Тормоз

 

ОП ИГРАНИ Е

ИЗОбРЕТЕНИЯ

EII1 527144

Союз Советских

Социалистических

Республик

К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 06.07.73 (21) 1935760/27 (51) М. Кл F16D 55/228 (23) Приоритет — (32) 07.07.72 (31) 7224727 (33) Франция

Опубликовано 30.08.76. Бюллетень М 32

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621-592(088.8) Дата опубликования описания 08.09.76 (72) Авторы изобретения

Иностранцы

)Кан-Марк От и Ролан Клод Мишель Шейлак (Франция) Иностранная фирма

«Понт-а-Муссон С. А.» (Франция) (71) Заявитель (54) ТОРМОЗ

Изобретение относится к области машиностроения.

Известен тормоз, содержащий связанную с опорой рабочего вала подвесную плиту и расположенные на ней по обе стороны тормозного диска две тормозные колодки, каждая из которых выполнена в виде клина, взаимодействующего с закрепленным на кронштейне приводным механизмом, перемещающим клин касательно к поверхности трения, и с опорной пластиной, связанной с устройством компенсации износа, состоящим из прикрепленной к последней ходовой гайки и ходового винта, на свободном конце которого закреплен храповик, взаимодействующий с собачкой, установленной на связанной с приводным механизмом тяге.

Известный тормоз обеспечивает торможение лишь при одном направлении вращения рабочего вала, так как тормозящие клинья расположены симметрично относительно поверхности трения тормозного диска и их движение под действием приводных механизмов направлено в сторону противоположную вращению диска.

Целью изобретения является обеспечение реверсивности и устойчивости тормоза в работе.

Эта цель достигается за счет того, что клинья установлены относительно плоскости трения взаимно противоположно, так что тормозной диск имеет с одним из клиньев однонаправленное движение, а с другим — противоположно направленное, причем плита установлена с возможностью смещения в направлении, перпендикулярном к плоскости трения, а каждый приводной hlexBHII311 снабжен 3 IIoром, ограничивающим его ход прн однонаправленном движении соответствующего клина и

10 тормозного диска.

Кроме того, для обеспечения возврата храповика в исходное положение прп однонаправленном движении клина и тормозного диска каждое устройство компенсации износа

15 снабжено дополнительным храповпком с собачкой, жестко связанным с основным храповиком, установленным coocHQ с нпм и имеющим с последним равное число противоположно направленных зубьев.

21 На фиг. 1 схематически показано тормозное устройство, вид в плане; на фиг. 2 — вид по стрелке А (с частичным вырывом) на фиг. 1; на фпг. 3 — поперечнос сечение колодки; на фиг. 4 — устройство для компенса25 ции износа; на фиг. 5 и 6 — показаны в нескольких рабочих положениях оба устройства компенсации износа прп одном направлении вращения диска.

Тормозной диск 1 закреплен на вращаю3;1 щемся валу 2, который размещен в опоре 3, 527144

3 прикрепленной к консоли 4, установленной на шасси какого-либо транспортного средства, например железнодорожного транспортного средства, способного двигаться в обоих направленияхх. д

Консоль 4 представляет собой пластину параллельную диску 1. Она имеет два стержня

5, образующие направляющие, параллельные между собой и оси Y — Y. На этих стержнях перемещаются ушки 6 плиты 7, перпендику- 10 лярной к средней плоскости Р— Р диска 1.

Плита 7 имеет широкую прорезь 8, в которую заходит часть диска 1. Выступающая за плиту часть тормозного диска взаимодействует с органами торможения. 15

На плите 7 закреплены два тормозных узла, состоящих из тормозных колодок, их приводных механизмов и устройств для компенсации износа.

Оба тормозных узла расположены в верхней 20 части диска 1 (по обе его стороны). Таким образом, по одну и другую сторону диска 1 находятся те же элементы, симметрично направленные по отношению к точке О, находяшейся в средней плоскости P — P диска, и че- 25 рез которую проходят оси Х вЂ” Х опоры колодки и устройств устранения износа.

Каждая тормозная накладка 9 закреплена на колодке 10, выполненной в виде клина, опорная поверхность которого слегка накло- 30 иена по отношению к плоскости трения, с которой она образует небольшой острый угол, составляющий обычно не более 20 .

Со стороны большего основания колодка 10 шарнирно соединена осью 11 с концом штока 3>

12 поршня рабочего цилиндра 13, который в свою очередь соединен осью 14 с плитой 7.

На каждый поршень воздействует возвратная пружина. Меньшее основание колодки 10 несет ограничитель 15 перемещения.

Колодка 10, которая приводится в движение диском 1 в том же направлении, что и направление толкающего усилия рабочего цилиндра 13, временно находится в неподвижном положении на плите 7 из-за ограничителя хода поршня цилиндра 13. На фиг. 2 это показано на примере колодки 10, расположенной слева по чертежу, когда диск 1 вращается в направлении стрелки f2.

Для каждой колодки 10, предусмотрено не- 5з подвижное опорное устройство.

Оба опорные устройства имеют общую ось

Х вЂ” Х, перпендикулярную к наклонным опорным поверхностям клиньев. Каждое опорное устройство состоит из корпуса 16, прикреплен- 55 ного к плите 7, внутри которого перемещается ходовая гайка 17. Эта гайка имеет опорную пластину 18, опирающуюся на плиту 7.

Пластина 18 расположена перпендикулярно к оси Х вЂ” Х. Она должна быть очень жест- 60 кой и недеформирующейся, поскольку на нее действует реакция опоры. Для уменьшения трения пластины о тормозную колодку 10 имеется сепаратор 19 с параллельными роликами небольшого диаметра, помещенными между 65

4 пластиной 18 и колодкой 10. Сепаратор 19 выполнен подвижным вдоль пластины 18, его продолжением является шток 20, подверженный воздействию упругого возвратного элемента, например плоской пружины 21, укрепленной на гайке 17 для того, чтобы отталкивать сепаратор 19.

В гайку 17 ввинчен ходовой винт 22 компенсации износа с полой головкой 23, фиксирующейся на корпусе 16 с помощью стопорного кольца 24.

Храповики 25 и 26 составляют единое целое со стержнем 27, размещенным в полости головки 23 и связанным с ней посредством ограничителя поворота, выполненного в виде радиального винта с цилиндрическим хвостовиком 28, который входит в радиальный паз 29 стержня 27. Паз 29 несколько ILèðå xBocTQBH«а 28.

Таким образом, стержень 27, несущий храповики 25 и 26, фиксируется при перемещении относительно головки 23 винта 22 и может немного поворачиваться, слегка покачиваясь в полой части головки 23, не приводя во вращение винт 22, если храповик 26 является дьигателем вращения.

Храповпки 25 и 26 имеют одинаковое количество разнонаправленных зубьев, но могут быть разного диаметра. В данном случае храповик 26 имеет меньший диаметр.

Длина l(зуба храповика 25 компенсации износа определяет ход приближения колодки !О, действующей в условиях наклонной орпеп!

Ограничитель 15 перемещения является опорой для конца 30 рычага 31, шарнирно присоединенного осью 32 к плите 7. Другой конец 33 рычага опирается на упор 34, воздействующий на узел компенсации износа.

Концы рычага выполнены закругленными.

Упор 34 установлен на тягах 35, скользящих в паре направляющих ушек 36, составляющих единое целое с корпусом 16. Тяги 35 расположены касательно к храповикам 25 и 26 и несут собачки 37 и 38, закрепленные на блоке

39. Собачка 37 взаимодействует с храповиком 25 компенсации износа. Собачка 38 взаимодействует с храповиком 26, возвращающим основной храповпк в исходное положение.

Собачки 37 и 38 скользят в отверстиях блока 39 и подпружинены пружинами 40. Собачки 37 и 38 расположены на расстоянии друг от друга, немного превышающем длины

l +lq каждого зуба храповиков 25 и 26.

Таким ооразом, если для одного из устройств компенсации износа ход блока 39 сооачек 37 и 38 в направлении стрелки (фиг. 5) меньше или равен l, то собачка 38 никогда не достигнет зуба храповика 26. Если ход блока 39 другого устройства компенсации износа (фиг. 6) в направлении стрелки превысит l, то собачка 38 достигнет зуба храповика 26 и повернет его в то время, когда собачка 37 удалится от храповика 25.

527144

Соразмерно с зазором паза 29 по отношению к хвостовику 28 (зазор равен ходу храповика

26) головка 23 пе приводится во вращательное движение стержнем 27. Таким образом, не производится ни отвинчивания винта 22, ни 5 отделения первой колодки 10 от диска 1.

При отпускании тормоза блок 39 и собачки

37 и 38, оттянутые пружиной 41, вновь занимают первоначальное положение, приводя во вращение храповики 25 и 26 в направлении 10 стрелки S, но нс вращая головку 23 винта 22.

Если первая колодка 10 приближается в результате компенсации износа, сближение второй колодки достигается в результате реактивного перемещения плиты 7. 15

При направлении вращения диска по стрелке f первая колодка подвергается воздействию равнодействующей однонаправленных усилий, а вторая — противоположно направленных. 20

Данный тормоз может быть использован при вращении диска 1 только в одном направлении. Для этого достаточно закрепить одну из пластин 18 на плите 7.

Формула изобретения

1. Тормоз, содержащий связанную с опорой рабочего вала подвесную плиту и расположенные на ней по обе стороны тормозного 30 диска две тормозные колодки, каждая из которых выполнена в виде клина, взаимодействующего с закрепленным на плите приводным механизмом, перемещающим клин касательно к поверхности трения, и с опорной пластиной, связанной с устройством компенсации износа, состоящим из прикрепленной к последней ходовой гайки и ходового винта, на свободном конце которого закреплен храповик, взаимодействующий с собачкой, установленной на связанной с приводным механизмом тяге, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения реверсивности и устойчивости тормоза в работе, клинья установлены относительно плоскости трения взаимно противоположно, так что тормозной диск с одним из клиньев имеет однонаправленное движение, а с другим противоположно направленное, причем плита установлена с возможностью смещения в направлении, перпендикулярном к плоскости трения, а каждый приводной механизм снабжен упором, ограничивающим его ход при однонаправленном движении соответствующего клина и тормозного диска.

2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возврата храповика в исходное положение при однонаправленном движении клина и тормозного диска, каждое устройство компенсации износа снабжено дополнительным храповиком с собачкой, жестко связанным с основным храповиком, установленным соосно с ним и имеющим с последним равное число противоположно направленных зубьев.

527144

О 171 1 1

Рыг 4

Изд. ¹ 1584 Тираж 1134 Подписное

Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобрстешш и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5

Заказ 2016/6

ЦНИИПИ

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель И. Чернышова

Редактор Н. Суханова Техред Е. Подурушина корректор И. Позняковская

Тормоз Тормоз Тормоз Тормоз Тормоз Тормоз Тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств, а также при проектировании и расчетах тормозных механизмов

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к зажимным тормозам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных тормозных системах
Наверх