Устройство «складывания» буксирного дышла транспортного средства

 

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

408834

Союз Советскими

Социалистимеских

Респ у отти к

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 05.111.1971 (¹ 1633471/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано ЗО.Х1.1973. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 24ХП.1974

М. Кл. В 60d 1/14

Гасударстееннь1й камнтет

Совета Министров СССР аа делам изобретений

il открытий

УДК 629.113.013.1(088.8) Авторы изобретения

А. И. Реполовский, И. Х, Пахтер, В. С. 1ергмисин, А. Д. Рудаков и М. М. Бахмутский

Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт

Заявитель

УСТРОЙСТВО «СКЛАДЫВАНИЯ» БУКСИРНОГО ДЫШЛА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Известны устройства «складывания» буксирного дышла транспортного средства, расположенные между стрелой дышла и его водилом, шарнирно соединенными с помощью вертикальной оси вращения, содержащие сектор с клиновым пазом, соединенный жестко со стрелой дышла стопорный клин, подвижно соединенный с водилом дышла и постоянно взаимодействующий с сектором под действием натяжных пружин.

Цель изобретения — обеспечение «складывания» буксирного дышла в его крайнем повернутом положении.

Для этого устройство снабжено захватом, укрепленным на раме транспортного средства, и предохранительной пластиной с фигурным выступом, установленной на вертикальной оси при помощи эллипсовидного отверстия, выполненной с боковыми опорными пальцами, опирающимися на неподвижно закрепленный на вертикальной оси двуплечий упор, и взаимодействующей при крайнем повернутом положении буксирного дышла с упором, закрепленным на раме. Стопорный клин соединен с водилом дышла шарниром с горизонтальной осью вращения и с предохранительной пластиной — стяжными пружинами и выполнен с верхним выступом, расположенным в плоскости предохранительной пластины, и с нижним выступом, взаимодействующими соответственно с фигурным выступом предохранительной пластины и с захватом, закрепленным на раме транспортного средства.

На фиг. 1 изображено буксирное дышло с устройством «складывания» при coocHQM расположении его звеньев в вертикальной плоскости; на фиг. 2 — устройство «складывания» при «сложенном» буксирном дышле; на фиг. 3 — установка двуплечего упора на вертикальной оси шарнирного соединения стрелы и водила дышла; на фиг. 4 — буксирное дышло с устройством «складывания» при соосном расположени его звеньев в горизонтальной

r:,—.îñêîñòè; на фиг. 5 — то же, в «сложенном»

15 на угол Р состоянии; на фнг. б — взаимоположение нижнего выступа клина и захвата при зафпксированном водиле дышла в его крайнем повернутом положении.

Буксирное дышло с устройством «складыва20 ния> представляет собой сочлененное буксирное дышло, звенья которого — стрела 1 и апдило " дышла, помимо обычного шарнирного соединения с горизонтальной осью 3 вращения, дополнительно соединены через клиновый

25 механизм и шарнир с вертикальной осью 4 ьращения.

Клиновый механизм шарнира включает в себя предохранительную пластину 5 с двумя пальцами б, двуплечий упор 7, клин 8 с верх30 ним 9 и нижним 10 выступами, имеющий гори408834

65 зоптальную ось вращения 11, вилку-сектор 12 и две стяж ые пружины 13.

Предохранительная пластина 5 имеет эллипсовидное отверстие 14 под установку на вертикальную ось 4 и вырез 15, охватывающий клин 8 и имеющий фигурный выступ 16 (см. фиг. 2) . Непосредственно под предохранительной пластиной 5 на оси 4 установлен неподвижно двуплечий упор 7. Установка его на оси 4 показана на фиг, 3, à его расположение относительно пальцев 6 и предохранительной пластины 5 — на фиг. 2.

На раме прицепного транспортного средства жестко закреплен упор 17, ограничивающий вращение водила 2 дышла, и кронштейн с упором 18 и захватом 19.

При соосном расположении стрелы 1 и водила 2 ".ышла (в проекции па горизонтальную плоскость — «жесткое» буксирное дышло) клин 8 находится в клиновом пазе вилки-сектора 12 и прижат в нем двумя стяжными пружинами 13, а фигурный выступ 16 предохранительной пластины 5, находясь протпв верхнего выступа 9 клипа 8, предохраняет клин 8 от выхода его из клинового паза (см. фиг. 4).

Точки крепления стяжных пружин 13 на клине 8 и предохранительной пластине 5 выбраны таким образом, чтобы линия действия сил каждой проходила между двумя опорами предохранительной пластины — пальцами 6.

Такое расположение пружин даже при поломке одной из них позволяет сохранить нейтральное положение предохранительной пластины 5, т. е. положение, при котором фигурный выступ 16 находится против верхнего выступа 9 клина 8 и выполняет функцию предохранителя.

Величина силы натяжения каждой пружины 13 выбрана с таким расчетом, чтобы совместно с выбранным углом трения клина 8 обеспечить равновесие клинового механизма в диапазоне вращения буксирного дышла от положения, соответствующего прямолинейному движению управляемых колес, до положения, соответствующего максимально повернутым управляемым колесам. «Складывание» буксирного дышла происходит в его крайнем положении — повернутым на угол а в ту или другую сторону (см. фиг. 5,2). В этот момент водило 2 дышла дошло до упора 17, а предохранительная пластина 5 благодаря упору 18 поворачивается на угол у относительно клина 8, при котором фигурный выступ 16 выреза 15 предохранительной пластины 5 смещается в сторону от верхнего выступа 9 клина 8 и освобождает клин 8.

Вращение предохранительной пластины 5 происходит вокруг пальца 6, опирающегося на неподвижный упор 7. Возможность такого вращения обеспечивается эллипсовидным отверстием 14 предохранительной пластины 5.

При дальнейшем повороте буксирного дышла вилка-сектор 12 клинового механизма выжимает клин 8 из клинового паза, преодолевая усилие двух стяжных пружин 13, и фик5

45 сирует его в открытом положении своей дуговой поверхностью.

B таком положении стрела 1 дышла имеет возможность повернуться («сложиться») относительно водила 2 на некоторый угол Р (см. фиг. 5).

Одновременно при выходе клина 8 из клинового паза вилки-сектора 12 нижний выступ

10 клина заходит в захват 19, закрепленный на раме прицепного транспортного средства (фиг. 6,1) и застопорит в повернутом положении водило 2 дышла.

При выходе поезда из поворота стрела 1 дышла возвращается в исходное положение; вилка-сектор 12 под действием стяжных пружин 13 заклинивается с одновременным расстопорением водила 2, а предохранительная пластина 5 возвращается в нейтральное положение и стопорит клин в закрытом положении. Буксирное дышло становится «жестким» в проекции на горизонтальную плоскость, и его вращение в диапазоне углов +a, приобретает общеизвестный характер.

По сравнению с известными устройствами применение предлагаемого устройства «складывания» буксирного дышла на прицепном транспортном средстве гарантирует надежную фиксацию «спрямленных» звеньев буксирного дышла (соосность звеньев дышла в проекции на горизонтальную плоскость) в диапазоне поворота управляемых колес, одновременно обеспечивает «складывание» дышла в его крайнем повернутом положении при зафиксированном водиле дышла.

Это обеспечивает согласованность движения тягача и прицепного транспортного средства на поворотах, а возможность «складывания» дышла в его крайнем повернутом положении исключает боковой юз управляемых колес, способствующий появлению больших нагрузок деталей поворотного устройства и значительного износа шин, тем самым повышает срок службы шин и прицепного транспортного средства в целом.

Предмет изобретения

Устройство «складывания» буксирного дышла транспортного средства, расположенное между стрелой дышла и его водилом, шарнирно соединенными с помощью вертикальной оси вращения, содержащее сектор с клиновым пазом, соединенный жестко со стрелой дышла стопорный клин, подвижно соединенный с водилом дышла и постоянно взаимодействующий с сектором под действием натяжных пружин, отличающееся тем, что, с целью обеспечения «складывания» буксирного дышла в его крайнем повернутом положении, оно снабжено захватом, укрепленным на раме прицепного транспортного средства, и предохранительной пластиной с фигурным выступом, установленной на вертикальной оси при помощи эллипсовидного отверстия, выполненной с боковыми опорными пальцами, опи --,"-;: .,;,,я...з7, ;-- - " и, ;, !

9и,9

Составитель С. Завьялов

Редактор О, Юркова Текред Е. Борисова Корректор Т. Добровольская

Заказ 164!73 Изд. ¹ 1316 Тпрагк 620 Подписное

ЦИИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 475

Типография, пр. Сапунова, 2 рающимися на неподв!окно закрепленныи на вертикальной оси двунлечнй упор, и взаимодействующей при крайнем повернутом положении буксирного дышла с упором, закрепленным на раме, а стопорный клин соединен с водилом дышла шарниром с горизонтальной осью вращения и с предохранительной пласти. ой — стяжными пружинами и выполнен с .-.еркин:! выступом, расположенным в плоскости предохранительной пластины, и с нижним выступом, взаимодействующими соответствен5 но с фигурным выступом предохранительной п,. астины и с захватом, закрепленным на раме пр!(цепного транспортного средства.

/ !!

Устройство «складывания» буксирного дышла транспортного средства Устройство «складывания» буксирного дышла транспортного средства Устройство «складывания» буксирного дышла транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано, например, в транспортных средствах высокой проходимости

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к сцепным устройствам автопоездов

Изобретение относится к транспортным средствам, например к автопоездам, и касается тягово-сцепных устройств прицепов

Изобретение относится к напольному транспорту, используемому в стесненных ограниченных условиях, и обеспечивает улучшение его эксплуатационных характеристик

Группа изобретений относится к компоновочным решениям сцепных устройств с изменяемой длиной. Модуль силового узла сцепного устройства с изменяемой длиной содержит силовой цилиндр и раздвижной механизм в виде «ломающейся» пары шарнирно связанных между собой рычагов. Корпус и шток силового цилиндра, а также рычаги имеют концевые шарниры для взаимосвязи с соединяемыми звеньями ТС. Силовой цилиндр снабжен вторым раздвижным механизмом, выполненным аналогично упомянутому первому. Оба раздвижных механизма установлены оппозитно друг другу симметрично относительно силового цилиндра параллельно его продольной оси или под углом к ней. Концевые шарниры штока и корпуса силового цилиндра имеют с концевыми шарнирами рычагов общие горизонтальные оси. Согласно первому варианту соединительным средством со стороны переднего звена служит буксирное кольцо, размещенное на общей оси упомянутых шарниров модуля, а со стороны заднего звена шарниры модуля крепятся непосредственно к одному из элементов заднего звена. Гидро(пневмо)система выполнена с возможностью подсоединения к приводной гидро(пневмо)системе тягового звена или автономной. Согласно второму варианту соединительными средствами служат размещенные на общих горизонтальных осях шарниров модуля сферические шарниры или подвижные кронштейны с тремя степенями свободы. Достигается повышение эксплуатационной надежности силового узла. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к убираемой сцепке, в частности для легковых автомобилей

Изобретение относится к убираемой сцепке, в частности, для легковых автомобилей
Наверх