Прибор для контроля и регулировки фар транспортных средств

 

г .

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

405037

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 01 1Ч.1971 (№ 1644503/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 22.Х.1973. Бюллетень № 44

Дата опубликования описания 10.IV.1974

М. Кл. б Olm 11/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

УДК 629.113.066.621Л2 (088.8) Авторы изобретения Н. Я. Говорущенко, Э. А. Вейнбрин, Б. И. Кирпиченко, А. В. Гогайзель, Э. А. Уманский, В. И. Подкопай, В. И. Зрелов, В. Я. Мостославский и Н. М. Костров

Харьковский автомобильно-дорожный институт

Заявитель

ПРИБОР ДЛЯ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВКИ ФАР

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к устройствам диагностирования транспортных средств, а именно к приборам, предназначенным для диагностирования фар, например, автомобилей.

Известны приборы для контроля и регулировки фар транспортных средств, например автомобилей, содержащие измерительную головку с размещенными в ее корпусе оптической системой с собирающей линзой и измерительной системой.

Однако такие приборы имеют большую погрешность при контроле и регулировке фары, Цель изобретения — повышение точности контроля и регулировки фар.

Для этого прибор снабжен наводящим приспособлением, размещенным в передней части корпуса измерительной головки и состоящим из помещенных во взаимноперпендикулярные цилиндры окуляра, преломляющей призмы и объектива в виде двояковыпуклой линзы, в фокальной плоскости которого установлена плосковыпуклая линза, имеющая взаимноперпендикулярные шкалы с делениями, причем двояковыпуклая линза и линза оптической системы при совмещении имеют общую оптическую ось.

На фиг. 1 изображен прибор, общий вид и вид со стороны каретки; па фиг. 2 — измерительная головка; на фиг. 3 — принципиальная электрическая схема измерительной головки.

Прибор содержит основание 1, на котором жестко установлены параллельно расположенные стойки 2 и 3. На стойках 2 и 3 установлена каретка 4, имеющая возможность верти5 кального перемещения при помощи рукоятки

5 по зубчатой рейке 6, выполненной на стойке 2. На каретке 4 жестко установлен стержень 7 продольного перемещения, на котором шарнирно установлена измерительная го10 ловка. Измерительная головка состоит из корпуса 8, в котором установлена оптическая система, состоящая из установленной на передней стенке корпуса 8 плосковыпуклой линзы 9, поворотного зеркала 10 и экрана 11, ус15 тановленного на верхней стенке корпуса 8. За зеркалом 10 установлена плата 12, содержащая горизонтально расположенную пару фотодиодов 13 и 14, включенных встречно, и вертикально расположенную пару фотодиодов 15

20 и 16, включенных аналогичным образом. Кроме того, на плате установлен центральный фотодиод 17, включенный так же, как и пары фотодиодов в измерительную цепь, имеющую указательные приборы 18. В основании кор25 пуса 8 установлен выдвигающийся щуп 19, а на верхней стенке корпуса 8 измерительной головки прибора жидкостной уровень 20, служащий для правильной установки прибора. В свою очередь, на передней стенке корпуса 8

30 шарнирно установлено наводящее приспособ405037 ление, состоящее из двух перпендикулярно расположенных цилиндров 21 и 22. В периферической части горизонтального цилиндра 21 установлен объектив 23 в виде двояковыпуклой линзы, а в периферической части вертикального цилиндра 22 окуляр 24. В месте соединения цилиндров установлена преломляющая призма 25.

Кроме того, в цилиндре 21 в фокальной плоскости двояковыпуклой линзы установлена плосковыпуклая линза 26, имеющая две взаимноперпендикулярные шкалы 27 с делениями.

Приспособление установлено таким образом, что при совмещении двояковыпуклая линза и плосковыпуклая линза 9 прибора имеют общую оптическую ось.

Контроль и регулировку фар производят следующим образом.

Прибор устанавливают напротив фары автомобиля и рукояткой 5 перемещают каретку

4 с измерительной головкой до уровня фары.

Затем производят установку и ориентацию измерительной головки прибора в горизонтальной плоскости при помощи жидкостного уровня 20. После ориентации измерительную головку прибора устанавливают на определенном расстоянии от фары автомобиля перемещением измерительной головки по стержню 7.

Контролируют расстояние от измерительной головки до фазы автомобиля выдвигающимся щупом 19, который затем утапливают в корпусе 8 измерительной головки прибора. В дальнейшем совмещают двояковыпуклую линзу объектива 23 с плосковыпуклой линзой 9 измерительной головки и производят наведение через окуляр 24 измерительной головки по геометрической форме фары при помощи двух взаимноперпендикулярных шкал 27 с делениями. При включении фары световой поток проходит через плосковыпуклу|о линзу 9, попадает на зеркало 10 и проектируется на экране 11 в виде светового пятна. Если фара исправна, то она имеет один фокус. Затем зеркало 10 с пути светового потока убирают и световой поток попадает на фотодиоды. Если фара установлена правильно, то фотодиоды

13 — 16 одинаково освещены и тока измерительной цепи нет.

В случае отклонения светового потока от

10 центра, например вверх, на фотодиод 15 будет падать больше света, чем яа фотодиод 16 и в результате фотоэффекта в цепи появится ток и стрелки указательных приборов 18 отклонятся, показывая отклонение светового

15 потока фары. Аналогичным образом контролируется отклонение светового потока вправо— влево. Для измерения освещенности центральный фотодиод 17 соединяют с указательным прибором 18 и производят измерение.

Предмет изобретения

Прибор для контроля и регулировки фар транспортных средств, например автомобилей, 25 содержащий измерителЬную головку с размещенными в ее корпусе оптической системой с собирающей линзой и измерительной системой, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля и регулировки фар, 30 прибор снабжен наводящим приспособлением, размещенным в передней части корпуса измерительной головки и состоящим из помещенных во взаимноперпендикулярные цилиндры окуляра, преломляющей призмы и объектива

35 в виде двояковыпуклой линзы, в фокальной плоскости которого установлена плосковыпуклая линза, имеющая взаимноперпендикулярные шкалы с делениями, причем двояковыпуклая линза и линза оптической системы при

40 совмещенки имеют общую оптическую ось.

405037 Риг Х

Составитель Г. Щербак

Техред Т. Ускова

Редактор Т. Пилипенко

Корректор Т. Хворова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 709/8 Изд. Хв 2082 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4(5

Прибор для контроля и регулировки фар транспортных средств Прибор для контроля и регулировки фар транспортных средств Прибор для контроля и регулировки фар транспортных средств Прибор для контроля и регулировки фар транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортной светотехники, а именно к методам и устройствам контроля и диагностики фар транспортных средств

Изобретение относится к области светотехники, в частности к контролю светотехнических характеристик световых приборов в процессе их эксплуатации и настройке, например, после соответствующих видов ремонта транспортного средства

Изобретение относится к области диагностики технического состояния транспортных средств и может быть использовано в автохозяйствах и на станциях технического обслуживания автомобилей для контроля и коррекции световых потоков фар

Изобретение относится к области автомобильной светотехники и позволяет упростить конструкцию устройства для контроля фар транспортных средств
Наверх