Схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой

 

О П И С А Н И Е (п) 484131

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.07.73 (21) 1955374/40-23 с присоединением заявки Ме (23) Приоритет

Опубликовано 15.09.75, Бюллетень Ке 34

Дата опубликования описания 24.12.75 (51) М. Кл. В 64d 47/04

F 21m 3/22

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 628.94(088.8) (72) Авторы изобретения

Г. Ф. Котлярский, В. С. Голланд, Д. Д. Сафонов, В. А. Иванов, В. И. Мамотюк, С. А. Клюсов и Л. В. Мещанов (71) Заявитель (54) СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТНОЙ ПОСАДОЧНОРУЛЕЖНОЙ ФАРОЙ

Изобретение относится к самолетному светотехническому оборудованию.

Исходя из требований уменьшения веса оборудования, применяемые на самолетах фары для освещения взлетно-посадочной полосы (ВПП) выполняются двухнитевыми с посадочным и рулежным светом в одном оптическом элементе.

Электросхема управления такой фарой осуществляется от одного переключателя, устанавливаемого на пульте летчика с целью облегчения пилотирования и исключения возможных ошибочных действий.

Однако установка различных фар для посадки и рулежки для машин указанного класса нецелесообразна, так как это утяжеляет самолет.

С целью улучшения эксплуатации самолета за счет облегчения управления посадочно-рулежными фарами путем воздействия только на один управляющий элемент предлагаемая схема содержит реле управления электромеханизмом поворота, управляющая обмотка которого подключена к цепи рулежного света, а контакты — к цепям управления электромеханизмом выпуска-уборки, и переключающий микровыключатель, установленный в минусовой цепи электромеханизма выпуска-уборки.

Для обеспечения .возврата фары в исходное положение при ошибочном повороте ее и последующем исправлении ошибки цепи питания электромеханизма поворота от линии выпуска фары и линии уборки фары соединены между собой и в них установлены развязыва5 ющие диоды.

На чертеже показана предлагаемая схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой.

Фара может быть в убранном, посадочном

io и рулежном положениях.

Основное положение фары на самолете— посадочное, т. е. такое положение, когда ось ее направлена под углом в горизонтальной плоскости до 25 к оси самолета.

15 Для обеспечения освещения рулежной дорожки ВПП фара выпускается и поворачивается по оси самолета.

Для установки фары в рулежное положение сдвоенный переключатель 1 ставят в положе о ние рулежка («Рул»), напряжение подают на обмотку реле 2, включающего нить 3 накала рулежного света, одновременно срабатывает реле 4 и подготавливает цепи включения электромеханизма 5 поворота. При замыкании переключателя срабатывает также реле 6, включающее электромеханизм 7 на выпуск фары при помощи редуктора 8. Фара выпускается. В крайнем положении ее микровыключатель 9 замыкается и тем самым подготавливается цепь на уборку фары, а микровы484131

5 !

О !

20

25 зо

40 ключатель 10 переключают, и напряжение подают на электромеханизм 5, при помощи которого оптический элемент 11 фары поворачивается в рулежное положение, т. е. по оси самолета. В крайнем повернутом положении элемента 11 микровыключатель 12 размыкается, а микровыключатель 13 переключается на цепь возврата электромеханизма поворота.

После рулежки фара убирается. При этом переключатель 1 ставится в положение «убрано». Реле 2, 4 и 6 обесточиваются через обмотку возврата электромеханизма 5, с помощью которого элемент 11 возвращается в исходное положение.

В исходном положении оптического элемента микровыключатель 12 замкнут, а микровыключатель 13 переключен на минусовую цепь электромеханизма уборки, Фара включается на уборку. После уборки положение элементов схемы соответствует положению, показанному на чертеже.

При установке фары .в посадочное положение переключатель 1 ставят в положение посадка («посад.»). При этом реле 6 срабатывает и подает напряжение на выпуск фары. При помощи электромеханизма 7 и редуктора 8 фара выпускается. Одновременно реле 14 включает нить 15 посадочного света, а реле 16 обесточивает реле 2. Уборку фары производят как было описано выше.

При ошибочных действиях летчика, когда требуется установить фару в посадочное положение, а переключатель 1 ставится в положение рулежка («рул»). Электросхема работает также, как описано выше. Фара повернута в рулежное положение, т. е. по оси самолета, и включен рулежный свет.

Летчик обнаруживает ошибку и, быстро исправляя ее, ставит переключатель 1 в положение посадка («посад.»). При этом реле 14 включает посадочный свет, а реле 16 обесточивает реле 2, которое выключает рулежный свет и соответственно обесточивает реле 4.

Электромеханизм поворота поворачивает оптический элемент фары в исходное положение при положениях микровыключателей 12 и 13, соответствующих конечному повернутому положению оптического элемента, т. е. микровыключатель 12 выключен, а микровыключатель

13 переключен на минусовую цепь электромеханизма 5, В этом случае напряжение подается через контакты реле 6, микровыключатель 1О, диод 17, замкнутые контакты реле

4 и микровыключатель !3 на электромеханизм

5. Оптический элемент 11 поворачивается в исходное посадочное положение. Диод 18 не пропускает ток на обмотку электромеханизма

7, так как после переключения микровыключателя 13 фара может убраться. Таким образом, введение диодов 17 и 18 в цепь питания электромеханизма поворота позволяет исправить ошибку, допущенную летчиком.

Предмет изобретения

Схема управления самолетной посадочнорулежной фарой, содержащая микровыключатель, реле управления электромеханизмами выпуска-уборки и поворота оптического элемента, управляющая обмотка которого подключена к цепи рулежного света, а контакты — к цепям управления электромеханизмом выпуска-уборки, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения эксплуатации самолета, цепи питания электромеханизма поворота от линии выпуска фары и линии уборки фары соединены между собой через разделительные диоды, кроме того микровыключатель подключен к цепи электромеханизма выпускауборки, 484131

Составитель М. Соколова

Редактор Г. Мозжечкова Техред Л. Казачкова Корректор Т. Добровольская

Заказ 3152/10 Изд. № 1809 Тираж 559 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб„д. 4j5

Типография, пр. Сапунова, 2

Схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой Схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой Схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицинской технике, относится к конструкциям хирургических светильников и позволяет выполнять юстировку и регулировку светооптических систем

Изобретение относится к области освещения, в частности к светильнику, содержащему регулируемые осветительные модули

Изобретение относится к светотехнике, а именно к устройствам для формирования динамичных цветовых изображений, и позволяет повысить декоративный эффект за счет увеличения числа комбинаций цветовых изображений

Изобретение относится к светотехнике, к световым приборам с регулируемым свето вым потоком, и по:1В()лнет получить pery

Изобретение относится к осветительному устройству с оптимизированным излучением. Заявленное осветительное устройство содержит корпус с вогнутым внутренним профилем, предназначенным для размещения, по меньшей мере, одного источника света, оснащенный соответствующими поддерживающими и крепежными средствами и соответствующими средствами подачи электроэнергии, и раму для размещения экрана, причем экран имеет в общем вогнутую кривизну, такую, что для каждого главного направления излучения пучка света от указанного, по меньшей мере, одного источника света экран, по существу, перпендикулярен направлению указанного светового излучения. Технический результат - создание осветительного устройства, приспособленного для того, чтобы оптимизировать профиль излучения, не вступая в противоречие с эффективным управлением энергией, рассеиваемой используемыми источниками света. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх