Способ управления стартером-генератором дяя запуска газотурбинного двигателя

 

»i 4l5397

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Зависимое от авт. свидетельства— (51) М.т(л. Г 02с 7/26

Н 02р 1/20 (22) Заявлено 09.06.72 (21) 1794690 24-6 с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет—

Опубликовано 15.02.74. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 29,10.74

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621,438-55(088.8) В. Н. Зенин, М. М. Краснов, М. В. Збарский, Е. А. Рудаков, И. Н. Жданова, В. В. 1(омов, В. М. Антонов, Н. М. Мордкович, В. Л. Зубилов, H. И. Мехедова, Е. А. Гусев, В. И. Соколов, С. А. Гладков, Г. И. Громов, А. A. Рыжов и H. Г. Прокофьев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СТАРТЕРОМ-ГЕНЕРАТОРОМ Д

ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Известны способы управления стартеромгенератором для запуока газотурбинного двигателя путем переключения аккумуляторных батарей с параллельного соединения на последовательное и включения сопротивления последовательно с шунтовой обмоткой возбуждения. Недостатками таких способов являются большая длительность запуска и неполное использование мощности аккумуляторных батарей.

Предлагаемый способ отличается от известных тем, что шунтовую обмотку включают параллельно последовательно соединенным батареям, а сопротивление в цепи шунтовой обмотки увеличивают по мере у величения скорости вращения стартера-генератора. Это позволяет повысить надежность запуска в различных климатических условиях.

На чертеже по казана схема устройства, реализующего предлагаемый способ.

Перед началом запуска замыкают контакты выключателя 1, при этом электропитание поступает на обмотки контакторо в 2 и 8 и аккумуляторные батареи 4 и 5 подключаются к бортсети б. Включением выключателя 7 подают электропитание в блок 8, объединяющий п рограммирующее устройство и коммутационную аппаратуру. Нажимают кнопку «Запуск» 9 и удерживают в течение 1 — 2 сек, при этом электропитание поступает на програм2 мирующее устройство блока 8, которое вступает в работу. По сигналу от программирующего устройства электропитание поступает на контакторы 10 и 11, которые переключают аккумуляторные батареи с параллельного соединения (24 в) на последовательное (48 в). Одновременно питание подается на контактор 12, который подключает якорь стартера-генератора (стартера) 18 к шине запуска 14 через пусковые сопротивления 15 и

1б. В то же время питание поступает на реле 17, 18 и 19, при этом шунтовая обмотка возбуждения подключается и шине запуска.

Стартер-генератор начинает вращаться и постепенно увеличивает скорость вращения ротора двигателя 20. Через некоторое время шунтируют контактором 21 сопротивление 16, а затем контактором 22 сопротивление 15.

Скорость вращения ротора двигателя еще бо20 лее увеличивается. При дальнейшем повышении скорости вращения в работу вступает турбина. в результате чего уменьшается момент сопротивления на валу стартера-генератора.

25 Для форсирования последующих этапов запуска, характеризующихся неустойчивой работой турбины, подают сигнал с программирующего устройства на реле 23, которое, размыкая свои н. з. контакты, включает в

З0 цепь шунтовой обмотки возбуждения два па15397

Предмет изобретения

Составитель Э. Клыгуль

Техред Г. Васильева

Редактор T. Юрчикова

Корректор А. Дзесова

Заказ 3736 Изд. К 1293 Тираж 591 Подписное

ЦНИИПИ Государственного ковштета Совета Мшшстров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Загорская типография

3 раллельно соединенных сопротивления 24 н

25, при этом скорость вращения стартерагенератора возрастает. Затем отключают реле 19 и в цЕпи шуHToBOH обмотки возбуждения остается включенным только одно сопротивление 24, что пря водит к дальнейшему увеличению с1сэрости вращения стартера-генерато ра. По сипналу от программирующего успройства реле 1В размыкает свои контакты и в цепь шунтовой обмотки возбуждения включает еще одно сопротивление 2б. Это приводит к уменьшению тока возбуждения и увеличению избыточного динамического крутящего момента на валу стартера-генератора. По достижении нужной скорости вращения центробежный выключатель 27 осуществляет отключен не;питания блока В, и все функциональные элементы схемы занимают исходное состояние.

Следует отметить, что хотя в приведенной схеме используется ступенчатое увеличение

4 сопротивления в цепи шунтовой обмотки возбуждения, вел ичи на со противления на каждой ступени выбирается так, чтобы при этом его увеличение происходило, примерно, линейно по:мере увеличения скорости вращения стартера-генератора.

1п Способ управления стартером-генератором для запуска газотурбинного двигателя путем перекл1очения аккумуляторных батарей с параллельного соединения на последовательное и .включения сопротивления последовательно с шунтовой обмоткой возбуждения, отличаюи1ийся тем, что, с целью повышения надежности запуска,в .различных климатичеоиих условиях, шунтовую обмотку включают параллельно последовательно соединенным батареям, а сопротивление в цепи шунтоьой обмотки увеличивают по мере увеличения скорости вращения стартера-генератора.

Способ управления стартером-генератором дяя запуска газотурбинного двигателя Способ управления стартером-генератором дяя запуска газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для запуска газотурбинных двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационному двигателю, включающему в себя топливно-насосное устройство. Топливно-насосное устройство содержит топливный насос (26) высокого давления, имеющий вход, соединенный с топливной трубой (28) низкого давления, и выход, соединенный с основным контуром подачи топлива высокого давления. Двигатель включает электрическое устройство (40) для запуска двигателя и охлаждающее устройство для электрического пускового устройства, соединенное с насосным устройством для охлаждения топлива путем циркуляции. Охлаждающее устройство (54, 56, 58) снабжается топливом с помощью насоса (50), имеющего вход, соединенный с насосным устройством выше по потоку от насоса (26) высокого давления, и которое приводится в действие с помощью электрического мотора (52) независимо от насоса (26) высокого давления. Обеспечивается достаточная скорость потока охлаждающего топлива при низкой скорости без переразмеренности производительности насоса высокого давления, что выражается в меньшей громоздкости и меньшей сложности внедрения, чем добавление насоса, приводимого в действие механическим путем с помощью двигателя. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх