Синхронный электродвигатель
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<>5629ОЗ фЩ Ф ф»: й;: (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.05.76 (21) 2354900 07 (51) М.Кл.- Н 02 К 21146 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.06.77. Бюллетень ЛЪ 23 (45) Дата опубликования описания 13.10.77
Гасударственный комитет
Сонета Министров СССР ло делам нзабретений и открытии (53) УДК 621.313,323 (088.8) (72) Авторы изобретения Э. H. Ильин, И. В. Смольянсв и Н. H. Фархуллин (71) Заявитель (54) СИ НХРО Н Н Ы Й ЭЛ ЕКТРОДВ И ГАТЕЛ Ь
Изобретение касается электрических машин, а именно электродвигателей с постоянными магнитами.
Известны синхронные двигатели (1), на роторе которых установлены постоянные магHиты с возможностью взаимного поворота, что позволяет уменьшить величину тормозного мо1 мента.
Недостатком такой конструкции является значнтельныи момент инерции подвижных ча10 стей, что затрудняет втягивание двигателя в синхронизм.
Известны также синхронные электродвигатели (2), содержащие статор, ротор с пусковым устройством и постоянным магнитом, установленным коаксиально внутри полого магнитопровода с радиальными прорезями, число KOTOpblx равно числу полюсов магнита.
Данный электродвигатель наиболее близок к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Однако для него характерны плохие пусковые характеристики, что связано со значительным моментом инерции магнитопровода, ухудшающего условия вхождения в синхронизм. 25
Для улучшения пусковых характеристик электродвигателя магнитопровод установлен соосно с пусковым устройством в расточке статора с возможностью поворота на угол ,+- .†. 2 эл. град. относительно постоянного маг- 30 нита, пр::чем ш:ср:гна прорези магнптопровода выполнена больше удвоенной суммы длины воздушных зазоров между магнитом и магнитопроводом и магнитопроводом и расточкой статора, Но меньше разности полюсного деления:I ширины полюсной,дуги магнита.
На фнг. 1 изображен предложенный электредв.rãÿòåëü, продольный разрез; на фиг. 2 дан по"å,ðå÷íûé разрез электродвигателя.
На валу 1 двигателя размещен постоянHbll1 магнит 2, установленный в полом магнитопроводе 8 коа c»aëüíî. Магнптопровод 8 установлен íà валу 1 с возможностью поворота относительно магнита на угол + л/2 эл. град.;1 соосно с пусковым устройством 4 в в:. де короткозамкнутой обмотки 5. В магнитогроводе 8 выпал;1ены прорези 6, ширина которых больше удвовнной суммы длин воздушных зазоров между магнитом 2 и магнитопроволам 3 и магнптопроводом 3 и.расточкой статора 7, но меньше разности полюсного деления н ширины полосной дуги магнита 2. Магнитопровод 3 укреплен на немагнитном диске
8, который в свою очередь связан с валом 1 п ужиной 9. На валу 1 установлен упор 10, При пуске дв:1гателя, когда скольжение ротора близко к единице, на магннтопровод действуют реактиз:-;ый момент, момент пружины и момент от вих,левых токов. Под действие момента от вихревых токов. который больше суммы двух других указанных моментов, магцитопровод 8 поворачивается на угол л/2 эл. гра ь до упора 10, шунтирует магнитный поток полюсов магнита 2 н уменьшает проводимость для продольного потока. Этим достигается существенное уменьшение тормозного момента, обусловленного наведением ЭДС в статоре 7, и предохранение магнита от размагничивания полем реакции якоря.
При определенном соотношении размеров прорезей б и воздушных зазоров магнитный поток магнита 2 может быть почти полностью шунтирован при повороте магнитопровода 8 на угол л/2 эл. град. Это соотношение оптимально, когда ширина прорезей 6 магнито провода 8
",ûïîëíåíà больше удвоенной суммы длин зоздушных зазоров между магнитом 2 и магцитопроводом 8 и магнитопроводом 8 и расточкой статора 7, но меньше разности полюсного деления и ширины полюсной дуги магнита 2.
На подсинхронной скорости вращения момент от вихревых токов в магнитопроводе существенно уменьшается, и магнитопровод поворачивается в свое исходное положение так, что проводимость для продольного потока магнита 2 становится наибольшей.
Поскольку момент инерции полого магнитоп ровода 8 примерно íà порядок меньше момента инерции основного ротора, то это предотвращает качания его и улучшает условия вхождения двигателя в синхронизм и его пусковые характеристики.
Формула изобретения
Синхронный электродвигатель, содержащий статор, ротор с пусковым устройством и постоянным магнитом, установленным коаксиально внутри полого магцитопровода с проре10 зямп, число которых равно числу полюсов магнита, отличающийся тем, что, с целью улучшения пусковых характеристик, магнитопровод установлен соосно с пусковым устройством в расточке статора с возможностью поворота па угол + и/2 эл. прад. относительно постоянного магнита, причем ширина прорезей магнптопро вода вы полнена больше удвоенной суммы длин воздушных зазоров между магнитом и магнитопроводом, и магнитопрово20 дом и расточкой статора, но меньше разности полюсного деления и ширины полюсной дуги магнита.
Источники информации, использованные прп экспертизе:
1. авторское свидетельство СССР ¹ 400936, кл. Н 02 К 21/08, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР ¹ 452895, ЗО кл. Н 02 К 21/4б, 1974.
562903
Составитель В. Трегубов
Техред В. Рыбакова
Редактор Т. Шагова
Корректор И. Симкина
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент
Заказ 529/1421 Изд. № 75 Тираж 917 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5