Способ защиты подводного тоннеля от прорыва в него воды при проходке

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (I I) 457773

Со.оз Советских

Социалистических

Респчолик (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 21.05.73 (21) 1919716/29-14 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 25.01.75. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 14,03.75 (51) М. Кл, E Olg 3/00

Е Olg 3/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР (Я) САДК 624.191(088.8) оо делам изооретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. С. Луговцов, В. А. Алихашкин, Е. А. Василенко, А. А. Абросов, И. И. Шевченко, В. А. Казанцев, Ю. А. Кошелев, П. А. Васюков, Э. В. Сандуковский, Н. И. Федоров, Л. С. Быков, Е. И. Тищенко, С. А. Зукакянц, Д. Г. Максимович, В. Я. Цодиков и К. В. Ланчиков

Государственный проектно-изыскательский институт «Метрогипротранс» (71) Заявитель

BDТБ (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПОДВОДНОГО ТОННЕЛЯ .:::,, г1,,". и,:..р „;

ОТ ПРОРЫВА В НЕГО ВОДЫ ПРИ ПРОХОДКЕ

Изобретение относится,к строительству, преимущественно к тоннеле- и метростроению.

Необходимость защиты подводного тоннеля от прорыва в него воды возникает при проходке то и неля в водонасыщенных неустойчивых и слабоустойчивых грунтах, а также в случае недостаточной толщины водоупорного слоя грунта над тоннелем.

Известен способ защиты подводного тоннеля от прорыва в него воды при проходке путем стабилизации гидростатического давления воды сжатым воздухом.

По известному способу на предварительна пройденном береговом участке тон неля внутри него устраивают шлюзовую перегородку и в рабочую зону тоннеля от забоя до шлюзовой перегородки нагнетают сжатый воздух.

Дальнейшую проходку подводной части тоннеля ведут под сжатым воздухом, давление которого в рабочей зоне поддерживают равным или несколько меньши м высоты столба воды до лотка тоннеля, Давление сжатого воздуха уравновешивает гидростатическое давление воды и предотвращает возможность ее прорыва внутрь тоннеля.

Однако надежность защиты известным способом недостаточно высока, поскольку в определенных условиях при наличии сквозных ходов в водоупорном слое грунта над тоннелем возможен прорыв сжатого воздуха из забоя с катастрофически быстрым падением давления внутри тоннеля и затоплением его водой.

Цель изобретения — повышение надежности защиты тоннеля.

Это достигается тем, что на дне водоема устраивают выемку до кровли водоупорного слоя шириной, большей ширины зоны возможных осадок кровли водоупорного слоя, укладывают в эту выемку систему замораживающих труб, засыпают ее грунтом и замораживают насыпной грунт, примораживая его к кровле водоупорного слоя грунта.

Для исключения размыва насыпного грунта

15 движением воды в водоеме насыпной грунт покрывают защитным экраном, например, в виде пленки.

Предлагаемый способ иллюстрируется чертежом.

20 Над будущим тоннелем 1 по всей длине его подводной части на дне водоема 2 устраивают выемку 3 до кровли водоупорного слоя 4 грунта. Ширину выемки пр инимают большей ширины зоны 5 возможных осадок кровли во25 доупорного слоя 4 грунта. В выемку укладывают систему замораживающих труб 6, смонтированных на заранее изготовленных металлических секциях 7. Систему замораживающих труб засыпают слоем 8 грунта, подклю457773

8 9 10

Составитель Н. Туренский

Техред А. Дроздова

Редактор Н. Козлова

Корректор Л. Денисова

Заказ 607/1 Изд. Ке 346 Тираж 619 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 чают к замораживающим установкам, размещаемьгм на берегах водоема, и, пропуская по замораживающим трубам хладоноситель, замораживают насыпной грунт, примораживая его к кровле водоупорного слоя 4 грунта. Для исключения разм*ыва насыпного грунта движением воды в водоеме он может быть покрыт защитным экраном 9, например, в виде пленки.

В,результате замораживания над тоннелем

1 образуется ледо-грунтовая плита 10, армированная металлическими секциями 7 и системой замораживающих труб б, примороженная к кровле водоупорного слоя грунта 4, которая служит надежной защитой подводного тоннеля 1 от прорыва в него воды при проходке.

Проходка тоннеля под водоемами, по которым не ведут судоходства, выполняется в любое время года, предпочтительнее в зимнее, а для судоходных водоемов — в межнавигацион ный период.

После окончания проходки подводного тоннеля ледо-грунтовую плиту 10 размораживают и извлекают металлические секции 7 со смонтированной на и их системой замораживающих труб 6.

5 Предмет изобретения

1. Способ защиты подводного тоннеля от прорыва в него воды при проходке в условиях недостаточной толщины водоупорного слоя грунта над тоннелем путем искусственного за1O,ìoðàæèBàHHÿ грунта, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности защиты, на д не водоема устраивают выемку до кровли водоупорного слоя шириной, большей ширины зоны возможных осадок кровли водоупорного

15 слоя, укладывают в эту выемку систему замораживающих труб, засыпают ее грунтом и замораживают насыпной грунт, примораживая его к кровле водоупорного слоя грунта.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, 20 что, с целью исключения размыва насыпного грунта движением воды в водоеме, его покрывают защитным экраном, например, в воде пленки,

Способ защиты подводного тоннеля от прорыва в него воды при проходке Способ защиты подводного тоннеля от прорыва в него воды при проходке 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам производства нефтегазопромысловых работ в глубоководных районах с тяжелыми гидрометеорологическими и климатическими условиями, в том числе арктическом шельфе, и конструкциям морских гидротехнических сооружений для этого

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве новых трубопроводов или ремонте существующих на труднодоступных территориях, преимущественно на болотах и обводненных территориях

Изобретение относится к области строительства и горного дела и может быть использовано при сооружении под морским дном тоннелей большой протяженности

Изобретение относится к области строительства, позволяет возводить фундаменты на глубоководных водоемах и заключается в том, что оболочка опоры выполнена из секций, изготовленных в виде цилиндрических колец с отверстиями, симметрично расположенными по окружности, и соосно опускаемых на грунт путем нанизывания на направляющие, подвешенные на кондукторе, расположенном над поверхностью воды, после чего через полости разрабатывают скважины, которые затем вместе с полостями оболочки заполняются конструкционным материалом

Изобретение относится к способам возведения подводных сооружений для консервации подводных экологически опасных объектов, возникших из-за деятельности человека, например, из-за аварий, затоплений

Изобретение относится к гаражному строительству и может быть использовано при сооружении гаражей под реками, водохранилищами и другими водными преградами
Наверх