Потолочный вентилятор для транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТВДЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 615252 (61) Дополнительное к авт. свид-ву

2 (51) М. Кл.

F 04 0 25/12 (22) Заявлено 11.10.76 (21) 2410819/25 — 06 с присоединением заявки №

Государственный номитет

Совета е1инистров СССР оо делам изооретений, и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.07.78. Бюллетень № 26 (46) Дата опубликования описания 07.06.78 (53) УДК

621.636 (088.8) (72) Автор изобретения

Н. В. Шипош

Всесеюзный конструкторско-экспериментальный институт авто бусо строения (71) Заявитель (54) ПОТОЛОЧНЫЙ ВЕНТИЛЯТОР ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к области вентилято- . ростроения, в частности к конструкции вентиляторов для транспортных средств, например автобусов.

Известен потолочный вентилятор для транспортного средства, содержащий установленный в проеме крыши транспортного средства корпус, верхний защитный колпак и шарнирно закрепленные на корпусе средней частью поворотные рычаги, одни концы которых шарнирно соеди- 1О иены с кронштейнами верхнего защитного колпака, а другие концы соединены с тягами меха, низма открывания (1). Недостатком такого вентилятора является невозможность регулирования количества воздуха, поступающего к вентилятору.15

Известен также потолочный вентилятор для транспортного средства, содержащий корпус с расположенным в нем рабочим колесом с приводным электродвигателем, установленный в проеме крыши транспорпюго средства, размещенный над крышей верхний защитный колпак и нижнюю крышку с ручкой управления, расположенную под проемом (2). Однако в этой конструкции верхний защитный колпак фикси руется только в полностьчо открытом и закры- 25 том положениях, вследствие чего отсутствует возможность регулирования количества воздуха, поступающего к вентилятору. При движении транспортного средства для вентиляции салона не используется скоростной напор воздуха из.за параллельного расположения верхнего защитного колпака над плоскостью крыши. В дождливую погоду отсутствует воэможность осуществления венжляции салона иэ.за проникновения в него вместе со свежим воздухом атмосферных осад. ков.

Целью изобретения является улучшение вентиляции и предотвращение попадания атмосфер ных осадков в веитилируеьюе пространство. Дпя этого корпус предлагаемого вентилятора установлен с возможностью, поворота вокруг вертикаль. ной осн и подпружинен к верхнему колпаку, в котором выполнены два эаборныхотверстияодно со стороны набегающего потока воздуха, а другое, снабженное защитным кожухом и каплеотбойной пластиной, с противоположной стороны, между корпусом и верхним колпаком размещен внутренний колпак с входным отверстием для воздуха, а нижняя крышка выполие. на в виде дефлект< чл б!5252

Боковые стенки верхнего и внутреннего колпакоМ могут быть выполнены в виде коничес. ких поверхностей с одинаковой конусностью н между ниья установлен уплотнительньй элемент.

На фиг. 1 изображен описываемьй вентилятор, разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на 5 фиг. 1.

В корпусе 1 вентилятора расположен приводной электродвигатель 2 с рабочим колесом 3.

Верхняя часть корпуса 1 снабжена внутренним колпаком 4 с входным отверстием 5 для воэ- 10 духа. Снизу к корпусу 1 присоединена крышка.б, выполненная в виде дефлектора для распределения воздуха. На крышке 6 со стороны салона закреплена ручка 7 управления. В проеме крыши 8 транспортного средства установлен крон 15 штейн 9, к которому крепятся два полукольцевых кронштейна 10 с пластинчатыми пружинами 11. Усилием пружин 11 корпус 1 прижи. мается к верхнему защитному колпаку 12, ко7 ,торьй установлен с наружной стороны крыши &;20 ,Внутренняя поверхность колпака 12 конической формы имеет одинаковую конусность с верх,ней частью внутреннего колпака 4. В верхнем защитном колпаке 12 выполнены со стороны набегающего потока воздуха заборное отвер. 25

cme l3, а с противоположной стороны заборное отверстие 14, снабженное защитным кожухом 15 и каплеотбойной пластиной 16. Между боковымн стенками внутреннего 4 и верхнего защитного 12 колпаков установлен уплотнительньй эле- ЗО мент 17. Для предотвращения закручивания электропровопов корпус 1 в средней части снабммн выступом 18, а долукольцевые кронштейны 10 — передним 19 и задним 20 упорами, ограничивающими поворот корпуса. В нижней части кор- з> пуса 1 под местами крепления винтов 21 выполнены вырезы 22, через которые производится крейление полукольцевых кронштейнов 10.

После установки крышки 6 эти вырезы перекрываются. 40

Вентилятор работает следующим образом.

Для вентиляции салона в условиях эксплуата-. ции без атмосферных осадков необходимо установить корпус 1 в положение, при котором входное отверстие 5 внутреннего колпака 4 совпадает с заборным отверстием 13 верхнего защитного колпака 12. Включением электродвигателя 2 наружный воздух всасывается через совме. щепные отверстия 13 и 5 и нагнетаехся рабочим о колесом 3 s салон транспортного средства через о гверстия в крышке 6..

При движении транспортного средства производительность вентиляции повьшвется за счет того, что заборное отверстие 13 расположено про-.55 тнв скорости набегающего потока воздуха. Ис пользование скоростного напора в предлагаемом вентиляторе позволяет эффективно вентилировать салон при номинальной скорости движения с уровень шума в салоне. Количество воздуха, поступающее в салон, регулируется поворотом кор пуса 1 вокруг вертикальной оси, вследствие чего изменяется величина заборного отверстия13 за счет перекрьпия его стенкой внутреннего колпака 4. В дождливую погоду для вентиляции салона необходимо ручкой 7 управления повернуть корпус 1 против часовой стрелки до соприкосновения выступа 18 с задним упо. ром 20. При этом входное отверстие 5 внутреннего колпака 4 совпадает с отверстием 14 верхнего защитного колпака 12, а заборное от верстие 13 перекрывается стенкой внутреннего колпака. Включением зтектродвигателя воздух всасывается через отверстие защитного кожуха 15, огибает каплеотбойную пластину 16, про ходит через совмещеннью отверстия 5 и 14 и подается в салон транспортного средства, а ат мосферные осадки отводятся по крьшю 8 под транспортное средство. Производительность вен тиляции в данном положении снижается, так как увеличивается аэродинамическое сопротивление <и не используется скоростной напор воз

При вращении корпуса 1 по часовой стрелке до совмещения выступа 18 с передним упором 19 достигается закрьпие потолочного вентилятора.

Заборные отвертия 13 и 14 перекрываются сте кой внутреннего колпака 4.

Надежность уплотнения достигается усилием пружин 11, которые сжимают уплотиительный элемент 17 между боковыьм стенками верхнего защитного 12 и внутреннего 4 колпаков посред. ством передачи усилия через корпус 1 на верхний защитный колпак.

Формула изобретения

1. Потолочный вентилятор для транспортного средства, содержащий корпус с расположенныь, в нем рабочим колесом с приводным электродвигателем, установленный в дроеью крыши транспортного средства, размещенный над крышей верхний защитный колпак и нижнюю крыш. ку с ручкой у равлеиия, расположенную под проемом, отличающийся тем, Вто, с целью упрощения вентиляции и предотвраще-, ния попадания атмосферных осадков в вентили руеьюе пространство, корпус установлен с воэ. можностью поворота вокруг вертикальной оси и подпружинен к верхнему колпаку, в котором выполнены два заборных отверстия —, одно со стороны набегающего потока воздуха, а другое, снабженное защитным кожухам и каплеотбойной пластиной, с противоположной стороны, между корпусом и верхним колпаком размещен внут ренннй колпак с входным отверстием для воздуха, а нижняя крьшпса выполнена в виде де6! 5252

ЦНИИПИ Заказ 3866/26 Тираж 837 Подписное

2, Вентилятор по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что боковые стенки верхнего и внутреннего колпаков вьпюлнены в виде конических поверхностей с одинаковой конусностью и между ними установлен уплотнительный элемент, Источники информации, принятые во внимание при экспертиэе:

1. Патент ФРГУ 2209301, кл. 63 с 74, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР и 208455, кл. F 24 F 7/06, 1968.

Потолочный вентилятор для транспортного средства Потолочный вентилятор для транспортного средства Потолочный вентилятор для транспортного средства 

 

Наверх