Универсальный шарнир

 

Союз Советскии

Социалистическии

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ (11) 56 1() 20

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.03,71(21) 1!330 31/ 7 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.00.77 Бюллетень № 1 (45) Дата опубликования описания 15.07.77 (51) М. КЛ.2

F 16 С 11/00

Гасударственный комитет

Соввта Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 6 1.8 8. (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Л. Богданов и А. N, Ратов (71) Заявитель Особое конструкторское бгоро по б сгптанговым насосам (54) У1!!!ВЕРСАЛЬ!!Б!11 ШАР!!11Р

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин — универсальным шарнирам.

Известны универсальные шарниры, состояшие из наружной и внутренней головок с дорожками качения, в которых расположены шарики, при этом наружная головка имеет удлиненный корпус и продольные дорожки качения. Такие шарниры допускают возможность осевого смешения наружной и 1р внутренней го;.овок относительно друг друг« и обеспечивают передачу крутяшего момента валов, расположенных под углом друг к друг у.

Однако такие шарниры не имеют возможности передавать еще и осевые усилил, а, кроме того, из-за точа;ного контакта шариков с дорожками качения не обеспечивактг передачи относительно больших крутя. ггих 20 моментов и обладают пониженной износоустойчивостьк>.

Известны универсальные шарниры, в которых тела качения выполнены B виде бомбиров«гпгг гх родников. 1 акис шарниры обладают 25 повышенной износоустойчивостью, однако, не обеспечивают передачу осевых усилий, так как радиус профиля дорожек качения больше радиуса выпуклости бочкообразных бомбированных роликов, то контакт роликов с дорожками качения по сушеству также точечный, что не обеспечивает повышения передаваемого таким шарниром крутяшего моме нта.

11елью настояшего изобретения является обеспечение возможности передачи шарниром, кроме крутяшего момента, также и осевых усилий и увеличение передаваемого крутяшего момента.

Эта цель достигается тем, что крышка наружной головки имеет вогнутую сферическую внутреннюю поверхность аналогичную внутренней поверхности торца наружной го» ловки, а внутренняя головка имеет по торvàì выпуклую сферическую поверхность, взаимодействуюшую со сферическими поверхностямп наружной головки и крышки, при этом тела качения выполнены в виде цгглнндрических роликов, установленных с за ором в дорон.к«х качения обоих головок, причем

561 С»20 внешняя грань дорожек качения внутренней головки имеет двоякоконусную форму с большим основанием сопряженных концов в средней части.

На фиг. 1 показан п1арнир, продольный разрез; на фиг. 2 и 3 — схема взаимодействия роликов с дорожками качения в поперечном сечении.

Шарнир состоит аа парусиной Головки 1 с крышкой 2, внутренней Головки 3 и рас 10 положенных между ними в дорожках качения цилиндрических роликов 4. В наружной головке 1 выполнены шлицеобразные профильные дорожки качения 5, имеющие про- . филь либо полукруглый (фиг. 2), либо прямо у угольный (фиг. 3)., а внутренняя торцовая поверхность этой головки имеет вогнутую сферическую поверхность А.

Крышка 2 также имеет внутреннюю торцовую поверхность Б„выполненнуго вогнутой:10 сферической. Внутренняя головка 3 имеет выпуклую сферическую поверхность по торцам В, которым11 она взаимодействует с выгнутыми поверхностями А и Б наружной головки и крышке, что обеспечивает пере- 25 дачу осевых усилий, Шлицевые дорожки качения внутренней головки 6 имеют двухко нусную форму внешней грани с большим основанием сопряженных конусов в средней части (фиг. 1), при этом для плавного 30 перекатывания роликов в дорожках внутренней головки, внутренняя поверхность этих дорожек выполнена в продольном направ- . лении по дуге. Профиль дорожек качения 5 и 6 может нм ть либо округлую (фиг. 2), 35 либо прямоугольную (фиг, 3) форму с поперечным размером, большим чем диаметр роликов 4, и выполнен так, 1то ролики расположены в доро кках каче;:.и:= . с зазором и являются в дорожках r 1; -...:;;:.:,.è роликами. 40 ,Цля уменьшения в1.1ят .. е -:-= ..вой части

pGIIHKoB торцовые (

Рекомендуется применять предложенный универсальный шарнир для одновинтовых погружных насосов., Ф ормула изобретения

1. Универсальный шарнир, содержащий наружную головку с крышкой, имеющую продольные шлицеобразные внутренние дорожки качения и вогнутую сферическую внутреннюю торцовую поверхность, и внуг реннюю головку с продольными дорожками качения для расположения в них тел качения, взаимодействующими с дорожками качения наружной головки, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения возможности передачи шарниром осевых усилий и увеличения передаваемого крутящего момента, крышка наружной головки имеет вогнутую сферическую внутреннюю поверхность, а внутренняя головка - выпуклую сферическую поверхность .по торцам, взаимодействующую с вогнутыми сферическими поверхностями наружной головки и крышки, при этом тела качения выполнены в виде цилиндрических роликов, установленных с зазором в дорожках качения обоих головок, причем внешняя грань дорожек качения внутренней головки имеет двоякоконусную форму с бопьшим основанием сопря.»кенных конусов в средней части.

2. Шарнирпоп. 1, отл ичаюш и и с я тем, что профиль сечения дорожек качения имеет цилиндрическую форму.

3. Шарнир по п. 1, о т л и ч а ю— ш и и с я тем, что профиль сечения дорожек качения имеет прямоугольную форму.

561020

Составитель В. Васильев

Редактор Л. Жаворонкова ехредЯ. Андрейчук. Корректор

Заказ 1384/118 Тираж; 1154 Подписное

UHHHIlH Государственного комитета Совета Министров СССР

0 о делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Универсальный шарнир Универсальный шарнир Универсальный шарнир 

 

Похожие патенты:

Шарнир // 558652

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению вкладышей шарнира скольжения универсальных шпинделей, и может быть использовано в металлургии и других отраслях промышленности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно, к шарнирно-сочлененным рамам, преимущественно, дорожно-строительных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг
Наверх