Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства

 

10 53892S

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.05.73 (21) 1915437/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.12.76. Бюллетень № 46

Дата опубликования описания 20.01.77 (51) М. Кл. В 60$1/08

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.011.673 (088.8) (72) Авторы изобретения к Г. И. Алексеев, В. В. Алексеев, Ю. С. Егоров и А. В. Скрылев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано как на автомобилях, так и на других транспортных средствах, снабженных электромеханическими стеклоочистителями, у которых в качестве исполнительного органа используется электродвигатель с редуктором, причем двигатель может иметь различное возбуждение, как электромагнитное, так и от постоянного магнита.

Известны устройства для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащие генератор импульсов с

RC-цепочкой, управляемый генератором импульсов ключевой элемент, соединенный последовательно с двигателем и параллельно с управляемым двигателем концевым выключателем, причем резистор RC-цепочки переменный.

Недостатком известных устройств является отсутствие возможности регулирования количества срабатываний стеклоочистителя за один цикл работы и пауз между циклами.

Известно устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее генератор импульсов с RCцепочкой, к точке соединения переменного резистора и кондесатора которой подключена база первого транизстора генератора, эмиттер которого соединен с источником питания, а коллектор — с базой второго тран истора генератора, эмиттером соединенного с источником питания, соединенный последовательно с двигателем и параллельно с управляемым дви5 гателем концевым выключателем ключевой элемент, управляющий электрод которого соединен с коллектором второго транзистора генератора, и делитель напряжения.

Недостатком этого устройства является за10 висимое регулирование числа ходов щеток за цикл работы и паузы между циклами, так как постоянные времени цепей заряда (пауза) и разряда (цикл работы) конденсатора равны и определяются в основном величиной пере15 менного резистора RC-цепочки.

С целью обеспечения независимого регулирования количества рабочих ходов щеток стеклоочистителя за один цикл работы и дли20 тельности паузы между циклами предлагаемое устройство снабжено дополнительным переменным резистором, соединенным последовательно с конденсатором и подключенным к коллектору второго транзистора генератора, 25 при этом второй вывод переменного резистора

RC-цепочки подключен к общей точке делителя напряжения.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства для управления двигателем

30 стеклоочистителя транспортного средства

538926 зг Я

Составитель Л. Цобан

Техред М. Семенов

Корректор Л. Котова

Подписное

Редактор В. Блохина

Заказ 2802/18

Тираж 901

Изд. № 1872

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство содержит генератор импульсов, выполненный на транзисторах 1 и 2 и RC-цепочке, образованной переменным резистором 3 и конденсатором 4, последовательно с которым соединен дополнительный переменный 5 резистор 5; ключевой элемент, выполненный на транзисторе 6 и соединенный последовательно с двигателем 7 и параллельно с управвляемым двигателем 7 концевым выключателем 8; делитель напряжения на резисторах 9 10 и 10.

Устройство работает следующим образом.

При включении питания смещением с делителя на резисторах 9 и 10 транзистор 1 открывается, вследствие чего открываются транзи- 15 сторы 2 и 6. Конденсатор 4 начинает заряжаться через эмиттерный переход транзистора 1, резистор 5 и открытий транзистор 2, Как только открывается транзистор 6, двигатель

7 запускается; происходит замыкание концевого выключателя 8, который шунтирует цепь эмиттер-коллектор транзистора 6, обеспечивая питание двигателя на все время его собственного цикла работ (двойной ход щеток стеклоочистителя или один оборот выходного вала редуктора). По окончании каждого двойного хода щеток стеклоочистителя выключатель 8, механически связанный с редуктором (на чертеже не показано), размыкается. Если к этому моменту напряжение на конденсаторе 4, которое прикладывается плечом к базе транзистора 1, недостаточно для его запирания, то щетки стеклоочистителя совершают еще один двойной ход и т.д. до тех пор, пока напряжение на конденсаторе 4 не достигнет уровня, достаточного для запирапия транзис- 35 тора 1. Затем начнется разряд конденсатора

4 через рези торы 3, 10, 11, 5, переход база— эмиттер транзистора 6 и двигатель 7. Как только напряжение на конденсаторе 4 уменьш1г1ся до величины, меньшей, чем напряжение на делителе 9. 10--транзистор 1 открывается, указанный порядок работы повторяется.

Изменяя величину резистора 5, можно регулировать длительность цикла работы стеклоочистителя, а резистора 3 — длительность пауз между циклами.

Устройство позволяет обеспечить широкий диапазон регулирования (от одного до нескольких десятков двойных ходов щеток) за один цикл прн паузах между циклами от нескольких секунд до нескольких минут.

Формула изобретения

Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее генератор импульсов с RC-цепочкой, к точке соединения переменного резистора и конденсатора которой подключена база первого транзистора генератора, эмиттер которого соединен с источником питания, а коллектор — с базой второго транзистора генератора, эмиттером соединенного с источником питания, соединенный последовательно с двигателем и параллельно с управляемым двигателем концевым выключателем ключевой элемент, управляющий электрод которого соединен с коллектором второго транзистора генератора, и делитель напряжения, о т л и ч а ющееся тем, что, с целью обеспечения независимого регулирования количества рабочих ходов щеток стеклоочистителя за один цикл работы и длительности паузы между циклами, устройство снабжено дополнительным переменным резистором, соединенным последовательно с конденсатором и подключенным к коллектору второго транзистора генератора, при этом второй вывод переменного резистора

RC-цепочки подключен к общей точке делителя напряжения.

Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в качестве стеклоочистителя ветрового стекла в автомобилях, в частности в автомобилях с ограниченной зоной для монтажа стеклоочистителя

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно - к способам и устройствам управления электродвигателями системы очистки ветрового стекла автомобиля

Изобретение относится к техническим решениям, предназначенным для чистки транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к способам и устройству управления приводом стеклоочистителя

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям, и может применяться в стеклоочистителях автомобилей, автобусов и других транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно к способам управления системой очистки ветрового стекла транспортного средства
Наверх