Сцепная муфта

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 6l2083, (61) Дополнительное к авт. свид-ву—

{22) Заявлено 14,02,75 (21) 2 l04863/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано25.06.78.Бюллетень № 23 (45) Дата опубликования описанияоо.06.$8. (51) 16 33 43/ОО

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.5

{ 088.8) (72) Автор изобретения

Н, И. Зотовка (71) Заявитель

{54) СЦЕПНАЯ МУФТА

Изобретение относится к станко- и машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для сцепления валов машин и механизмов различных назначений.

Известны муфты, содержащие секторы, расположенные в ведомой полумуфте и перемещающиеся относительно пальцев посредством расклиниваюшсго конусообразного элемента, смон. тHpoBBIIIIDI на приводном валу (1) .

Недостатком данной муфты являются ненадежность работы из-за малого контакта консольно закрепленных секторных колодок и большие габариты из-за сложности устройства.

Целью изобретения является уменьшение габаритов муфты и повышение ее надежности.

Для этого количество секторов выбрано из условия максимального контакта полумуфт и каждый из них снабжен радиальным пазом, в котором установлен палец, при этом расклинивающий элемент выполнен в виде поршня гидро- или пневмоцилиндра, установленного в приводном валу. Полость цилиндра может соединяться с источником давления и может иметь запорное устройство, например клапан.

На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, в сцеплении с глад- 25

2 ким шкивом; HH фиг. 3 — расположение секторов в полумуфтс.

Сцеппая муфта. состоящая из двух полумуфт 1 и 2, содсржит секторы 3, расположенные в всдомой иолумуфте 2 и снабженные радиальным пазом 4, где установлен палец 5 и возвратная пружина 6.

Секторы 3 имеют оощее для всех них отверстие 7, в которое входит расклинивающий конусообразный элемент в виде поршня 8 гидро- или пневмоцилиндра 9, смонтированного на валу

10. Поршень 8 подпружинен пружиной 11 так, что обеспечивается постоянный контакт его конуса с полусферой секторов. При увеличении количества секторов 3 их общее отверстие

7 и конус поршня 8 могут выполняться многогранными.

Поршень 8 имеет уплотнение 12, а цилиндр

9 --- отверстие 13, соединенное с источником давления {на чертеже не показан).

Отверстие 13 может иметь запорное устройство, «IaIIpIIvcp, клапан 14. Пальцы 5 закреплены на полумуфтс пли выполнены заодно с ней, а на пальцах 4 смонтирован диск 15, закрывающий секторы 3. Количество секторов 3 может быть три и более.

Наружная рабочая поверхность секторов 3 может быть выполнена двухконусной цилиндрической, входящей во фрикцпонное сцепление с

612081

Фор,чула изобретения а гг

l5 гг Z nZ

7

5Z цнииПИ Заказ 3440 34

Тираж 1198 1lодписиое

Филиал 111111 «! Iатеита, г. Ужгород, ул. 1 lроекти а я, 4

<Р«г,т барабаном 16 второй нолумуфты 1 или барабаном шкива 17 илоскоремспной передачи, причем барабан 15 выпол ен заодно со шкивом

17, Ц1кив 7 вращается например, а скользящем подшипнике 18 и; полумуфте 2, которая крепится на валу 10, например, винтами 19.

Сектора 3 могут иметь фрикционные накладки

20. Сектора раздвигаются строго радиально и равномерно, обеспечивая максимальный контакт с барабаном !6 по всей поверхности, чем обеспечивается хорошее сцепление при сравнительно малых габаритах.

Сцепная поверхность секторов и барабана

16 может быть выполнена кулачковой или зубчатой. Пневмоцилиндр 9 с поршнем 8 может быть расположен в центре полумуфты 2 или вала 9.

Муфта может работать в режиме управления и самоуправления. Во!омой обычно выполняется полумуфта с секторами, но может бьгп всдомой и полумуфта с барабаном. Например, муфта с помощью пружин 6 и 1 первоначально настроена на свободный ход. При повышении давления в цилиндре 9 поршень 8 передвиг ается вперед и своим конусом раздвигает секторы 3, которые своими пазами радиально передвигаются по пальцам 5 и входят в сцепление с внутренней поверхностью барабана 16.

В зависимости от силы давления на lloplilpHb

8 регулируется сила сцепления сектора 3 с барабаном 16. Прп снятии давления секторы 3 под действием пружин 6 возвращаются в исходное поло>кение, сжимая пружину 11 порпгня 8. Если zaII;fcffffe в цилин.<р 9 подается чсрез клапан 14, то источник давления можно отключить, и муфта будет работать в режиме самоуправления.

Если усилие пру>кипы 11 больше усилий пружин 6, то опа сразу будет работать в режиме самоуправления, однако не исключается подсосдинение источника давления. Закрепляя полумуфту с секторами неподвижно. при повьппенном давлении на поршень 8 муфта будет работать как тормозная. Если ведущей будет т!Олумуфта с секторам и, то of(3 ыожст работая ь как центробежная.

Под действием центробежных сил секторы 1 раздвигаются, преодолевая усилие пружин 5 до сцепления с барабаном 15, раскручивая его. При

5 кулачковом или зубчатом зацеплении муфта может работать как предохранительная, упругая.

Роль упругих элементов выполняют пружины 6 и 11. Усилие можно регулировать гидро- или пневмодавлением, обеспеч ива ющем жесткое сцепление полумуфт.

Выполнение секторов с радиальными пазами, с помощью которых они радиально передвигаются на пальцах, конусом поршня позволяет обеспечить равномерный и максима ll ный контакт рабочей поверхности, что дает надежное сцепление при малых габаритах муфты. Муфта может работать в различных вариантах с различным назначением, при необходимости она может сочетаться с другими пинами муфт.

Данное изобретение повышает КПД машин за счет увеличения надежности работы муфты.

Сцепная муфта, содер>кащая секторы, расположенные в ведомой полумуфте и перемещающиеся относительно пальцев посредством расклннивающего конусообразного элемента, смонтированного на приводном валу, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения ее габаритов и

30 повышения надежности, количество секторов выбрано из условия максимального контакта полумуфт и каждый из них снабжен радиальным пазом, в котором установлен палец, при этом расклинивающий элемент выполнен в виде поршня гидро- или пневмоцилиндра, смонтированного в приводном валу.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Кожевников С. Н. и др. Механизмы. Справочное пособие. М., 1965, с. 470, фиг..6. 70.

Сцепная муфта Сцепная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно применяется для передачи вращающего момента между валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, создания транспортных средств, более конкретно к устройствам для передачи вращательного движения, и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах, в частности в автомобилях и тракторах

Изобретение относится к автоматическим нормально замкнутым тормозам, размыкаемым энергией двигателя, используемым, например, в транспортных средствах
Наверх