Стенд для исследования взаимодействия колеса с грунтом

 

ттат е .н;,та мЬчи ЮсаА

О П И С А Н И Е пп 55055l

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Саюэ Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 15.12.72 (21) 1856906/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15,03.77. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 13.04.77 (51) М. Кл G 01М 17/02

Государственный комитет

Сааета Министров СССР (53) УДК 629.113.001.6 (088.8) ло делам изобретений и открытиЯ (72) Автор изобретения

В. Ф. Бочкарников (71) Заявитель (54) СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КОЛЕСА С ГРУНТОМ

Изобретен ие относится к стендам для исследования взаимодействия колеса с грунтом и может быть использовано для проведения научно-исследовательских работ, связанных с изучением характеристик колесных движителей, и при оценке проезжаемости грунтов.

Процессы, протекающие в грунте, шине и зоне контакта колеса с грунтом, представляют сложный комплекс механических, тепловых, электростатических, гидродинамических и других явлений, являются неустановившимися даже при равномерном движении колеса. Это объясняется тем, что скорость каждой точки контактной поверхности разная по величине и направлению и соответственно возникающие усилия также различны в каждой точке, даже для тщательно выбранных опытных участков местности показатели физ|икомеханических свойств грунта имеют большой разброс тем, что угловая скорость вращения колеса не является постоянной в пределах одного оборота, а также тем, что возникает элемент случайности из-за случайного характера изменения других условий процесса качения.

Эти случайные и неслучайные факторы нестационарного режима отражаются на одном из главнейших параметров качения — радиусе качения колеса. Изменение этого параметра определяет изменение кинематических, силовых и динамических параметров процессов и явлений, протекающих в зоне контакта и вблизи этой зоны.

При исследовании взаимодействия колеса с грунтом широкое распространение получили стенды с динамометрической тележкой, позволяющие определять силовые параметры качения и радиус качения колеса.

Известен стенд для исследования взаимо10 действия колеса с грунтом, содержащий грунтовый канал, станину с направляющими, устройство для установки и нагружения испытываемого колеса, представляющее собой динамоментрическую тележку, установленную в

15 направляющих станины, и устройство для привода испытываемого колеса от одного пз колес динамометрической тележки через планетарный механизм и карданную передачу.

Динамометрическая тележка известного стен20 да приводится в движение тросом через лебедку от внешнего электродвигателя, прп этом необходимый режим движения испытываемого колеса достигается соответствующим торможением элементов планетарного меха25 низма.

Известный стенд позволяет определять осредненную величину радиуса качения испытываемого колеса на некотором пути, но не дает возможности замерить мгновенные знаЗО чения радиуса качения, а поэтому непригоден

5 50.$51 для исследования динамики процессов и явлений, протекающих в грунте, шине и зоне контакта, в единстве с кинематическими и силовыми параметрами. Кроме того, известный стенд конструктивно сложен, для его размещения требуется большая площадь, так как длина грунтового канала обычно составляет

10 — 15 мм, а конструкция привода стенда не позволяет испытывать колеса с различной геометрической формой.

С целью упрощения конструкции стенда, сокращения длины грунтового канала и обеспечения возможности испытания колес различной геометрической формы в предлагаемом стенде устройство для установки колеса содержит коленчатую ось, неподв ижно соединенную с испытываемым колесом, и каретки, подвижно установленные в направляющих станины, причем ооа конца коленчатой оси шарнирно закреплены в каретках, а привод колеса выполнен в виде кулачкового механизма, толкатель которого жестко связан с коленчатой осью колеса. При этом качение колеса заменяется поворотом его на определенный угол вокруг мгновенного центра скоростей. Угловая скорость поворота колеса может изменяться по любому закону, задаваемому кулачковым механизмом. Кроме того, коленчатая ось имеет на обоих концах ряд параллельных пальцев для поочередного закреплен ия в каретках, что дает возможность задавать различные положения мгновенного центра скоростей, т. е. изменять радиус качения колеса, а следовательно, и режимы его качения.

На фиг. 1 показана кинематическая схема привода предлагаемого стенда; на фиг. 2— схема устройства для установки колеса; на фиг. 3 — кинематическая схема качения испытываемого колеса.

Стенд выполнен со стан иной 1, охватывающей грунтовой канал 2. Станина 1 имеет направляющие 3, в которых установлены две подвижные каретки 4. В последних шарнирно закреплены концы коленчатой оси 5, которая может быть выполнена разрезной и снабжена фиксирующими элементами 6 для неподвижного соединения с испытываемым колесом 7. На обоих концах коленчатой оси

5 имеется ряд параллельных пальцев 8 для поочередного закрепления их в каретках 4.

Привод испытываемого колеса 7 выполнен в виде кулачкового механизма, состоящего из кулачка 9, установленного с возможностью вращения вокруг своей оси, и толкателя 10, на одном конце которого закреплен ролик 11, а другой конец жестко связан с коленчатой осью 5. Профиль кулачка 9 выполнен по заданному закону движения толкателя 10, например по закону постоянной угловой скорости.

Перед началом испытаний по заданному коэффициенту 6 буксования определяют положение мгновенного центра скоростей и закрепляют соответствующие пальцы 8 колен5

65 чатой оси 5 в каретках 4. Затем устанавливают испытываемое колесо 7 и неподвижно соединяют его с коленчатой осью 5 при помощи фиксирующих элементов 6.

При вращении и кулачка 9 толкатель 10 вместе с коленчатой осью 5 и испытываемым колесом 7 поворачивается на некоторый угол вокруг оси, проходящей через пальцы 8, закрепленные в каретках 4, и совпадающей с мгновенным центром скоростей. Новое положение испытываемого колеса 7 показано пунктиром на фиг. 1.

Так как ось вращения испытываемого колеса проходит через соответствующий заданной величине буксования мгновенный центр скоростей, то поворот колеса на небольшой угол имитирует его качение с таким же по величине коэффициентом буксования (см. фиг. 3).

Траекторией движения точки А при качении колеса является укороченная циклоида

УЦ, При качении колеса и повороте его на угол, равный 22,5, точка А займет положение Аь точка Π— положение Оь а колесо — положение «а».

Если же колесо, находящееся в первоначальном положении, повернуть относительно мгновенного центра скоростей 02 на угол р, соответствующий углу А02Аь траекторией движения точки А является дуга окружности радиуса Я. В этом случае точка О займет положение Оз, колесо — положение «в».

Исходя из построений (см. фиг. 3) с достаточной для практики точностью можно считать, что дуга окружности радиуса R и с центральным углом ср является сопряженной с участком АА1 циклоиды УЦ, точка Oi— с точкой Оз, положение а колеса — с положением «в», угол ср для указания построений составляет приблизительно 20 — 21 . Если величину угла, т. е. угла поворота колеса относительно мгновенного центра скоростей

0, принять в пределах 5 — 10, то достаточно точно будет выполнено геометрическое подобие качения колеса и поворота его относительно мгновенного центра скоростей, т. е. длина участка циклоиды равна длине дуги окружности радиуса R.

Кинематическое подобие определится тождественностью направления и пропорц иональностью велич ни действующих скоростей. Действительно, величина скорости любой точки контакта колеса с грунтом определяется как произведение угловой скорости на величину радиуса — вектора от мгновенного центра скоростей до этой точки контакта, а направление скорости перпендикулярно этому радиусу — вектору. При значениях =5 † разница в величине и направлении скорости, как видно из построений, невелика. Необходимо отметить, что при коэффициенте буксования 6 — +-1, т. е. когда г„— «-О, эта разница стремится к нулю. Отсюда следует, что при малых положительных значениях 6 и особенно отрицательных, доходящих по величине до

5 505 51 минус 0,5, с целью получения более точного геометрического и кинематического подобия угол ср необходимо уменьшать. При о — oo, т. е. когда колесо находится на грани «юза», а точка О уходит в бесконечность, осуществить такой режим движения колеса на предлагаемом стенде практически невозможно.

По этому исследование параметров процесса взаимодействия колеса. с грунтом целесообразно проводить при значениях коэфф ициента буксования — 0,5(б(1, т. е. в зоне наиболее часто встречающихся на практике значений о.

Описанный стенд позволяет с помощью простых средств исследовать динамические процессы, протекающие в группе, шине и зоне контакта, при различных законах движения испытываемого колеса с силовыми и кинематическими параметрами, определяемыми заданной величиной радиуса качения колеса.

Формула изобретения

1. Стенд для исследования взаимодействия колеса с грунтом, включающий грунтовый канал, станину с направляющими, усгройство для установками и нагружения испытываемого колеса и привод колеса, отличающийся тем, что, с целью упрощения его конструкции, сокращения длины грунтового канала и обеспечения возможности испытания колес различной геометрической формы, устройство для установки колеса содержит коленчатую ось, неподвижно соединенную с испытываемым колесом, и каретки, подвижно установленные в направляющих станины, причем оба конца коленчатой оси шарнирно закреплены в каретках, а привод колеса выполнен в виде кулачкового механизма, толкатель которого жестко связан с коленчатой осью колеса.

2. Стенд по п. 1, отличающийся тем, что коленчатая ось имеет на обоих концах ряд параллельных пальцев для поочередного закрепления в каретках, о 50.5 51

Фиг 5

Составитель А. Глинка

Редактор В. Блохина

Корректор О. Тюрина

Техред Л. Гладкова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 615/5 Изд. Ко 283 Тираж 1054 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Стенд для исследования взаимодействия колеса с грунтом Стенд для исследования взаимодействия колеса с грунтом Стенд для исследования взаимодействия колеса с грунтом Стенд для исследования взаимодействия колеса с грунтом Стенд для исследования взаимодействия колеса с грунтом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике измерения сил и моментов, действующих на колесо при стендовых испытаниях, а также для определения параметров движения колеса

Изобретение относится к устройствам для испытания управляемых колес при реальной динамике движения, а именно для измерения угловых перемещений оси колеса относительно продольной оси автомобиля

Изобретение относится к способу оптического сканирования колеса транспортного средства согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения и к устройству для его осуществления в соответствии с ограничительной частью пункта 10 формулы изобретения

Изобретение относится к испытательной технике для транспортного машиностроения

Изобретение относится к строительству и автомобилестроению

Изобретение относится к станкостроению, в частности к балансировочным станкам для бесконтактного измерения диаметра и «вылета» диска автомобильного колеса

Изобретение относится к способу испытания на дисбаланс, по меньшей мере, одного колеса транспортного средства и устройству для его осуществления в процессе проведения ходовых испытаний транспортного средства на динамическом испытательном стенде транспортных средств

Изобретение относится к средствам диагностики колеса воздушного судна

Изобретение относится к транспортным или полутранспортным устройствам в части того, что оно передвигается как прицеп-трейлер, а при работе как стенд устанавливается на гидроопоры неподвижно, а также относится к области машиностроения и эксплуатационным ремонтам, в частности к контрольно-измерительным, испытательным, диагностическим, ремонтно-сервисным устройствам для измерения и регулирования углов схождения и развала установки как передних, так и задних колес автомобиля, и проведения комплекса ремонтных, профилактических, диагностических и отладочных работ, приводящих транспортное средство до сертифицированного качества в соответствии с международными стандартами
Наверх