Коробка передач

 

О П И С А Н И E (()) 444025

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 21.02.72- (21) 1750374/25-28 с присоединением заявки М (32) Приоритет

Опубликовано 25.09.74. Бюллетень М 35

Дата опубликования описания 04.05.75 (51) М. Кл, F 16h 3!36

Государственный комитет

Совета Министров СССР

Ilo делам изобретений и открытий (53) УДК 621.833(088.8) (72) Автор изобретения

И. Н. Хамин (71) Заявитель (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к передачам вращательного движения, а именно к передачам с переменной скоростью вращения.

Известны коробки передач, содержащие ведущий вал, установленные на нем зубчатые колеса с внутренними и наружними венцами, ведомый вал, корпус, установленные в нем с возможностью свободного вращения и имеющие концентричные внутренние и наружние венцы зубчатые колеса, размещенные эксцентрично относительно зубчатых колес ведущего вала так, что внутренние и наружные венцы колес ведущего вала находятся в зацеплении соответственно с наружними и внутренними венцами колес, установленных внутри корпуса, и управляемые сцепные муфты для соединения ведущего вала с установленными на нем зубчатыми колесами.

С целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и увеличения диапазона передаточных отношений предлагаемая передача снабжена установленными в корпусе управляющими движками, зубчатые колеса ведущего вала расположены на нем концентрично одно относительно другого со свободой взаимного вращения и связаны между собой управляемыми сцепными муфтами. Последние снабжены управляющими штоками, размещенными между венцами сопрягаемых колес, центральное из которых связано с ведущим валом, а наружное — с ведомым. Зубчатые колеса на корпусе установлены со свободой осевого перемещения и связаны с управляющими движками.

5 На фиг. 1 изображена предлагаемая коробка передач, продольны" ; на фиг. 2— разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сцепи а я муфта, вид с вер ху.

Редуктор содержит разъемный корпус, со10 стоящий из двух половин 1 и 2, в котором устанавливается ведущий вал 3 на подшипниках

4 и 5. Непосредственно на валу 3 закрепляется колесо 6, снабженное наружным венцом 7.

На колесе 6 свободно посажено колесо 8, I5 снабженное венцом 9 с наружными и внутренними зубьями, на котором свободно насажено колесо 10, снабженное венцом 11 с наружными и внутренними зубьями. На колесе 10 свободно насажено колесо 12 с венцом 13, снаб2() женным внутренними зубьями.

Колесо 14 свободно насажено на ступицу 15, выполненную заодно с корпусом и находящуюся эксцентрично относительно оси ведущего

25 вала. Венец 16 имеет внутренние и наружные зубья. Колесо 17 насажено свободно на колесо 14 и имеет венец 18 с наружными и внутренними зубьями. На колесе 17 свободно насажено колесо 19, снабженное венцом 20 с на3О ружными и внутренними зубьями.

444025

2,>

3

Зубча I 1-. с колеса на ьсдущем валу. блокируются сцсппыми муфтами, выполненHûìè ь виде обгонных муфт 21 свободного хода. Обгонная муфта 21 содер>кит блокирующий шарик 22 и канавку 23.

Для рассоединения зубчатых колес имен>тся управляющие штоки 24, свободно перемещающиеся по специально выполненным для них пазам 25.

Переключение передач осуществляется зубчатыми колесами 14, 17 и 19, установленными в корпусе, у которых выполнены спсциальпыс шейкп с буртиками 26, куда входят вилки

27, закрепленные непосредственно на конце движков 28 — 30. На каждом движке выполнены по два выреза 31 для фиксирования движков в заданном положении шариками 32.

Входная мощность снимается с венца зубчатого колеса 33, выполненного заодно с наружным на ведущем валу.

Коробка передач работает следующим образом. Крутящий момент от двигателя подается на вал 3 (вращенис по часовой стрелке показано на фиг. 2), вместе с которым вращается зубчатое колесо 6.

При включении первой передачи все три колеса 14, 17 и 19 передвигаются вправо посредством движков 28 — 30, из поло>кения 1 переходят в положение II в вырез 31 шарика 32. При этом венцы 20, 18 и 16 нажимают на лапку управляющих штоков 24, которые своими косыми вырезами выдвигают шарики из заклинивания, отодвигают их в большие углубления и удерживают их в этом положении все то время, пока венцы 20, 18 и 16 находятся в зацеплении с венцами 7, 9, 11 и 13, Колеса 6, 8, 10 и 12 освобождаются от блокировки и могут вращаться независимо друг от друга с любой скоростью. Колеса 14, 17 и 19 не имеют блокирующего устройства и могут также свободно вращаться.

Следовательно, крутящий момент будет передаваться от колеса 6 через наружные зубья венца 7 на внутренние зубья венца 16 колеса

14, через наружные зубья венца 16 — на внутренние зубья венца 9 колеса 8, затем с нару>кных зубьев венца 9 — на внутренние зубья венца 18 колеса 17, а с наружных зубьев венца 18 — на внутренние зубья венца 11 колеса

10, затем с наружных зубьев венца 11 — на внутренние зубья венца 20 колеса 19, а с наружных зубьев венца 20 — на внутреннис зубья венца 13 колеса 12, и с зуочатого колеса 33 мощность снимается.

Соединение зубчатых венцов 16, 18 и 20 наружными зубьями происходит всегда с внутренними зубьями венцов 9, 11 и 13, а соединение внутренних зубьев венцов 16, 18 и 20 с наружными зубьями венцов 7, 9 и 11 происходит снизу, т. е. согласно смещению эксцентриситета ступицы 15.

Вторая передача осуществляется за счет выхода одного колеса 19 из зацепления с колесами 10 и 12 посредством движка 28, при этом движок 28 займет свое исходное поло>кение, -1 как показано на фиг. 2 (все колеса 14, 17 и

19 выключены), а колеса 14 и 17 останутся в зацеплении. Движение будет передаваться с колеса 6 через колеса 14, 8, 17 и 10 и сразу на колеса 12 и 33, так как колеса 10 и 12 окажугся заблокированными шариком 22 автоматически. Шток 24 уйдет влево вслед за выключением колеса 19 под действием инерционной силы шарика 22.

Третья передача осуществляется путем выключения двух колес 17 и 19, при этом колеса 8, 10 и 12 заблокируются и вращение будет передаваться от колеса 6 через колесо 14 на колеса 8, 10, 12 и на 33.

Четвертая передача осуществляется за счет выключения всех трех колес 14, 17 и 19 (это поло>кение показано на фиг. 2). При этом колеса 6, 8, 10 и 12 блокируются автоматически между собой и вращение передается с вала на колеса 33. Это прямая передача.

Пятая передача осуществляется, когда включены колеса 14 и 19, а 17 выключено.

Вращение будет передаваться с колеса 6 через колеса 14, 8, 10 (колеса 8 и 10 блокируются) 19, и 12 на колеса 33.

Шестая передача осуществляется, когда включены колеса 17 и 19, а колесо 14 выключено. Вращение будет передаваться с колеса

6 через блокировку сразу на колесо 8, а затем через колеса 17, 10, 19, 12, 33.

Седьмая передача осуществляется, когда включено одно колесо 19, а выключены два колеса 14 и 17. При этом колеса 6, 8 и 10 блокируются между собой и вращение будет передаваться с колеса 10 на 19, а затем через колесо 12 на 33.

Восьмая передача осуществляется, когда включено одно колесо 17, а два колеса 14 и

19 выключены. При этом блокируются между собой попарно колеса 6 и 8, 10 и 12. Вращение будет передаваться сразу с колеса 8 на колесо 17 и далее на колеса 10, 12 и 33.

Предмет изобретения

Коробка передач, содержащая ведущий вал, установленные на нем зубчатые колеса с внутренними и наружными венцами; ведомый вал, корпус, установленные в нем с возможностью свободного вращения и имеющие внутренние и наружние венцы зубчатые колеса, размещенные эксцентрично относительно зубчатых колес ведущего вала так, что внутренние и наружные венцы колес ведущего вала находятся в зацеплении соответственно с наружными и внутренними венцами колес, установленных внутри корпуса, и управляемые сцспные муфты для соединения ведущего вала с установленными на нем зубчатыми колесами, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и увеличения диапазона передаточных отношений, она снабжена установленными в корпусе управляющими движками, зубчатые колеса ведущего вала расположены на нем кон444025

20 центрично одно относительно другого со свободой взаимного вращения и связаны между собой управляемыми сцепными муфтами, а они снабжены управляющими штоками, размещенными между венцами сопрягаемых колес, центральное из которых связано с ведущим валом, а наружное — с ведомым, зубчатые колеса на корпусе установлены со свободой осевого перемещения и связаны с управ5 ляющими движками.

444025

Составитель Э. Померанец

Редактор Л. Народная Техред T. Миронова Корректор Т. Добровольская

Заказ 1035/7 Изд. № 479 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ступенчатым трансмиссиям, и может быть использовано в конструкциях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, к коробкам передач
Станочная гитара содержит основной комплект из двадцати одного колеса с числами зубьев, образующими ряд чисел с заданным шагом, и дополнительный комплект из пяти колес, в том числе колеса с числами зубьев 47, 63, 97 и 127. Для увеличения реализуемых передаточных отношений наименьшее из колес основного комплекта выполнено с числом зубьев 21, последующие двадцать колес основного комплекта выполнены с увеличивающимися числами зубьев с шагом 4 и 6 зубьев поочередно вплоть до колеса с числом зубьев 121, а пятое колесо дополнительного комплекта выполнено с числом зубьев 151.

Изобретение относится к трансмиссиям, позволяющим непрерывно и неразрывно преобразовать скорость вращения с соответствующим ей крутящим моментом. Первый вал трансмиссии представляет собой конус с шестернями и встречно-навитыми спиральными зубчатыми переходами между ними. Второй вал параллелен наружной поверхности конуса, содержит шестерню, которая может свободно перемещаться вдоль него, но находясь с ним в зацеплении, например, при помощи протяженных шпонок или шлицов по длине вала. В начале и конце конуса расположены шестерни, диаметр которых равен диаметру конуса в месте расположения, а числа их зубьев пропорциональны первому и последнему коэффициенту передачи трансмиссии. Шаг зубьев всех шестерен и спиральных зубчатых переходов одинаков. Шестерни конуса соединены между собой двумя встречно навитыми спиральными зубчатыми дорожками, позволяющими как увеличивать, так и уменьшать передаточное число без смены направления вращения первого вала путем перекатывания по ним шестерни второго вала. В местах пересечения зубчатых дорожек на конусном валу могут быть расположены дополнительные шестерни, число зубьев которых пропорционально диаметру конуса в месте пересечения. Причем достаточное число промежуточных шестерен на первом валу при необходимости обеспечивает изменение коэффициента передачи трансмиссии с малым шагом. Для синхронизации положения зубьев шестерни второго вала и положения зубьев на спиральных зубчатых переходах и шестернях первого вала должна использоваться электронная или механическая система автоматического управления, перемещающая шестерню второго вала вдоль поверхности конусного вала так, чтобы зубья постоянно находились в зацеплении. Достигается повышение надежности устройства. 11 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх