Токоподвод ротора электрической машины

 

6 ЙВИО1бна а

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

011 565352

Созз Сове них

Социалистических

Ресоублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.05.72 (21) 1790343/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.07.77. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 24.08.77 (51) М. Кл Н 02К 7/20

Государственный комитет

Совета 1иинистров СССР (53) > ДК 621.313.713 (088.8) по делам изобретений и отнрытий (72) Авторы изобретения

Н. И. Богданов, В. С. Витченко, Г. К. Смирнов и В. Г. Шала в (71) Заявитель (54) ТОКОПОДВОД РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАИ1ИИЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторам с контактными кольцами и стержнем токоподвода, расположенным в осевом отверстии ротора.

Известны турбогенераторы, в которых охла>кдающий агент подводится к теплонапряженным узлам машины с помощью заборников, а затем передается к различным элементам по соединительным трубкам. Однако в этих машинах хладагент не подходит к токоподводящим узлам, в связи с чем последние имеют значительный перегрев. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является токоподвод ротора электрической машины, содержащий контактные кольца и токоведущие стержни, размещенные в осевом отверстии ротора, перпендикулярно к которым установлены сопряженные с ними токоведущие болты. Этот токоподвод ротора характеризуется низкой токонесущей способностью болтового соединения, соответствующей по допускаемой плотности тока неохла>кдаемым токоведущим частям электрических машин.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения токоподвода, что обеспечит повышение токонесущей способности болтового соединения. В описываемом токоподводе это достигается тем, что он снабжен воздухозаборниками, токоведущие болты выполнены с осевыми каналами и расположены диаметрально, причем упомянутые каналы и воздухозаборники выполнены сообщающимися.

На фиг. 1 показан описываемый токоподвод, продольный раз, >ез; На фпг. 2 — то >ке, речный разрез.

Токоведущис болты 1 располо>кены соосно10 диаметрально в отверстиях ротора 2 и персдают ток от контактных колец 3 к стержню 4 токоподвода при помощи гибких шин 5, фиксируемых на болтах 1 винтами 6. Гибкие ншны

5 и болты 1 изолированы от тела ротора 2 при

15 помощи изолирующих вставок 7. Монолитность токоведущсго узла при вращении машины достигается при помощи скоб 8, расположенных по оси болтов 1 и закрепленных на наружной поверхности ротора 2 посредством

20 крепежных болтов 9. Охлаждение токоведущих болтов 1 осуществляется в результате протекания охлаждающего газа по сквозным каналам 10, выполненным по продольной оси болтов 1 и винтов 6. Сообщение между кана25 лами 10 болтов 1 осуществляется, путем размещения в изолирующей прокладке 11 изоляционной трубки 12 с внутренним диаметром, равным диаметру канала 10.

Для захвата газа и его направления. в бол30 ты 1 каждая скоба 8 снабжена заборникамп

13 и 14, закрепленными посредством резьбового наконечника 15. Для создания тока охлаждающего газа в болтах 1 входы заборников 13 и 14 направлены навстречу один другому.

При вращении ротора 2 в направлении, например, по часовой стрелке, охлаждающий газ, за счет действия набегающего потока, входит в заборник 13, проходит по каналу 10 в болтах 1, отводя от них тепло, и выходит через заборник 14 вследствие разрежения в этой зоне, повышая тем самым токонесущую способность болтов 1.

865352

Формула изобретений

Токоподвод ротора электрической машинЫ, содержащий контактные кольца и токоведущие стержни, размещенные в осевом отверстии ротора, перпендикулярно к которым установлены сопряженные с ними токоведущие болты, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, он

10 снабжен воздухозаборниками, указанные болты выполнены с осевыми каналами и расположены диаметрально, причем упомянутые каналы и воздухозаборники выполнены сообщающимися. иг

565352 фиг 2

Составитель С. Бражник

Техред 3. Тараненко Корректор И. Позипковская

Редактор Л. Тюрина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1844/8 Изд. № 624 Тираж 917 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Токоподвод ротора электрической машины Токоподвод ротора электрической машины Токоподвод ротора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и энергетике, а более конкретно к "малой" энергетике - автономным источникам питания на базе силовых агрегатов небольшой мощности, способных работать в полевых условиях в автоматическом режиме не менее 1 - 2 лет

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин, в частности - к синхронным электрическим машинам с возбуждением от постоянных магнитов, которые наряду с известными достоинствами обладают и некоторыми недостатками, в частности - довольно сложными пусковыми и регулировочными характеристиками и относительно низким КПД

Изобретение относится к области электротехники и физико-химических технологий и касается устройств, используемых для электролиза воды

Изобретение относится к области охлаждения микроэлектронного оборудования с высокой интегральной плотностью комплектующих компонентов

Изобретение относится к системам охлаждения аппаратуры летательного аппарата

Вертикальный ветровой электрогенератор содержит опорную колонну (1), по крайней мере один генераторный блок (2), по крайней мере две лопасти (3), устройство контроля возбуждения, выпрямительное устройство, реверсивный частотный преобразователь, фланцы, опоры, систему охлаждения, подъемный механизм (80) и подъемную систему. Генераторный блок (2) содержит фиксатор, генератор и возбудитель. Фиксатор содержит внешний фиксатор и внутренний фиксатор. Генератор содержит статор и ротор. Возбудитель содержит статор и ротор. Вертикальный ветровой электрогенератор может быть изготовлен со снижением его стоимости, быстро запущен, увеличивает эффективность использования ветровой энергии, имеет более высокую эффективность охлаждения генератора, увеличивая тем самым срок его службы и снижая стоимость и время, затраченные на его техобслуживание. 16 з.п. ф-лы, 32 ил.

Изобретение относится к преобразованию тепловой энергии в электрическую и может применяться в качестве автономного источника электрической энергии, используя для нагрева, например, солнечную тепловую энергию или любой другой источник тепла. Устройство для реализации способа содержит нагреватель-испаритель 1 с теплообменными ребрами 2, аэролифт 3, конденсатор 4, эжектор 5, преобразователь энергии 6, патрубок 7. Внутри устройства циркулирует жидкость 8. Технический результат состоит в упрощении реализации способа, конструкции, повышении надежности, долговечности, экологичности и экономичности, расширении области применения. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 2 ил.

Настоящее изобретение относится к электрической машине, в частности, электрическая машина представляет собой синхронный генератор, выполненный с возможностью соединения с газовой или гидротурбиной. Технический результат заключается в создании электрической машины, не использующей токосъемные контактные кольца и способной обеспечить возбуждение при запуске. Электрическая машина содержит первый сердечник ротора с первой роторной обмоткой, первый сердечник статора с первой статорной обмоткой, устройство возбуждения для подачи тока в первую роторную обмотку. Упомянутое устройство возбуждения содержит второй сердечник ротора со второй роторной обмоткой. Второй сердечник ротора соединен с первым сердечником ротора с возможностью вращения. Электрическая машина содержит также второй сердечник статора со второй статорной обмоткой. Вторая роторная обмотка и вторая статорная обмотка представляют собой многофазные обмотки. Первая и вторая роторные обмотки соединены друг с другом. Устройство возбуждения представляет собой асинхронную электрическую машину. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области электроэнергетики, а точнее - к системам для генерации электроэнергии. Технический результат - повышение эффективности электроснабжения различных потребителей. Согласно способу создают систему электроснабжения, состоящую из электрогенератора, содержащего ротор, с возможностью вращения соединенный с двигателем привода для создания крутящего момента, генераторную обмотку с выводами для подключения нагрузки. При этом тормозной электромагнитный момент, возникающий на роторе электрогенератора при протекании тока нагрузки, преодолевают крутящим моментом вспомогательного двигателя-генератора, который добавляют в систему электроснабжения и который содержит ротор, рабочую обмотку с выводами для подключения. Ротор двигателя-генератора кинематически связывают с ротором электрогенератора, а генераторную обмотку последнего, нагрузку и рабочую обмотку двигателя-генератора соединяют в виде последовательной электрической цепи. Рабочую обмотку двигателя-генератора включают в указанную цепь таким образом, чтобы рабочее вращение его ротора было направлено против тормозного электромагнитного момента, возникающего на роторе электрогенератора. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх