Демпфер крутильных колебаний
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ш 563523
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.06.73 (21) 1935280/28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 30.06.77. Бюллетень № 24
Дата опубликования описания 14.07.77 (51) М. Кл. F IGF 7/04
Гаоурнрственный комитет
Совета Министров СССР но диим изобретений и открытий (53) УДК 62-567.12 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. А, Полунгян, С. И. Кондрашкин, А. Б. Фоминых и В. Н. Белобров
Московское ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (71) Заявитель (54) ДЕМПФЕР КРУТИЛЪНЫХ КОЛЕБАНИЙ
Изобретение касается гасителей сухого трения, а именно демпферов крутильных колебаний, используемых, например, для уменьшения амплитуд крутильпых колебаний валов трансмиссий.
Известен упруго-фрикционный демпфер c) хого трения, в котором момент трения обеспечивается фрикционными накладками, прижимаемыми друг к другу упругими элементами (11.
Однако в этом демпфере постоянная величина момента трения приводит к увеличению напряженности в нерезонансных зонах и уменьшению долговечности демпфера.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является центробежная фрикционная муфта, используемая в качестве демпфера крутильных колебаний (2). Она содержит ведущие диски, ведомый диск, фрикционные накладки, нажимные пружины, направляющие нажимных пружин и двуплечие рычаги, на одном конце каждого из которых установлен грузик, а другой конец каждого рычага взаимодействует с одной из головок направляющей нажимных пружин.
Однако долговечность такого демпфера изза быстрого износа невелика.
Цель изобретения является улучшение демпфирующей характеристики и увеличение долговечности демпфера.
Для этого описываемый демпфер снабжен пружинами, связывающими ведомый и ведущий диски и расположенными по отношению к ним тангенциально, причем оси поворота двуплечих рычагов также тангенциальны дискам.
На чертеже изображен описываемый демпфер, в верхней части чертежа показано положение элементов демпфера на малых скоро10 стях вращения, а в нижней — при больших скоростях.
Демпфер крутильных колебаний содержит ведущие диски 1, ведомый диск 2, фрикционные прокладки 3, тангенциальные пружины 4, 15 нажимные пружины 5, направляющие нажимных пружин 6 с головками 7 и корпус 8. На корпусе 8 имеются опоры 9 с закрепленными в них осями 10, вокруг которых могут поворачиваться двуплечие рычаги 11. Один конец
20 каждого из рычагов взаимодействует с головкой 7, а на другом конце рычага установлен грузик 12.
Работа демпфера происходит следующим образом.
25 При малых скоростях вращения вала грузики 12 находятся в исходном положении. В таком положении нажимные пружины 5 нагружают пары трения (фрикционные прокладки 3) и создается требуемый момент трения
30 демпфера. При больших скоростях вращения
563523
Составитель 8. Золотовская
Техред Л. Гладкова Корректор 3. Тарасова
Редактор О. Юркова
Заказ 1547/11 Изд. № 568 Тираж 1154 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 вала грузики 12 расходятся за счет центробежных сил, рычаг 11 поворачивается и своим концом нажимает на головку 7. Возникает осевая сила, заставляющая взаимно перемещаться ведущий диск 1 и направляющие 6.
Нажимные пружины сжимаются и разгружают пары трения от осевых сил. Демпфер начинает работать только как упругая муфта.
Сравнительные испытания предлагаемого и известных демпферов показывают, что в предлагаемом демпфере удается снизить динамические нагрузки в нерезонансных зонах, что в значительной степени приводит к уменьшению износа фрикционных пар и увеличению долговечности демпфера.
Формула изобретения
Демпфер крутильных колебаний, содержащий ведущие диски, ведомый диск, фрикционные прокладки, нажимные пружины, направляющие нажимных пружин с головками, шарнирно связанные с одним из ведущих дисков, двуплечие рычаги, на одном конце каждого из которых установлен грузик, а другой
5 конец каждого рычага взаимодействует с одной из головок направляющей нажимных пружин, отличающийся тем, что, с целью улучшения демпфирующей характеристики и увеличения долговечности, он снабжен пружи10 нами, связывающими ведомый и ведущий диски и расположенными по отношению к ним тангенциально, причем оси поворота двуплечих рычагов также тангенциальны дискам.
Источники информации, принятые во вни15 мание при экспертизе
1. Малаховский Я. Э. и Лапин А. А. Сцепления. М., Машгиз, 1960.
2. Истомин Н. А. Крутильные колебания в судовых ДВС. Л., «Судостроение», 1968, 20 с. 223.