Способ управления стартером-генератором дяя запуска газотурбинного двигателя
»i 4l5397
ОП ИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (61) Зависимое от авт. свидетельства— (51) М.т(л. Г 02с 7/26
Н 02р 1/20 (22) Заявлено 09.06.72 (21) 1794690 24-6 с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опубликовано 15.02.74. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 29,10.74
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621,438-55(088.8) В. Н. Зенин, М. М. Краснов, М. В. Збарский, Е. А. Рудаков, И. Н. Жданова, В. В. 1(омов, В. М. Антонов, Н. М. Мордкович, В. Л. Зубилов, H. И. Мехедова, Е. А. Гусев, В. И. Соколов, С. А. Гладков, Г. И. Громов, А. A. Рыжов и H. Г. Прокофьев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СТАРТЕРОМ-ГЕНЕРАТОРОМ Д
ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Известны способы управления стартеромгенератором для запуока газотурбинного двигателя путем переключения аккумуляторных батарей с параллельного соединения на последовательное и включения сопротивления последовательно с шунтовой обмоткой возбуждения. Недостатками таких способов являются большая длительность запуска и неполное использование мощности аккумуляторных батарей.
Предлагаемый способ отличается от известных тем, что шунтовую обмотку включают параллельно последовательно соединенным батареям, а сопротивление в цепи шунтовой обмотки увеличивают по мере у величения скорости вращения стартера-генератора. Это позволяет повысить надежность запуска в различных климатических условиях.
На чертеже по казана схема устройства, реализующего предлагаемый способ.
Перед началом запуска замыкают контакты выключателя 1, при этом электропитание поступает на обмотки контакторо в 2 и 8 и аккумуляторные батареи 4 и 5 подключаются к бортсети б. Включением выключателя 7 подают электропитание в блок 8, объединяющий п рограммирующее устройство и коммутационную аппаратуру. Нажимают кнопку «Запуск» 9 и удерживают в течение 1 — 2 сек, при этом электропитание поступает на програм2 мирующее устройство блока 8, которое вступает в работу. По сигналу от программирующего устройства электропитание поступает на контакторы 10 и 11, которые переключают аккумуляторные батареи с параллельного соединения (24 в) на последовательное (48 в). Одновременно питание подается на контактор 12, который подключает якорь стартера-генератора (стартера) 18 к шине запуска 14 через пусковые сопротивления 15 и
1б. В то же время питание поступает на реле 17, 18 и 19, при этом шунтовая обмотка возбуждения подключается и шине запуска.
Стартер-генератор начинает вращаться и постепенно увеличивает скорость вращения ротора двигателя 20. Через некоторое время шунтируют контактором 21 сопротивление 16, а затем контактором 22 сопротивление 15.
Скорость вращения ротора двигателя еще бо20 лее увеличивается. При дальнейшем повышении скорости вращения в работу вступает турбина. в результате чего уменьшается момент сопротивления на валу стартера-генератора.
25 Для форсирования последующих этапов запуска, характеризующихся неустойчивой работой турбины, подают сигнал с программирующего устройства на реле 23, которое, размыкая свои н. з. контакты, включает в
З0 цепь шунтовой обмотки возбуждения два па15397
Предмет изобретения
Составитель Э. Клыгуль
Техред Г. Васильева
Редактор T. Юрчикова
Корректор А. Дзесова
Заказ 3736 Изд. К 1293 Тираж 591 Подписное
ЦНИИПИ Государственного ковштета Совета Мшшстров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Загорская типография
3 раллельно соединенных сопротивления 24 н
25, при этом скорость вращения стартерагенератора возрастает. Затем отключают реле 19 и в цЕпи шуHToBOH обмотки возбуждения остается включенным только одно сопротивление 24, что пря водит к дальнейшему увеличению с1сэрости вращения стартера-генерато ра. По сипналу от программирующего успройства реле 1В размыкает свои контакты и в цепь шунтовой обмотки возбуждения включает еще одно сопротивление 2б. Это приводит к уменьшению тока возбуждения и увеличению избыточного динамического крутящего момента на валу стартера-генератора. По достижении нужной скорости вращения центробежный выключатель 27 осуществляет отключен не;питания блока В, и все функциональные элементы схемы занимают исходное состояние.
Следует отметить, что хотя в приведенной схеме используется ступенчатое увеличение
4 сопротивления в цепи шунтовой обмотки возбуждения, вел ичи на со противления на каждой ступени выбирается так, чтобы при этом его увеличение происходило, примерно, линейно по:мере увеличения скорости вращения стартера-генератора.
1п Способ управления стартером-генератором для запуска газотурбинного двигателя путем перекл1очения аккумуляторных батарей с параллельного соединения на последовательное и .включения сопротивления последовательно с шунтовой обмоткой возбуждения, отличаюи1ийся тем, что, с целью повышения надежности запуска,в .различных климатичеоиих условиях, шунтовую обмотку включают параллельно последовательно соединенным батареям, а сопротивление в цепи шунтоьой обмотки увеличивают по мере увеличения скорости вращения стартера-генератора.