Транспортное средство

 

««цк «ъ . «ЪсЧ « «

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимый от патента (22) Заявлено 21.02.69 (21) 1312661/1460047/

/27-11 (32) Приоритет 22.02.68; 07.02.69 (31) 140891; 6902980 (33) Франция

Опубликовано 05.05.75. Бюллетень № 17 (51) М. Кл. В 62k 5/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.118.35 (088.8),:,ата опубликования описания 06.08.75 (72) Автор изобретения и (71) заявитель

Иностранец

Пьер Патен (Франция) (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Устройство для блокировки шарнира может быть выполнено также с подвижным элементом в виде кулачка, взаимодействующего с маятником и установленного между двумя тормозными колодками, связанными с рамой и размещенными в тормозном барабане, связанном с задним мостом.

Кроме того, подвижный элемент упомянутого устройства может быть выполнен в виде

10 маятника, установленного в полом цилиндре, связанном с рамой и размещенном в цилиндрическом корпусе, соединенном с задним мостом, причем маятник снабжен устройством фиксации его среднего положения.

15 Это устройство выполнено в виде смонтированного на полом цилиндре электромагнита, расположенного в плоскости рамы, соответствующей среднему положению маятника, причем обмотка электромагнита соединена с при20 водом счетчика оборотов, а сердечник установлен с зазором относительно маятника.

Устройство для блокировки шарнира может быть выполнено в виде тормозной колодки с роликами, размещенными в ее радиальных

25 пазах, установленной в связанном с задним мостом корпусе, снабженном также поворотной ступицей, соединенной с рамой и имеющей на обращенной к роликам поверхности соответствующее числу роликов количество

30 выемок.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к моторизированным трехколесным транспортным средствам.

Известны транспортные средства, содержащие задний мост, несущий двигатель и трансмиссию и соединенный с двумя опорными ведущими колесами, и раму с направляющим колесом, соединенную с задним мостом шарниром с продольной горизонтальной осью поворота.

Цель изобретения — повышение устойчивости при медленном движении — достигается тем, что предлагаемое транспортное средство снабжено устройством для блокировки шарнира в виде соединенной с рамой детали, в которой расположен с возможностью перемещения под действием центробежной силы подвижный элемент, блокирующий шарнир в одном из своих крайних положений относительно рамы.

Устройство для блокировки шарнира может быть выполнено в виде подшипника, одним кольцом связанного с задним мостом, а другим — с рамой, причем сепаратор, поддерживающий ролики, зафиксирован в среднем положении посредством упругой связи, а подвижный элемент выполнен в виде ролика большего диаметра, чем диаметр остальных роликов, расположенного в расширенной проточке между кольцами подшипника. (и) 470 ИВ

470105

Указанное устройство может быть выполнено также в виде жестко связанной с рамой и шарнирно — посредством пальца — с задним мостом пластины с симметрично закрепленными на ней двумя емкостями, Взаимоде||ствующими с пальцем и связанными через гидравлический аккумулятор с шариковыч распределителем, снабженным устройсгьоч для фиксации шарика в нейтральном положении.

Это устройство выполнено в |и де связанпого с распределителем электромагнита, обмотка которого соединена с приводом счетчика оборотов.

На фиг. 1 изобра>кено транспортное средство, общий вид; на фиг. 2 — устройство для блокировки шарнира в виде подшипника, продольный разрез; на фиг. 3 — то же с использованием тормозного барабана; на фиг. 4— разрез по А — A на фиг. 5; на фиг. 5 — устройство для блокировки шарнира с использованием маятника; на фиг. б — устройство для блокировки шарнира с использованием роликового подшипника (продольный разрез); на фиг. 7 — разрез по Б — Б на фиг. б; на фиг. 8— тормозная колодка по фиг. 6, вид спереди; на фиг. 9 — устройство для блокировки шарнира с использованием гидравлической системы.

Задний мост с двигателем 2 и трансмиссией соединен с двумя опорными ведущими колесами 3. Рама 4 с направляющим колесом 5 соединена с задним мостом шарниром 6 с продольной горизонтальной осью поворота.

Устройство для блокировки шарнира может быть выполнено различным образом; его основой служит подвижный элемент, установленный с возможностью перемещения под действием центробежной силы в гнезде детали, соединенной с рамой транспортного средства. Этот элемент блокирует шарнир в одном из своих крайних положений относительно рамы.

Устройство для блокировки шарнира (фиг.

2) выполнено в виде кольца 7, жестко соединенного с рамой 4, и связанной с задним мостом цилиндрической части 8.

Между кольцом и цилиндрической частью расположен подшипник, внутреннее кольцо 9 которого через шпонку 10 связано с цилиндрической частью 8, а наружное кольцо 11 через шпонку 12 — с кольцом 7. Ролики 13, размещенные между кольцами подшипника, поддерживаются сепаратором 14, зафиксированным в среднем положении пружиной 15, прикрепленной одним концом к сепаратору 14, а другим — к наружному кольцу 11. Диаметр одного из роликов 16 превышает диаметр остальных роликов. Этот ролик располо>кон в нижней части сепаратора, в расширенной проточке 17 наружного кольца подшипника.

Диаметр ролика 16 меньше максимального расстояния между внутрешп|м и наружным кольцами подшипника в зоне проточки.

По другому варианту (фиг. 3) устройство для блокировки шарнира содер>кит тормозной

55 бО

65 барабан 18, связанный с несущим элементом

19 и задним мостом, с которым соединен также элемент 19. Втулка 20 связана с рамой 4 и снабжена кронштейном 21 с подвижно закрепленными на нем с помощью оси 22 тормозными колодками 23 и кронштейном 24 с подвижно закрепленным на нем посредством оси 25 кулачком 26. Кулачок связан со стержнем 27, несущим груз 28, выполпя|ощий функцию маятника.

Кулачок 26 размещен между тормозными колодками 23, поджимаемыми к нему пружинами 29, одним концом прикрепленными ко втулке 20.

На фиг. 4, 5 задний мост изображен в виде трубы 30, приваренной к кожуху 31 с крышкой 32. В кожухе с возможностью качания установлен полый цилиндр 33, связанный с рамой 4. В полости 34 цилиндра расположен маятник 35, установленный в игольчатом подшипнике 36 на оси 37, закрепленной в цилиндре параллельно оси соединения рамы и заднего моста. Маятник выполнен с выступом 38, расположенным в зоне действия электромагнита 39, смонтированного в стенке полого цилиндра 33 и изолированного латунным кольцом 40. Обмотка электромагнита может быть соединена с приводом счетчика оборотов колеса транспортного средства. Электромагнит представляет собой устройство для фиксации среднего положения маятника.

Согласно фиг. б — 8 с рамой 4 жестко связана поворотная ступица 41, устаповлепная в игольчатых подшипниках 42. Ступица расположена в жестко соединенном с трубой 30 заднего моста корпусе 43 с крышкой 44. В корпусе установлена также тормозная колодка в виде пластины 46 с фрикционной накладкой 45, причем в радиальных пазах 47 пластины расположены ролики 48. На обращенной к роликам поверхности поворотной ступицы 41 выполнены выемки 49, количество которых соответствует числу роликов 48.

В тормозной колодке выполнены также выемки 50, количество которых меньше числа роликов, чем обеспечивается смещение центра тяжести колодки и, как следствие, качание ее до совпадения оси  — В колодки с вертикалью. Зазор между накладкой 45 и стенкой корпуса 43 регулируется перемещением крышки 44 относительно корпуса.

Устройство для блокировки шарнира может быть выполнено также с использованием гидравлической системы (фиг. 9). В этом случае оно содержит пластину 51, жестко связанную с рамой 4 и шарнирно — посредством муфты

52 с пальцем 53 — с задним мостом. Палец 53 имеет опорный цилиндрический выступ 54, гзаимодействующий с кольцом 55, расположенным в направляющей кулисе 56. Кулиса перемещается между двумя закрепленными на пластине 51 металлическими гофрированными емкостями 57, заполненными несжимаемой рабочей жидкостью, например маслом.

Емкости установлены в направляющих 58 и

470105

30

59 и трубопроводами 60 соединены с шариковым распределителем 61.

Камера 62 распределителя соединена с трубопроводами отверстиями 63, перекрываемыми шариком 64, расположенным в камере с возможностью перемещения по ее наклонным стенкам 65. сиклер 66 связывает распределитель с гидроаккумулятором 67, имеющим диафрагму 68. В отверстии в стенке распределителя установлен изолированный латунным кольцом 69 электромагнит 70, фиксирующий шарик 64 в нейтральном положении.

Обмотка электромагнита может быть соединена с приводом счетчика оборотов колеса транспортного средства (на чертеже не показан), Благодаря шарнирному соединению рамы транспортного средства с его задним мостом возможен наклон рамы вместе с передним колесом подобно наклону мотоцикла при движении на повороте; при этом ведущие колеса следуют по своей колее, не отрываясь от дороги. Возвращение рамы в вертикальное положение не вызывает затруднений.

Наклон рамы возможен только при достаточно быстром дви)кении транспортного средства, При медленном движении или остановке его срабатывает устройство для блокировки шарнира, фиксируя раму в положении, соответствующему началу замедления, — в вертикальном или близком к нему.

Устройство для блокировки шарнира работает следующим образом.

При выполнении устройства по фиг. 2 ролик 16 стремится перемещаться в направлении результирующей веса и центробежной силы.

При совпадении этой результирующей с положением рамы 4 шарнирная связь рамы и заднего х!оста не блокируется. В противном случае ролик 16, )тклоняясь от среднего положения, блокирует через наружное ко.",b,О 11 подшип-.!ика шарнир 6.

При остановке транспортного средс-ва рама 4 за !и> ает положение, близкое: ер икальному.

В соответствии с фпг. 3 ша1. 1ир 6 блоки!);— ется в случае, когда плоскость рамы проходит че ез ось 22 тормозных колодок 23 н О,!>

25 к:.ла 11:а 26 не совпадает с напрач е.п!Оi: результируюшей веса и IIeнтробежной силы.

Прп это .1 кулачок 26 раздв,:-.ает тормозни!е колодки. и происходит торможение.

При выполнении устройства блокировки по фиг. 4 и 5 с поворотом рамы 4 относительно оси заднего моста в направлении стрелки (фиг. 5) центр О оси 37 перемещается в точку О, и .,;аятник 35 занимает положение, показанное штриховой линией, блокируясь в кожухе 31. При значительном повышении скорости движения возбуждается обмотка электромагнита 39, и магнитное поле воздействует на выступ 38 маятника. В этом случае маятник раскачивается в зависимости от положения полого цилиндра 33, не вызывая блокировки шарнира 6.

Согласно фиг. 6 — 8 при отклонении рамы 4 от вертикали поворотная ступица 41, перемещаясь в направлении стрелки (фиг. 7), своей

Ооращенной K ро, !пI.ам поверхностью прижимает ро".èê 48 к радиальному пазу 47. При этОм тормозная колодка, конта1 тируя со стенкой корпуса 43, фиксирует относительное расположение pa»I»1 заднего моста.

В соответствии с фнг. 9 при отклонении рамы 4 относительно осн заднего моста в направлении стрелкп шарик 64 стремится перекрыть правое отверстие 63 распределителя 61.

В начале наклона рамы левая гофрированная емкость 57 сжата, и м;cëo через левый трубопровод 6 поступает в распределитель, а по правому трубопроводу — B правую емкость.

Когда отверстие перекрыто шариком, прекращается подача масла в правую емкость, благодаря чему на«лоп ра.1ы блокируется. Резкость б IQKHpoBI.ï с.1ягчается одновременным поступление . i.асла г. п1дроаккумулятор 67.

Когда транспортное средство достигает значительной с opocTH, в обмотке возбуждеш1я электромагнита 70 возникает ток, который создает магнитное поле, удерживающее шарик

64 в нейтральном (среднем) положении несмотря па !!езначптель перемещения рамы относительно заднего моста.

Предмет изобретения

1. Транспортное средство, содержащее зад,1ий мост, несупп!й дшггатель н трансмиссию н соединенный с двумя опорнымп ведущими колесами и раму с папрагляющпм колесом, соединенну1о с задним мостом шарниром с продо IbIloII горизонталь!!О1! ос1по поворота, от l ич а ю п1 е е с я тем,

) СНП(! O OO! O >>НО Ра)!11

2. !рги-::Ор-.!! с с с.>ство по п. 1, от л ич a1o IT! е е o; i". ". .. сi!)oéñ ТВо для б:1О . нровкп парппра в>1>1п -пс,1с в в !де подшнпнпка, одц11 О,зь Ом o!>,заш1ого с задним мостом, а дпугп)! — с р",. î:,"":, причем сепаратор, поддер)кпвак и;1!й ро л1*«H. зафиксирован в среднем положешш посредством упругой связи, а подвижный эле 1е - в1>1полнсн в виде ролика большего диаметра, чем диаметр остальных роликов, расположенного в расширенной проточке между кольцами подшипника.

3. Транспортное средство по п. 1, о тл и ч аю щ е е с я тем, что подвижный элемент выполнен в виде кулачка, взаимодействующего с маятнпкохт, установленного между двумя ТОрмозными колод a»n, связанными с рамой и размещенными в тормозном барабане, связанном с задним мостом.

4. Транспортное средство по п. 1, о т л и ч а470105 ю щ е е с я тем, что подвижный элемент выполнен в виде маятника, установленного в полом цилиндре, связанном с рамой и размещенном в цилиндрическом корпусе, соединенном с задним мостом, причем маятник снабжен устройством фиксации его среднего положения.

5. Транспортное средство по и. 4, о тл и ч аю щ е е с я тем, что устройство фиксации выполнено в виде смонтированного на полом цилиндре электромагнита, расположенного в плоскости рамы, соответствующей среднему положению маятника, причем обмотка электромагнита соединена с приводом счетчика оборотов, а сердечник установлен с зазором относительно маятника.

6. Транспортное средство по п. 1, о т л и ч аю щ ее с я тем, что устройство для блокировки шарнира выполнено в виде тормозной колодки с роликами, размещенными в ее радиальных пазах, установленной в связанном с задним мостом корпусе, снабженном также поворотной ступицей, соединенной с рамой и имеющей на обращенной к роликам поверхности соответствующее числу роликов количество выемок.

7. Транспортное средство по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что устройство для блокировки шарнира выполнено в виде жестко связанной с рамой и шарнирно — посредством пальца— с задним мостом пластины с симметрично заI0 крепленными на ней двумя емкостями, взаимодействующими с пальцем и связанными через гидравлический аккумулятор с шариковым распределителем, снабженным устройством для фиксации шарика в нейтральном положе15 нии.

8. Транспортное средство по п. 7, о тл и ч аю щ е е с я тем, что устройство для фиксации шарика выполнено в виде связанного с распределителем электромагнита, обмотка кото20 рого соединена с приводом счетчика оборотов.

Приоритет 22.02.68 по пп. 1 — 3; 07.02.69 по пп. 4 — 8, 470105 Рсгг 9

Составитель Л. Смольская

Техред E. Подурушина

Редактор Б. Федотов

Корректор Л. 1(отова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1866/16 Изд. ¹ 686 Тираж 740 Подписное

ЦНИИГ И Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 475

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к складным трехколесным велосипедам с расположением велосипедиста полулежа

Изобретение относится к складным грузовым велосипедам для езды полулежа с приводом на переднее колесо

Изобретение относится к складным трехколесным велосипедам с расположением велосипедиста полулежа

Изобретение относится к складным трехколесным транспортным средствам, снабженным электромотором

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности велостроению

Изобретение относится к самокату, совмещенному со скейтбордом

Изобретение относится к веломобилестроению и может быть использовано при конструировании зедущих мостов, преимуществэнно многоместных веломобилей
Наверх