поворотного кинопроектора мочелпровать различные варианты дорожной обста.говки, требл югцей применения торМОжЕНВя лгОтОц«КЛа. ВрЕМя рЕаКцИИ ОбЛЧаЕмого мотоциклиста измеряется, фиксируется и оценивается.

В процессе занятий на динамическом мототренажере в режиме тренировки с целью совершенствования навыков вожчения модели15 рл ется в определенной степени характерный элемент деятельности человека, управляющего мотоциклолг в реальных усчовпях, — элемент риска. Занятия в указанном режиме проводятся без съелгных страхл.ющих опор, поэтому неправильные действия обучаемого мотоциклггста могут привести к падению Мотоцикла. Вместе с тем даггньггг тренажер безопясегг, гготому что мотоцикл, л.стаггов.ченньгй ня беговьгх барабанах, не имеет посту25 пательпогг скопостп и лля стпаховкп крепится тросолг к стегге, няхочягпейся сзяли гожего.

В случае па7еггия 1 отоцикла нструктор с пл льта уппявленпя может вьгключить лвигятель мото««к:га и затормозить беговьге бяра30 баны

Пре7»e7 изобретения

1. Дпггампческгггг мототпенажер. солепжащий уста«овленггьгй пя беговьгх барабанах лготоцггкл, отли гаю.ииг1ся тем, »Tî, с целью молслпровя««я условий, возггщ<ающпх при

ПЯЗЛП ггн.гХ РЕ>КПМЯХ РЕаЛЬНОГО ЛВ11жЕППЯ МОтоц«кла, к раме мотоцикла шарнирно при4О креплены разводные направляющие с приволом от беговых барабанов, несущие связанII1,! r с рулем мотоцикла перемещаемые гпл зы.

2. Мототреггяяеп по п. 1, Отличаюша11ся тем, что привод рязвочных направляющих вьгполне«в виде ггглроспстемы, содержащей связанный с беговьгмп барабанамп гидронясос, трубопровольг, лпоссель и гидроцилиндр с подпру>кпггенным поршггем, шток которого с помоцгью кинематических пар связан с разводными направляющими.

3. Мототренажер по пп. 1 и 2, отличаюи<иг1ся тем, что кинематические пары выполне«ы в виде зубчатых секторов, вхолящпх в

aaIIen7eI!IIe с устягговленными на разводньгх направляющих зубчатыми рейками.

382541

Составитель Н. Карагодин

Редактор 3. Твердохлебова Техред Л. Богданова

Корректор Л. Царькова

Заказ 2385/8 Изд. № 620 Тираж 602 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4, 5

Типография, пр. Сапунова, 2

Динамический мототренажер Динамический мототренажер Динамический мототренажер Динамический мототренажер Динамический мототренажер 

 

Похожие патенты:

Тренажер // 144311

Изобретение относится к системам обеспечения безопасности водителя на открытых транспортных средствах: мотоцикле, велосипеде, автомобиле спортивного типа или типа "кабриолет" и может быть использовано при обучении элементам вождения, отработке сложных фигур движения, в том числе с препятствиями по сложным трассам, а также на тренажерных комплексах, спортивных мероприятиях и аттракционах

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к способу поддержания равновесия двухколесного одноколейного транспортного средства. Способ поддержания равновесия двухколесного одноколейного транспортного средства путем управления положением центра тяжести с помощью скользящей оси характеризуется тем, что на задней оси расположено колесо, имеющее возможность вращения на оси и скольжения по оси. Контроль потери равновесия осуществляется электронным следящим устройством. Восстановление равновесия происходит за счет перемещения центра тяжести транспортного средства путем скольжения задней оси с вилкой относительно колеса с помощью винтового, кремальерного или иного механизма привода с энергопитанием от бортового или внешнего источника. Обеспечивается поддержание равновесия двухколесного одноколейного транспортного средства без применения механизмов гиростабилизации и без помощи изменения направления движения путем поворота руля. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к химическим средствам, используемым для удаления старых лакокрасочных покрытий

Изобретение относится к анилинокрасочной промышленности, в частности к способу получения динатриевой соли кислого дисернокислого эфира лейкосоединения бенз-1-хлор-6,7-бензо-2-тионафтен-5-бром -2-индолиндиго (кубозоля серого С), применяемого для крашения хлопка, шерсти, шелка
Наверх