Регулятор температуры охлаждающей среды для двигателя

 

1 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву ($$) Я. Кл,о F О! P! /02 (22) Заявлено 12.02.75 (2т) 2104226/06 с присоединением заявки №вЂ” (23} Приоритет (43) Опубликовано 05.08.76. Бюллетень №29 (45) Дата опубликовании описании 17.11.76

Государствеииый комитет

Совета Ииииотров СССР оо делам иэооретеиий и открытий (53) УДК

621.43 — 712.8 (088.8) (72) Авторы изобретения

О. В. Цурган, В. А. Петраков, А. А. Петрожицкий, Н. M Луков, Л. N. Грооова, А. И. Гибалов, А. Г. Огарков и В. К. Коваль (71) Заявитель (54) РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится K машиностроению, в частности к двигателестроению. Известны регуляторы температуры охлаждающей среды для двигателя, например, тепловозного дизеля. содержащие датчик мощности и датчик температуры охлаждающей среды, связанный через усилитель с исполнительным органом, например механизмом поворота лопастей вентилятора охлаждения, Однако в известных устройствах взаимосвязь между средствами регулирования и качественными показателями теплообмена отсутствует. В связи с этим они не обеспечивают необхоцимое качество регулирования во всем диапазоне режимов работы.

Целью описываемого изобретения является устранение указанных недостатков и повышение устойчивости регулирования. Для достижения этой цели связь датчика температуры с усилителем выполнена при помощи пропорционального звена, управляемого датчиком мощности.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема предлагаемого регулятора, :на фиг. 2- графики зависимости коэффициентов передачи системы охлаждения от опгосительной мощности двигателя, Регулятор температуры охлаждающей среды состоит из датчика температуры 1 охлаждающей среды,датчика мощности двигателяN, испол гительно! г органа 3, вентилятора 4 и пневмоэлектрического реле давления 5.

Регулятор работает следующим образом. Hp I повышение температруры охлаждающей среды -. ди:гателя термоэлемент б на штоке 7 создает с помощью сильфона 8 перестановочную сипу, сжимающую пружину 9 и повора ивающую звено (рычаг ;.

10 вокруг подвижной опоры 11. Конец рычаг;.

10 перемещает мембрану усилителя 12, в результат. чего двухседельный подпружиненный клапан 13 перемещается вниз, открывая доступ воздуха (давление P ) в поцмембранную полость. Давление Р повышается до тех пор, пока увеличившаяся в

1б результате этого сила, действующая на мембра;: снизу, не уравновесит силу, создаваемую герм-,элементом 6. После этого нижнее седло клапана, . закрывается и подача воздуха в полость под мембрану прекращается.При определенном значенк : срабатывает реле 5, контакты его замьгкаюта:. . жалюзи холодильника (на схеме не показан: открываются. Дальнейшее повышение температ р: i t,. и увеличение давления Р приводит с помощ исполнительного органа 3 к увеличению произг.;дительности вентилятора 4.

Если производительность ве .тилятора 4 бслыпе необходимой величины, температура t,ñíèæàåòñÿ.

При этом уменьшается сила, сознаваемая теомо" элементом 6, мембрана леремегцаегся вверх и воздух из-под мембраны через верхнее седло клапана 1.3 выходит в атмосферу, уменьшая давление Р,цо те: пор, пока вновь не будет дости нуто равновесие сил, действующих на мембрану. Уменьшение Р г приводит к уменьшению производительности вентилятора 4 и к прекращению -лижения тек.шературы 10 среды 1

При увеличении мощности двига еля внутреннего сгорания его регулятор 14 частоты вращения перемещает шток 15, связанный с органом топливоподачи, вниз и сжимает пружину 16. При этом М мембрана17 прогибается, в результате чего двухседельный подпружиненный клапан 18 перемещается вниз, открывая доступ воздуха (давлеште p ) в

1 полость под мембрану !7, Давление Р повышается

Ъ до тех пор, пока увеличившаяся в результате этого 20 сила, действующая на мембрану 17 снизу, не уравновесит силу пружины 16. После этого нижнее седло клапана 18 закрывается и повышение давления Р, прекращается. ьУ

При увеличеи дле я Рь - овоиэле ен, 25 например поршень 19, перемещается влево, сжимая пружину 20 и перемещая влево опору 11, жестко соединенную со штоком 21.

При уменьшении мощности двигателя его регулятор частоты вращения уменьшает подачу топлива, шток 15 перемещается вверх давление Р уменьша) з ется и поршень 19 перемещает опору 11 вправо. При этом длина плеча и рычага 10 уменьшается и уменьшаются коэффициенты передачи датчика и регулятора температуры.

Зависимость относительных значений коэффициентов передачи системы охлаждения двигателя и датчика температуры К, о относительной мощности представляет собой функцию гиперболическоо типа, близкую по характеру к фуж<ции = j(N g )

А о г,:;е Р: и коэффициент передачи системы охлажде.я двигателя по регулирующ .му воздействию. По:.тому коэффициент передачи системы сохраняет примерно постоянное значение в рабочем диапазоне изменения N

Таким образом, предлагаемый регулятор температуры охлаждающей среды двигателя внутреннего сгорания обеспечивает автоматическое изменение соотношения плеч (а и б) рычага при изменении мощности двигателя, обеспечивая тем самым постоянный запас устойчивости системы охлаждения на всех режимах работы двигателя при заданной статической неравчомерности регулирования. В результате достигае;ся стабильный тепловой режим двигателя и повышается экономичность и моторесурс двигателя н его системы охлаждения, Формула изобретения

Регулятор температуры охлаждающей среды для двигателя, например, тепловозного дизеля, содержащий датчик мощности и датчик температуры охлаждающей среды, связанный через усилитель с исполнительным органом, например механизмом поворота лопастей вентилятора охлаждения, о тлича ющий с ятем,что, с цельюповышения устойчивости регулирования, связь датчика температуры с усилителем выполнена при помощи пропорционального звена, управляемого датчиком мощности.

524000

<о лг

ОФ Об

Фиг. Г

0,/

Составитель А. Белостоцкий

Техред О, Луговаэ

Корректор Т. Кравченко

Редактор Н. Вирко

Заказ 4935/397

Филиал ППП " Патент ", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тираж 690 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.. д. 4/5

Регулятор температуры охлаждающей среды для двигателя Регулятор температуры охлаждающей среды для двигателя Регулятор температуры охлаждающей среды для двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам охлаждения двигателя внутреннего сгорания и очистки охлаждающего воздуха

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, более конкретно - к автомобильным воздухозаборникам с переменной геометрией, предназначенным для охлаждения двигателей спортивных автомобилей

Изобретение относится к управлению конфигурацией воздушного потока охлаждающего вентилятора транспортного средства

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для принудительного воздушного охлаждения блоков пуско-тормозных резисторов (БПТР) электровоза с коллекторными тяговыми электродвигателями (ТЭД), работающими от высоковольтной контактной сети постоянного тока с напряжением 3000 В

Изобретение относится к транспортному, строительному и сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройству двигателей внутреннего сгорания, а именно к устройствам регулирования потока воздуха, обдувающего охладительное устройство жидкостной системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на транспортных машинах и стационарных установках
Наверх