Подшипник с[(ольжения

 

О П И С:А--И-И вЂ” Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

398773

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства М—

Заявлено 20.Х.1971 (№ 1707084/25-27) с присоединением заявки ¹â€”

Приоритет—

Оп блпковя1!о 27.1Х. 1 973. Бюллстс!!ь ¹ 38

М. 1;л. F 16с 27/02

F 16с 33/16

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР оа делам изобретений н открытий

УДК 621.822.5 (088.8) Дата опубликова!!!1я оп1!сания 30.1.1974

-"!вторы изобретения

Заявитель

А. И. Ворона и H. П. Исаев

Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по осушению месторождений полезных ископаемых, специальным горным работам, рудничной геологии и маркшейдерскому делу

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Подшипник может быть установлен в погружном многоступенчатом центробежном илп осевом насосе, используемом для откачки запескованной жидкости из скважин, в стационарных центробежных и осевых насосах, откачивающих абразивную жидкость, а также в земснарядах, гидротурбинах в судостроении.

Известен подшипник скольжения, содержащий три концентрично расположенные втулки, две из которых, наружная и внутренняя, жесткие, а одна, промежуточная, эластичная, связанная неподвижно с наружной.

Однако такой подшипник не может быть установлен в насосах, откачивающих абразивные жидкости, без специальных средств защиты от попадания в них абразивных частиц. В силу повышенной износостойкости в абразивных средах этот подшипник быстро выходит из строя и, как следствие, приводит насосные установки в аварийное состояние, перерасходу электроэнергии и быстрому разрушению ответственных узлов насоса (рабочие колеса, направляющие аппараты, упорные подшипники), сокращая его межремонтный период.

С целью устранения этого недостатка описываемый подшипник скольжения снабжен дополнительной жесткой втулкой, установленной внутри эластичной втулки и неподвижно с ней связанной, причем внутренняя поверхность дополнительной и наружная поверхнОсть ВВУтренне111 жестких Втулок покрыты слоем высокотвердого материала, например сплицпрованным графитом.

На фпг. 1 изображен описываемьш подшипник скольжения, установленный в погружном многоступенчатом насосе; на фиг. 2 — тот же подшипник, продольный раз10 рез и разрез по Л вЂ”::1.

Подшипник состоит из трех концентрично расположенных втулок без возможности взаимного смещения: наружной н.естк011 1, промежуточной эластичной 2 и дополнительной

15 жесткой 8, опооная поверхность которой покрыта слоем 4 нз высокотвердого материала, например снлнцнрованным графитом. Внутри дополнительной ьтулки вставлена подвижная внутрешгяя втулка 5, рабочая поверхность которой покрыта слоем 6 нз аналоги нного высокотвердого материала.

Нар жня>1 н есткяя Втулка плотно посажена В pBCTo÷1 / напраВляющего аппаратата 8 н зафиксирована от осевого сдвига с одной стороны защитной втулкой 9, а с другой разрезным пружинным кольцом 10. Продольные канавки 11 в слое силнцпрованного графита служат для подвода смазывающей и охлаждающей жидкости к подшипнику. Внут30 ренняя втулка на валу 12 зафиксирована от

3 осевого сдвига с одной стороны разрезным пружинным кольцом 13, а с другой разрезной конусной втулкой 14, на которой закреплено рабочее колесо 15. Разрезная конусная втулка и внутренняя втулка жестко связаны между собою для передачи крутящего момента, например, при помощи шипа 16 и выточки 17.

При вращении вала 12 вращается и разрезная конусная втулка, которая передает вращение подвижной части подшипника, т. е. внутренней втулке 5. Своей опорной наружной поверхностью покрытие 6 на втулке скользит по опорной внутренней поверхности покрытия 4 на неподвижной дополнительной втулке 8.

В силу того что твердость поверхностей из силицированного графита больше твердости кварцевого песка, песок, попадая вместе с жидкостью в зазор между покрытиями 4 и

6, не внедряясь, растирается в порошок и

398773

4 вымывается жидкостью, не разрушая поверхностей покрытий 4 и 6.

В случае возникновения колебаний вала 12 последние гасятся эластичной втулкой 2.

Предмет изобретения

Подшипник скольжения, содержащий три концентрично расположенные втулки, две из

10 которых, наружная и внутренняя, жесткие, а одна, промежуточная, эластичная, связанная неподвижно с наружной, отличавшийся тем, что, с целью повышения износостойкости прп работе в абразивной среде, он снабжен до15 полнительной кесткой втулкой, установленной внутри эластичной втулки и неподвижно с ней связанной, причем внутренняя поверхность дополнительной и наружная поверхность внутренней жестких втулок покрыты

20 слоем высокотвердого материала, например силицированным графитом..7

398773 ф у р fil 7

{б {7 {4

A -А

{7 5 6 {{ lfg Z {

Риг 2

Составитель И. Антилова

Текред T. Миронова

Редактор T. Юрчикова корректор М. Лейзерман

Загорская типография

Заказ 6424 Изд. № 1958 Тираж 826 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Подшипник с[(ольжения Подшипник с[(ольжения Подшипник с[(ольжения 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения

Изобретение относится к машиностроению и касается создания подшипников скольжения, имеющих жесткие наружные и внутренние детали с эластичным материалом между ними

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с керамическими парами трения, и может быть использовано в узлах трения, предназначенных для работы в абразивосодержащих, агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений

Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины
Наверх